Автор: Хайрудинова Любовь Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МДОУ д/с "Березка" Населённый пункт: село Толька, Красноселькупский район, ЯНАО Наименование материала: Статья Тема: Сенсорное воспитание Раздел: дошкольное образование
Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста.
Мир природы богат разнообразием форм, красок, звуков, запахов. Приобщаясь к
природе, ребёнок приобщается к широкому кругу общечеловеческих ценностей.
Ранний возраст детей наиболее благоприятен для накопления представлений об
окружающем
мире.
Сначала
представление
о
форме,
величине
или
цвете
связаны
у
ребёнка с конкретным предметом (мяч – круглый, небо - голубое, дерево - высокое).
Постепенно эти качество обобщаются и становятся обобщённым эталоном цвета, формы,
размера. Чтобы помочь детям освоить сенсорные эталоны, я провожу игры - занятия,
где планомерно формирую сенсорные процессы (ощущения, восприятия, представления),
они то и содействуют умственному развитию детей, например по сказке «Курочка Ряба» -
яйцо форма овал, цвет белый. Дети обследуют настольный театр на ощупь, одновременно
дети глубже познают такие свойства предметов, как величина, форма, цвет...
Проводя родительские собрания, я рассказываю о том, как можно с ребёнком
закрепить цвета, формы предметов, делюсь своим опытом.
. Огромное значение для накопления представления об окружающем мире дают
прогулки.
Прогулка укрепляет здоровье ребёнка,
представляет
возможности для
разнообразных наблюдений, развития внимания, памяти, мышления детей. Осенью мы
собирали листья, рассматривали, называли форму и цвет. В зимний период наблюдали за
снегопадом; рассматривали снежинку - форму, цвет; проводили опыт со снегом (заносили
снег в помещение); весной – за сосульками, за первой травой; летом - за посадкой цветов
на клумбы, дети с увлечением рассматривали жука.
Приобщая ребёнка к природе, хотелось, чтобы он приобщался к широкому кругу
общечеловеческим ценностям, среди которых:
*познавательные ценности;
*ценности переживания;
*ценности преобразования.
«Я иду в детский сад»
(проблемы адаптации)
Из опыта работы.
Знакомство ребёнка с миром, где он останется один на один со сверстниками, не может
немедленно прибегнуть к защите, для многих малышей бывает непростым. И далеко не
все дети готовы к этому событию.
Каждому
ребёнку
рано
или
поздно
приходится
«социализироваться»,
т.е.становиться
способным жить среди других людей. Это необходимый для всех этап. В детском саду
маленький
человечек,
попадая
в
коллектив
своих
ровесников,
вступает
с
ними
в
жизненные
взаимодействия.
Здесь
он
приобретает
опыт
общения,
понимания
других
людей, привычку не теряться.
Уже с первых дней жизни у ребёнка в семье формируются привычки, привязанности,
определённое поведение. При поступлении ребёнка в детский сад привычные условия
жизни меняются. Это требует от ребёнка перестройки ранее сложившегося стереотипа
поведения и часто приводит к стрессу. В чём же проявляется стресс? У детей могут
нарушаться аппетит, сон, эмоциональное состояние, иногда повышается температура тела.
У некоторых малышей наблюдается потеря уже сложившихся положительных привычек и
навыков. Понижение аппетита, сна, эмоционального состояния приводит к снижению
иммунитета, к ухудшению физического развития, потере веса, иногда к заболеванию.
Выделю три
вида
адаптации:
легкая -
при
которой
отрицательное
эмоциональное
состояние ребёнка длится недолго (в течении двух – трёх недель); при адаптации средней
тяжести – эмоциональное состояние ребёнка нормализуется медленно и на протяжении
первого месяца он болеет острыми респираторными инфекциями. Самая нежелательная
тяжёлая адаптация – эмоциональное состояние нормализуется очень медленно (иногда
несколько месяцев)
Чтобы малыш быстрее влился в детский коллектив, прислушайтесь к моим советам:
*заранее познакомьтесь с режимом детского сада и максимально приблизьте условия
воспитания в семье.
