Напоминание

Нейроподход в работе логопеда при обучении детей младшего школьного возраста


Автор: Звонкова Олеся Александровна
Должность: Учитель логопед
Учебное заведение: МБОУ СОШ п.Усть-Уда
Населённый пункт: п.Усть-Уда
Наименование материала: статья
Тема: Нейроподход в работе логопеда при обучении детей младшего школьного возраста
Раздел: начальное образование





Назад




НЕЙРОПОДХОД В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ

МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

И ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ

Введение: от симптома к мозговым механизмам

Современная логопедия, особенно в контексте помощи детям

младшего школьного возраста, переживает значительную

трансформацию. Традиционный путь, фокусирующийся

преимущественно на внешних проявлениях речевого дефекта

(артикуляция, звукопроизношение, грамматика), всё чаще

дополняется и углубляется за счёт внедрения нейропсихологического

подхода (нейроподхода). Этот подход предполагает анализ и

коррекцию речевых нарушений не как изолированного феномена, а

как следствия недостаточности или дисфункции определённых

мозговых структур и нейрофизиологических процессов,

обеспечивающих речевую деятельность в целом.

Младший школьный возраст (7-11 лет) является критически важным

периодом для применения нейроподхода. С одной стороны, к этому

возрасту базовые мозговые системы, отвечающие за речь, в норме

должны быть сформированы. С другой — начало систематического

обучения предъявляет к ним принципиально новые требования:

необходимость удержания и обработки больших объёмов вербальной

информации, освоения письма и чтения как новых видов речевой

деятельности, повышения скорости и автоматизма речевых

процессов. Трудности на этом этапе — будь то стойкие нарушения

звукопроизношения, дислексия, дисграфия, бедность лексико-

грамматического строя или низкая речевая активность — часто

являются вершиной айсберга, под которой скрываются более

глубокие нейропсихологические причины. Таким образом, цель данной

статьи — систематизировать теоретические основания нейроподхода

в логопедии и представить практические методы его реализации в

работе с детьми 7-11 лет, обеспечивая тем самым не только

устранение симптомов, но и формирование прочного

нейрофизиологического фундамента для успешной коммуникации и

обучения.

Глава 1. Теоретико-методологические основы нейроподхода в

логопедии

Нейроподход базируется на нескольких ключевых парадигмах,

вытекающих из современных достижений нейронаук,

психолингвистики и когнитивной психологии.

1.1. Принцип системной динамической локализации высших

психических функций (ВПФ). Согласно учению А.Р. Лурия и его

последователей, каждая сложная психическая функция, включая речь,

обеспечивается не отдельным мозговым «центром», а сложной,

иерархически организованной системой совместно работающих зон

мозга. Каждая зона вносит свой специфический вклад в работу всей

системы. Например, процесс называния предмета включает: работу

затылочных и височных отделов (зрительное и слуховое восприятие и

узнавание), височно-теменных зон (актуализация слова из лексикона),

премоторных и лобных отделов (программирование артикулемы,

серийная организация звуков), моторной коры (непосредственная

иннервация речевой мускулатуры). Нарушение в любом звене этой

системы приведёт к специфическому речевому дефекту (например, к

трудностям поиска слова, его искажению по звуковому или

артикуляционному составу). Задача логопеда — диагностировать,

какое именно звено нарушено.

1.2. Учёт функциональной асимметрии мозга и межполушарного

взаимодействия. Левое полушарие у правшей в основном

ответственно за аналитические, последовательные операции:

фонематический анализ и синтез, грамматическое структурирование,

логические аспекты речи. Правое полушарие обеспечивает

целостность восприятия, интонационно-мелодическую окраску речи,

понимание метафор, юмора, контекста. Успешная речевая

деятельность требует слаженного взаимодействия обоих полушарий

через мозолистое тело. Дисфункция межполушарного взаимодействия

часто лежит в основе таких проблем, как зеркальное письмо,

трудности усвоения логико-грамматических конструкций,

невыразительность речи.

1.3. Концепция «уровневого» строения мозговой организации.

Первый блок (энергетический): подкорковые структуры, ствол

мозга, лимбическая система. Обеспечивает общий тонус коры,

необходимый для любой деятельности, регуляцию процессов

возбуждения и торможения, эмоциональный фон.

Второй блок (приёма, переработки и хранения

информации): задние отделы коры (височные, теменные,

затылочные). Обеспечивает перекодировку сенсорной

информации (слуховой, зрительной, кинестетической) в

психические образы, их интеграцию и хранение.

