Автор: Кокаева Карина Игоревна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 43, имени Юльева А.Н.
Населённый пункт: город Владикавказ
Наименование материала: Конспект открытого урока по русскому языку
Тема: «Формы слова. Окончание»
Раздел: начальное образование
Конспект открытого урока во 2 классе
Тема: «Формы слова. Окончание».
Тип урока: открытие нового знания.
Цель урока: сформировать понятие об окончании как изменяемой части слова, служащей для образования форм слова.
Задачи урока:
1) образовательная: сформировать понятие «форма слова», «окончание»;
2)
развивающая:
развивать у обучающихся внимание, умения выстраивать причинно-следственные связи при
определении окончания слов;
3) воспитательная: продолжить формирование познавательного интереса к изучению русского языка.
Планируемые результаты урока
Предметные
Метапредметные
Личностные
-
знать
понятия:
форма
слова, окончание;
- понимать разницу между
формой
слова
и
родственными словами;
-
объяснять,
где
форма
слова, а где родственные
слова;
-
уметь
графически
выделять
окончания
в
словах.
- познавательные УУД: уметь искать необходимую
информацию; строить логическую цепочку
рассуждений, выдвигать гипотезы и обосновывать
их.
- регулятивные УУД: уметь ставить задачи
деятельности; сверять свои действия с целью, при
необходимости, исправлять ошибки с помощью
учителя.
- коммуникативные УУД: уметь строить учебное
сотрудничество, уметь владеть формами
монологической и диалогической речи.
Формирование
познавательного
интереса к предмету и устойчивой
мотивации к учебной деятельности.
Организация учебно-
познавательной
деятельности
Содержание урока
Формируемые УУД
Организационно-мотивационный этап
Организованный момент
- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас на уроке присутствуют гости.
Повернитесь к ним и улыбнитесь. Улыбнитесь друг другу. Вот с таким
отличным настроением мы и начнем наш урок.
Р (самоконтроль)
Чистописание
- Откройте тетради, запишите число, слова «Классная работа». Кто закончит,
Руку на локоток.
- А сейчас послушайте внимательно четверостишие и определите букву,
которую мы будем прописывать на минутке чистописания.
«Нитки», «нос» и слово «нет»
С этой буквы начинаются,
А еще она в «конфете».
«Ножницах» и «дне» встречается.
(прописываем букву Н, н)
- Дайте характеристику этой букве.
К (развитие монолог. речи)
П
(анализ
информации,
структурирование знаний)
Р (контроль своей деятельности)
Словарная работа
- На полях у вас словарные слова, нужно вставить только пропущенную букву.
- Поменяйтесь тетрадью с соседом по парте.
(взаимопроверка по эталону)
- А сейчас мы познакомимся с ещё одним словарным словом.
П (анализ информации)
Р (контроль деятельности)
Актуализация знаний
- Отгадайте загадку:
Что за дерево стоит — ветра нет, а лист дрожит?
(Осина)
К (развитие диалог. речи)
П (выделение познавательной цели)
Р (целеполагание)
- Запишем в тетрадь название нашего дерева. (записываем слово осина)
Осина – это светолюбивое дерево.
Осенью под ней растут грибы –подосиновики.
Лес, в котором растут в основном осины, называется - осинник.
От ветра осиновые листочки сильно дрожат.
В народе даже появилась поговорка «Дрожит как осиновый лист». О каком
человеке так говорят? (Так говорят о человеке, который дрожит от страха)
- Из каждого предложения выписать родственные слова к слову осина и
выделить корень. (осина, подосиновики, осиновый, осинник)
- Скажите какие слова мы выписали? (родственные/однокоренные)
- Как называется общая часть родственных слов? (Корень)
- Что такое корень слова? (Корень слова – главная часть в слове)
- Какой корень мы выделим в этих словах? (осин)
(Выделяем корень в словах)
- Помимо общей главной части – корня в этих словах, мы должны вспомнить,
что родственные слова по смыслу какие? (близкие)
- Давайте объясним лексическое значение каждого записанного слова.
Осина – лиственное дерево.
Осинник – осиновый лес.
Подосиновик – гриб, растущий род осиной.
- Сделаем вывод, почему данные слова однокоренные. (имеют одинаковый
корень, в котором заключено общее лексическое значение слов)
Проблемная ситуация для постановки темы и целей урока
Сообщение темы и
постановка целей урока
Наблюдение над
языковым явлением
Учебник
Стр.62-63 правило
- А почему слово «осины» не выписали? (это слово не является однокоренным)
- Является ли оно однокоренным? Кто считает, что является- поднимите руки.
- Какая часть слова меняется в этих словах? (Конец слова, последняя буква)
- Как бы вы назвали изменяемую часть слова, на которую оно оканчивается?
