Напоминание

"Патриотическое воспитание дошкольников."


Автор: Хайрудинова Любовь Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ д/с "Березка"
Населённый пункт: село Толька, Красноселькупский район, ЯНАО
Наименование материала: Статья
Тема: "Патриотическое воспитание дошкольников."
Раздел: дошкольное образование





Назад







Патриотическое воспитание дошкольников.
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Закладываемое в это время эмоциональное отношение к жизни и людям, развитие нравственно-патриотических чувств оставляют след на всё дальнейшее поведение и образ мыслей человека. Понятие патриотизма многогранно по своему содержанию – это любовь к своей семье, своей малой родине, уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину. Патриотическое воспитание необходимо начинать ещё в младшем дошкольном возрасте при тесном взаимодействии: воспитателей, родителей и самих детей. Ведь наши дети – эмоциональны, впечатлительны, любят подражать взрослым, но отсутствует жизненный опыт. Чувство Родины у ребёнка начинается с отношения к семье, самым близким людям – к маме, папе, другим родственникам. В семье папа, дедушка учат мальчишек, что они защитники девочек, мам, бабушек, всех слабых. У девочек формируется понятие, что они помощницы, подруги, будущие мамы. Мы воспитываем у малышей бережное отношение ко всему живому, знакомим с трудом взрослых. В нашей группе была оформлена выставка рисунков, аппликаций, поделок сделанные детьми, привлекли к работе и родителей. Было проведено родительское собрание на тему: «Роль отца в семейном воспитании». Наши папы с удовольствием выполнили все задания: называли дату рождения своих детей, шнуровали ботиночки, заплетали косы, завязывали банты девочкам, крутили обруч. Делились опытом по воспитанию своих детей. Пытались составить дерево родословной. С удовольствием послушали, что о них говорят дети. На занятиях по ознакомлению с окружающим рассказываем о природе России, о культуре, быте и традициях русского народа. Очень важно приобщать ребёнка к русской народной культуре. В работе с маленькими детьми используются все виды фольклора, в частности, в формировании культурно- гигиенических навыков, знакомим детей с устным народным творчеством (считалки, прибаутки, стихи, потешки), играми. Народные игры воспитывают сознательную дисциплину, волю, настойчивость в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми. Народная игра – это детство и забавы старшего поколения: наших бабушек и дедушек. Знакомя детей с такими играми, мы возрождаем добрую традицию, передаём опыт старшего поколения. В народной игре есть весь арсенал необходимых средств - для формирования человека – гражданина своей страны.





«Я иду в детский сад» (проблемы адаптации) Из опыта работы. Знакомство ребёнка с миром, где он останется один на один со сверстниками, не может немедленно прибегнуть к защите, для многих малышей бывает непростым. И далеко не все дети готовы к этому событию. Каждому ребёнку рано или поздно приходится «социализироваться», т.е.становиться способным жить среди других людей. Это необходимый для всех этап. В детском саду маленький человечек, попадая в коллектив своих ровесников, вступает с ними в жизненные взаимодействия. Здесь он приобретает опыт общения, понимания других людей, привычку не теряться. Уже с первых дней жизни у ребёнка в семье формируются привычки, привязанности, определённое поведение. При поступлении ребёнка в детский сад привычные условия жизни меняются. Это требует от ребёнка перестройки ранее сложившегося стереотипа поведения и часто приводит к стрессу. В чём же проявляется стресс? У детей могут нарушаться аппетит, сон, эмоциональное состояние, иногда повышается температура тела. У некоторых малышей наблюдается потеря уже сложившихся положительных привычек и навыков. Понижение аппетита, сна, эмоционального состояния приводит к снижению иммунитета, к ухудшению физического развития, потере веса, иногда к заболеванию. Выделю
три

вида

адаптации:

легкая
- при которой отрицательное эмоциональное состояние ребёнка длится недолго (в течении двух – трёх недель); при
адаптации средней

тяжести
– эмоциональное состояние ребёнка нормализуется медленно и на протяжении первого месяца он болеет острыми респираторными инфекциями. Самая нежелательная
тяжёлая адаптация
– эмоциональное состояние нормализуется очень медленно (иногда несколько месяцев) Чтобы малыш быстрее влился в детский коллектив, прислушайтесь к моим советам: *заранее познакомьтесь с режимом детского сада и максимально приблизьте условия воспитания в семье. *одежда - удобной без маленьких пуговиц и застёжек на спине; обувь на липучках. * постарайтесь научить малыша общаться со сверстниками * при предварительном знакомстве с обстановкой группы постарайтесь положительно настроить малыша * дайте время малышу спокойно всё осмотреть (где будет спать, кушать, играть) * в первые дни не спешите сразу увести кроху домой. Побудьте на участке детского сада, вместе посмотрите, как гуляют дети. Безусловно, время пребывания ребёнка в детском саду в период адаптации строго индивидуально. Но не следует в первые дни оставлять малыша надолго. В заключение хочу отметить, что выработка единых требований к поведению ребёнка, согласование воздействий на него дома и в детском саду – важнейшее условие, облегчающее ему адаптацию к перемене в образе жизни.


