Автор: Хайрудинова Любовь Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МДОУ д/с "Березка" Населённый пункт: село Толька, Красноселькупский район, ЯНАО Наименование материала: Статья Тема: "Патриотическое воспитание дошкольников." Раздел: дошкольное образование
Патриотическое воспитание дошкольников.
Дошкольный
возраст
–
фундамент
общего
развития
ребёнка,
стартовый
период
всех
высоких человеческих начал. Закладываемое в это время эмоциональное отношение к
жизни и людям, развитие нравственно-патриотических чувств оставляют след на всё
дальнейшее поведение и образ мыслей человека.
Понятие патриотизма многогранно по своему содержанию – это любовь к своей семье,
своей малой родине, уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с
окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину.
Патриотическое воспитание необходимо начинать ещё в младшем дошкольном возрасте
при тесном взаимодействии: воспитателей, родителей и самих детей. Ведь наши дети –
эмоциональны, впечатлительны, любят подражать взрослым, но отсутствует жизненный
опыт. Чувство Родины у ребёнка начинается с отношения к семье, самым близким людям –
к маме, папе, другим родственникам. В семье папа, дедушка учат мальчишек, что они
защитники девочек, мам, бабушек, всех слабых. У девочек формируется понятие, что они
помощницы, подруги, будущие мамы. Мы воспитываем у малышей бережное отношение
ко всему живому, знакомим с трудом взрослых. В нашей группе была оформлена выставка
рисунков, аппликаций, поделок сделанные детьми, привлекли к работе и родителей. Было
проведено родительское собрание на тему: «Роль отца в семейном воспитании». Наши
папы с удовольствием выполнили все задания: называли дату рождения своих детей,
шнуровали
ботиночки,
заплетали
косы,
завязывали
банты
девочкам,
крутили
обруч.
Делились опытом по воспитанию своих детей. Пытались составить дерево родословной. С
удовольствием послушали, что о них говорят дети.
На занятиях по ознакомлению с
окружающим рассказываем о природе России, о культуре, быте и традициях русского
народа.
Очень важно приобщать ребёнка к русской народной культуре. В работе с маленькими
детьми
используются
все
виды
фольклора,
в
частности,
в
формировании
культурно-
гигиенических навыков, знакомим детей с устным народным творчеством (считалки,
прибаутки,
стихи,
потешки),
играми.
Народные
игры
воспитывают
сознательную
дисциплину,
волю,
настойчивость
в
преодолении
трудностей,
приучают
детей
быть
честными и правдивыми. Народная игра – это детство и забавы старшего поколения:
наших бабушек и дедушек. Знакомя детей с такими играми, мы возрождаем добрую
традицию,
передаём
опыт
старшего
поколения.
В
народной
игре
есть
весь
арсенал
необходимых средств - для формирования человека – гражданина своей страны.
«Я иду в детский сад»
(проблемы адаптации)
Из опыта работы.
Знакомство ребёнка с миром, где он останется один на один со сверстниками, не может
немедленно прибегнуть к защите, для многих малышей бывает непростым. И далеко не
все дети готовы к этому событию.
Каждому
ребёнку
рано
или
поздно
приходится
«социализироваться»,
т.е.становиться
способным жить среди других людей. Это необходимый для всех этап. В детском саду
маленький
человечек,
попадая
в
коллектив
своих
ровесников,
вступает
с
ними
в
жизненные
взаимодействия.
Здесь
он
приобретает
опыт
общения,
понимания
других
людей, привычку не теряться.
Уже с первых дней жизни у ребёнка в семье формируются привычки, привязанности,
определённое поведение. При поступлении ребёнка в детский сад привычные условия
жизни меняются. Это требует от ребёнка перестройки ранее сложившегося стереотипа
поведения и часто приводит к стрессу. В чём же проявляется стресс? У детей могут
нарушаться аппетит, сон, эмоциональное состояние, иногда повышается температура тела.
У некоторых малышей наблюдается потеря уже сложившихся положительных привычек и
навыков. Понижение аппетита, сна, эмоционального состояния приводит к снижению
иммунитета, к ухудшению физического развития, потере веса, иногда к заболеванию.
