Автор: Кузнецов Вячеслав Игоревич
Должность: Тренер-преподаватель
Учебное заведение: МУ " МДС " Багратион"
Населённый пункт: м.о. Можайск
Наименование материала: Рабочая программа дополнительного образования по Виду спорта «Футбол»
Тема: Программа спортивно-оздоровительного этапа по виду спорта "футбол"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное учреждение
«МОЖАЙСКИЙ ДВОРЕЦ СПОРТА «БАГРАТИОН»
143200, г. Можайск, Московская обл., ул. Мира, 15 Тел. (8-49638) 21-150, 23-671
__________________________________________________________________________________
«Утверждаю»
Директор МУ «МДС «Багратион»
_________________В.Г. Аверьянов
ПРОГРАММА
по дополнительной образовательной программе по футболу для
групп спортивно-оздоровительного этапа
Авторы-составители:
тренер-преподаватель первой
квалификационной категории
Кузнецов Вячеслав Игоревич
тренер-преподаватель
первой квалификационной категории
Пузанков Антон Александрович
Рецензент:
инструктор-методист
Гатина Юлия Накиповна
Можайск
2023 год
Содержание:
1.
Пояснительная записка…………………………………………………… 3
2.
Организация образовательного процесса……………………………….. 5
3.
Годовой план и его содержание ………………………………………... 7
4.
Предполагаемые результаты …………………………………………… 11
5.
Список литературы ……….…………………………………………….. 15
1.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
2
Дополнительная образовательная программа по футболу для спортивно-
оздоровительного этапа (далее- СОЭ) составлена на основе дополнительной
образовательной программы по виду спорта «футбол», разработанной в МУ «МДС
«Багратион», утвержденной приказом № 162 от 30 марта 2023 года.
Программа разработана в соответствии с:
-
приказом
Министерства
Просвещения
Российской
Федерации
от
27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным
программам»;
-
Федеральным
стандартом
спортивной
подготовки
по
виду
спорта
«футбол», утверждённый приказом Министерства Спорта Российской Федерации
от 16.11.2022 г. №1000;
- приказом Министерства спорта РФ от 30 октября 2015 г. N 999
"Об утверждении требований к обеспечению подготовки спортивного резерва для
спортивных сборных команд Российской Федерации";
-
Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской
Федерации" от 04.12.2007 N 329-ФЗ.
1. Программа спортивной направленности: рабочая программа по
футболу
для
спортивно-оздоровительного
этапа,
разработанная
на
основе
дополнительной
образовательной
программы
по
виду
спорта
«футбол»,
разработанной в МУ «Можайский дворец спорта Багратион», 10.02.2023 года.
2. Срок реализации программы 1 год (52 недели с нагрузкой 4,5 часов в
неделю). Всего 234 часа в год.
3. Возраст зачисления в группу СОЭ – 5-18 лет
4. Наполняемость группы – 15-30 человек
Дополнительная
образовательная
программа
группы
СОЭ
(теоретические и практические занятия) разработана с учетом имеющихся
условий в зависимости от подготовленности обучающихся с учетом
возрастных особенностей и целевой направленности занятий и рассчитана на
реализацию
в
течение
года.
Программа
построена
по
принципу
постепенности и доступности и дальнейшем расширении, и усложнении.
Планирование
и
реализация
объемов
физической
нагрузки
должны
учитывать, как относительно запретные возрастные зоны, так и наиболее
подходяще для развития отдельных физических качеств и способностей.
Нормативная часть программы является методическим материалом, в
соответствии с которым планируется подготовка спортивного резерва.
Учебный материал по технической и тактической подготовке, включенный в
программу, распределен в зависимости от периода тренировочного цикла.
Для закрепления и совершенствования пройденного используется учебный
материал, изложенный для более младших возрастных групп. Программа
также
предусматривает
общие
схемы
построения
тренировочных
и
межигровых микроциклов по направленности и динамике нагрузки в
различных периодах годичного цикла, которые являются для тренера лишь
ориентирами при планировании подготовки обучающихся. В зависимости от
местных
условий
внесены
необходимые
коррективы
в
планирование
тренировочного процесса. В программе отражены задачи для групп СОЭ,
3
содержание учебного материала по теоретической, физической, технической
и тактической подготовке, распределение объемов нагрузки, система
контроля и нормативные требования для перевода обучающихся на
следующий год обучения.
