Напоминание

«Развития памяти у детей старшего дошкольного возрасте»


Автор: Стегачева Татьяна Алексеевна
Должность: Студент
Учебное заведение: Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Гжельский государственный университет"
Населённый пункт: п. Электроизолятор
Наименование материала: Научная статья
Тема: «Развития памяти у детей старшего дошкольного возрасте»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Аналитическая статья по теме НИР

«Развития памяти у детей старшего дошкольного возрасте»

Дошкольный возраст - это время, которое является одним из наиболее

интенсивных периодов развития человека. Здесь в активном развитии

находятся когнитивные процессы, интеллектуальные способности, являющиеся

наиболее важным компонентом психического развития ребенка.

Память в детстве является одной из основных, центральных, психических

функций. С точки зрения психического развития: не мышление стоит в начале

развития, но определяющим моментом в начале развития является память

ребенка.

Память - это форма ментального отражения, заключающаяся в

консолидации, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта,

что позволяет повторно использовать его в деятельности или возвращать в

сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и

будущим и является наиболее важной когнитивной функцией, которая лежит в

основе развития и обучения.

Без памяти становится невозможной никакая деятельность. Упомянутыми

авторами обсуждалось функционирование памяти и механизмы ее нарушений.

Изучены полнота, точность, сила произвольного и неслучайного запоминания,

зависимост

Для развития памяти у детей старшего дошкольного возраста

можно использовать следующие методы и упражнения:

1.

Беседы

по

сказкам,

заучивание

стихотворений,

пересказ

художественных произведений. Запоминанию литературных произведений

поможет опора на представление-картинку, отражающую основное содержание

текста.

2.

Направлять внимание ребёнка на разные стороны объектов.

Организуя деятельность детей по их обследованию, можно обеспечить

формирование полного и точного образа памяти.

3.

Поощрять интерес к объекту познания и самой деятельности. Такие

интеллектуальные чувства, как удивление, удовлетворение от сделанного

открытия,

восхищение,

сомнение,

способствуют

возникновению

и

поддержанию интереса к объекту познания и обеспечивают запоминание.

4.

Обучать приёмам запоминания. Именно шестилетние дети впервые

принимают указания, как надо запоминать.

5.

Использовать дидактическую игру. Она создаёт действенную

игровую мотивацию, подчиняет запоминание близкой и понятной ребёнку

цели, позволяет ему осознавать способы выполнения деятельности.

Также эффективным методом развития памяти у детей дошкольного

возраста считается чтение детской художественной литературы, а также

прослушивание аудиокниг и запоминания от индивидуальных характеристик.

По мнению многих ученых (Л.И. Божовича, Л.С. Выготского, З. М.

Истомина), память носит непроизвольный характер, но к концу дошкольного

возраста, в связи с развитием игры и под влиянием взрослого, у ребенка

начинается произвольное, преднамеренное запоминание.

Благодаря хорошо организованной психолого-педагогической работе

дети осваивают понятия, приобретают умение делать выводы, обобщать. В

период

старшего

дошкольного

возраста

дети

учатся

мыслить,

учатся

сравнению, классификации.

При хорошо организованной психолого-педагогической работе дети

овладевают

понятиями,

приобретают

способность

к

умозаключениям,

обобщениям.

В

старшем

дошкольном

возрасте

дети

учатся

мыслить,

сравнивать, классифицировать, группировать, находить характерные признаки.

У ребенка 5-7 лет можно и нужно развивать все виды памяти - образную

и словесно-логическую, кратковременную, долговременную и оперативную.

Таким образом, можно сделать следующие выводы по развитию памяти у

детей дошкольного возраста:

преобладает непроизвольная образная память;

словесно-смысловая

память

обеспечивает

опосредованное

познание, расширяет познавательную деятельность ребенка;

складываются элементы произвольной памяти как способности к

регуляции процесса запоминания сначала со стороны взрослого, а затем и

самого ребенка;

формируются предпосылки для овладения логическими приемами

запоминания.

Обследовались дети 6 - 7 лет подготовительной группы. В эксперименте

принимали участие 20 человек, из них 8 девочек и 12 мальчиков.

Дети данной подготовительной группы посещают детский сад с

ясельного возраста. Все дети из полных семей. Детей из многодетной семьи в

данной выборке - 3 человека.

Дети в этой группе очень активны на занятиях, проявляют интерес к

окружающему миру. Психологический климат в группе благоприятный: дети

стремятся помогать друг другу и взрослым, слушают воспитателя на занятиях

внимательно, серьезных конфликтов в данной группе нет. Характеристика

эмоционально-волевой сферы детей позволяет организовывать работу с детьми

на более продуктивном уровне. Дети на занятиях ведут себя активно,

дисциплинированно, любят играть в подвижные и развивающие игры, слушать

сказки, петь песни, конструировать, собирать мозаики. Некоторые посещают

музыкальные и спортивные кружки. Участвуют в районных выставках.

