Напоминание

Положительное влияние процесса вязания крючком на мозг человека через физиологические механизмы и психологическое состояние.


Автор: Зимакова Полина Викторовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ ДО "ЦДО"
Населённый пункт: Смоленск
Наименование материала: статья
Тема: Положительное влияние процесса вязания крючком на мозг человека через физиологические механизмы и психологическое состояние.
Раздел: дополнительное образование





Назад




Положительное влияние процесса вязания крючком на мозг

человека через физиологические механизмы и психологическое

состояние.

О недостаточном развитии мелко-моторных навыков у современного человека, на

сегодняшний момент, говорят достаточно часто. Вопрос рассматривается в разных

контекстах: в научных исследованиях, в мнениях экспертов и в рекомендациях по

развитию мелкой моторики. Последние исследования в этой области человека

посвящены изучению особенностей мелкой и общей моторики, а также разработке

коррекционных методик. Эти работы проводятся в различных областях: педагогике,

психологии, физиологии.

Вышеозначенная проблематика связана с прогнозированием негативных изменений в

психофизическом развитии человека, его трудоспособности, обучаемости и, в конечном

итоге, качестве жизни.

Так, исследования Л.В. Фоминой выявили закономерность: если развитие движений

пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.

Если развитие пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая

моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. М.М. Кольцова

доказала, что каждый палец руки имеет обширное представительство в коре больших

полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению

артикуляции слогов, и речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренировки

пальцев. Анализ взаимосвязи мелко-моторных и речевых навыков и Е.М. Мастюковой

и других специалистов показывает, что уровень речевого развития детей прямо

коррелирует с развитием мелкой моторики пальцев. Ниже приведу некоторые, я бы

сказала, настораживающие показатели и данные. Исследования Г. Р. Шашкиной

показали, что моторика детей с общим недоразвитием речи (ОНР) значительно ниже

возрастной группы, 89% детей отстают в моторном развитии от сверстников. Результаты

обследование развития мелкой моторики у детей с дисграфией. показали, что у детей с

дисграфией недостаточно развита как мелкая, так и общая моторика, но мелкая

моторика страдает в большей степени. Изучение особенностей моторной сферы у детей

со стёртой дизартрией

i

показало, что у большинства детей экспериментальной группы

низкий и очень низкий уровень моторного развития. Для детей с дизартрией

характерны смазанные, нечёткие движения, отсутствие переключаемости и

согласованности действий.

Таким образом можно констатировать, что неразвитость мелкой моторики может

влиять на работу мозга через взаимосвязь между движениями рук и формированием

высших психических функций. Это связано с тем, что в головном мозге центры,

отвечающие за мелкую моторику, расположены близко от речевой зоны. Активизация

участка мелкой моторики в связи с какой-либо деятельностью руками стимулирует

центр речи, «заставляя» его включаться в работу.

Такие ученые, как В. М. Бехтерев, доказали влияние манипуляции рук на функции

высшей нервной деятельности и развитие речи. Недостаточное развитие мелкой

моторики может привести к следующим проблемам:

Недостаточное развитие мелкой моторики может привести к следующим

проблемам:

Трудности в самообслуживании: ребёнок не умеет застёгивать пуговицы,

шнуровать ботинки, завязывать банты, неправильно держит вилку и ложку.

Несформированность продуктивной деятельности: дети не любят лепку из глины

и пластилина, раскрашивание, аппликацию, собирание конструктора, так как их

неловкость не позволяет достичь ожидаемого результата.

Речевые проблемы — они могут быть выражены в различной форме и степени:

от функциональной дислалиии и стёртой дизратрии до заикания и ОНР разного

уровня.

Затруднение формирования графомоторных навыков, необходимых для

перехода к письму.

Слабое развитие мелкой моторики у современных людей связывают с различными

факторами: кроме давно известных генетические особенностей и перинатальных

факторов, задерживающих развитие моторных навыков заболеваний и травм,

появляются новые причины недостаточности развития мелкой моторики:

Влияние технологий. Например, использование помощников в быту (стиральных

машин, мультиварок, моющих пылесосов) вместо работы руками. Это может

привести к тому, что люди копируют движения родителей и не знают, что можно

делать по-другому.

Недостаток времени. Темп жизни увеличивается, часто не остаётся свободных

минут для полноценного общения, в том числе для развития мелкой моторики.

Нехватка времени на обучение элементарным бытовым навыкам. Например,

люди могут не уделять внимание освоению практических навыков, которые

требуют мелкой моторики.

Для исправления мелко-моторных навыков у детей и взрослых разрабатывают

коррекционные методик для развития моторики при её недостаточном

развитии. Например:

Использование нетрадиционных методов для развития мелкой моторики,

например, игр с мелкими предметами (резинки, камешки, прищепки,

пуговицы).

Применение упражнений с сопротивлением для укрепления мышц кисти

и пальцев (сжимание мячика, растягивание резинок или лепка из

пластилина).

Использование адаптированных предметов для улучшения мелкой

моторики, например, крючка для пуговиц, устройства для надевания

носков, обувной ложки на длинной ручке.

Применение робот-ассистированной терапии рук — устройства помогают

выполнять пассивные, активно-ассистированные или активно-

сопротивляемые движения руки, что важно для улучшения

нейропластичности.

Для предупреждения проблем с мелкой моторикой и качественного развития

и функционирования мозга человека предлагается использование различные

техники и приемы: это и рисование, и лепка, и игры с мелкими предметами и др.