Общие задачи работы с обучающимися группы СОЭ года обучения
органически связаны с основной целью системы многолетней подготовки
резервов в футболе в спортивных школах - подготовкой футболистов
высокой квалификации.
Отличительная особенность программы: в основе программы:
осуществление физкультурно-оздоровительной и воспитательной работы,
направленной на разностороннюю физическую подготовку. овладение
основами техники футбола, выполнение контрольных нормативов для
зачисления в тренировочные группы.
Цель программы: овладение основами техники футбола, выполнение
контрольных нормативов для зачисления в тренировочные группы.
Основные задачи программы на данном этапе:
- формирование устойчивого интереса к занятиям физической
культурой и спортом;
- получение общих теоретических знаний о физической культуре и
спорте, в том числе о виде спорта «футбол»;
- формирование двигательных умений и навыков, в том числе в виде
спорта «футбол»;
- повышение уровня физической подготовленности и всестороннее
гармоничное развитие физических качеств;
- укрепление здоровья.
4
2.
Организация образовательного процесса
Учебно-тренировочный год начинается 1 сентября, заканчивается 31
августа. Учебно-тренировочные занятия по футболу проводятся по учебно-
тренировочной программе, учебному- тренировочному плану, рассчитанному
на 52 недели учебно-тренировочных занятий непосредственно в условиях
МУ «МДС «Багратион». Программа рассчитана на 234 часа.
Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний,
умений и навыков по виду спорта «Футбол».
Основными формой работы являются:
-учебно- тренировочные занятия (групповые);
- участия в тренировочных (товарищеских) играх, турнирах;
- теоретические занятия;
- медико-восстановительные мероприятия.
Учебно-тренировочные занятия в группе СОЭ обучения проводятся 2
раза в неделю (нагрузка 4,5 часов), длительность тренировки 2 часа 15 мин
(135 мин.). Весь программный материал представленный составлен с учётом:
возрастных
особенностей
обучающихся;
традиционной
периодизации
подготовки юных футболистов; соответствия основных средств и методов
подготовки задачам текущего года; психологических и эмоциональных
факторов
развития
личности;
основных
принципов
распределения
тренировочных и соревновательных нагрузок в годичном цикле. Помимо
работы над улучшением общей физической подготовки в тренировочном
процессе много внимания уделяется воспитанию у обучающихся таких
качеств как смелость, решительность, уважение к товарищам по команде и к
старшим товарищам.
В
Программе
деятельности
предусмотрены
(вне
сетки
часов):
проведение
родительских
собраний;
беседы
с
врачами
и
лучшими
спортсменами города; работа с детьми ассоциативного поведения; экскурсии,
просмотр матчевых встреч ведущих команд и др.
Общие задачи тренировочного этапа:
- формирование устойчивого интереса к занятиям видом спорта «футбол»;
- повышение уровня общей физической и специальной физической,
технической, тактической и теоретической подготовки;
- воспитание физических качеств с учетом возраста и уровня влияния
физических качеств на результативность;
- овладение навыками самоконтроля;
- овладение общими знаниями о правилах вида спорта "футбол";
- - овладение общими знаниями антидопинговых правил;
- укрепление здоровья юных футболистов.
Задачи углубленной специализации
5
- укрепление здоровья, совершенствование всесторонней физической
подготовки;
-
освоение
индивидуальных
технических
приемов,
ознакомление
с
тактическими схемами ведения игры;
- подготовка и выполнение нормативных требований по физической и
специальной подготовке.
6
3. ПРИМЕРНЫЙ ГОДОВОЙ ГРАФИК
распределения учебно-тренировочных часов СОЭ
4,5 часов в неделю 234 часа в год (52 недели)
№
п.п
Наименование
материала
сен
окт
нояб
дек
янв
фев
мар
апр
май
июн
июл
авг
Всего
1.
