Автор: Копылова Любовь Борисовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДС № 428 г.Челябинска"
Населённый пункт: Челябинск
Наименование материала: статья
Тема: «Особая роль мелкой моторики в речевом развитии у детей первой группы раннего возраста»
Раздел: дошкольное образование
«Особая роль мелкой моторики в речевом развитии
у детей первой группы раннего возраста»
На сегодняшний день необходимо уделять больше внимания развитию ручных умений и
навыков уже в раннем возрасте. Актуальность проблемы состоит в том, что при поступлении
ребенка в детский сад отмечается такая тенденция - у детей недостаточно развита ручная
моторика. Родители полностью исключили из деятельности детей развитие элементарной
самостоятельности. Ребенку бывает трудно собрать рассыпавшие детали крупного
конструктора, игрушек. Родители отказываются от совместной деятельности с малышом:
полепить, поиграть, заменяя «живое» игровое общение на общение с гаджетом (телефоном,
планшетом, телевизором), не разговаривают с ребенком. Таким образом, возможности
освоения окружающего мира ребенком недостаточная, а это влияет не только на
познавательное развитие, но и на эмоциональное благополучие ребенка
.
Мелкая моторика – это общие и точные движения пальцев рук. Она связана очень тесно с
развитием внимания, наглядно-действенного мышления и развития речи. На всех кончиках
детских пальчиков есть нервные окончания, они помогают передаче сигналов в мозговой
центр, это как раз и влияет на развитие ребенка.
К такому выводу пришли учёные, что начинает формироваться устная речь только тогда,
когда становятся точными движения пальцев рук. А также вместе с этим развивается
внимание, память и словарный запас ребенка. И поэтому очень важно уже с раннего возраста
развивать у ребенка мелкую моторику, используя специальные игры и упражнения.
Например, игры с обычными предметами (прищепки и др.), игры с разнообразными
игрушками, игры со специальными игрушками (шнуровка и др.), игры с разными
материалами (крупы и др.), а также пальчиковые игры. Необходимо, чтобы игры были
интересными, совместными, с настроем на успех (нужно хвалить), по времени адекватными,
систематическими, постепенно усложненными. Занимаясь с маленькими детьми, необходимо
учитывать особенности возраста. Ручки малышей пока что неловки, неуклюжи. Дети еще не
научились регулировать силу, точность, направление движений. Развитие навыков ручных
действий находится в стадии формирования и требует достаточного времени, терпения и
тренировки. Поэтому роль взрослого – помочь ребенку освоить эти навыки, создать для этого
благоприятные условия, предоставить новые возможности.