*одежда - удобной без маленьких пуговиц и застёжек на спине; обувь на липучках.
* постарайтесь научить малыша общаться со сверстниками
* при предварительном знакомстве с обстановкой группы постарайтесь положительно
настроить малыша
* дайте время малышу спокойно всё осмотреть (где будет спать, кушать, играть)
* в первые дни не спешите сразу увести кроху домой. Побудьте на участке детского сада,
вместе посмотрите, как гуляют дети.
Безусловно,
время
пребывания
ребёнка
в
детском
саду
в
период
адаптации
строго
индивидуально. Но не следует в первые дни оставлять малыша надолго.
В заключение хочу отметить, что выработка единых требований к поведению ребёнка,
согласование
воздействий
на
него
дома
и
в
детском
саду
–
важнейшее
условие,
облегчающее ему адаптацию к перемене в образе жизни.
«
Поздравляем наших пап с
Днём Защитника Отечества!
«Мой папа»
Я хочу быть таким, как мой папа:
Сильным, ловким, весёлым и
смелым.
Он не любит пустых разговоров
За любое берётся дело
Сапоги он умело тачает
Сделал крышу над нашим
крыльцом.
А со старшими он уважителен!
Вмиг весельем дом наполняется
когда папа с работы придёт
Я хочу быть таким, как мой папа!
Папа, жди, когда сын подрастёт!
Н.Идельбай
Сегодня папин день, его я
поздравляю!
И в день защитника ему я пожелаю.
Со мною, как с мужчиною считаться.
И иногда немножко подчиняться.
Ведь я, конечно, генералом буду.
И папину отвагу не забуду.
Родительское собрание.
Круглый стол «Роль отца в семейном воспитании».
Повестка дня
1. Выступление воспитателя на тему «Роль отца в семейном
воспитании»
2. Игра «Родительские заботы»
3. Презентация семьи «Самый заботливый и любящий папа»
4. «О чём говорят дети»
5. Итоги собрания, обмен мнениями.
***
Воспитатели приглашают родителей в группу. Воспитатель
объявляет тему собрания, читает стихотворение о папе.
«Мой папа»
Я хочу быть таким, как мой папа:
Сильным, ловким, весёлым и
смелым.
Он не любит пустых разговоров
За любое берётся дело
Сапоги он умело тачает
Сделал крышу над нашим
крыльцом.
А со старшими он уважителен!
Вмиг весельем дом наполняется
когда папа с работы придёт
Я хочу быть таким, как мой папа!
Папа, жди, когда сын подрастёт!
Н.Идельбай
1 . Роль отца в воспитании детей.
Любящая мама – залог душевного здоровья ребёнка. Но не менее
важна роль отца в полноценном воспитании девочки.
Отец – первый мужчина, с которым она начинает общаться в своей
жизни. От отношений родителей во многом зависит её дальнейшая
личная жизнь и женская самооценка. Многие девочки, которым в
детстве не хватает внимания отца, обеспечены на самоутверждение
в
течение
всей
своей
жизни.
Подчеркнутая
самостоятельность,
напористость,
стремление
выйти
из
сферы
женских
занятий
и
утвердить
своё
равноправие
с
мужчинами
часто
являются
последствием детского желания привлечь внимание отца, доказать
ему, что она достойна его любви.
Девочки,
с
первых
дней
окруженные
папиной
любовью,
вырастают
более
уверенными
в
собственной
полноценности,
чувствуют себя более защищёнными.
Отец может похвалить красивое платье дочери, или её причёску,
или что-нибудь, что она сделала своими руками. В свою очередь
девочка учится ценить те качества, которые делают отца настоящим
мужчиной, готовясь выйти в большой мир, наполовину состоящий
из мужчин. Тип юношей, с которыми она будет дружить, став
взрослой,
её
замужняя
жизнь
во
многом
определяется
теми
отношениями, которые в детстве сложились с отцом.
