Автор: Стегачева Татьяна Алексеевна
Должность: Студент
Учебное заведение: Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Гжельский государственный университет"
Населённый пункт: п. Электроизолятор
Наименование материала: Научная статья
Тема: «Развития памяти у детей старшего дошкольного возрасте»
Раздел: дополнительное образование
Аналитическая статья по теме НИР
«Развития памяти у детей старшего дошкольного возрасте»
Дошкольный возраст - это время, которое является одним из наиболее
интенсивных периодов развития человека. Здесь в активном развитии
находятся когнитивные процессы, интеллектуальные способности, являющиеся
наиболее важным компонентом психического развития ребенка.
Память в детстве является одной из основных, центральных, психических
функций. С точки зрения психического развития: не мышление стоит в начале
развития, но определяющим моментом в начале развития является память
ребенка.
Память - это форма ментального отражения, заключающаяся в
консолидации, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта,
что позволяет повторно использовать его в деятельности или возвращать в
сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и
будущим и является наиболее важной когнитивной функцией, которая лежит в
основе развития и обучения.
Без памяти становится невозможной никакая деятельность. Упомянутыми
авторами обсуждалось функционирование памяти и механизмы ее нарушений.
Изучены полнота, точность, сила произвольного и неслучайного запоминания,
зависимост
Для развития памяти у детей старшего дошкольного возраста
можно использовать следующие методы и упражнения:
1.
Беседы
по
сказкам,
заучивание
стихотворений,
пересказ
художественных произведений. Запоминанию литературных произведений
поможет опора на представление-картинку, отражающую основное содержание
текста.
2.
Направлять внимание ребёнка на разные стороны объектов.
Организуя деятельность детей по их обследованию, можно обеспечить
формирование полного и точного образа памяти.
3.
Поощрять интерес к объекту познания и самой деятельности. Такие
интеллектуальные чувства, как удивление, удовлетворение от сделанного
открытия,
восхищение,
сомнение,
способствуют
возникновению
и
поддержанию интереса к объекту познания и обеспечивают запоминание.
4.
Обучать приёмам запоминания. Именно шестилетние дети впервые
принимают указания, как надо запоминать.
5.
Использовать дидактическую игру. Она создаёт действенную
игровую мотивацию, подчиняет запоминание близкой и понятной ребёнку
цели, позволяет ему осознавать способы выполнения деятельности.
Также эффективным методом развития памяти у детей дошкольного
возраста считается чтение детской художественной литературы, а также
прослушивание аудиокниг и запоминания от индивидуальных характеристик.
По мнению многих ученых (Л.И. Божовича, Л.С. Выготского, З. М.
Истомина), память носит непроизвольный характер, но к концу дошкольного
возраста, в связи с развитием игры и под влиянием взрослого, у ребенка
начинается произвольное, преднамеренное запоминание.
Благодаря хорошо организованной психолого-педагогической работе
дети осваивают понятия, приобретают умение делать выводы, обобщать. В
период
старшего
дошкольного
возраста
дети
учатся
мыслить,
учатся
сравнению, классификации.
При хорошо организованной психолого-педагогической работе дети
овладевают
понятиями,
приобретают
способность
к
умозаключениям,
обобщениям.
В
старшем
дошкольном
возрасте
дети
учатся
мыслить,
сравнивать, классифицировать, группировать, находить характерные признаки.
У ребенка 5-7 лет можно и нужно развивать все виды памяти - образную
и словесно-логическую, кратковременную, долговременную и оперативную.
Таким образом, можно сделать следующие выводы по развитию памяти у
детей дошкольного возраста:
преобладает непроизвольная образная память;
словесно-смысловая
память
обеспечивает
опосредованное
познание, расширяет познавательную деятельность ребенка;
складываются элементы произвольной памяти как способности к
регуляции процесса запоминания сначала со стороны взрослого, а затем и
самого ребенка;
формируются предпосылки для овладения логическими приемами
запоминания.
Обследовались дети 6 - 7 лет подготовительной группы. В эксперименте
принимали участие 20 человек, из них 8 девочек и 12 мальчиков.
Дети данной подготовительной группы посещают детский сад с
ясельного возраста. Все дети из полных семей. Детей из многодетной семьи в
данной выборке - 3 человека.
Дети в этой группе очень активны на занятиях, проявляют интерес к
окружающему миру. Психологический климат в группе благоприятный: дети
стремятся помогать друг другу и взрослым, слушают воспитателя на занятиях
внимательно, серьезных конфликтов в данной группе нет. Характеристика
эмоционально-волевой сферы детей позволяет организовывать работу с детьми
на более продуктивном уровне. Дети на занятиях ведут себя активно,
дисциплинированно, любят играть в подвижные и развивающие игры, слушать
сказки, петь песни, конструировать, собирать мозаики. Некоторые посещают
музыкальные и спортивные кружки. Участвуют в районных выставках.
