Напоминание

Программа спортивно-оздоровительного этапа по виду спорта "футбол"


Автор: Кузнецов Вячеслав Игоревич
Должность: Тренер-преподаватель
Учебное заведение: МУ " МДС " Багратион"
Населённый пункт: м.о. Можайск
Наименование материала: Рабочая программа дополнительного образования по Виду спорта «Футбол»
Тема: Программа спортивно-оздоровительного этапа по виду спорта "футбол"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное учреждение

«МОЖАЙСКИЙ ДВОРЕЦ СПОРТА «БАГРАТИОН»

143200, г. Можайск, Московская обл., ул. Мира, 15 Тел. (8-49638) 21-150, 23-671

__________________________________________________________________________________

«Утверждаю»

Директор МУ «МДС «Багратион»

_________________В.Г. Аверьянов

ПРОГРАММА

по дополнительной образовательной программе по футболу для

групп спортивно-оздоровительного этапа

Авторы-составители:

тренер-преподаватель первой

квалификационной категории

Кузнецов Вячеслав Игоревич

тренер-преподаватель

первой квалификационной категории

Пузанков Антон Александрович

Рецензент:

инструктор-методист

Гатина Юлия Накиповна

Можайск

2023 год

Содержание:

1.

Пояснительная записка…………………………………………………… 3

2.

Организация образовательного процесса……………………………….. 5

3.

Годовой план и его содержание ………………………………………... 7

4.

Предполагаемые результаты …………………………………………… 11

5.

Список литературы ……….…………………………………………….. 15

1.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

2

Дополнительная образовательная программа по футболу для спортивно-

оздоровительного этапа (далее- СОЭ) составлена на основе дополнительной

образовательной программы по виду спорта «футбол», разработанной в МУ «МДС

«Багратион», утвержденной приказом № 162 от 30 марта 2023 года.

Программа разработана в соответствии с:

-

приказом

Министерства

Просвещения

Российской

Федерации

от

27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления

образовательной

деятельности

по

дополнительным

общеобразовательным

программам»;

-

Федеральным

стандартом

спортивной

подготовки

по

виду

спорта

«футбол», утверждённый приказом Министерства Спорта Российской Федерации

от 16.11.2022 г. №1000;

- приказом Министерства спорта РФ от 30 октября 2015 г. N 999

"Об утверждении требований к обеспечению подготовки спортивного резерва для

спортивных сборных команд Российской Федерации";

-

Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской

Федерации" от 04.12.2007 N 329-ФЗ.

1. Программа спортивной направленности: рабочая программа по

футболу

для

спортивно-оздоровительного

этапа,

разработанная

на

основе

дополнительной

образовательной

программы

по

виду

спорта

«футбол»,

разработанной в МУ «Можайский дворец спорта Багратион», 10.02.2023 года.

2. Срок реализации программы 1 год (52 недели с нагрузкой 4,5 часов в

неделю). Всего 234 часа в год.

3. Возраст зачисления в группу СОЭ – 5-18 лет

4. Наполняемость группы – 15-30 человек

Дополнительная

образовательная

программа

группы

СОЭ

(теоретические и практические занятия) разработана с учетом имеющихся

условий в зависимости от подготовленности обучающихся с учетом

возрастных особенностей и целевой направленности занятий и рассчитана на

реализацию

в

течение

года.

Программа

построена

по

принципу

постепенности и доступности и дальнейшем расширении, и усложнении.

Планирование

и

реализация

объемов

физической

нагрузки

должны

учитывать, как относительно запретные возрастные зоны, так и наиболее

подходяще для развития отдельных физических качеств и способностей.

Нормативная часть программы является методическим материалом, в

соответствии с которым планируется подготовка спортивного резерва.

Учебный материал по технической и тактической подготовке, включенный в

программу, распределен в зависимости от периода тренировочного цикла.