Мальчикам
очень
необходимы
дружба
и
одобрение
отца,
они
нуждаются в его обществе, его любви. Мальчик начнёт чувствовать
себя мужчиной и вести себя как мужчина благодаря способности
подражать
и
брать
пример
с
тех
мужчин,
которые
рядом,
и
пользуются его расположением. Если отец всегда нетерпелив и
раздражителен по отношению к сыну, мальчик будет испытывать
напряжение в его обществе. Такой ребёнок, скорее всего, потянется
к матери и воспримет её интересы.
Итак, если отец хочет, чтобы его сын вырос настоящим мужчиной,
он не должен кричать на ребёнка, когда тот плачет, стыдить его,
заставлять
заниматься
неинтересными
делами.
Отец
должен
с
удовольствием
проводить
время
со
своим
сыном,
давать
ему
почувствовать свою гордость и радость за его успехи.
2. Игра «Родительские заботы»
Для
участия
в
игре
приглашаются
несколько
родителей.
Одна
команда формируется из пап мальчиков, другая – из пап девочек.
Предлагаются следующие задания:
Назвать время, число, месяц и год рождения своих детей;
Заплести косички (для пап мальчиков);
Сложить из бумаги самолёт (для пап девочек);
Завязать бантики (для пап мальчиков);
Одеть девочку на праздник (для пап девочек);
Нарисовать девочку (для пап мальчиков);
Покрутить обруч (для пап девочек);
3 . Презентация семьи «Самый заботливый и любящий папа»
Патриотическое воспитание дошкольников.
Дошкольный
возраст
–
фундамент
общего
развития
ребёнка,
стартовый
период
всех
высоких человеческих начал. Закладываемое в это время эмоциональное отношение к
жизни и людям, развитие нравственно-патриотических чувств оставляют след на всё
дальнейшее поведение и образ мыслей человека.
Понятие патриотизма многогранно по своему содержанию – это любовь к своей семье,
своей малой родине, уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с
окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину.
Патриотическое воспитание необходимо начинать ещё в младшем дошкольном возрасте
при тесном взаимодействии: воспитателей, родителей и самих детей. Ведь наши дети –
эмоциональны, впечатлительны, любят подражать взрослым, но отсутствует жизненный
опыт. Чувство Родины у ребёнка начинается с отношения к семье, самым близким людям –
к маме, папе, другим родственникам. В семье папа, дедушка учат мальчишек, что они
защитники девочек, мам, бабушек, всех слабых. У девочек формируется понятие, что они
помощницы, подруги, будущие мамы. Мы воспитываем у малышей бережное отношение
ко
всему
живому,
знакомим
с
трудом
взрослых.
На
занятиях
по
ознакомлению
с
окружающим рассказываем о природе России, о культуре, быте и традициях русского
народа.
Очень важно приобщать ребёнка к русской народной культуре. В работе с маленькими
детьми
используем
все
виды
фольклора,
в
частности,
в
формировании
культурно-
гигиенических навыков, знакомим детей с устным народным творчеством (считалки,
прибаутки,
стихи,
потешки),
играми.
Народные
игры
воспитывают
сознательную
дисциплину,
волю,
настойчивость
в
преодолении
трудностей,
приучают
детей
быть
честными и правдивыми. Народная игра – это детство и забавы старшего поколения:
наших бабушек и дедушек. Знакомя детей с такими играми, мы возрождаем добрую
традицию,
передаём
опыт
старшего
поколения.
В
народной
игре
есть
весь
арсенал
необходимых средств для формирования человека – гражданина своей страны.
Знакомство взрослых с основными правилами взаимодействия с ребёнком.
Когда ребёнок проснётся:
Обязательно улыбнитесь и скажите ему: «Доброе утро!»
Радуйтесь своему малышу каждую минуту, обращайтесь с ним ласково,
осуществляйте тактильный контакт;
Не стесняйте говорить ему о том, что вы его любите. Любовь рождает в малыше
ощущение защищённости, уверенности, свободы;
Относитесь к ребёнку бережно, он нуждается в том, чтобы от близких людей с утра
слышать добрые слова: «Мы очень любим тебя», «Ты наша радость, наше счастье».