Принимают участия в музыкальных конкурсах, в спортивных состязаниях.
Родители всегда поощряют начинания своих детей, принимают участие во всех
праздниках.
В
ходе
проведения
констатирующего
среза
диагностики
сформированности памяти детей старшей группы в количестве 20 человек
получены следующие результаты.
Результаты
диагностики
зрительной
произвольной
памяти
на
констатирующем этапе показали, что высокий уровень сформированности
зрительной, произвольной памяти обнаружен у 10% (2 чел.), они внимательно
рассмотрели картинки и смогли без особых затруднений вспомнить показанные
им картинки.
35% (7 чел.) находятся на среднем уровне, то есть они назвали 6-7
картинок из 10, при назывании картинок сильно торопились и повторяли
название одних и тех же картинок по два раза.
55% (11 чел.) плохо справились с заданием, смогли вспомнить лишь 3-4
картинок, то есть у них низкий уровень сформированности зрительной
произвольной памяти.
Из результатов диагностики следует, что уровень сформированности
зрительной произвольной памяти дошкольников находится на низком уровне,
то есть нуждаются в развивающей работе по развитию зрительной памяти.
Результаты диагностики по методике А. Р. Лурия «Оценка слуховой
памяти -10 слов», показал, что высокий уровень сформированности слуховой
памяти в данной выборке обнаружено лишь у 10% (2 чел.), после прочтения
они вспомнили 5 слов из 10, он уложился в отведенное время для выполнения
задания и внимательно слушал.
30% (6 чел.) находятся на среднем уровне развития, так они смогли
вспомнить 3-4 слова.
На низком уровне находятся 60% (12 чел.). Они сумели вспомнить лишь
12 слова, так как при зачитывании слов сильно отвлекались на посторонние
предметы.
По результатам диагностики можно сделать вывод, что уровень развития
слуховой памяти находится на среднем и низком уровне.
Данные уровня развития словесно - логической памяти по методике А. Н.
Леонтьева «Опосредованное запоминание» показал, что высокий уровень
сформированности словесно-логической памяти в данной выборке детей не
обнаружен, то есть ни один ребенок не смог запомнить 8-10 слов по выбранной
им
картинке.
У
30%
(6
чел.)
детей
обнаружен
средний
уровень
сформированности словесно-логической памяти, то есть только треть детей
смогли найти логические связи в процессе запоминания (7-5 слов из 10).
У 70% (14 чел.) детей обнаружен низкий уровень сформированности
словесно-логической
памяти,
в
процессе
опосредованного
запоминания
запомнили менее половины слов (1-4 слов из 10).
Следовательно, можно сделать вывод, что словесно-логическая память
дошкольников находится на низком уровне развития.
Дети всей группы нуждаются в проведении с ними развивающей работы
по развитию памяти. В развивающую программу были включены упражнения и
игры, направленные на развитие различных видов памяти дошкольников.
Исследование
памяти
дошкольников
выполнялось
в
три
этапа:
подготовительный, экспериментальный и контрольно-обобщающий.
По методике «Изучение зрительной произвольной памяти», проведенный
с целью определения уровня развития зрительной произвольной памяти
дошкольников, получили следующие результаты:
Высокий уровень сформированности зрительной произвольной памяти
обнаружено у 10% (2 чел.); средний уровень сформированности зрительной
произвольной памяти у 35% (7 чел.); на низком уровне - 55% (11 чел.).
По методике «Оценка слуховой памяти - 10 слов» А. Р. Лурия,
проведенный с целью изучения слуховой памяти дошкольников, получили
следующие результаты:
У 10% (2 чел.) высокий уровень развития слуховой памяти, у 30% (6 чел.)
-средний уровень; у 60% (12 чел.) - низкий уровень развития слуховой памяти.
По
методике
А.
Н.
Леонтьева
«Опосредованное
запоминание»,
проведенный с целью изучения словесно-логической памяти дошкольников,
получили следующие результаты.
Высокого уровня развития словесно-логической памяти в данной выборке
детей не обнаружено, у 30% (6 чел.) детей - средний уровень, у 70% (14 чел.)
детей низкий уровень развития словесно-логической памяти.
Из результатов диагностики видно, что развитие памяти находится на
среднем и низком уровне. Следовательно, дети всей группы нуждаются в
развивающей работе по развитию памяти.