Для закрепления и совершенствования пройденного используется учебный

материал, изложенный для более младших возрастных групп. Программа

также

предусматривает

общие

схемы

построения

тренировочных

и

межигровых микроциклов по направленности и динамике нагрузки в

различных периодах годичного цикла, которые являются для тренера лишь

ориентирами при планировании подготовки обучающихся. В зависимости от

местных

условий

внесены

необходимые

коррективы

в

планирование

тренировочного процесса. В программе отражены задачи для групп СОЭ,

3

содержание учебного материала по теоретической, физической, технической

и тактической подготовке, распределение объемов нагрузки, система

контроля и нормативные требования для перевода обучающихся на

следующий год обучения.

Общие задачи работы с обучающимися группы СОЭ года обучения

органически связаны с основной целью системы многолетней подготовки

резервов в футболе в спортивных школах - подготовкой футболистов

высокой квалификации.

Отличительная особенность программы: в основе программы:

осуществление физкультурно-оздоровительной и воспитательной работы,

направленной на разностороннюю физическую подготовку. овладение

основами техники футбола, выполнение контрольных нормативов для

зачисления в тренировочные группы.

Цель программы: овладение основами техники футбола, выполнение

контрольных нормативов для зачисления в тренировочные группы.

Основные задачи программы на данном этапе:

- формирование устойчивого интереса к занятиям физической

культурой и спортом;

- получение общих теоретических знаний о физической культуре и

спорте, в том числе о виде спорта «футбол»;

- формирование двигательных умений и навыков, в том числе в виде

спорта «футбол»;

- повышение уровня физической подготовленности и всестороннее

гармоничное развитие физических качеств;

- укрепление здоровья.

4

2.

Организация образовательного процесса

Учебно-тренировочный год начинается 1 сентября, заканчивается 31

августа. Учебно-тренировочные занятия по футболу проводятся по учебно-

тренировочной программе, учебному- тренировочному плану, рассчитанному

на 52 недели учебно-тренировочных занятий непосредственно в условиях

МУ «МДС «Багратион». Программа рассчитана на 234 часа.

Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний,

умений и навыков по виду спорта «Футбол».

Основными формой работы являются:

-учебно- тренировочные занятия (групповые);

- участия в тренировочных (товарищеских) играх, турнирах;

- теоретические занятия;

- медико-восстановительные мероприятия.

Учебно-тренировочные занятия в группе СОЭ обучения проводятся 2

раза в неделю (нагрузка 4,5 часов), длительность тренировки 2 часа 15 мин

(135 мин.). Весь программный материал представленный составлен с учётом:

возрастных

особенностей

обучающихся;

традиционной

периодизации

подготовки юных футболистов; соответствия основных средств и методов

подготовки задачам текущего года; психологических и эмоциональных

факторов

развития

личности;

основных

принципов

распределения

тренировочных и соревновательных нагрузок в годичном цикле. Помимо

работы над улучшением общей физической подготовки в тренировочном

процессе много внимания уделяется воспитанию у обучающихся таких

качеств как смелость, решительность, уважение к товарищам по команде и к

старшим товарищам.

В

Программе

деятельности

предусмотрены

(вне

сетки

часов):

проведение

родительских

собраний;

беседы

с

врачами

и

лучшими

спортсменами города; работа с детьми ассоциативного поведения; экскурсии,

просмотр матчевых встреч ведущих команд и др.

Общие задачи тренировочного этапа:

- формирование устойчивого интереса к занятиям видом спорта «футбол»;

- повышение уровня общей физической и специальной физической,

технической, тактической и теоретической подготовки;

- воспитание физических качеств с учетом возраста и уровня влияния

физических качеств на результативность;

- овладение навыками самоконтроля;

- овладение общими знаниями о правилах вида спорта "футбол";

- - овладение общими знаниями антидопинговых правил;

- укрепление здоровья юных футболистов.

Задачи углубленной специализации

5

- укрепление здоровья, совершенствование всесторонней физической

подготовки;

-

освоение

индивидуальных

технических

приемов,

ознакомление

с

тактическими схемами ведения игры;

- подготовка и выполнение нормативных требований по физической и

специальной подготовке.

6

3. ПРИМЕРНЫЙ ГОДОВОЙ ГРАФИК

распределения учебно-тренировочных часов СОЭ

4,5 часов в неделю 234 часа в год (52 недели)

п.п

Наименование

материала

сен

окт

нояб

дек

янв

фев

мар

апр

май

июн

июл

авг

Всего

1.