Принимают участия в музыкальных конкурсах, в спортивных состязаниях.

Родители всегда поощряют начинания своих детей, принимают участие во всех

праздниках.

В

ходе

проведения

констатирующего

среза

диагностики

сформированности памяти детей старшей группы в количестве 20 человек

получены следующие результаты.

Результаты

диагностики

зрительной

произвольной

памяти

на

констатирующем этапе показали, что высокий уровень сформированности

зрительной, произвольной памяти обнаружен у 10% (2 чел.), они внимательно

рассмотрели картинки и смогли без особых затруднений вспомнить показанные

им картинки.

35% (7 чел.) находятся на среднем уровне, то есть они назвали 6-7

картинок из 10, при назывании картинок сильно торопились и повторяли

название одних и тех же картинок по два раза.

55% (11 чел.) плохо справились с заданием, смогли вспомнить лишь 3-4

картинок, то есть у них низкий уровень сформированности зрительной

произвольной памяти.

Из результатов диагностики следует, что уровень сформированности

зрительной произвольной памяти дошкольников находится на низком уровне,

то есть нуждаются в развивающей работе по развитию зрительной памяти.

Результаты диагностики по методике А. Р. Лурия «Оценка слуховой

памяти -10 слов», показал, что высокий уровень сформированности слуховой

памяти в данной выборке обнаружено лишь у 10% (2 чел.), после прочтения

они вспомнили 5 слов из 10, он уложился в отведенное время для выполнения

задания и внимательно слушал.

30% (6 чел.) находятся на среднем уровне развития, так они смогли

вспомнить 3-4 слова.

На низком уровне находятся 60% (12 чел.). Они сумели вспомнить лишь

12 слова, так как при зачитывании слов сильно отвлекались на посторонние

предметы.

По результатам диагностики можно сделать вывод, что уровень развития

слуховой памяти находится на среднем и низком уровне.

Данные уровня развития словесно - логической памяти по методике А. Н.

Леонтьева «Опосредованное запоминание» показал, что высокий уровень

сформированности словесно-логической памяти в данной выборке детей не

обнаружен, то есть ни один ребенок не смог запомнить 8-10 слов по выбранной

им

картинке.

У

30%

(6

чел.)

детей

обнаружен

средний

уровень

сформированности словесно-логической памяти, то есть только треть детей

смогли найти логические связи в процессе запоминания (7-5 слов из 10).

У 70% (14 чел.) детей обнаружен низкий уровень сформированности

словесно-логической

памяти,

в

процессе

опосредованного

запоминания

запомнили менее половины слов (1-4 слов из 10).

Следовательно, можно сделать вывод, что словесно-логическая память

дошкольников находится на низком уровне развития.

Дети всей группы нуждаются в проведении с ними развивающей работы

по развитию памяти. В развивающую программу были включены упражнения и

игры, направленные на развитие различных видов памяти дошкольников.

Исследование

памяти

дошкольников

выполнялось

в

три

этапа:

подготовительный, экспериментальный и контрольно-обобщающий.

По методике «Изучение зрительной произвольной памяти», проведенный

с целью определения уровня развития зрительной произвольной памяти

дошкольников, получили следующие результаты:

Высокий уровень сформированности зрительной произвольной памяти

обнаружено у 10% (2 чел.); средний уровень сформированности зрительной

произвольной памяти у 35% (7 чел.); на низком уровне - 55% (11 чел.).

По методике «Оценка слуховой памяти - 10 слов» А. Р. Лурия,

проведенный с целью изучения слуховой памяти дошкольников, получили

следующие результаты:

У 10% (2 чел.) высокий уровень развития слуховой памяти, у 30% (6 чел.)

-средний уровень; у 60% (12 чел.) - низкий уровень развития слуховой памяти.

По

методике

А.

Н.

Леонтьева

«Опосредованное

запоминание»,

проведенный с целью изучения словесно-логической памяти дошкольников,

получили следующие результаты.

Высокого уровня развития словесно-логической памяти в данной выборке

детей не обнаружено, у 30% (6 чел.) детей - средний уровень, у 70% (14 чел.)

детей низкий уровень развития словесно-логической памяти.

Из результатов диагностики видно, что развитие памяти находится на

среднем и низком уровне. Следовательно, дети всей группы нуждаются в

развивающей работе по развитию памяти.



В раздел образования