Напоминание

ФОРМЫ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ


Авторы: Босенко Елена Митрофановна, Мережко Григорий Евгеньевич
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: учитель физической культуры
Населённый пункт: Белгородская область, Белгородский район, поселок Дубовое
Наименование материала: статья
Тема: ФОРМЫ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Раздел: начальное образование





Назад




ФОРМЫ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Босенко Елена Митрофановна, учитель начальных классов.

Мережко Григорий Евгеньевич, учитель физкультуры

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме по формированию

здорового образа жизни у младших школьников. В ней представлено обобщение

опыта работы по организации здоровьесберегающих технологий.

Ключевые слова: здоровый образ жизни, здоровьесберегающие технологии,

младший школьник, обучение, режим динамической смены поз, сенсорные

кресты.

Чтобы сделать ребёнка умным и

рассудительным, сделайте его

крепким и здоровым»

Ж.-Ж. Руссо

Здоровье детей вызывает в последнее время тревогу не только у родителей,

учителей, но и у общества в целом.

Для сохранения здоровья младшего

школьника необходимо

использовать: здоровьесберегающие технологии -

это

система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов

образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех

этапах его обучения и развития. Выделяют главные гигиенические условия для

здоровьясбережения в кабинете:

- чистота;

- температура и свежесть воздуха;

- рациональность освещения класса и доски.

Следует отметить, что утомляемость школьников и риск аллергических

расстройств в немалой степени зависит от соблюдения этих простых условий и

подвижной работы обучающихся.

Тема здоровья актуальна во все времена. Здоровье - это достояние всего

общества, которое нельзя переоценить. При встрече мы желаем друг другу

здоровья, потому что это основа счастливой и полноценной жизни.

Здоровьесберегающие технологии в школе становятся всё более актуальными,

растёт и число школ, включающихся в эту деятельность.

Младший школьный возраст — возраст интенсивного интеллектуального

развития. Интеллект опосредует развитие всех остальных функций, происходит

интеллектуализация всех психических процессов, их осознание и произвольность,

а также осознание своих собственных изменений в результате развития учебной

деятельности.

Необходимо обратить особое внимание на формирование у детей знаний,

навыков, взаимоотношений с социальной средой, а также элементов творческой

деятельности, которые помогут им быстрее приспособиться и выжить в

сложившихся условиях, сохранив и укрепив свое здоровье, а также сделать более

здоровым свое окружение.

Физическое воспитание — вид воспитания, специфика которого заключается в

обучении движениям (двигательным действиям) и воспитании (управлении

развитием) физических качеств человека.

Физическая культура — часть культуры, представляющая собой совокупность

ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях

физического и интеллектуального развития способностей человека,

совершенствования его двигательной активности и формирования здорового

образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической

подготовки и физического развития.

Формы занятий физкультурой и спортом в нашей стране очень многообразны.

Формами обязательных занятий являются уроки физической культуры по

государственным программам учебных заведений, уроки (занятия) в спортивных

школах. Занятия в спортивных секциях, занятия по месту жительства,

самостоятельные, спортивные состязания, утренняя и производственная

гимнастика, туристские походы считаются свободными. Очень важно так

проводить занятия, чтобы они приносили наибольшую пользу. Как бы ни были

разными формы занятий физическими упражнениями, возводятся они идентично:

имеют предварительную, основную и завершающую части.

Одной из важных форм организации физкультурно-оздоровительной работы в

образовательных учреждениях является организация внеучебных спортивно-

массовых мероприятий, направленных на пропаганду ЗОЖ с активно

принимающими участие учеников класса, а также родителей. Это могут быть

различные конкурсы, викторины, спортивные праздники «Веселые старты»,

«Папа, мама, я — спортивная семья», «День здоровья», «Малые олимпийские

игры» и многие другие.

Уроки (тренировки) в спортивных секциях, спортивных школах, спортклубах и

ДСО составлены так, чтобы укрепить здоровье и готовить будущих спортсменов.

В спортивных секциях коллективов физкультуры уроки (занятия) имеют целью

становления группового спорта, увеличение спортивного профессионализма,

оздоровление занимающихся.

Массовые занятия гигиенической гимнастикой проводятся в школах, учебных

заведениях, в интернатах, оздоровительно-спортивных лагерях. Физкультминутку

организовывают и в школах на уроках, в особенности с младшими школьниками.

Она длится всего 1—2 мин и помогает переключить внимание, отдохнуть.

Занятия физкультурой и спортом по месту жительства разнородны. Они могут

идти и в физкультурных группах в форме уроков, могут быть

незапланированными, к примеру, игра в волейбол, соревнования дворовых

коллективов, туристские походы.

В последнее время наиболее обширное распространение получают

самостоятельные занятия физкультурой и спортом. Для их эффективного

проведения необходимо сначала проверить состояние здоровья, ознакомиться с

методическими пособиями. Занятия физической культурой и спортом

воспитывают и физически развивают человека, а также укрепляют здоровье и

волю, вырабатывают силу, мужество, выносливость, помогают изучить массу

разнообразнейших движений, обучают обладать своим телом.

На уроках физкультуры применяются традиционные дидактические методы :

словесные;

наглядные;

практические;

В словесных методах часто используются:

· объяснения, когда идет сообщение нового материала или дополнения к технике

элементов;

· пояснения и комментарии при выполнении учениками отдельных элементов

техники, для исправления ошибок и неточностей. Главное требование:

конкретность и точность пояснений. При правильном выполнении упражнений

комментарий играет роль поощрения интереса к занятию, повышения мотивации

на учебу.