Теоретическая

подготовка

2

2

3

2

2

2

2

2

3

3

-

2

25

2.

Общая физическая

подготовка (ОФП)

2

3

5

5

5

5

5

4

5

4

-

7

50

3.

Специальная

физическая

подготовка

2

3

5

5

4

5

4

5

3

5

-

5

46

4.

Изучение и

совершенствование

техники

2

3

3

3

5

4

3

3

3

5

-

5

39

5.

Изучение и

совершенствование

тактики

3

3

3

3

5

5

3

-

-

8

-

2

35

6.

Учебные и

тренировочные

игры

2

2

-

-

-

-

-

2

2

2

-

2

12

8.

Подготовка к сдаче

и сдача

контрольных тестов

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

1

1

11.

Самостоятельная

работа

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

26

-

26

Всего

13

16

19

18

21

21

17

16

16

27

26

24

234

При планировании соревновательных нагрузок соблюдаются принципы

постепенности.

ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН

п.

п

Тема раздела

подготовки

Краткое содержание темы раздела

Кол-во

часов

Теоретическая подготовка (25 часов)

1.

Техника безопасности

Основы безопасности во время занятий в спортивном

зале,

на

спортплощадке,

в

специализированных

закрытых помещениях и на стадионах, в лесо-парковой

местности и т.д. Правила поведения на улице во время

движения

к

месту

занятий.

Правила

дорожного

движения. Правила пожарной безопасности. Меры

личной безопасности детей в криминальной ситуации

7

2.

Физическая культура и

спорт

Исторические сведения о зарождении футбола как

вида спорта. Развитие футбола в России и за рубежом

Советские и Российские спортсмены на чемпионатах

Европы, мира и Олимпийских играх.

4

7

3.

Строение и функции

организма человека

Краткие сведения о строении и функциях организма

человека. Ведущая роль центральной нервной системы в

деятельности организма.

3

4.

Гигиенические знания и

навыки. Закаливание.

Режим и питание юных

спортсменов. (беседа в

присутствии родителей)

Понятие о гигиене и санитарии. Личная гигиена. Уход

за телом, полостью рта, зубами. Гигиенические основы

режима учебы, отдыха, занятий спортом. Режим дня и

его значение.

3

5.

Физиологические

основы спортивной

тренировок

Мышечная деятельность как необходимое условие

физического

развития,

нормального

функционирования организма, поддержания здоровья

и работоспособности.

2

6.

Психологическая

подготовка. Воспитание

морально-волевых

качеств спортсмена

Моральные качества, необходимые для успешных

занятий

спортом.

Понятие

о

психологической

подготовке футболистов. Значение развития волевых

качеств и психологической подготовки для повышения

спортивного мастерства.

2

7.

Правила игры в футбол.

Изучение правил игры. Права и обязанности игроков.

Роль капитана команды, его права и обязанности.

Обязанности судей. Роль судьи как воспитателя.

3

8.

Места занятий,

оборудование и

инвентарь

Футбольное

поле

для

проведения

тренировок

и

соревнований

и

инвентарь

требования

к

его

состоянию. Уход за футбольным полем. Требования к

спортивной одежде и обуви, уход за ними.

1

Физическая подготовка (96)

16.

Общефизическая

подготовка

Бег в различных направлениях, гладкий с изменением

ширины шага, с продвижением вперед, приставными

шагами, спиной вперед, семенящий, с остановкой по

сигналу, с заданием тренера, с предметом в руках.

Упражнения для рук и плечевого пояса. Упражнения

для мышц шеи: наклоны, вращения и повороты

головы. Упражнения для туловища. Упражнения для

формирования правильной осанки. Упражнения для

ног:

различные

маховые

движения,

приседания,

выпады. Упражнения в сопротивлениях в парах.

Прыжки на двух и одной ноге на месте, продвижением

вперед, в длину, с высоты 20, 30 см. Запрыгивание на

гимнастический мат высотой не более 30- 4- см.