Выделю три
вида
адаптации:
легкая -
при
которой
отрицательное
эмоциональное
состояние ребёнка длится недолго (в течении двух – трёх недель); при адаптации средней
тяжести – эмоциональное состояние ребёнка нормализуется медленно и на протяжении
первого месяца он болеет острыми респираторными инфекциями. Самая нежелательная
тяжёлая адаптация – эмоциональное состояние нормализуется очень медленно (иногда
несколько месяцев)
Чтобы малыш быстрее влился в детский коллектив, прислушайтесь к моим советам:
*заранее познакомьтесь с режимом детского сада и максимально приблизьте условия
воспитания в семье.
*одежда - удобной без маленьких пуговиц и застёжек на спине; обувь на липучках.
* постарайтесь научить малыша общаться со сверстниками
* при предварительном знакомстве с обстановкой группы постарайтесь положительно
настроить малыша
* дайте время малышу спокойно всё осмотреть (где будет спать, кушать, играть)
* в первые дни не спешите сразу увести кроху домой. Побудьте на участке детского сада,
вместе посмотрите, как гуляют дети.
Безусловно,
время
пребывания
ребёнка
в
детском
саду
в
период
адаптации
строго
индивидуально. Но не следует в первые дни оставлять малыша надолго.
В заключение хочу отметить, что выработка единых требований к поведению ребёнка,
согласование
воздействий
на
него
дома
и
в
детском
саду
–
важнейшее
условие,
облегчающее ему адаптацию к перемене в образе жизни.
«
Поздравляем наших пап с
Днём Защитника Отечества!
«Мой папа»
Я хочу быть таким, как мой папа:
Сильным, ловким, весёлым и
смелым.
Он не любит пустых разговоров
За любое берётся дело
Сапоги он умело тачает
Сделал крышу над нашим
крыльцом.
А со старшими он уважителен!
Вмиг весельем дом наполняется
когда папа с работы придёт
Я хочу быть таким, как мой папа!
Папа, жди, когда сын подрастёт!
Н.Идельбай
Сегодня папин день, его я
поздравляю!
И в день защитника ему я пожелаю.
Со мною, как с мужчиною считаться.
И иногда немножко подчиняться.
Ведь я, конечно, генералом буду.
И папину отвагу не забуду.
Родительское собрание.
Круглый стол «Роль отца в семейном воспитании».
Повестка дня
1. Выступление воспитателя на тему «Роль отца в семейном
воспитании»
2. Игра «Родительские заботы»
3. Презентация семьи «Самый заботливый и любящий папа»
4. «О чём говорят дети»
5. Итоги собрания, обмен мнениями.
***
Воспитатели приглашают родителей в группу. Воспитатель
объявляет тему собрания, читает стихотворение о папе.
«Мой папа»
Я хочу быть таким, как мой папа:
Сильным, ловким, весёлым и
смелым.
Он не любит пустых разговоров
За любое берётся дело
Сапоги он умело тачает
Сделал крышу над нашим
крыльцом.
А со старшими он уважителен!
Вмиг весельем дом наполняется
когда папа с работы придёт
Я хочу быть таким, как мой папа!
Папа, жди, когда сын подрастёт!
Н.Идельбай
1 . Роль отца в воспитании детей.
Любящая мама – залог душевного здоровья ребёнка. Но не менее
важна роль отца в полноценном воспитании девочки.
Отец – первый мужчина, с которым она начинает общаться в своей
жизни. От отношений родителей во многом зависит её дальнейшая
личная жизнь и женская самооценка. Многие девочки, которым в
детстве не хватает внимания отца, обеспечены на самоутверждение
в
течение
всей
своей
жизни.
Подчеркнутая
самостоятельность,
напористость,
стремление
выйти
из
сферы
женских
занятий
и
утвердить
своё
равноправие
с
мужчинами
часто
являются
последствием детского желания привлечь внимание отца, доказать
ему, что она достойна его любви.
Девочки,
с
первых
дней
окруженные
папиной
любовью,
вырастают
более
уверенными
в
собственной
полноценности,
чувствуют себя более защищёнными.