(окончание)
- Давайте определим тему урока.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с новой частью слова под названием
«Окончание», узнаем, как оно выделяется, какова его роль.
- Откройте учебник на странице 62.
- Прочитайте правило.
- Итак, что мы сейчас с вами узнали об окончании?
-Как оно выделяется?
- Выделим окончание в словах осина и осины.
Меняется ли при этом лексическое значение слова? (нет)
К (развитие диалог. речи)
П
(анализ
информации,
структурирование
знаний,
представление
информации
в
разных формах)
Р (контроль своей деятельности)
П
(анализ
информации,
структурирование
знаний,
представление
информации
в
разных формах)
Р (контроль своей деятельности)
Формирование правил и
определений учащимися и
уточнение по учебнику
- Продолжите фразу: меняя окончание, мы меняем… (форму слова)
- Запишите в тетрадях упр.90. Прочитаем первую строчку слов.
- Скажите, изменилось ли лексическое значение каждого из данных слов?
- Что изменилось в данных словах?
- Прочитайте вторую строчку слов.
- Скажите, изменилось ли лексическое значение каждого из данных слов?
- Что изменилось в данных словах?
К (владение диалог. речи)
П
(анализ
информации,
структурирование
знаний,
логические умения)
Р (контроль своей деятельности)
- Сделаем вывод.
(При изменении формы слова его лексическое значение не меняется. Изменятся
только окончание слова.)
- Запишите любую понравившуюся строчку. Выделите окончания в формах
слова.
- Проверим вашу работу.
(самопроверка)
Физ. минутка.
- Вы очень хорошо поработали, пришло время немного отдохнуть.
Из-за парт мы дружно встали
И на месте зашагали.
А потом мы улыбнулись
Выше- выше потянулись.
Сели-встали, сели- встали,
За минутку сил набрались
Плечи ваши распрямите
Поднимите- опустите
Вправо-влево повернитесь
И за парту вновь садитесь.
Результативно-оценочный этап
Тренировочное
упражнение
Работа в группе
- А мы вами возвращаемся в наш осинник. К нам прибежала… лисичка.
- Сейчас вы поработаете в парах. У вас на столах лежат карточки с заданием.
Ваша задача изменить форму слова ЛИСА и выделить окончание.
-Группа , которая закончит быстрее всех, выходит к доске. Если все ответы
правильные, вся группа получает оценку -5.
1.
Лиса с размером с небольшую собаку.
2.
У лиса стоячие уши и хищные зубы.
3.
Для лиса хвост имеет очень важное значение, им она обманывает собак.
П (контроль и оценка)
Р (оценка, коррекция)
4.
Из меха лиса получается пушистая рыжая шуба.
5.
Лиса нравится лакомиться фруктами, овощами, ягодами, рыбой, зайцами,
птицами и их яйца, лягушками и червяками!
- Итак, время вышло. 1 группа к доске. Возьмите в руки простой карандаш и
проверьте свою работу с эталоном. (ответы на слайде)
- Остальные, если ваш ответ не совпал с образцом поставьте «-».
- А если совпал поставьте «+».
(лиса, у лисы, для лисы, лисы, лисой, лисе)
- Делаем вывод. Для чего нужно менять форму слова? (Формы слова нужна для
связи слов в предложении)
-Спишите первые три предложения и выделите окончание.
Итог урока
- Итак, пришло время подвести итог нашего урока.
- Скажите, пожалуйста, какую тему мы сегодня изучали? (окончание)
- Что такое окончание? (Окончание – это изменяемая часть слова.)
- Как в русском языке графически обозначается окончание? (Окончание
выделяется окошечком.)
- А что такое формы слова? (Формы слова – это изменения слова.)
Р (оценка, коррекция)
Рефлексия
- Ребята, обратите внимание на нашу осину. Из – за сильного ветра у нее опали
все листья и теперь она мерзнет. У вас на парте лежат листочки.
1. Если вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, вы довольны своей
работой и можете объяснить, что такое окончание, то закрасьте листочек
оранжевым цветом.
2. Если на уроке вы работали, но не в полную силу, научились выделять
окончание в словах, но иногда вам нужна помощь - закрасьте листочек желтым
цветом.
3. А если во время урока вам было сложно и тема вовсе непонятна – закрасьте
листочек красным цветом.
(Самооценка деятельности на уроке)
- Покажите, пожалуйста, результаты.
Р (оценка, коррекция)
Домашнее задание
- Вашим домашним заданием будет….
Р (самоконтроль)
Организованный момент
- Подготовьтесь, пожалуйста, к слудующему уроку.
Р (самоконтроль)