Третий блок (программирования, регуляции и

контроля): префронтальные отделы лобных долей. Отвечает за

постановку цели, планирование речевого высказывания,

контроль за его исполнением и коррекцию ошибок.

Недостаточность любого из этих блоков будет отражаться на речевой

функции: при слабости первого — на истощаемости, колебаниях

внимания; второго — на фонематических, зрительно-

пространственных нарушениях; третьего — на импульсивности,

аграмматизмах, бедности высказывания.

1.4. Пластичность мозга. Мозг ребёнка, особенно в младшем

школьном возрасте, обладает высоким потенциалом

нейропластичности — способностью к перестройке и компенсации

нарушенных функций за счёт формирования новых нейронных связей

и перераспределения обязанностей между здоровыми отделами.

Грамотно организованное логопедическое воздействие, основанное

на знании мозговых механизмов, является мощным стимулом для

такой перестройки.

Глава 2. Нейропсихологическая диагностика как стартовая точка

коррекции

Нейроподход обязывает логопеда начинать работу не с прямого

исправления звука или заучивания предлогов, а с проведения

углублённого нейропсихологического обследования (в рамках своей

компетенции или во взаимодействии с нейропсихологом).

2.1. Цели диагностики:

Выявление слабого («дефицитарного») звена в системной

организации речевой функции.

Оценка состояния базовых, неречевых предпосылок, на которых

строится речь: слухового и зрительного восприятия,

кинестетического и кинетического праксиса (управления

движениями), пространственных представлений, памяти,

внимания, процессов программирования и контроля.

Определение сохранных, сильных сторон познавательной

деятельности ребёнка, на которые можно опереться в

коррекционной работе.

2.2. Ключевые направления обследования (практический

инструментарий логопеда):

Состояние слухового гнозиса: различение близких по

звучанию неречевых звуков, ритмических структур; оценка

фонематического слуха.

Состояние зрительного гнозиса: узнавание перечёркнутых,

наложенных изображений; оценка зрительно-пространственного

восприятия (ориентировка в схеме собственного тела, в

пространстве листа).

Исследование праксиса:

o

Кинестетический праксис: способность воспроизвести

заданную артикуляционную позу по образцу или словесной

инструкции (без зрительного контроля). Нарушения ведут к

неточности артикуляции, поиску позы.

o

Кинетический (динамический) праксис: способность к

серийной организации движений (артикуляционных:

«улыбка-трубочка»; мануальных: последовательность

движений пальцев, графические пробы «заборчик»).

Недостаточность проявляется в перестановках звуков в

словах, трудностях автоматизации звуков, нарушениях

слоговой структуры.

Исследование памяти: слухоречевой (на ряды слов,

инструкций), зрительной.

Исследование функций программирования и

контроля: выполнение сложных инструкций, счётные операции,

составление рассказа по серии картинок, тесты на речевую

инактивность (придумывание слов по правилу).

Результатом такой диагностики становится не просто заключение

«дислалия» или «ОНР», а нейропсихологический профиль ребёнка,

показывающий взаимосвязь между, например, трудностями

дифференциации звуков и слабостью кинестетического праксиса, или

между аграмматизмами и дефицитом функций программирования.

Глава 3. Нейроориентированные методы и приёмы в

практической работе логопеда

На основе данных диагностики строится коррекционная программа,

направленная на «простраивание» дефицитарных звеньев через

систему специальных упражнений.

3.1. Коррекция недостаточности энергетического блока и

межполушарного взаимодействия.

Дыхательные упражнения с акцентом на диафрагмальное

дыхание. Стабилизируют общий тонус, ритмическую

организацию речи.

Растяжки, самомассаж, массаж воротниковой зоны, ушных

раковин. Помогают снять мышечное напряжение, улучшить

кровоснабжение мозга.

Комплексы кинезиологических упражнений («гимнастика

мозга»): перекрёстные движения, «ленивые восьмёрки», «слон»

и др. Направлены на активизацию межполушарных связей,

синхронизацию работы полушарий, что улучшает обработку

вербальной информации.

3.2. Коррекция дефицитов блока приёма и переработки

информации.

При слабости слухового гнозиса и фонематического

восприятия: работа с неречевыми звуками (определение

последовательности, локализации), ритмические диктанты,

фонемные задания не на слух, а с опорой на артикуляцию и

тактильно-кинестетическое ощущение («прочувствовать»

разницу между [С] и [Ш]).