Отец может похвалить красивое платье дочери, или её причёску,
или что-нибудь, что она сделала своими руками. В свою очередь
девочка учится ценить те качества, которые делают отца настоящим
мужчиной, готовясь выйти в большой мир, наполовину состоящий
из мужчин. Тип юношей, с которыми она будет дружить, став
взрослой,
её
замужняя
жизнь
во
многом
определяется
теми
отношениями, которые в детстве сложились с отцом.
Мальчикам
очень
необходимы
дружба
и
одобрение
отца,
они
нуждаются в его обществе, его любви. Мальчик начнёт чувствовать
себя мужчиной и вести себя как мужчина благодаря способности
подражать
и
брать
пример
с
тех
мужчин,
которые
рядом,
и
пользуются его расположением. Если отец всегда нетерпелив и
раздражителен по отношению к сыну, мальчик будет испытывать
напряжение в его обществе. Такой ребёнок, скорее всего, потянется
к матери и воспримет её интересы.
Итак, если отец хочет, чтобы его сын вырос настоящим мужчиной,
он не должен кричать на ребёнка, когда тот плачет, стыдить его,
заставлять
заниматься
неинтересными
делами.
Отец
должен
с
удовольствием
проводить
время
со
своим
сыном,
давать
ему
почувствовать свою гордость и радость за его успехи.
2. Игра «Родительские заботы»
Для
участия
в
игре
приглашаются
несколько
родителей.
Одна
команда формируется из пап мальчиков, другая – из пап девочек.
Предлагаются следующие задания:
Назвать время, число, месяц и год рождения своих детей;
Заплести косички (для пап мальчиков);
Сложить из бумаги самолёт (для пап девочек);
Завязать бантики (для пап мальчиков);
Одеть девочку на праздник (для пап девочек);
Нарисовать девочку (для пап мальчиков);
Покрутить обруч (для пап девочек);
3 . Презентация семьи «Самый заботливый и любящий папа»
Патриотическое воспитание дошкольников.
Дошкольный
возраст
–
фундамент
общего
развития
ребёнка,
стартовый
период
всех
высоких человеческих начал. Закладываемое в это время эмоциональное отношение к
жизни и людям, развитие нравственно-патриотических чувств оставляют след на всё
дальнейшее поведение и образ мыслей человека.
Понятие патриотизма многогранно по своему содержанию – это любовь к своей семье,
своей малой родине, уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с
окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину.
Патриотическое воспитание необходимо начинать ещё в младшем дошкольном возрасте
при тесном взаимодействии: воспитателей, родителей и самих детей. Ведь наши дети –
эмоциональны, впечатлительны, любят подражать взрослым, но отсутствует жизненный
опыт. Чувство Родины у ребёнка начинается с отношения к семье, самым близким людям –
к маме, папе, другим родственникам. В семье папа, дедушка учат мальчишек, что они
защитники девочек, мам, бабушек, всех слабых. У девочек формируется понятие, что они
помощницы, подруги, будущие мамы. Мы воспитываем у малышей бережное отношение
ко
всему
живому,
знакомим
с
трудом
взрослых.
На
занятиях
по
ознакомлению
с
окружающим рассказываем о природе России, о культуре, быте и традициях русского
народа.
Очень важно приобщать ребёнка к русской народной культуре. В работе с маленькими
детьми
используем
все
виды
фольклора,
в
частности,
в
формировании
культурно-
гигиенических навыков, знакомим детей с устным народным творчеством (считалки,
прибаутки,
стихи,
потешки),
играми.
Народные
игры
воспитывают
сознательную
дисциплину,
волю,
настойчивость
в
преодолении
трудностей,
приучают
детей
быть
честными и правдивыми. Народная игра – это детство и забавы старшего поколения:
наших бабушек и дедушек. Знакомя детей с такими играми, мы возрождаем добрую
традицию,
передаём
опыт
старшего
поколения.
В
народной
игре
есть
весь
арсенал
необходимых средств для формирования человека – гражданина своей страны.
Знакомство взрослых с основными правилами взаимодействия с ребёнком.