Теоретическая
подготовка
2
2
3
2
2
2
2
2
3
3
-
2
25
2.
Общая физическая
подготовка (ОФП)
2
3
5
5
5
5
5
4
5
4
-
7
50
3.
Специальная
физическая
подготовка
2
3
5
5
4
5
4
5
3
5
-
5
46
4.
Изучение и
совершенствование
техники
2
3
3
3
5
4
3
3
3
5
-
5
39
5.
Изучение и
совершенствование
тактики
3
3
3
3
5
5
3
-
-
8
-
2
35
6.
Учебные и
тренировочные
игры
2
2
-
-
-
-
-
2
2
2
-
2
12
8.
Подготовка к сдаче
и сдача
контрольных тестов
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
1
1
11.
Самостоятельная
работа
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
26
-
26
Всего
13
16
19
18
21
21
17
16
16
27
26
24
234
При планировании соревновательных нагрузок соблюдаются принципы
постепенности.
ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№
п.
п
Тема раздела
подготовки
Краткое содержание темы раздела
Кол-во
часов
Теоретическая подготовка (25 часов)
1.
Техника безопасности
Основы безопасности во время занятий в спортивном
зале,
на
спортплощадке,
в
специализированных
закрытых помещениях и на стадионах, в лесо-парковой
местности и т.д. Правила поведения на улице во время
движения
к
месту
занятий.
Правила
дорожного
движения. Правила пожарной безопасности. Меры
личной безопасности детей в криминальной ситуации
7
2.
Физическая культура и
спорт
Исторические сведения о зарождении футбола как
вида спорта. Развитие футбола в России и за рубежом
Советские и Российские спортсмены на чемпионатах
Европы, мира и Олимпийских играх.
4
7
3.
Строение и функции
организма человека
Краткие сведения о строении и функциях организма
человека. Ведущая роль центральной нервной системы в
деятельности организма.
3
4.
Гигиенические знания и
навыки. Закаливание.
Режим и питание юных
спортсменов. (беседа в
присутствии родителей)
Понятие о гигиене и санитарии. Личная гигиена. Уход
за телом, полостью рта, зубами. Гигиенические основы
режима учебы, отдыха, занятий спортом. Режим дня и
его значение.
3
5.
Физиологические
основы спортивной
тренировок
Мышечная деятельность как необходимое условие
физического
развития,
нормального
функционирования организма, поддержания здоровья
и работоспособности.
2
6.
Психологическая
подготовка. Воспитание
морально-волевых
качеств спортсмена
Моральные качества, необходимые для успешных
занятий
спортом.
Понятие
о
психологической
подготовке футболистов. Значение развития волевых
качеств и психологической подготовки для повышения
спортивного мастерства.
2
7.
Правила игры в футбол.
Изучение правил игры. Права и обязанности игроков.
Роль капитана команды, его права и обязанности.
Обязанности судей. Роль судьи как воспитателя.
3
8.
Места занятий,
оборудование и
инвентарь
Футбольное
поле
для
проведения
тренировок
и
соревнований
и
инвентарь
требования
к
его
состоянию. Уход за футбольным полем. Требования к
спортивной одежде и обуви, уход за ними.
1
Физическая подготовка (96)
16.
Общефизическая
подготовка
Бег в различных направлениях, гладкий с изменением
ширины шага, с продвижением вперед, приставными
шагами, спиной вперед, семенящий, с остановкой по
сигналу, с заданием тренера, с предметом в руках.
Упражнения для рук и плечевого пояса. Упражнения
для мышц шеи: наклоны, вращения и повороты
головы. Упражнения для туловища. Упражнения для
формирования правильной осанки. Упражнения для
ног:
различные
маховые
движения,
приседания,
выпады. Упражнения в сопротивлениях в парах.
Прыжки на двух и одной ноге на месте, продвижением
вперед, в длину, с высоты 20, 30 см. Запрыгивание на
гимнастический мат высотой не более 30- 4- см.
Подвижные игры специальной направленности, с
элементами футбола. Эстафеты – с элементами бега,
метания, прыжков, с предметами и без.
