Напоминание

Значение классической музыки на развитие и воспитание детей


Автор: Суханова Наталья Дмитриевна
Должность: Учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ СШ № 9
Населённый пункт: г. Вилючинск Камчатский край
Наименование материала: Методические разработка
Тема: Значение классической музыки на развитие и воспитание детей
Раздел: начальное образование





Назад




МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: «ЗНАЧЕНИЕ

КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ В РАЗВИТИИ И ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ»

Аудитория: педагоги дошкольного и начального общего образования,

педагоги дополнительного образования, родители.

Форма: методическое пособие.

Введение

В контексте современных образовательных парадигм,

ориентированных на формирование гармонично развитой личности,

особую актуальность приобретает обращение к проверенным

временем культурным и педагогическим ресурсам. Классическая

музыка, как феномен многовекового художественного опыта

человечества, представляет собой неиссякаемый источник для

решения ключевых задач развития и воспитания подрастающего

поколения. Данная методическая разработка призвана

систематизировать научно-методические знания о

полифункциональном влиянии академической музыки на детскую

психику, обосновать её интеграцию в образовательный процесс и

предложить конкретные практические векторы работы с детьми

разного возраста. Целью разработки является формирование у

педагогов и родителей целостного представления о развивающем и

воспитательном потенциале классической музыки и вооружение их

эффективными методами его реализации.

Глава 1. Теоретические основы влияния классической музыки на

развитие ребенка

1.1. Специфика классической музыки как педагогического

инструмента

Термин «классическая музыка» в данном контексте понимается

широко – как академическая музыкальная традиция, включающая в

себя произведения различных эпох (от барокко до модернизма),

отличающиеся глубиной содержания, совершенством формы,

богатством гармонии, полифонии и оркестровки. В отличие от музыки

сугубо развлекательной или функциональной, классические

произведения обладают сложной внутренней структурой,

эмоциональной многогранностью и способностью к

смыслопорождению. Именно эта структурная и смысловая

насыщенность делает её уникальным дидактическим материалом.

Ключевыми характеристиками классической музыки, значимыми для

развития, являются:

Логичность и ясность формы. Произведения строятся по

определённым законам (сонатная форма, рондо, вариации и

др.), что способствует формированию у ребёнка чувства

порядка, предсказуемости и понимания причинно-следственных

связей.

Эмоционально-образная насыщенность. Музыка передаёт

широкий спектр чувств – от радости и ликования до грусти и

драматизма – в их культурно опосредованной, эстетически

завершённой форме.

Богатство акустических параметров. Динамические контрасты

(громко/тихо), тембровое разнообразие инструментов,

изменения темпа и фактуры создают сложную, но

организованную звуковую среду, интенсивно стимулирующую

нейронные сети мозга.

Национальная и культурная маркированность. Музыка несёт

в себе коды определённой исторической эпохи и национального

характера, выступая проводником в мир культурного

многообразия.

1.2. Когнитивное и нейрофизиологическое воздействие

Современные исследования в области нейромузыкологии

подтверждают прямое влияние музыкального восприятия на

пластичность мозга. Слушание и, в особенности, исполнение

сложноорганизованной музыки активизирует не только первичные

слуховые зоны, но и области, ответственные за моторные функции,

память, внимание, пространственно-временное мышление и

эмоциональный интеллект.

Воздействие классической музыки на когнитивную сферу ребёнка

проявляется в следующем:

Развитие слухового восприятия и памяти. Ребёнок учится

дифференцировать звуки по высоте, длительности, тембру,

вычленять отдельные голоса в полифонической ткани,

запоминать и узнавать музыкальные темы. Это напрямую

коррелирует с развитием фонематического слуха, критически

важного для освоения речи и чтения.

Стимуляция образного и абстрактного мышления. Музыка,

будучи искусством временным и невербальным, требует для

своего осмысления работы правого полушария, ответственного

за образность, интуицию и целостное восприятие.

Одновременно анализ формы, структуры произведения

задействует логические функции левого полушария. Таким

образом, происходит межполушарное взаимодействие,

являющееся основой креативности.