« Поздравляем наших пап с
Днём Защитника Отечества!
«Мой папа» Я хочу быть таким, как мой папа: Сильным, ловким, весёлым и смелым. Он не любит пустых разговоров За любое берётся дело Сапоги он умело тачает Сделал крышу над нашим крыльцом. А со старшими он уважителен! Вмиг весельем дом наполняется когда папа с работы придёт Я хочу быть таким, как мой папа!


Папа, жди, когда сын подрастёт! Н.Идельбай Сегодня папин день, его я поздравляю! И в день защитника ему я пожелаю. Со мною, как с мужчиною считаться. И иногда немножко подчиняться. Ведь я, конечно, генералом буду. И папину отвагу не забуду.





Родительское собрание.
Круглый стол
«Роль отца в семейном воспитании».
Повестка дня 1. Выступление воспитателя на тему «Роль отца в семейном воспитании» 2. Игра «Родительские заботы» 3. Презентация семьи «Самый заботливый и любящий папа» 4. «О чём говорят дети» 5. Итоги собрания, обмен мнениями. *** Воспитатели приглашают родителей в группу. Воспитатель объявляет тему собрания, читает стихотворение о папе. «Мой папа» Я хочу быть таким, как мой папа: Сильным, ловким, весёлым и смелым. Он не любит пустых разговоров За любое берётся дело Сапоги он умело тачает Сделал крышу над нашим крыльцом. А со старшими он уважителен! Вмиг весельем дом наполняется когда папа с работы придёт Я хочу быть таким, как мой папа!


Папа, жди, когда сын подрастёт! Н.Идельбай 1
. Роль отца в воспитании детей.
Любящая мама – залог душевного здоровья ребёнка. Но не менее важна роль отца в полноценном воспитании девочки. Отец – первый мужчина, с которым она начинает общаться в своей жизни. От отношений родителей во многом зависит её дальнейшая личная жизнь и женская самооценка. Многие девочки, которым в детстве не хватает внимания отца, обеспечены на самоутверждение в течение всей своей жизни. Подчеркнутая самостоятельность, напористость, стремление выйти из сферы женских занятий и утвердить своё равноправие с мужчинами часто являются последствием детского желания привлечь внимание отца, доказать ему, что она достойна его любви. Девочки, с первых дней окруженные папиной любовью, вырастают более уверенными в собственной полноценности, чувствуют себя более защищёнными. Отец может похвалить красивое платье дочери, или её причёску, или что-нибудь, что она сделала своими руками. В свою очередь девочка учится ценить те качества, которые делают отца настоящим мужчиной, готовясь выйти в большой мир, наполовину состоящий из мужчин. Тип юношей, с которыми она будет дружить, став взрослой, её замужняя жизнь во многом определяется теми отношениями, которые в детстве сложились с отцом. Мальчикам очень необходимы дружба и одобрение отца, они нуждаются в его обществе, его любви. Мальчик начнёт чувствовать себя мужчиной и вести себя как мужчина благодаря способности подражать и брать пример с тех мужчин, которые рядом, и пользуются его расположением. Если отец всегда нетерпелив и раздражителен по отношению к сыну, мальчик будет испытывать напряжение в его обществе. Такой ребёнок, скорее всего, потянется к матери и воспримет её интересы. Итак, если отец хочет, чтобы его сын вырос настоящим мужчиной, он не должен кричать на ребёнка, когда тот плачет, стыдить его, заставлять заниматься неинтересными делами. Отец должен с удовольствием проводить время со своим сыном, давать ему почувствовать свою гордость и радость за его успехи. 2.
Игра «Родительские заботы»
Для участия в игре приглашаются несколько родителей. Одна


команда формируется из пап мальчиков, другая – из пап девочек. Предлагаются следующие задания:  Назвать время, число, месяц и год рождения своих детей;  Заплести косички (для пап мальчиков);  Сложить из бумаги самолёт (для пап девочек);  Завязать бантики (для пап мальчиков);  Одеть девочку на праздник (для пап девочек);  Нарисовать девочку (для пап мальчиков);  Покрутить обруч (для пап девочек); 3
. Презентация семьи «Самый заботливый и любящий папа»