50
17.
Специальная
физическая
подготовка
Развитие быстроты - повторный бег по дистанции 10-
15 м, со старта и сходу с максимальной скоростью от
10 до 30 м. Бег по наклонной плоскости вниз.
Выполнение
специальных
упражнений
с
максимальной
быстротой.
Развитие
ловкости
-
разнонаправленные движения рук и ног, кувырки
вперед, в стороны с места. Стойка на лопатках.
Упражнения в равновесии. Жонглирование двумя-
тремя теннисными мячами руками, жонглирование
правой и левой ногой (серединой, внутренней и
внешней частями подъема, бедром). Метание мячей в
46
8
неподвижную
цель,
метание
после
кувырков,
перекатов.
Развитие
силы
-
упражнения
с
преодолением собственного веса, подтягивание из
виса, отжимание в упоре, приседание на одной и двух
ногах. Упражнения с набивными мячами. Подвижные
игры типа «День и ночь», «Вызов», «Вызов номеров»,
«Рывок за мячом» и т.п. Стартовые рывки к мячу с
последующим ударом по воротам, в соревнованиях с
партнером
за
владение
мячом.
Упражнения
для
развития дистанционной скорости. Ускорение под
уклон 3-5°. Бег змейкой между расставленными в
разных положениях стойками, неподвижными или
медленно
передвигающимися
партнерами.
Бег
прыжками. Эстафетный бег. Обводка препятствий на
скорость. Переменный бег на дистанции 100— 150 м
(15-20
м
с
максимальной
скоростью,
10-15
м
медленно). То же с ведением мяча. Подвижные игры
типа «Салки по кругу», «Бегуны», «Сумей догнать» и
т.п. Упражнения для развития скорости переключения
с
одного
действия
на
другое.
Бег
с
быстрым
изменением способа передвижения (с обычного - на
бег
спиной
вперед,
боком
приставным
шагом,
прыжками и т.д.). Бег с изменением направления (до
180°). Бег с изменением скорости (резкое замедление
или остановка после быстрого бега, после чего новый
рывок в заданном направлении и т.п.). «Челночный»
бег: 2^10, 4x5, 4x10, 2x15 м и т.п. «Челночный» бег с
изменением способа передвижения. Бег с «тенью»
(повторение движений партнера, выполняющего бег с
максимальной скоростью с изменением направления).
Техническая и тактическая подготовка (74)
18.
Изучение и
совершенствование
техники
Техническая
подготовка.
Техника
передвижения.
Совершенствование
различных
приемов
техники
передвижения в сочетании с техникой владения мячом.
Удары по мячу ногой. Совершенствование точности
ударов (в цель, в ворота, движущемуся партнеру).
Умение соразмерять силу удара, придавать мячу
различную
траекторию
полета,
точно
выполнять
длинные передачи, выполнять удары из трудных
положений (боком, спиной к направлению удара, в
прыжке, с падением). . Совершенствование умения
точно, быстро и неожиданно для вратаря производить
удары
по
воротам.
Удары
по
мячу
головой.
Совершенствование техники ударов лбом, особенно в
прыжке, выполняя их с активным сопротивлением,
обращая при этом внимание на высокий прыжок,
выигрыш единоборства и точность направления полета
мяча. Остановка мяча. Совершенствование остановки
мяча различными способами, выполняя приемы с
наименьшей затратой времени, на высокой скорости
движения, приводя мяч в удобное положение для
дальнейших
действий.
Ведение
мяча.
39
9
Совершенствование бросков руками и выбивания мяча
ногами на точность и дальность.
19.
Изучение и
совершенствование
тактической
подготовки.
Тактика
защиты
Индивидуальные
действия.
Совершенствование
тактических
способностей
и
умений: своевременное «закрывание», эффективное
противодействие ведению, обводке, передаче, удару.
Групповые действия. Совершенствование слаженности
действий и взаимостраховки при атаке численно
превосходящего соперника, усиление обороны за счет
увеличения числа обороняющих игроков. Командные
действия. Умение взаимодействовать внутри линий и
между линиями при организации командных действий
в
обороне
по
различным
тактическим
схемам.