В течение дня:
Не сравнивайте его с другими близкими людьми, детьми в их пользу, чтобы он не
чувствовал себя ущемлённым. Каким бы он ни был, он должен ощущать себя
неповторимым, единственным, особым: «Ты нам нравишься таким, какой ты есть!»
Успокаивайте и поддерживайте ребёнка, проявляйте внимание к его настроению,
желаниям, чувствам: «Мне понятно твоё волнение, твоя радость, твоя грусть..»
Поощряйте стремление задавать вопросы, откликайтесь на любую просьбу
малыша, если он чем – то расстроен: «Я помогу тебе, не переживай», «Иди ко мне,
я тебя пожалею».
Не увлекайтесь нотациями – от них нет особой пользы;
Старайтесь чередовать общение с малышом и его самостоятельные занятия;
Признавайте за ребёнком возможность посильного участия в любом деле, которым
вы заняты. Помните: взрослому сделать самому проще; сделать вместе с
ребёнком – важнее.
Предъявляя требования к поведению ребёнка:
Будьте последовательными; не позволяйте ребёнку сегодня делать то, что вчера ему
запрещалось;
Не устанавливайте для ребёнка множество правил – он перестанет на них
реагировать. Постепенно, но ежедневно приучайте его к соблюдению лишь
определённых норм поведения.
Старайтесь в присутствии ребёнка выражать различное отношение к тем или иным
явлениям, оценивая их определёнными словами: «хорошо», «плохо».
Помните, что ребёнок в 2 года лучше понимает инструкции, побуждающие к
действию: «Положи на место, сядь, посиди»;
Вводите чёткую систему конкретных запретов; произносите их громко и чётко.
Запретов не должно быть много, но старайтесь следовать им неукоснительно;
Не принуждайте ребёнка делать то, к чему он ещё не готов; не настаивайте на чём –
либо, если он устал или чем – то расстроен;
Предоставляйте ребёнку самостоятельность в выборе игрушек, занятий: «Как ты
считаешь, что лучше для тебя?».
Оценивая поведение ребёнка, его действия и поступки:
Чаще поощряйте его, не скупитесь на награду или поцелуй;
Через похвалу и ласку стимулируйте в ребёнке необходимые ему качества:
мальчику чаще говорите, что он смел, ловок; девочке – что она добрая, заботливая;
Порицание используйте реже, и оно должно относиться к конкретным действиям, а
не к личности в целом: «Ты хорошая девочка, но ты не должна рвать книжечку, это
не хорошо»;
Не унижайте достоинство ребёнка;
Если вы поступили неправильно, научитесь просить прощение у малыша – это не
разрушит ваш авторитет, а только укрепит его;
Когда вы браните ребёнка, не употребляйте слов «ты всегда», «Ты вообще», «Вечно
ты». Он лишь сегодня сделал что – то не так, вот об этом и скажите: «Я тебя
люблю, но мне не нравится, как ты сегодня разговариваешь со мной!»
Поощряйте совместные игры ребёнка с другими детьми.
Контролируя речевое общение:
после 2 лет старайтесь не допускать, чтобы ребёнок употреблял упрощенные слова:
ки-са, ав-ав, бай-бай, ням-ням и т.д.
поощряйте речевую активность малыша. Не заостряйте внимание ребёнка на
неправильно произносимых словах (го-ва, мо-ко), но в то же время старайтесь как
можно чаще произносить их правильно в его присутствии
не сюсюкайте с ребёнком, не демонстрируйте его окружающим, не заставляйте
повторять удачно сказанные слова; не захваливайте, не «возносите» его над
другими детьми.