Когда ребёнок проснётся:
Обязательно улыбнитесь и скажите ему: «Доброе утро!»
Радуйтесь своему малышу каждую минуту, обращайтесь с ним ласково,
осуществляйте тактильный контакт;
Не стесняйте говорить ему о том, что вы его любите. Любовь рождает в малыше
ощущение защищённости, уверенности, свободы;
Относитесь к ребёнку бережно, он нуждается в том, чтобы от близких людей с утра
слышать добрые слова: «Мы очень любим тебя», «Ты наша радость, наше счастье».
В течение дня:
Не сравнивайте его с другими близкими людьми, детьми в их пользу, чтобы он не
чувствовал себя ущемлённым. Каким бы он ни был, он должен ощущать себя
неповторимым, единственным, особым: «Ты нам нравишься таким, какой ты есть!»
Успокаивайте и поддерживайте ребёнка, проявляйте внимание к его настроению,
желаниям, чувствам: «Мне понятно твоё волнение, твоя радость, твоя грусть..»
Поощряйте стремление задавать вопросы, откликайтесь на любую просьбу
малыша, если он чем – то расстроен: «Я помогу тебе, не переживай», «Иди ко мне,
я тебя пожалею».
Не увлекайтесь нотациями – от них нет особой пользы;
Старайтесь чередовать общение с малышом и его самостоятельные занятия;
Признавайте за ребёнком возможность посильного участия в любом деле, которым
вы заняты. Помните: взрослому сделать самому проще; сделать вместе с
ребёнком – важнее.
Предъявляя требования к поведению ребёнка:
Будьте последовательными; не позволяйте ребёнку сегодня делать то, что вчера ему
запрещалось;
Не устанавливайте для ребёнка множество правил – он перестанет на них
реагировать. Постепенно, но ежедневно приучайте его к соблюдению лишь
определённых норм поведения.
Старайтесь в присутствии ребёнка выражать различное отношение к тем или иным
явлениям, оценивая их определёнными словами: «хорошо», «плохо».
Помните, что ребёнок в 2 года лучше понимает инструкции, побуждающие к
действию: «Положи на место, сядь, посиди»;
Вводите чёткую систему конкретных запретов; произносите их громко и чётко.
Запретов не должно быть много, но старайтесь следовать им неукоснительно;
Не принуждайте ребёнка делать то, к чему он ещё не готов; не настаивайте на чём –
либо, если он устал или чем – то расстроен;
Предоставляйте ребёнку самостоятельность в выборе игрушек, занятий: «Как ты
считаешь, что лучше для тебя?».
Оценивая поведение ребёнка, его действия и поступки:
Чаще поощряйте его, не скупитесь на награду или поцелуй;
Через похвалу и ласку стимулируйте в ребёнке необходимые ему качества:
мальчику чаще говорите, что он смел, ловок; девочке – что она добрая, заботливая;
Порицание используйте реже, и оно должно относиться к конкретным действиям, а
не к личности в целом: «Ты хорошая девочка, но ты не должна рвать книжечку, это
не хорошо»;
Не унижайте достоинство ребёнка;
Если вы поступили неправильно, научитесь просить прощение у малыша – это не
разрушит ваш авторитет, а только укрепит его;
Когда вы браните ребёнка, не употребляйте слов «ты всегда», «Ты вообще», «Вечно
ты». Он лишь сегодня сделал что – то не так, вот об этом и скажите: «Я тебя
люблю, но мне не нравится, как ты сегодня разговариваешь со мной!»
Поощряйте совместные игры ребёнка с другими детьми.
Контролируя речевое общение:
после 2 лет старайтесь не допускать, чтобы ребёнок употреблял упрощенные слова:
ки-са, ав-ав, бай-бай, ням-ням и т.д.
поощряйте речевую активность малыша. Не заостряйте внимание ребёнка на
неправильно произносимых словах (го-ва, мо-ко), но в то же время старайтесь как
можно чаще произносить их правильно в его присутствии
не сюсюкайте с ребёнком, не демонстрируйте его окружающим, не заставляйте
повторять удачно сказанные слова; не захваливайте, не «возносите» его над
другими детьми.