Подвижные игры специальной направленности, с

элементами футбола. Эстафеты – с элементами бега,

метания, прыжков, с предметами и без.

50

17.

Специальная

физическая

подготовка

Развитие быстроты - повторный бег по дистанции 10-

15 м, со старта и сходу с максимальной скоростью от

10 до 30 м. Бег по наклонной плоскости вниз.

Выполнение

специальных

упражнений

с

максимальной

быстротой.

Развитие

ловкости

-

разнонаправленные движения рук и ног, кувырки

вперед, в стороны с места. Стойка на лопатках.

Упражнения в равновесии. Жонглирование двумя-

тремя теннисными мячами руками, жонглирование

правой и левой ногой (серединой, внутренней и

внешней частями подъема, бедром). Метание мячей в

46

8

неподвижную

цель,

метание

после

кувырков,

перекатов.

Развитие

силы

-

упражнения

с

преодолением собственного веса, подтягивание из

виса, отжимание в упоре, приседание на одной и двух

ногах. Упражнения с набивными мячами. Подвижные

игры типа «День и ночь», «Вызов», «Вызов номеров»,

«Рывок за мячом» и т.п. Стартовые рывки к мячу с

последующим ударом по воротам, в соревнованиях с

партнером

за

владение

мячом.

Упражнения

для

развития дистанционной скорости. Ускорение под

уклон 3-5°. Бег змейкой между расставленными в

разных положениях стойками, неподвижными или

медленно

передвигающимися

партнерами.

Бег

прыжками. Эстафетный бег. Обводка препятствий на

скорость. Переменный бег на дистанции 100— 150 м

(15-20

м

с

максимальной

скоростью,

10-15

м

медленно). То же с ведением мяча. Подвижные игры

типа «Салки по кругу», «Бегуны», «Сумей догнать» и

т.п. Упражнения для развития скорости переключения

с

одного

действия

на

другое.

Бег

с

быстрым

изменением способа передвижения (с обычного - на

бег

спиной

вперед,

боком

приставным

шагом,

прыжками и т.д.). Бег с изменением направления (до

180°). Бег с изменением скорости (резкое замедление

или остановка после быстрого бега, после чего новый

рывок в заданном направлении и т.п.). «Челночный»

бег: 2^10, 4x5, 4x10, 2x15 м и т.п. «Челночный» бег с

изменением способа передвижения. Бег с «тенью»

(повторение движений партнера, выполняющего бег с

максимальной скоростью с изменением направления).

Техническая и тактическая подготовка (74)

18.

Изучение и

совершенствование

техники

Техническая

подготовка.

Техника

передвижения.

Совершенствование

различных

приемов

техники

передвижения в сочетании с техникой владения мячом.

Удары по мячу ногой. Совершенствование точности

ударов (в цель, в ворота, движущемуся партнеру).

Умение соразмерять силу удара, придавать мячу

различную

траекторию

полета,

точно

выполнять

длинные передачи, выполнять удары из трудных

положений (боком, спиной к направлению удара, в

прыжке, с падением). . Совершенствование умения

точно, быстро и неожиданно для вратаря производить

удары

по

воротам.

Удары

по

мячу

головой.

Совершенствование техники ударов лбом, особенно в

прыжке, выполняя их с активным сопротивлением,

обращая при этом внимание на высокий прыжок,

выигрыш единоборства и точность направления полета

мяча. Остановка мяча. Совершенствование остановки

мяча различными способами, выполняя приемы с

наименьшей затратой времени, на высокой скорости

движения, приводя мяч в удобное положение для

дальнейших

действий.

Ведение

мяча.

39

9

Совершенствование бросков руками и выбивания мяча

ногами на точность и дальность.

19.

Изучение и

совершенствование

тактической

подготовки.

Тактика

защиты

Индивидуальные

действия.

Совершенствование

тактических

способностей

и

умений: своевременное «закрывание», эффективное

противодействие ведению, обводке, передаче, удару.

Групповые действия. Совершенствование слаженности

действий и взаимостраховки при атаке численно

превосходящего соперника, усиление обороны за счет

увеличения числа обороняющих игроков. Командные

действия. Умение взаимодействовать внутри линий и

между линиями при организации командных действий

в

обороне

по

различным

тактическим

схемам.