Помните, что темп развития речи у детей неодинаков. Причин для беспокойства
нет, если ребёнок до 1,5 лет пытается подражать произносимым словам, многое
понимает;
Не расстраивайтесь, если малыш допускает ошибки в произношении ряда звуков
или вообще их не произносит, заменяя более лёгкими – процесс овладения речью к
3 годам еще не завершён;
Записывайте в семейный альбом интересные, на ваш взгляд, суждения,
высказывания ребёнка – это станет «золотым фондом» его раннего развития, что,
несомненно, вызовет эмоциональный отклик в дальнейшем.
Если вы раздражены, говорите с ребёнком тише, едва слышно – это способствует снятию
психического напряжения.
Проблема протекания «Кризиса трёх лет».
Кризис – это важный этап в психологическом развитии ребёнка, знаменующий переход на
новую
возрастную
ступень.
С
одной
стороны,
кризисы
необходимы:
они
являются
движущей силой развития, этапом смены ведущей деятельности ребёнка; с другой – это
сложный период для ребёнка, его родных и персонала дошкольного учреждения.
Немалую ответственность за правильный выход из кризиса несут близкие взрослые.
Им необходимо изменить в этой критической ситуации стиль общения с ребёнком, его
образ жизни – всё то, что замедляет и мешает адекватному её разрешению.
Кризис протекает у детей по-разному, что зависит от ряда составляющих, в том числе и от
того, насколько правильно организованы действия педагогов и родителей.
Поэтому совместно с родителями:
Показать родителям значимость проблемы «кризиса трёх лет» и возможности его
благополучного разрешения;
Повысить
родительскую
компетентность
в
понимании
природы
внутренних
переживаний и потребностей ребёнка данного противоречивого периода;
Создать
оптимальные
условия
для
роста
и
психического
развития
ребёнка
в
критической ситуации;
Показать роль семьи в решение проблемы.
Причины
проявления
«кризиса
трёх
лет»,
основные
показатели
изменений
поведения ребёнка в данный момент.
В три года дети сравнивают себя со взрослыми и хотят во всём быть похожими на них.
Они ожидают от семьи признания своей независимости и самостоятельности. Ребёнок
хочет, чтобы его мнения спрашивали, посоветовались с ним. Он не может ждать, пока
вырастет – он уже сегодня, немедленно, сейчас хочет быть взрослым: «Я сам!», «Я сама!».
Возросшие потребности трёхлетнего ребёнка не могут быть удовлетворены прежним
стилем
общения
с
ним
и
прежним
образом
жизни.
Возникают
противоречия
между
возможностями и желаниями ребёнка.
Кризис сопровождается массой позитивных и негативных изменений в детском организме,
но все трудности носят временный, преходящий характер.
Физиологическая и биологическая перестройка организма.
В период протекания кризиса трёх лет у детей наблюдается:
Повышенная чувствительность мозга к воздействиям окружающей среды;
Ранимость центральной нервной системы в связи с отключениями в перестройке
эндокринной системы и метаболизма;
Снижение
адаптационно-компенсаторных
возможностей
детского
организма
(подверженность заболеваниям, особенно нервно-психическим).
Основные кризисные симптомы поведения ребёнка и их характеристика:
1.
Ярко
выражено
проявление
негативизма
–
немотивированного
поведения,
проявляющегося в действиях и словах, намеренно противоположных требованиям
и ожиданиям окружающих. Ребёнок противопоставляет себя взрослым и перестаёт
выполнять их просьбы, стремится сделать всё наоборот.
2.
Ребёнок проявляет упрямство, т.е. особенность поведения, дефект волевой сферы,
проявляющийся в стремлении вопреки разумным доводам поступить по- своему.
Упрямство отличается от настойчивости: ребёнок добивается своего только потому, что он
так решил. В поведении ребёнка наблюдается строптивость. Это постоянное недовольство
всем.
Л,С.Выгодский
определил
строптивость
как
«бунт
против
норм
воспитания,
установленных ранее для ребёнка, против всего прежнего образа жизни».