Совершенствование
игры
по
принципу
комбинированной обороны.
35
Учебные, тренировочные и контрольные игры и соревнования (12)
20.
Учебные и
тренировочные игры
Учебные и тренировочные игры
12
Контрольные нормативы (1)
21.
Подготовка к сдаче и
сдача контрольных
нормативов
Подготовка к сдаче и сдача контрольных
нормативов
1
Самостоятельная работа (26)
22.
Самостоятельная
работа
Самостоятельная работа по индивидуальному
плану (октябрь, июль)
26
10
4.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
ПРОГРАММЫ
№
п.п.
Содержание
разделов
подготовки
Знания
Умения
1.
Теоретическая
подготовка
основы
техники
безопасности
во
время занятий в пути следования на
занятия и по дороге домой;
-правила дорожного движения;
-меры
личной
безопасности
в
криминальной ситуации;
-значение
ОФП
и
СФП
для
повышения спортивного мастерства;
соблюдать правила дорожного
движения;
-соблюдать
правила
техники
безопасности во время занятий, в
пути следования на занятия и по
дороге домой;
-составлять комплекс ОФП для
подготовительной
части
тренировки;
2.
Общая
физическая
подготовка
должны знать:
-задачи
общей
физической
подготовки;
- упрощенные правила футбола и
подвижных игр для развития техники
должны уметь:
-выполнять
общеразвивающие
упражнения
на
развитие
координации
движений,
ловкости, силы мышц ног, рук,
спины, брюшного пресса;
-играть
по
упрощенным
правилам в спортивные (футбол,
баскетбол, лапта) и подвижные
игры для развития техники бега,
выносливости, быстроты;
3.
Специальная
физическая
подготовка
-цель и задачи разминки, основной и
заключительной частей тренировки.
-выполнять
беговые
и
прыжковые упражнения;
-выполнять
упражнения
на
развитие
быстроты,
выносливости,
прыгучести,
силы;
4.
Техническая
подготовка
-элементарное понятие о технике
выполнения удара по воротам; -
понятие о технике ведения мяча; -
понятие о технике остановки мяча.
-анализировать
технику
выполнения
элементов
и
определять грубые ошибки;
-выполнять
упражнения
для
исправления ошибок в технике
футбола;
5.
Тактическая
подготовка
Общие понятия тактики нападения и
защиты. Тактика вратаря.
Использование
изученных
технических
приемов.
Выполнять
простейшие
групповые
тактические
действия. Взаимодействие двух
и
более
игроков.
Играть
в
футбол в ограниченном составе
5х5, 6х6;
6.
Текущие,
контрольные и
методы
проведения
(зачет,
соревнования);
выполнять нормативы по общей
и
специальной
физической
11
переводные
испытания
-нормативные требования для своей
группы
подготовке;
7.
Участие
в
тренировочных
играх
участие
в
тренировочных
(товарищеских) играх, турнирах,
фестивалях;
8.
Учебные игры
Правила игры
Обязательное
применение
в
играх изученного программного
материала. Соблюдение правил
игры «Футбол».
Следует отметить, что распределение тренировочных нагрузок по уровням
и классификация используемых средств несколько условны, так как под
влиянием систематических занятий и с ростом тренированности организм
футболиста адаптируется к определенным нагрузкам.
Основной
формой
тренировки
являются
тренировочные
занятия.
В
тренировочном процессе с футболистами применяют как комплексные, так и
тематические занятия по физической, технической и тактической подготовке. В
комплексной
тренировке
используются
упражнения
по
физической,
технической и тактической подготовке.
Структура
комплексных
занятий
сложнее,
чем тематических.
Это связано с тем, что в отличие от первых, где решается только одна основная
задача, в комплексные ставятся две, три задачи.
При составлении комплексные тренировки не следует включать в занятие
большое количество нового материала, так как это перегружает нервную
систему.
Ниже приводится примерная схема расположения материала в двух видах
комплексных занятий.