· рассказ, беседа проводится при изучении инструкции по технике безопасности.

Диалог помогает активизации учеников на освоение данного материала.

Наглядные методы даются с использование непосредственного и

опосредованного показа. Кроме выполнения упражнений преподавателем на

уроках физкультуры применяется показ наглядных пособий: карточек,

кинограмм, DVD, и видео материалов.

Показ на уроках физкультуры играет особую роль, так как дети младшего

школьного возраста запоминают не то, что слышат, а то, что видят, поэтому

необходимо соблюдать требования к непосредственному показу. Он должен быть

правильным, точным и даваться с нужными пространственно-временными

характеристиками. Показ учителя часто сопровождается словесными

комментариями.

Очень большая и важная группа методов — это практическое выполнение

упражнений. Сколько бы учащийся не знал и не видел упражнений, если он не

будет его выполнять сам, то никогда его не освоит. Все движения нужно

прочувствовать через своё тело и только при неоднократном повторении

упражнения происходит их заучивание.

К практическим методам относятся: соревнование, игра, упражнение. Все эти

методы применяются на уроках физической культуры у детей младшего

школьного возраста.

Таким образом, в работе, направленной на формирование ЗОЖ у младших

школьников, все методы работы с детьми важны для освоения знаний о здоровом

образе жизни. Эффективность формирования ЗОЖ в значимой степени будет

зависеть от разнообразия методов, которые учитель использует в своей работе, а

также учета возрастных особенностей младших школьников при выборе этих

методов и личного примера педагога и родителей.

Здоровый образ жизни соединяет всё, что способствует успешному выполнению

игровой, учебной, общественных и бытовых функций, трудовой деятельности,

способствующих сохранению, укреплению здоровья и повышению

работоспособности детей младшего школьного возраста.

Я считаю, что забота о сохранении здоровья обучающихся - важнейшая

обязанность школы, отдельного учителя и самого ребенка. Школьникам,

испытывающим проблемы со здоровьем, трудно учиться. Поэтому на своих

уроках я использую многие элементы, которые облегчают эту деятельность.

Из элементов здоровьесберегающей технологии Владимира Филипповича

Базарного очень популярно используется «Режим динамической смены поз»

Каждый урок раз в 7 минут по команде учителя дети меняются местами: те, кто

занимались стоя садятся за парты, а те, кто работал сидя — становятся за

конторки. Практика показывает, что школьникам очень нравится заниматься стоя,

а их эффективность возрастает.

Для развития внимания, зрительного восприятия, памяти, двигательной

активности с удовольствием используются в учебном процессе «сенсорные

кресты».

К потолку с помощью нитей подвешиваются кресты, на которые

крепятся математические формулы, слова с непроверяемым написанием, буквы,

слоги, слова по теме урока, примеры, краткие записи задач и многое другое.

Во всех углах класса с верху размещены запоминающиеся картинки-

иллюстрации. Например, сцены из мультфильмов, пейзажи, фигуры, времена

года. По команде дети поворачиваются и фиксируют взгляд на определенном

изображении или цвете. Занятие продолжается не более 2 минут.

Очень любят дети пальчиковую гимнастику, танцевальные физкультминутки.

Физкультминутки –

это

кратковременные

физические

упражнения,

проводимые с целью предупреждения утомления, восстановления умственной

работоспособности. А танцевальные ещё и улучшают кровообращение, снимают

утомление мышц, нервной системы, активизируют мышление детей, создают

положительные

эмоции

и

повышают

интерес

к

занятиям.

Танцевальные

физкультминутки выполняются обычно под музыку популярных детских песен.

Например, в знаменитой физкультминутке Барбарики – доброта дети понимают

смысл этого слова, учатся дружить.

Также на уроки русского языка приходит Капитан Краб. Полюбившийся

герой различных разминок, помогает изучать новые темы. Весёлые песенки легко

запоминаются детям, что позволяет быстро усвоить новый материал.

Задания в «Движении» например, «Спиши, но не спеши» при изучении темы

«Повторение применения правила правописания безударных гласных в корнях

слов» детям предлагается списать текст, на изученную орфограмму. Обычно

развешивают несколько копий одного текста по классу. Обучающиеся должны

записать его в тетрадь. Нужно встать, подойти к ближайшему тексту, запомнить

несколько слов или предложений, сесть на свое место и записать. Вставать можно

неограниченное количество раз.

Для того, чтобы дети быстрее и легче усвоили программный материал,

используется задание «Назови меня»». Так при изучении темы «Слова,

называющие признаки – имена прилагательные» организуется небольшая

экскурсия, где в процессе ходьбы дети называют признаки встречающихся

предметов, определяют их род, число.

Здоровьесберегающие

технологии

являются

составной

частью

и

отличительной особенностью всей образовательной системы.

Не навредить

здоровью детей. Именно этот принцип считаю одним из важных.

ЛИТЕРАТУРА

1.

Базарный, В. Ф. Повышение уровня здоровья школьников за счет

построения учебного процесса в режиме «динамических поз» / В. Ф.

Базарный, Л. П. Уфимцева, Э. Я. Оладо, В. А. Гуров // Начальная школа.–

1988.– № 2.

2.

Ковриго, Н. М. Формирование потребности в здоровье и здоровом образе

жизни – важная педагогическая задача / Н. М. Ковриго // Образование и

здоровье. – Калуга, 1998. –150 с.

3.

Хрипкова, А. Г., Колесов, Д. В. Гигиена и здоровье школьников / А. Г.

Хрипкова, Д. В. Колесов. – М.: Просвещение, 1988. – 216 с.



В раздел образования