Помните, что темп развития речи у детей неодинаков. Причин для беспокойства
нет, если ребёнок до 1,5 лет пытается подражать произносимым словам, многое
понимает;
Не расстраивайтесь, если малыш допускает ошибки в произношении ряда звуков
или вообще их не произносит, заменяя более лёгкими – процесс овладения речью к
3 годам еще не завершён;
Записывайте в семейный альбом интересные, на ваш взгляд, суждения,
высказывания ребёнка – это станет «золотым фондом» его раннего развития, что,
несомненно, вызовет эмоциональный отклик в дальнейшем.
Если вы раздражены, говорите с ребёнком тише, едва слышно – это способствует снятию
психического напряжения.
Проблема протекания «Кризиса трёх лет».
Кризис – это важный этап в психологическом развитии ребёнка, знаменующий переход на
новую
возрастную
ступень.
С
одной
стороны,
кризисы
необходимы:
они
являются
движущей силой развития, этапом смены ведущей деятельности ребёнка; с другой – это
сложный период для ребёнка, его родных и персонала дошкольного учреждения.
Немалую ответственность за правильный выход из кризиса несут близкие взрослые.
Им необходимо изменить в этой критической ситуации стиль общения с ребёнком, его
образ жизни – всё то, что замедляет и мешает адекватному её разрешению.
Кризис протекает у детей по-разному, что зависит от ряда составляющих, в том числе и от
того, насколько правильно организованы действия педагогов и родителей.
Поэтому совместно с родителями:
Показать родителям значимость проблемы «кризиса трёх лет» и возможности его
благополучного разрешения;
Повысить
родительскую
компетентность
в
понимании
природы
внутренних
переживаний и потребностей ребёнка данного противоречивого периода;
Создать
оптимальные
условия
для
роста
и
психического
развития
ребёнка
в
критической ситуации;
Показать роль семьи в решение проблемы.
Причины
проявления
«кризиса
трёх
лет»,
основные
показатели
изменений
поведения ребёнка в данный момент.
В три года дети сравнивают себя со взрослыми и хотят во всём быть похожими на них.
Они ожидают от семьи признания своей независимости и самостоятельности. Ребёнок
хочет, чтобы его мнения спрашивали, посоветовались с ним. Он не может ждать, пока
вырастет – он уже сегодня, немедленно, сейчас хочет быть взрослым: «Я сам!», «Я сама!».
Возросшие потребности трёхлетнего ребёнка не могут быть удовлетворены прежним
стилем
общения
с
ним
и
прежним
образом
жизни.
Возникают
противоречия
между
возможностями и желаниями ребёнка.
Кризис сопровождается массой позитивных и негативных изменений в детском организме,
но все трудности носят временный, преходящий характер.
Физиологическая и биологическая перестройка организма.
В период протекания кризиса трёх лет у детей наблюдается:
Повышенная чувствительность мозга к воздействиям окружающей среды;
Ранимость центральной нервной системы в связи с отключениями в перестройке
эндокринной системы и метаболизма;
Снижение
адаптационно-компенсаторных
возможностей
детского
организма
(подверженность заболеваниям, особенно нервно-психическим).
Основные кризисные симптомы поведения ребёнка и их характеристика:
1.
Ярко
выражено
проявление
негативизма
–
немотивированного
поведения,
проявляющегося в действиях и словах, намеренно противоположных требованиям
и ожиданиям окружающих. Ребёнок противопоставляет себя взрослым и перестаёт
выполнять их просьбы, стремится сделать всё наоборот.
2.
Ребёнок проявляет упрямство, т.е. особенность поведения, дефект волевой сферы,
проявляющийся в стремлении вопреки разумным доводам поступить по- своему.
Упрямство отличается от настойчивости: ребёнок добивается своего только потому, что он
так решил. В поведении ребёнка наблюдается строптивость. Это постоянное недовольство
всем.
Л,С.Выгодский
определил
строптивость
как
«бунт
против
норм
воспитания,
установленных ранее для ребёнка, против всего прежнего образа жизни».
