Напоминание

«Формы слова. Окончание»


Автор: Кокаева Карина Игоревна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 43, имени Юльева А.Н.
Населённый пункт: город Владикавказ
Наименование материала: Конспект открытого урока по русскому языку
Тема: «Формы слова. Окончание»
Раздел: начальное образование





Назад




Конспект открытого урока во 2 классе

Тема: «Формы слова. Окончание».

Тип урока: открытие нового знания.

Цель урока: сформировать понятие об окончании как изменяемой части слова, служащей для образования форм слова.

Задачи урока:

1) образовательная: сформировать понятие «форма слова», «окончание»;

2)

развивающая:

развивать у обучающихся внимание, умения выстраивать причинно-следственные связи при

определении окончания слов;

3) воспитательная: продолжить формирование познавательного интереса к изучению русского языка.

Планируемые результаты урока

Предметные

Метапредметные

Личностные

-

знать

понятия:

форма

слова, окончание;

- понимать разницу между

формой

слова

и

родственными словами;

-

объяснять,

где

форма

слова, а где родственные

слова;

-

уметь

графически

выделять

окончания

в

словах.

- познавательные УУД: уметь искать необходимую

информацию; строить логическую цепочку

рассуждений, выдвигать гипотезы и обосновывать

их.

- регулятивные УУД: уметь ставить задачи

деятельности; сверять свои действия с целью, при

необходимости, исправлять ошибки с помощью

учителя.

- коммуникативные УУД: уметь строить учебное

сотрудничество, уметь владеть формами

монологической и диалогической речи.

Формирование

познавательного

интереса к предмету и устойчивой

мотивации к учебной деятельности.

Организация учебно-

познавательной

деятельности

Содержание урока

Формируемые УУД

Организационно-мотивационный этап

Организованный момент

- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас на уроке присутствуют гости.

Повернитесь к ним и улыбнитесь. Улыбнитесь друг другу. Вот с таким

отличным настроением мы и начнем наш урок.

Р (самоконтроль)

Чистописание

- Откройте тетради, запишите число, слова «Классная работа». Кто закончит,

Руку на локоток.

- А сейчас послушайте внимательно четверостишие и определите букву,

которую мы будем прописывать на минутке чистописания.

«Нитки», «нос» и слово «нет»

С этой буквы начинаются,

А еще она в «конфете».

«Ножницах» и «дне» встречается.

(прописываем букву Н, н)

- Дайте характеристику этой букве.

К (развитие монолог. речи)

П

(анализ

информации,

структурирование знаний)

Р (контроль своей деятельности)

Словарная работа

- На полях у вас словарные слова, нужно вставить только пропущенную букву.

- Поменяйтесь тетрадью с соседом по парте.

(взаимопроверка по эталону)

- А сейчас мы познакомимся с ещё одним словарным словом.

П (анализ информации)

Р (контроль деятельности)

Актуализация знаний

- Отгадайте загадку:

Что за дерево стоит — ветра нет, а лист дрожит?

(Осина)

К (развитие диалог. речи)

П (выделение познавательной цели)

Р (целеполагание)

- Запишем в тетрадь название нашего дерева. (записываем слово осина)

Осина – это светолюбивое дерево.

Осенью под ней растут грибы –подосиновики.

Лес, в котором растут в основном осины, называется - осинник.

От ветра осиновые листочки сильно дрожат.

В народе даже появилась поговорка «Дрожит как осиновый лист». О каком

человеке так говорят? (Так говорят о человеке, который дрожит от страха)

- Из каждого предложения выписать родственные слова к слову осина и

выделить корень. (осина, подосиновики, осиновый, осинник)

- Скажите какие слова мы выписали? (родственные/однокоренные)

- Как называется общая часть родственных слов? (Корень)

- Что такое корень слова? (Корень слова – главная часть в слове)

- Какой корень мы выделим в этих словах? (осин)

(Выделяем корень в словах)

- Помимо общей главной части – корня в этих словах, мы должны вспомнить,

что родственные слова по смыслу какие? (близкие)

- Давайте объясним лексическое значение каждого записанного слова.

Осина – лиственное дерево.

Осинник – осиновый лес.

Подосиновик – гриб, растущий род осиной.

- Сделаем вывод, почему данные слова однокоренные. (имеют одинаковый

корень, в котором заключено общее лексическое значение слов)

Проблемная ситуация для постановки темы и целей урока

Сообщение темы и

постановка целей урока

Наблюдение над

языковым явлением

Учебник

Стр.62-63 правило

- А почему слово «осины» не выписали? (это слово не является однокоренным)

- Является ли оно однокоренным? Кто считает, что является- поднимите руки.