I. Комплексное занятие, решающее задачи физической, технической и
тактической подготовки
Подготовительная часть
1. Упражнения общей разминки.
2. Упражнения специальной разминки.
Основная часть
1. Упражнения на быстроту и ловкость (без мяча и с мячом)
2. Упражнения на изучение технических приемов.
3. Технико-тактические упражнения.
Заключительная часть
1. Упражнения в расслаблении мышечного аппарата.
2. Дыхательные упражнения.
II. Комплексное занятие, решающее задачи технической и физической
подготовки
Подготовительная часть
1. Общеразвивающие упражнения.
2. Упражнения на ловкость и гибкость.
12
Основная часть
1. Изучение нового технического приема.
2. Упражнения, направленные на развитие быстроты.
3. Совершенствование технико-тактических приемов в учебной игре.
Заключительная часть
1. Подвижная игра: / "Охотники и утки" или "мяч по кругу".
2. Упражнения в расслаблении мышечного аппарата.
Обеспечение оборудованием и спортивным инвентарем, необходимыми
для прохождения спортивной подготовки
№
п/п
Наименование оборудования
и спортивного инвентаря
Единица
измерения
Количество
изделий
1.
Барьер тренировочный (регулируемый)
штук
10
2.
Ворота футбольные, тренировочные,
переносные, уменьшенных размеров с
сеткой
(2х5 м)
штук
4
3.
Ворота футбольные, тренировочные,
переносные, уменьшенных размеров с
сеткой
(2х3 м)
штук
4
4.
Ворота футбольные, тренировочные,
переносные, уменьшенных размеров с
сеткой
(1х2 м или 1х1 м)
штук
8
5.
Гантели массивные (от 0,5 до 5 кг)
комплект
3
6.
Манекен футбольный (для отработки
ударов
и обводки)
комплект
1
7.
Насос универсальный для накачивания
мячей
с иглой
комплект
4
8.
Сетка для переноски мячей
штук
на группу
2
9.
Стойка для обводки
штук
20
10.
Секундомер
штук
на тренера
1
11.
Свисток
штук
на тренера
1
12.
Тренажер «лесенка»
штук
на группу
2
13.
Фишка для установления размеров
площадки
штук
на группу
50
13
14.
Флаг для разметки футбольного поля
штук
6
Для спортивной дисциплины «футбол»
15.
Ворота футбольные стандартные с сеткой
штук
2
16.
Ворота футбольные стандартные,
переносные
с сеткой
штук
2
17.
Макет футбольного поля с магнитными
фишками
штук
на тренера
1
18.
Мяч футбольный (размер № 3)
штук
14
19.
Мяч футбольный (размер № 4)
штук
14
20.
Мяч футбольный (размер № 5)
штук
12
Для спортивной дисциплины «мини-футбол (футзал)»
21.
Ворота футбольные, тренировочные,
переносные, уменьшенных размеров с
сеткой
(2х3 м)
штук
2
22.
Макет мини-футбольного поля с
магнитными фишками
комплект
на тренера
1
23.
Мяч для мини-футбола
штук
на группу
14
14
5.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Дополнительная образовательная программа по виду спорта «футбол»,
разработанная МУ «МДС «Багратион», утвержденная приказом № 162 от
30 марта 2023 года.
2.
1.
Андреев С.Н. Футбол в школе. – М.: Просвещение, 2006.
3.
2.
Монаков Г.В. Подготовка футболистов. Теория и практика. – М.:
Советский спорт, 2009.
4.
3.
Новокщенов
И.Н.
Основы
специальной
физической
подготовки
футболистов различной игровой специализации. – Волгоград: ВГАФК,
2013.
5.
4.
Савин С. А. Футболист в игре и тренировке. – М., ФиС, 2007.
6.
Суворов В.В. Возрастные особенности соревновательной деятельности
юных футболистов. – Ростов н/Д.: Феникс, 2012.
7.
Фомин Н.А. Возрастные основы физического воспитания. – М.: ФиС. 2008.
8.
Чирва Б.Г. Теория и методика футбола. – М.: Терра Спорт, 2014.
15