Совершенствование

игры

по

принципу

комбинированной обороны.

35

Учебные, тренировочные и контрольные игры и соревнования (12)

20.

Учебные и

тренировочные игры

Учебные и тренировочные игры

12

Контрольные нормативы (1)

21.

Подготовка к сдаче и

сдача контрольных

нормативов

Подготовка к сдаче и сдача контрольных

нормативов

1

Самостоятельная работа (26)

22.

Самостоятельная

работа

Самостоятельная работа по индивидуальному

плану (октябрь, июль)

26

10

4.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

ПРОГРАММЫ

п.п.

Содержание

разделов

подготовки

Знания

Умения

1.

Теоретическая

подготовка

основы

техники

безопасности

во

время занятий в пути следования на

занятия и по дороге домой;

-правила дорожного движения;

-меры

личной

безопасности

в

криминальной ситуации;

-значение

ОФП

и

СФП

для

повышения спортивного мастерства;

соблюдать правила дорожного

движения;

-соблюдать

правила

техники

безопасности во время занятий, в

пути следования на занятия и по

дороге домой;

-составлять комплекс ОФП для

подготовительной

части

тренировки;

2.

Общая

физическая

подготовка

должны знать:

-задачи

общей

физической

подготовки;

- упрощенные правила футбола и

подвижных игр для развития техники

должны уметь:

-выполнять

общеразвивающие

упражнения

на

развитие

координации

движений,

ловкости, силы мышц ног, рук,

спины, брюшного пресса;

-играть

по

упрощенным

правилам в спортивные (футбол,

баскетбол, лапта) и подвижные

игры для развития техники бега,

выносливости, быстроты;

3.

Специальная

физическая

подготовка

-цель и задачи разминки, основной и

заключительной частей тренировки.

-выполнять

беговые

и

прыжковые упражнения;

-выполнять

упражнения

на

развитие

быстроты,

выносливости,

прыгучести,

силы;

4.

Техническая

подготовка

-элементарное понятие о технике

выполнения удара по воротам; -

понятие о технике ведения мяча; -

понятие о технике остановки мяча.

-анализировать

технику

выполнения

элементов

и

определять грубые ошибки;

-выполнять

упражнения

для

исправления ошибок в технике

футбола;

5.

Тактическая

подготовка

Общие понятия тактики нападения и

защиты. Тактика вратаря.

Использование

изученных

технических

приемов.

Выполнять

простейшие

групповые

тактические

действия. Взаимодействие двух

и

более

игроков.

Играть

в

футбол в ограниченном составе

5х5, 6х6;

6.

Текущие,

контрольные и

методы

проведения

(зачет,

соревнования);

выполнять нормативы по общей

и

специальной

физической

11

переводные

испытания

-нормативные требования для своей

группы

подготовке;

7.

Участие

в

тренировочных

играх

участие

в

тренировочных

(товарищеских) играх, турнирах,

фестивалях;

8.

Учебные игры

Правила игры

Обязательное

применение

в

играх изученного программного

материала. Соблюдение правил

игры «Футбол».

Следует отметить, что распределение тренировочных нагрузок по уровням

и классификация используемых средств несколько условны, так как под

влиянием систематических занятий и с ростом тренированности организм

футболиста адаптируется к определенным нагрузкам.

Основной

формой

тренировки

являются

тренировочные

занятия.

В

тренировочном процессе с футболистами применяют как комплексные, так и

тематические занятия по физической, технической и тактической подготовке. В

комплексной

тренировке

используются

упражнения

по

физической,

технической и тактической подготовке.

Структура

комплексных

занятий

сложнее,

чем тематических.

Это связано с тем, что в отличие от первых, где решается только одна основная

задача, в комплексные ставятся две, три задачи.

При составлении комплексные тренировки не следует включать в занятие

большое количество нового материала, так как это перегружает нервную

систему.

Ниже приводится примерная схема расположения материала в двух видах

комплексных занятий.