При слабости кинестетического праксиса: логопедический

зондовый и ручной массаж для повышения проприоцептивной

чувствительности артикуляционного аппарата; отработка

артикуляционных поз перед зеркалом с акцентом на ощущения;

использование тактильных меток (наложение пальца на

определённую точку лица для напоминания о позиции).

При слабости кинетического праксиса: отработка плавных

переключений в сериях артикуляционных движений, пальчиковая

гимнастика с последовательной сменой поз, графические

диктанты и обводки, письмо и чтение слогосочетаний и слов с

постепенным наращиванием темпа.

При пространственных нарушениях: отработка понятий «лево-

право» на себе, на собеседнике, на листе; конструирование,

копирование фигур; письменные работы с чёткой организацией

пространства листа (работа в клетке, в ограниченном контуре).

3.3. Коррекция недостаточности блока программирования и

контроля.

Развитие внутреннего программирования

высказывания: составление плана рассказа с помощью

визуальных опор (картинок, схем, пиктограмм); обучение

задавать вопросы к картинке; методика «свёртывания» текста в

одну фразу и его последующего «развёртывания».

Развитие контроля: использование внешних средств —

алгоритмов проверки письменной работы (по памятке),

диктофонной записи собственной речи для последующего

анализа ошибок, системы «стоп-сигналов» (логопед делает

условный знак при ошибке, побуждая ребёнка к

самостоятельному поиску).

Введение речевой деятельности в жёсткие временные и

ритмические рамки: речевые игры с жёстким регламентом

времени на ответ, чтение и письмо под метроном (в

адаптированном варианте).

3.4. Интеграция методов: пример комплексного подхода к

коррекции дисграфии.

При оптико-пространственной дисграфии нейроподход предполагает

не просто повторное прописывание букв, а последовательную работу:

1. Активация базы: кинезиологические упражнения, стимуляция

межполушарного взаимодействия.

2. Коррекция зрительно-пространственных

представлений: игры на конструирование, ориентировку,

дифференциацию правого и левого.

3. Развитие зрительного гнозиса и памяти: работа с

наложенными изображениями букв, «поиск букв в шуме».

4. Формирование кинестетического образа буквы: письмо

буквы в воздухе с закрытыми глазами, лепка, выкладывание из

шнура.

5. Автоматизация и контроль: письмо под ритм, использование

мнемотехник для смешиваемых букв, обучение самопроверке по

алгоритму.

Глава 4. Условия эффективности нейроподхода и

взаимодействие с образовательным процессом

4.1. Принципы построения занятий:

Системность и последовательность: от коррекции базовых

предпосылок к сложным речевым функциям.

Комплексность: воздействие на все вовлечённые в дефект

анализаторы (слух, зрение, тактильность, кинестетика).

Осознанность: обучение ребёнка элементарным приёмам

самоконтроля и пониманию своих сильных и слабых сторон.

Индивидуализация: строгое соответствие содержания занятий

выявленному нейропсихологическому профилю.

4.2. Взаимодействие с учителем и родителями. Логопед

транслирует педагогу и родителям суть трудностей ребёнка не в

терминах «ленив» или «невнимателен», а в нейропсихологических:

«имеет слабость кинетического праксиса, поэтому ему трудно

удерживать последовательность действий; ему необходимы чёткие

пошаговые инструкции». Даются конкретные рекомендации по

организации рабочего места, объёму заданий, способам подачи

материала (больше визуальных схем, разбивка на этапы).

Заключение

Нейроподход в логопедической работе с младшими школьниками

представляет собой не просто модное течение, а закономерный и

необходимый этап эволюции профессии. Он позволяет перейти от

эмпирической коррекции внешних симптомов к научно обоснованному

воздействию на причину речевых нарушений — особенности

функционирования мозга. Такой подход делает работу логопеда

более целенаправленной, эффективной и прогнозируемой.

Понимание того, что за трудностями в письме может стоять дефицит

пространственных представлений, а за стойким нарушением

звукопроизношения — недостаточность кинестетического праксиса,

кардинально меняет стратегию коррекции. Внедрение нейроподхода

требует от специалиста постоянного профессионального роста,

интеграции знаний из смежных дисциплин, но результат — устойчивая

положительная динамика и реальная помощь ребёнку в преодолении

не только речевых, но и общеучебных трудностей — полностью

оправдывает эти усилия. В конечном счёте, нейроподход работает на

формирование у ребёнка полноценного, гибкого и контролируемого

речевого поведения, необходимого для успешной социализации и

обучения.



В раздел образования