Улучшение концентрации и произвольного

внимания. Прослушивание протяжённого музыкального

произведения, особенно в процессе целенаправленной

деятельности (рисование под музыку, движение), тренирует

способность к длительной фокусировке и переключению

внимания в соответствии с изменяющимся музыкальным

материалом.

Формирование пространственно-временных

представлений. Ритмическая организация, чередование

разделов формы, развитие мелодической линии способствуют

становлению у ребёнка чувства времени, ритма и внутреннего

темпа.

Глава 2. Воспитательный потенциал классической музыки

2.1. Формирование эмоционального интеллекта и эстетической

отзывчивости

Классическая музыка выступает мощным инструментом

эмоционального воспитания. Она не просто вызывает эмоции, а учит

ребёнка их распознавать, называть, дифференцировать и, что крайне

важно, переживать в эстетически преображённой форме.

Сопереживая образам музыки, ребёнок проживает широкую палитру

чувств в безопасной ситуации, что обогащает его эмоциональный

опыт и способствует развитию эмпатии.

Эстетическая отзывчивость – способность воспринимать и адекватно

реагировать на прекрасное – воспитывается через систематическое

общение с высокохудожественными образцами. Ребёнок учится

отличать поверхностное от глубокого, хаотичное от упорядоченного,

формируя тем самым основу вкуса и ценностных ориентиров.

2.2. Нравственное и патриотическое воспитание

Музыкальное наследие композиторов-классиков неразрывно связано с

общечеловеческими и национальными ценностями. Через

произведения М.П. Мусоргского, Н.А. Римского-Корсакова, П.И.

Чайковского, С.С. Прокофьева дети знакомятся с историей, folklore,

природой и духовным миром своей страны. Это воспитывает чувство

сопричастности, культурной идентичности и уважения к традициям.

На общечеловеческом уровне классическая музыка, транслируя идеи

добра, красоты, борьбы света и тьмы (например, в сказочных или

эпических сюжетах балетов, опер, программных пьес), способствует

формированию нравственных представлений, чувства

справедливости и сострадания.

2.3. Дисциплина ума и волевые качества

Работа по разучиванию и исполнению классической музыки (на

инструменте или в хоре) – это школа систематического труда,

самоконтроля и преодоления трудностей. Она требует точности,

терпения, многократных повторений для достижения результата. Этот

процесс воспитывает целеустремлённость, ответственность и умение

отложить сиюминутное удовольствие ради отдалённой, но значимой

цели.

Глава 3. Практическая реализация в образовательном процессе

3.1. Принципы отбора музыкального материала

Эффективность работы напрямую зависит от адекватности выбора

произведений возрастным и индивидуальным особенностям детей.

Необходимо руководствоваться следующими принципами:

Принцип доступности и посильной сложности. Для младшего

возраста подбираются короткие пьесы с ясной мелодией, ярким

образом, простой формой («Детский альбом» Чайковского,

«Альбом для юношества» Шумана). С возрастом сложность

наращивается.

Принцип образной конкретности. Предпочтение отдаётся

программной музыке, имеющей название или литературную

основу, что облегчает восприятие и стимулирует фантазию.

Принцип жанрового и стилистического разнообразия. Дети

должны знакомиться с музыкой разных эпох, национальных

школ, жанров (симфоническая, камерная, вокальная).

Принцип высокого художественного качества. Используются

записи в качественном исполнении известными оркестрами и

музыкантами.

3.2. Методы и приёмы работы с детьми дошкольного и младшего

школьного возраста

Работа должна вестись в системе, сочетая фронтальные,

подгрупповые и индивидуальные формы.

1. Слушание музыки как активная деятельность.

Беседа-диалог до и после слушания. Не навязывание готовой

трактовки, а вопросы: «Какое настроение? Что представили?

Была ли музыка быстрая или медленная? Как менялся

характер?».

Пластическое интонирование и двигательная

импровизация. Передача характера музыки через движение

(ходьба, бег, танец, свободная пластика), мимику, жесты.