В поведении детей взрослые отмечают и другие симптомы, которые встречаются реже:
своеволие, обесценивание ребёнком личности близких, ревностное, деспотическое их
подавление, когда вся семья должна немедленно удовлетворять все просьбы ребёнка,
иначе у него начинается истерика.
Ребёнок пытается любой ценой завоевать самостоятельность и самоутвердиться, разными
путями выражая протест против зависимости от родителей, настаивает на равноправии.
Он бурно реагирует на оценки, становится злопамятным и обидчивым, начинает хитрить.
«Кризис трёх лет» - определение условное. Временные рамки проявления кризиса не
ограничены. Он возникает в период от 2 лет 10 месяцев до 3,5 лет.
Если
дети
по
достижении
четырёх
лет
всё
ещё
продолжают
часто
упрямиться
и
капризничать, то есть опасность фиксации данных форм поведения как удобных способов
манипулирования родителями.
Основные правила поведения взрослых в процессе протекания «кризиса трёх лет»
1. Замечайте те позитивные изменения, которые происходят в ребёнке и в соответствии с
этим, меняйте прежний стиль взаимоотношений.
2. Выработайте правильную линию своего поведения, более гибкую в воспитательных
воздействиях, варьируя её в зависимости от конкретного случая их применения.
3. Не ругайте и не наказывайте ребёнка за все неприятные для вас проявления им
самостоятельности, активности.
4. В доме создайте такие условия, в которых ребёнок ощущал бы, что он уже взрослый, а
не малыш; расширяйте в пределах разумного его права и обязанности.
5. Учитывайте потребности малыша, организуя общения с ним.
6. Уважайте ребёнка, но и учите его при этом уважать других.
7. Проявляйте внимание к малышу: позвоните ему лично по телефону, спрашивайте
совета, дарите «взрослые подарки» (шариковую ручку, наручные часы, бусы, колечки..)
8.
Упрямство,
непослушание
и
негативизм
ребёнка
воспринимайте
как
временные,
преходящие проявления, которые неизбежны в период кризиса.
9. Чтобы ваши объяснения были простыми и понятными выработайте чёткие, единые
требования к малышу: что «надо», чего «нельзя», что «можно» - и руководствуйтесь ими.
Ребёнок
чувствует
непостоянство
окружающих
взрослых,
и
если
есть
малейшая
возможность, старается добиться своего, во что бы то ни стало.
10. Не говорите «да», когда необходимо твёрдое «нет».
11. Поощрения и наказания должны быть правильно сбалансированы.
12. Не произносите часто глаголы, тормозящие деятельность детей (не трогай, не бегай, не
бери, не стучи, не катай..) В противном случае они утратят свой сигнальный смысл.
Не бойтесь :
- проводить маленькие эксперименты, чтобы лучше понять, в каких ситуациях как надо
действовать;
- часто произносить фразы типа: «Ты уже большой», «Молодец!» Ты делаешь всё сам»..
- использовать форму запрета или отказа только тогда, когда это нужно.
Если…то..
Если желания малыша намного превосходят его возможности, необходимо искать выход в
ролевой игре. Помогите детям научиться играть «во взрослых», беря на себя роль мамы,
папы, врача, водителя; покажите несложные действия с игровым материалом, которые они
смогут
воспроизвести.
Поиграйте
рядом
с
ребёнком
–
он
с
удовольствием
будет
подражать.
Если ребёнок упрямится, убедитесь, что поблизости нет предметов, которые угрожают его
безопасности.
Подождите,
пока
он
немного
успокоится,
заинтересуйте
чем-либо,
отвлеките: «Посмотри, что у меня есть», «Посмотри, кто это идёт!». Ругань, шлепки не
имеют смысла.
Помните:
Истеричность и капризность требуют зрителей – не становитесь таковыми.
В любой ситуации следует проявить терпимость к ребёнку. Не делайте скоропостижных
выводов относительно методов воспитания, которые в том или ином случае вы хотите
использовать.
Не нужно подчёркивать свою силу и превосходство над ребёнком , противодействуя
ему во всём - необходимо быть «рядом» с ним .