Патриотическое воспитание дошкольников.
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Закладываемое в это время эмоциональное отношение к жизни и людям, развитие нравственно-патриотических чувств оставляют след на всё дальнейшее поведение и образ мыслей человека. Понятие патриотизма многогранно по своему содержанию – это любовь к своей семье, своей малой родине, уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину. Патриотическое воспитание необходимо начинать ещё в младшем дошкольном возрасте при тесном взаимодействии: воспитателей, родителей и самих детей. Ведь наши дети – эмоциональны, впечатлительны, любят подражать взрослым, но отсутствует жизненный опыт. Чувство Родины у ребёнка начинается с отношения к семье, самым близким людям – к маме, папе, другим родственникам. В семье папа, дедушка учат мальчишек, что они защитники девочек, мам, бабушек, всех слабых. У девочек формируется понятие, что они помощницы, подруги, будущие мамы. Мы воспитываем у малышей бережное отношение ко всему живому, знакомим с трудом взрослых. На занятиях по ознакомлению с окружающим рассказываем о природе России, о культуре, быте и традициях русского народа. Очень важно приобщать ребёнка к русской народной культуре. В работе с маленькими детьми используем все виды фольклора, в частности, в формировании культурно- гигиенических навыков, знакомим детей с устным народным творчеством (считалки, прибаутки, стихи, потешки), играми. Народные игры воспитывают сознательную дисциплину, волю, настойчивость в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми. Народная игра – это детство и забавы старшего поколения: наших бабушек и дедушек. Знакомя детей с такими играми, мы возрождаем добрую традицию, передаём опыт старшего поколения. В народной игре есть весь арсенал необходимых средств для формирования человека – гражданина своей страны.



Знакомство взрослых с основными правилами взаимодействия с ребёнком.
Когда ребёнок проснётся:  Обязательно улыбнитесь и скажите ему: «Доброе утро!»  Радуйтесь своему малышу каждую минуту, обращайтесь с ним ласково, осуществляйте тактильный контакт;  Не стесняйте говорить ему о том, что вы его любите. Любовь рождает в малыше ощущение защищённости, уверенности, свободы;  Относитесь к ребёнку бережно, он нуждается в том, чтобы от близких людей с утра слышать добрые слова: «Мы очень любим тебя», «Ты наша радость, наше счастье». В течение дня:  Не сравнивайте его с другими близкими людьми, детьми в их пользу, чтобы он не чувствовал себя ущемлённым. Каким бы он ни был, он должен ощущать себя неповторимым, единственным, особым: «Ты нам нравишься таким, какой ты есть!»  Успокаивайте и поддерживайте ребёнка, проявляйте внимание к его настроению, желаниям, чувствам: «Мне понятно твоё волнение, твоя радость, твоя грусть..»  Поощряйте стремление задавать вопросы, откликайтесь на любую просьбу малыша, если он чем – то расстроен: «Я помогу тебе, не переживай», «Иди ко мне, я тебя пожалею».  Не увлекайтесь нотациями – от них нет особой пользы;  Старайтесь чередовать общение с малышом и его самостоятельные занятия;  Признавайте за ребёнком возможность посильного участия в любом деле, которым вы заняты. Помните:
взрослому сделать самому проще; сделать вместе с

ребёнком – важнее.
Предъявляя требования к поведению ребёнка:  Будьте последовательными; не позволяйте ребёнку сегодня делать то, что вчера ему запрещалось;  Не устанавливайте для ребёнка множество правил – он перестанет на них реагировать. Постепенно, но ежедневно приучайте его к соблюдению лишь определённых норм поведения.