I. Комплексное занятие, решающее задачи физической, технической и

тактической подготовки

Подготовительная часть

1. Упражнения общей разминки.

2. Упражнения специальной разминки.

Основная часть

1. Упражнения на быстроту и ловкость (без мяча и с мячом)

2. Упражнения на изучение технических приемов.

3. Технико-тактические упражнения.

Заключительная часть

1. Упражнения в расслаблении мышечного аппарата.

2. Дыхательные упражнения.

II. Комплексное занятие, решающее задачи технической и физической

подготовки

Подготовительная часть

1. Общеразвивающие упражнения.

2. Упражнения на ловкость и гибкость.

12

Основная часть

1. Изучение нового технического приема.

2. Упражнения, направленные на развитие быстроты.

3. Совершенствование технико-тактических приемов в учебной игре.

Заключительная часть

1. Подвижная игра: / "Охотники и утки" или "мяч по кругу".

2. Упражнения в расслаблении мышечного аппарата.

Обеспечение оборудованием и спортивным инвентарем, необходимыми

для прохождения спортивной подготовки

п/п

Наименование оборудования

и спортивного инвентаря

Единица

измерения

Количество

изделий

1.

Барьер тренировочный (регулируемый)

штук

10

2.

Ворота футбольные, тренировочные,

переносные, уменьшенных размеров с

сеткой

(2х5 м)

штук

4

3.

Ворота футбольные, тренировочные,

переносные, уменьшенных размеров с

сеткой

(2х3 м)

штук

4

4.

Ворота футбольные, тренировочные,

переносные, уменьшенных размеров с

сеткой

(1х2 м или 1х1 м)

штук

8

5.

Гантели массивные (от 0,5 до 5 кг)

комплект

3

6.

Манекен футбольный (для отработки

ударов

и обводки)

комплект

1

7.

Насос универсальный для накачивания

мячей

с иглой

комплект

4

8.

Сетка для переноски мячей

штук

на группу

2

9.

Стойка для обводки

штук

20

10.

Секундомер

штук

на тренера

1

11.

Свисток

штук

на тренера

1

12.

Тренажер «лесенка»

штук

на группу

2

13.

Фишка для установления размеров

площадки

штук

на группу

50

13

14.

Флаг для разметки футбольного поля

штук

6

Для спортивной дисциплины «футбол»

15.

Ворота футбольные стандартные с сеткой

штук

2

16.

Ворота футбольные стандартные,

переносные

с сеткой

штук

2

17.

Макет футбольного поля с магнитными

фишками

штук

на тренера

1

18.

Мяч футбольный (размер № 3)

штук

14

19.

Мяч футбольный (размер № 4)

штук

14

20.

Мяч футбольный (размер № 5)

штук

12

Для спортивной дисциплины «мини-футбол (футзал)»

21.

Ворота футбольные, тренировочные,

переносные, уменьшенных размеров с

сеткой

(2х3 м)

штук

2

22.

Макет мини-футбольного поля с

магнитными фишками

комплект

на тренера

1

23.

Мяч для мини-футбола

штук

на группу

14

14

5.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.

Дополнительная образовательная программа по виду спорта «футбол»,

разработанная МУ «МДС «Багратион», утвержденная приказом № 162 от

30 марта 2023 года.

2.

1.

Андреев С.Н. Футбол в школе. – М.: Просвещение, 2006.

3.

2.

Монаков Г.В. Подготовка футболистов. Теория и практика. – М.:

Советский спорт, 2009.

4.

3.

Новокщенов

И.Н.

Основы

специальной

физической

подготовки

футболистов различной игровой специализации. – Волгоград: ВГАФК,

2013.

5.

4.

Савин С. А. Футболист в игре и тренировке. – М., ФиС, 2007.

6.

Суворов В.В. Возрастные особенности соревновательной деятельности

юных футболистов. – Ростов н/Д.: Феникс, 2012.

7.

Фомин Н.А. Возрастные основы физического воспитания. – М.: ФиС. 2008.

8.

Чирва Б.Г. Теория и методика футбола. – М.: Терра Спорт, 2014.

15



В раздел образования