Изобразительная деятельность. Рисование, лепка образов,

возникших под впечатлением от музыки. Акцент не на технике, а

на передаче впечатления.

Игровые приёмы. Использование карточек с эмоциями,

цветовых карточек для ассоциаций, простых музыкальных

инструментов для озвучивания отдельных элементов.

Сказкотерапевтический подход. Сочинение вместе с детьми

короткой сказки, соответствующей развитию музыкального

сюжета.

2. Интеграция в другие виды деятельности.

Музыка на других занятиях. Использование классической

музыки как фона или смыслового центра на занятиях по

изобразительному искусству, развитию речи, физкультуре

(упражнения под музыку Э. Грига, К. Сен-Санса).

Театрализация. Инсценировка песен, фрагментов опер и

балетов, создание костюмов и декораций.

3. Проектная деятельность (для старшего дошкольного и

младшего школьного возраста).

Долгосрочные проекты типа «Времена года в музыке, живописи и

поэзии», «Путешествие в страну симфонического оркестра», где

классическая музыка является стержнем для

междисциплинарного изучения темы.

3.3. Работа с родителями

Просветительская работа с родителями – обязательный компонент.

Без поддержки в семье эффект от занятий в учреждении снижается.

Формы работы:

Тематические родительские собрания и мастер-классы по

организации домашнего музыкального прослушивания.

Создание рекомендательных списков произведений для

разных ситуаций (утреннее пробуждение, спокойные игры, отход

ко сну).

Совместные детско-родительские

мероприятия: музыкальные гостиные, посещение концертов

адаптированной филармонической программы.

Информационные стенды и буклеты с краткими аннотациями

к рекомендуемым произведениям.

Глава 4. Возрастная динамика и преемственность

4.1. Ранний и младший дошкольный возраст (2-4 года)

Задача: создание позитивного эмоционального фона, первичное

накопление слуховых впечатлений. Используются миниатюрные

пьесы с яркой мелодией, повторяющимися элементами,

звукоподражаниями. Акцент на двигательной и игровой активности

под музыку. Продолжительность слушания – 1-2 минуты.

4.2. Старший дошкольный возраст (5-7 лет)

Задача: развитие способности к целенаправленному, осмысленному

слушанию, накопление «золотого фонда» музыкальных впечатлений.

Вводятся более сложные произведения, даются первоначальные

представления о композиторах, жанрах, инструментах. Активно

используются все перечисленные методы (беседа, рисование,

пластика). Продолжительность – 3-5 минут.

4.3. Младший школьный возраст (7-10 лет)

Задача: углубление восприятия, формирование основ музыкальной

культуры. Дети способны воспринимать более крупные формы,

понимать контрасты и развитие музыкальной мысли. Вводится

элемент анализа (сравнение тем, определение частей формы).

Эффективна связь с историей и литературой. Возможно ведение

«Музыкального дневника» для фиксации впечатлений.

Продолжительность – до 7-10 минут для целостного произведения или

его законченного фрагмента.

Заключение

Классическая музыка, являясь квинтэссенцией духовного опыта

человечества, обладает уникальным, научно доказанным

потенциалом для комплексного развития личности ребёнка. Её

систематическое и методически грамотное включение в

образовательно-воспитательный процесс способствует не только

общему культурному обогащению, но и приводит к конкретным

положительным сдвигам в когнитивной, эмоционально-волевой и

нравственной сферах. Задача педагога и родителя – стать

проводником ребёнка в этот многогранный мир, избегая как

назидательности, так и пассивного фонового звучания. Только через

активное, заинтересованное взаимодействие с высоким искусством

можно раскрыть его развивающую силу, воспитать чуткого,

творческого и гармоничного человека, способного ценить красоту и

глубину в музыке и в жизни. Предложенные в данной разработке

теоретические основания и практические методы носят вариативный

характер и могут быть адаптированы к конкретным условиям и

индивидуальным особенностям детей.



В раздел образования