 Старайтесь в присутствии ребёнка выражать различное отношение к тем или иным явлениям, оценивая их определёнными словами: «хорошо», «плохо».  Помните, что ребёнок в 2 года лучше понимает инструкции, побуждающие к действию: «Положи на место, сядь, посиди»;  Вводите чёткую систему конкретных запретов; произносите их громко и чётко. Запретов не должно быть много, но старайтесь следовать им неукоснительно;  Не принуждайте ребёнка делать то, к чему он ещё не готов; не настаивайте на чём – либо, если он устал или чем – то расстроен;  Предоставляйте ребёнку самостоятельность в выборе игрушек, занятий: «Как ты считаешь, что лучше для тебя?». Оценивая поведение ребёнка, его действия и поступки:  Чаще поощряйте его, не скупитесь на награду или поцелуй;  Через похвалу и ласку стимулируйте в ребёнке необходимые ему качества: мальчику чаще говорите, что он смел, ловок; девочке – что она добрая, заботливая;  Порицание используйте реже, и оно должно относиться к конкретным действиям, а не к личности в целом: «Ты хорошая девочка, но ты не должна рвать книжечку, это не хорошо»;  Не унижайте достоинство ребёнка;  Если вы поступили неправильно, научитесь просить прощение у малыша – это не разрушит ваш авторитет, а только укрепит его;  Когда вы браните ребёнка, не употребляйте слов «ты всегда», «Ты вообще», «Вечно ты». Он лишь сегодня сделал что – то не так, вот об этом и скажите: «Я тебя люблю, но мне не нравится, как ты сегодня разговариваешь со мной!»  Поощряйте совместные игры ребёнка с другими детьми. Контролируя речевое общение:  после 2 лет старайтесь не допускать, чтобы ребёнок употреблял упрощенные слова: ки-са, ав-ав, бай-бай, ням-ням и т.д.  поощряйте речевую активность малыша. Не заостряйте внимание ребёнка на неправильно произносимых словах (го-ва, мо-ко), но в то же время старайтесь как можно чаще произносить их правильно в его присутствии  не сюсюкайте с ребёнком, не демонстрируйте его окружающим, не заставляйте повторять удачно сказанные слова; не захваливайте, не «возносите» его над другими детьми.  Помните, что темп развития речи у детей неодинаков. Причин для беспокойства нет, если ребёнок до 1,5 лет пытается подражать произносимым словам, многое понимает;  Не расстраивайтесь, если малыш допускает ошибки в произношении ряда звуков или вообще их не произносит, заменяя более лёгкими – процесс овладения речью к 3 годам еще не завершён;  Записывайте в семейный альбом интересные, на ваш взгляд, суждения, высказывания ребёнка – это станет «золотым фондом» его раннего развития, что, несомненно, вызовет эмоциональный отклик в дальнейшем. Если вы раздражены, говорите с ребёнком тише, едва слышно – это способствует снятию психического напряжения.



Проблема протекания «Кризиса трёх лет».
Кризис – это важный этап в психологическом развитии ребёнка, знаменующий переход на новую возрастную ступень. С одной стороны, кризисы необходимы: они являются движущей силой развития, этапом смены ведущей деятельности ребёнка; с другой – это сложный период для ребёнка, его родных и персонала дошкольного учреждения. Немалую ответственность за правильный выход из кризиса несут близкие взрослые. Им необходимо изменить в этой критической ситуации стиль общения с ребёнком, его образ жизни – всё то, что замедляет и мешает адекватному её разрешению. Кризис протекает у детей по-разному, что зависит от ряда составляющих, в том числе и от того, насколько правильно организованы действия педагогов и родителей. Поэтому совместно с родителями:  Показать родителям значимость проблемы «кризиса трёх лет» и возможности его благополучного разрешения;  Повысить родительскую компетентность в понимании природы внутренних переживаний и потребностей ребёнка данного противоречивого периода;  Создать оптимальные условия для роста и психического развития ребёнка в критической ситуации;  Показать роль семьи в решение проблемы.
Причины

проявления

«кризиса

трёх

лет»,

основные

показатели

изменений

поведения ребёнка в данный момент.
В три года дети сравнивают себя со взрослыми и хотят во всём быть похожими на них. Они ожидают от семьи признания своей независимости и самостоятельности. Ребёнок хочет, чтобы его мнения спрашивали, посоветовались с ним. Он не может ждать, пока вырастет – он уже сегодня, немедленно, сейчас хочет быть взрослым: «Я сам!», «Я сама!». Возросшие потребности трёхлетнего ребёнка не могут быть удовлетворены прежним стилем общения с ним и прежним образом жизни. Возникают противоречия между возможностями и желаниями ребёнка. Кризис сопровождается массой позитивных и негативных изменений в детском организме, но все трудности носят временный, преходящий характер.
Физиологическая и биологическая перестройка организма.
В период протекания кризиса трёх лет у детей наблюдается:  Повышенная чувствительность мозга к воздействиям окружающей среды;  Ранимость центральной нервной системы в связи с отключениями в перестройке эндокринной системы и метаболизма;  Снижение адаптационно-компенсаторных возможностей детского организма (подверженность заболеваниям, особенно нервно-психическим). 
Основные кризисные симптомы поведения ребёнка и их характеристика:



1. Ярко выражено проявление негативизма – немотивированного поведения, проявляющегося в действиях и словах, намеренно противоположных требованиям и ожиданиям окружающих. Ребёнок противопоставляет себя взрослым и перестаёт выполнять их просьбы, стремится сделать всё наоборот. 2. Ребёнок проявляет упрямство, т.е. особенность поведения, дефект волевой сферы, проявляющийся в стремлении вопреки разумным доводам поступить по- своему. Упрямство отличается от настойчивости: ребёнок добивается своего только потому, что он так решил. В поведении ребёнка наблюдается строптивость. Это постоянное недовольство всем. Л,С.Выгодский определил строптивость как «бунт против норм воспитания, установленных ранее для ребёнка, против всего прежнего образа жизни». В поведении детей взрослые отмечают и другие симптомы, которые встречаются реже: своеволие, обесценивание ребёнком личности близких, ревностное, деспотическое их подавление, когда вся семья должна немедленно удовлетворять все просьбы ребёнка, иначе у него начинается истерика. Ребёнок пытается любой ценой завоевать самостоятельность и самоутвердиться, разными путями выражая протест против зависимости от родителей, настаивает на равноправии. Он бурно реагирует на оценки, становится злопамятным и обидчивым, начинает хитрить. «Кризис трёх лет» - определение условное. Временные рамки проявления кризиса не ограничены. Он возникает в период от 2 лет 10 месяцев до 3,5 лет. Если дети по достижении четырёх лет всё ещё продолжают часто упрямиться и капризничать, то есть опасность фиксации данных форм поведения как удобных способов манипулирования родителями.
Основные правила поведения взрослых в процессе протекания «кризиса трёх лет»
1. Замечайте те позитивные изменения, которые происходят в ребёнке и в соответствии с этим, меняйте прежний стиль взаимоотношений. 2. Выработайте правильную линию своего поведения, более гибкую в воспитательных воздействиях, варьируя её в зависимости от конкретного случая их применения. 3. Не ругайте и не наказывайте ребёнка за все неприятные для вас проявления им самостоятельности, активности. 4. В доме создайте такие условия, в которых ребёнок ощущал бы, что он уже взрослый, а не малыш; расширяйте в пределах разумного его права и обязанности. 5. Учитывайте потребности малыша, организуя общения с ним. 6. Уважайте ребёнка, но и учите его при этом уважать других.


7. Проявляйте внимание к малышу: позвоните ему лично по телефону, спрашивайте совета, дарите «взрослые подарки» (шариковую ручку, наручные часы, бусы, колечки..) 8. Упрямство, непослушание и негативизм ребёнка воспринимайте как временные, преходящие проявления, которые неизбежны в период кризиса. 9. Чтобы ваши объяснения были простыми и понятными выработайте чёткие, единые требования к малышу: что «надо», чего «нельзя», что «можно» - и руководствуйтесь ими. Ребёнок чувствует непостоянство окружающих взрослых, и если есть малейшая возможность, старается добиться своего, во что бы то ни стало. 10. Не говорите «да», когда необходимо твёрдое «нет». 11. Поощрения и наказания должны быть правильно сбалансированы. 12. Не произносите часто глаголы, тормозящие деятельность детей (не трогай, не бегай, не бери, не стучи, не катай..) В противном случае они утратят свой сигнальный смысл.
Не бойтесь
: - проводить маленькие эксперименты, чтобы лучше понять, в каких ситуациях как надо действовать; - часто произносить фразы типа: «Ты уже большой», «Молодец!» Ты делаешь всё сам».. - использовать форму запрета или отказа только тогда, когда это нужно.
Если…то..
Если желания малыша намного превосходят его возможности, необходимо искать выход в ролевой игре. Помогите детям научиться играть «во взрослых», беря на себя роль мамы, папы, врача, водителя; покажите несложные действия с игровым материалом, которые они смогут воспроизвести. Поиграйте рядом с ребёнком – он с удовольствием будет подражать. Если ребёнок упрямится, убедитесь, что поблизости нет предметов, которые угрожают его безопасности. Подождите, пока он немного успокоится, заинтересуйте чем-либо, отвлеките: «Посмотри, что у меня есть», «Посмотри, кто это идёт!». Ругань, шлепки не имеют смысла.
Помните:
Истеричность и капризность требуют зрителей – не становитесь таковыми. В любой ситуации следует проявить терпимость к ребёнку. Не делайте скоропостижных выводов относительно методов воспитания, которые в том или ином случае вы хотите использовать.
Не нужно подчёркивать свою силу и превосходство над ребёнком
, противодействуя ему во всём -
необходимо быть «рядом» с ним
.


В раздел образования