В поведении детей взрослые отмечают и другие симптомы, которые встречаются реже:
своеволие, обесценивание ребёнком личности близких, ревностное, деспотическое их
подавление, когда вся семья должна немедленно удовлетворять все просьбы ребёнка,
иначе у него начинается истерика.
Ребёнок пытается любой ценой завоевать самостоятельность и самоутвердиться, разными
путями выражая протест против зависимости от родителей, настаивает на равноправии.
Он бурно реагирует на оценки, становится злопамятным и обидчивым, начинает хитрить.
«Кризис трёх лет» - определение условное. Временные рамки проявления кризиса не
ограничены. Он возникает в период от 2 лет 10 месяцев до 3,5 лет.
Если
дети
по
достижении
четырёх
лет
всё
ещё
продолжают
часто
упрямиться
и
капризничать, то есть опасность фиксации данных форм поведения как удобных способов
манипулирования родителями.
Основные правила поведения взрослых в процессе протекания «кризиса трёх лет»
1. Замечайте те позитивные изменения, которые происходят в ребёнке и в соответствии с
этим, меняйте прежний стиль взаимоотношений.
2. Выработайте правильную линию своего поведения, более гибкую в воспитательных
воздействиях, варьируя её в зависимости от конкретного случая их применения.
3. Не ругайте и не наказывайте ребёнка за все неприятные для вас проявления им
самостоятельности, активности.
4. В доме создайте такие условия, в которых ребёнок ощущал бы, что он уже взрослый, а
не малыш; расширяйте в пределах разумного его права и обязанности.
5. Учитывайте потребности малыша, организуя общения с ним.
6. Уважайте ребёнка, но и учите его при этом уважать других.
7. Проявляйте внимание к малышу: позвоните ему лично по телефону, спрашивайте
совета, дарите «взрослые подарки» (шариковую ручку, наручные часы, бусы, колечки..)
8.
Упрямство,
непослушание
и
негативизм
ребёнка
воспринимайте
как
временные,
преходящие проявления, которые неизбежны в период кризиса.
9. Чтобы ваши объяснения были простыми и понятными выработайте чёткие, единые
требования к малышу: что «надо», чего «нельзя», что «можно» - и руководствуйтесь ими.
Ребёнок
чувствует
непостоянство
окружающих
взрослых,
и
если
есть
малейшая
возможность, старается добиться своего, во что бы то ни стало.
10. Не говорите «да», когда необходимо твёрдое «нет».
11. Поощрения и наказания должны быть правильно сбалансированы.
12. Не произносите часто глаголы, тормозящие деятельность детей (не трогай, не бегай, не
бери, не стучи, не катай..) В противном случае они утратят свой сигнальный смысл.
Не бойтесь :
- проводить маленькие эксперименты, чтобы лучше понять, в каких ситуациях как надо
действовать;
- часто произносить фразы типа: «Ты уже большой», «Молодец!» Ты делаешь всё сам»..
- использовать форму запрета или отказа только тогда, когда это нужно.
Если…то..
Если желания малыша намного превосходят его возможности, необходимо искать выход в
ролевой игре. Помогите детям научиться играть «во взрослых», беря на себя роль мамы,
папы, врача, водителя; покажите несложные действия с игровым материалом, которые они
смогут
воспроизвести.
Поиграйте
рядом
с
ребёнком
–
он
с
удовольствием
будет
подражать.
Если ребёнок упрямится, убедитесь, что поблизости нет предметов, которые угрожают его
безопасности.
Подождите,
пока
он
немного
успокоится,
заинтересуйте
чем-либо,
отвлеките: «Посмотри, что у меня есть», «Посмотри, кто это идёт!». Ругань, шлепки не
имеют смысла.
Помните:
Истеричность и капризность требуют зрителей – не становитесь таковыми.
В любой ситуации следует проявить терпимость к ребёнку. Не делайте скоропостижных
выводов относительно методов воспитания, которые в том или ином случае вы хотите
использовать.
Не нужно подчёркивать свою силу и превосходство над ребёнком , противодействуя
ему во всём - необходимо быть «рядом» с ним .