- Какая часть слова меняется в этих словах? (Конец слова, последняя буква)

- Как бы вы назвали изменяемую часть слова, на которую оно оканчивается?

(окончание)

- Давайте определим тему урока.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с новой частью слова под названием

«Окончание», узнаем, как оно выделяется, какова его роль.

- Откройте учебник на странице 62.

- Прочитайте правило.

- Итак, что мы сейчас с вами узнали об окончании?

-Как оно выделяется?

- Выделим окончание в словах осина и осины.

Меняется ли при этом лексическое значение слова? (нет)

К (развитие диалог. речи)

П

(анализ

информации,

структурирование

знаний,

представление

информации

в

разных формах)

Р (контроль своей деятельности)

П

(анализ

информации,

структурирование

знаний,

представление

информации

в

разных формах)

Р (контроль своей деятельности)

Формирование правил и

определений учащимися и

уточнение по учебнику

- Продолжите фразу: меняя окончание, мы меняем… (форму слова)

- Запишите в тетрадях упр.90. Прочитаем первую строчку слов.

- Скажите, изменилось ли лексическое значение каждого из данных слов?

- Что изменилось в данных словах?

- Прочитайте вторую строчку слов.

- Скажите, изменилось ли лексическое значение каждого из данных слов?

- Что изменилось в данных словах?

К (владение диалог. речи)

П

(анализ

информации,

структурирование

знаний,

логические умения)

Р (контроль своей деятельности)

- Сделаем вывод.

(При изменении формы слова его лексическое значение не меняется. Изменятся

только окончание слова.)

- Запишите любую понравившуюся строчку. Выделите окончания в формах

слова.

- Проверим вашу работу.

(самопроверка)

Физ. минутка.

- Вы очень хорошо поработали, пришло время немного отдохнуть.

Из-за парт мы дружно встали

И на месте зашагали.

А потом мы улыбнулись

Выше- выше потянулись.

Сели-встали, сели- встали,

За минутку сил набрались

Плечи ваши распрямите

Поднимите- опустите

Вправо-влево повернитесь

И за парту вновь садитесь.

Результативно-оценочный этап

Тренировочное

упражнение

Работа в группе

- А мы вами возвращаемся в наш осинник. К нам прибежала… лисичка.

- Сейчас вы поработаете в парах. У вас на столах лежат карточки с заданием.

Ваша задача изменить форму слова ЛИСА и выделить окончание.

-Группа , которая закончит быстрее всех, выходит к доске. Если все ответы

правильные, вся группа получает оценку -5.

1.

Лиса с размером с небольшую собаку.

2.

У лиса стоячие уши и хищные зубы.

3.

Для лиса хвост имеет очень важное значение, им она обманывает собак.

П (контроль и оценка)

Р (оценка, коррекция)

4.

Из меха лиса получается пушистая рыжая шуба.

5.

Лиса нравится лакомиться фруктами, овощами, ягодами, рыбой, зайцами,

птицами и их яйца, лягушками и червяками!

- Итак, время вышло. 1 группа к доске. Возьмите в руки простой карандаш и

проверьте свою работу с эталоном. (ответы на слайде)

- Остальные, если ваш ответ не совпал с образцом поставьте «-».

- А если совпал поставьте «+».

(лиса, у лисы, для лисы, лисы, лисой, лисе)

- Делаем вывод. Для чего нужно менять форму слова? (Формы слова нужна для

связи слов в предложении)

-Спишите первые три предложения и выделите окончание.

Итог урока

- Итак, пришло время подвести итог нашего урока.

- Скажите, пожалуйста, какую тему мы сегодня изучали? (окончание)

- Что такое окончание? (Окончание – это изменяемая часть слова.)

- Как в русском языке графически обозначается окончание? (Окончание

выделяется окошечком.)

- А что такое формы слова? (Формы слова – это изменения слова.)

Р (оценка, коррекция)

Рефлексия

- Ребята, обратите внимание на нашу осину. Из – за сильного ветра у нее опали

все листья и теперь она мерзнет. У вас на парте лежат листочки.

1. Если вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, вы довольны своей

работой и можете объяснить, что такое окончание, то закрасьте листочек

оранжевым цветом.

2. Если на уроке вы работали, но не в полную силу, научились выделять

окончание в словах, но иногда вам нужна помощь - закрасьте листочек желтым

цветом.

3. А если во время урока вам было сложно и тема вовсе непонятна – закрасьте

листочек красным цветом.

(Самооценка деятельности на уроке)

- Покажите, пожалуйста, результаты.

Р (оценка, коррекция)

Домашнее задание

- Вашим домашним заданием будет….

Р (самоконтроль)

Организованный момент

- Подготовьтесь, пожалуйста, к слудующему уроку.

Р (самоконтроль)



В раздел образования