Из современных техник можно назвать: «Оригами» на развитие движения

пальцев рук у детей дошкольного возраста. существует практическое

исследование, которое показало, что занятия с этой техникой способствуют

развитию мелкой моторики. Так же рекомендуется использовать пальчиковую

гимнастику, метод «штрих», пальчиковый театр и другие приёмы,

способствующие развитию мелкой моторики.

Кроме вышеперечисленного, безусловно, хорошие результаты по развитию мелко-

моторных навыков может дать вязание крючком, которое оказывает благот ворное

влияние на следующие процессы:

Физиологические механизмы

Задействование различных областей мозга. Каждое движение в вязании требует

включения различных областей мозга со специфическими функциями.

Например:

-планирование и решение проблем — лобная доля;

-интерпретация зрения (цвет, свет, движение) — затылочная доля;

-двигательные, сенсорные функции — теменная доля;

-память, последовательность действий и организация — височная доля;

-точность и время движений — мозжечок.

Стимуляция нейропластичности. Изучение нового навыка (например, вязания)

помогает мозгу проложить новые «дороги» между нейронами.

Снижение реакции «бей или беги». Ритмичные, повторяющиеся движения

посылают сигнал в симпатическую нервную систему о том, что всё в порядке,

опасности нет, что помогает снизить выработку гормона стресса — кортизола.

Снижение стресса и улучшение настроения. Повторяющиеся движения рук при

вязании способствуют выделению эндорфинов — «гормонов счастья», которые

повышают эмоциональное состояние и помогают справляться с тревогой и

депрессией.

Психологическое состояние

Успокаивающее воздействие. Ритмичные движения при создании узоров

действуют как форма медитации, помогая успокоить разум и отвлечься от

повседневных забот.

Отвлечение от негативных мыслей. Сосредоточение на процессе вязания

помогает уменьшить влияние навязчивых мыслей и беспокойств.

Ощущение удовлетворения от достижений. Процесс создания изделия состоит из

множества актов, и небольшое достижение (например, законченная горловина

или манжет) улучшает настроение.

Повышение самооценки. Приобретение новых навыков и создание уникальных

вещей повышают самооценку и уверенность в собственных силах.

Развитие креативности, творческих идей.

Исследование клиники Мэйо оказало, что люди среднего и пожилого возраста,

которые регулярно занимаются интеллектуально стимулирующими хобби (включая

вязание), имеют значительно более низкий риск развития умеренных когнитивных

нарушений, которые часто предшествуют болезни Альцгеймера и другим формам

деменции. Статья опубликованная в журнале Journal of Neuropsychiatry & Clinical

Neurosciences утверждает, что те, кто занимается рукоделием, имеют меньшую

вероятность развития умеренных когнитивных нарушений и потери памяти. По мнению

исследователей, рукоделие способствует развитию нейронных проводящих путей в

головном мозге, которые помогают поддерживать когнитивные способности.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что человеку жизненно необходимо

развивать мелкую моторику, делать это целенаправленно и постоянно. Как уже было

отмечено, можно использовать различные методы, методики и техники. Но на мой

взгляд, вязание крючком имеет ряд преимуществ:

У вязания есть свой схематичный язык

Он не похож на привычные буквы. Как будто изучается новый язык, при этом,

чтение схемы тесно связаны с логикой и воображением

Альтернатива вынужденному бездействию.

Вязание — способ с пользой провести время, когда приходится ждать: в

очередях, пробках, в поездках.

Вязание требует включения всех высших психических функций:

Логической памяти, вербального мышления, творческого воображения,

произвольного внимания, воли.

Удобство

-Простота освоения. Для вязания крючком используется только один крючок в

одной руке, в то время как при вязании спицами — две спицы в обеих руках. Это

может быть легче для новичков.

-Простота исправления ошибок. При вязании крючком ошибки легче исправить,

но даже если этого не сделать, обычно их трудно заметить в готовом изделии.

-Возможность начать вязку из любой части изделия. Например, это удобно для

отделки одежды или обвязки края изделия.

-Портативность. Незаконченные изделия, связанные крючком, легче брать с

собой, так как подхватить одну петельку и вернуть на место проще, чем целый

ряд, провязанный спицами.

Доступность

Для старта нужны только крючок и пряжа.

Подводя итог всему вышесказанному, следует сказать, что вязание крючком требует

внимательности и сосредоточенности, что улучшает когнитивные функции, такие как

память, внимание и способность к концентрации. Оно требует точности и координации

движений, что помогает улучшить гибкость пальцев, развивает ловкость рук и улучшает

координацию, стабилизируя дыхание и призывая к медленным, контролируемым

движениям, вязание может помочь снизить сердечный ритм и давление. Это может

быть особенно полезно для людей, страдающих от гипертонии или других

кардиоваскулярных заболеваний.

Кроме того,

многие мастерицы используют остатки пряжи, создавая из них новые

проекты. Вязанные вещи зачастую более долговечны, чем покупные, а благодаря своей

уникальности и ручной работе они становятся ценным и экологически чистым

продуктом. А еще можно создавать уникальные и оригинальные подарки для близких

и друзей.

i

Дизартрия — нарушение речи, вызванное повреждением нервной системы. При этом интеллект и способность

к формулированию мыслей сохраняются, но затрудняется произношение слов. Страдает координация дыхания,

голоса и артикуляции, поэтому речь получается неразборчивой, нечёткой.

Дизартрия не является самостоятельным заболеванием, хотя у некоторых людей может быть наиболее

заметным проявлением поражения нервной системы

Стертая дизартрия — это лёгкая форма дизартрии, при которой нарушения речи связаны с небольшими

нарушениями работы артикуляционного аппарата.



В раздел образования