Автор: Васильева Лариса Михайловна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ "СОШ №31 им. П.Т.Харитонова" г.Улан-Удэ
Населённый пункт: Улан-Удэ
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Н.А.Некрасов "Железная дорога"
Раздел: среднее образование
Н.А. Некрасов
«Железная дорога»
Идейно-художественное своеобразие стихотворения.
–
«Вот они нашей дороги
!
строители »
История написания
•
Некрасов
создает
стихотворение
в
1864
году-
почти
двадцать
лет
спустя
после
начала
строительства дороги.
•
1860-е
годы
–
время
реформ
Александра
II
и
промышленного роста.
•
Но
все
это
делается
руками
вчерашних
крепостных, которые формально были свободны,
но бедны и бесправны.
•
Некрасов
болезненно
воспринимает
эту
несправедливость: за достижениями страны стоит
тот же изнурительный труд народа.
Эпиграф — «Разговор в вагоне» —
оформлен как сценка с репликами,
ремарками. Он подсказывает
читателю, что дальше в
стихотворении столкнутся разные
взгляды.
Роль эпиграфа
Эпиграф — это
короткая фраза,
предложение или
выражение,
которое автор
ставит перед
произведением.
Главный управляющий путями сообщения
с 1842 по 1855 годы.
Исторический контекст
Петербурго-Московская
железная
дорога
строилась
при
Николае I в течение 10 лет: с 1842 по 1851 год. Это время
существования крепостного права.
Начальником строительства был граф П. А. Клейнмихель,
известный
своей
жестокостью
и
бесчеловечным
обращением
с
крестьянами.
Стремясь
как
можно
скорее
закончить
строительство
и
тем
самым
угодить
царю
Николаю
1,
он
был
беспощаден
к
рабочим.
Вот
что
рассказывал
близкий
знакомый
Некрасова
инженер
В.Панаев, который сам работал на этой стройке: «Землекопы
преимущественно
нанимались
в
Витебской
и
Виленской
губерниях из литовцев. Это был самый несчастный народ по
всей русской земле, который походил скорее не на людей, а
на
рабочий
скот,
от
которого
требовали
в
работе
нечеловеческих
сил
без
всякого,
можно
сказать,
вознаграждения».
Таким
образом,
становится
понятно,
что
в
основе
произведения Некрасова лежат реальные факты.
Обратимся к географам
Первая железная дорога соединила Москву и Петербург.
Протяженность дороги – 644 км.
…
«Славная осень »
«НЕТ безобразья в природе!»
Эпитеты
;
;
Славная осень усталые силы лёд
;
;
неокрепший речке студеной
;
;
морозные ночи мягкой постели
,
;
ясные тихие дни под сиянием
;
…
лунным моховые болота
Сравнения
,
Как тающий сахар
,
как в мягкой постели
как ковер
:
«В мире есть царь этот царь
,
беспощаден Голод названье
ему»
-
«Он то согнал сюда массы
…
народные »
Образы-символы
1. Образ царя-Голода
Голод назван «царём», который правит жизнью бедных
людей. Он гонит их на тяжёлую работу, ломает судьбы и
приводит к смерти. Это символ той беспощадной нужды, в
которой живёт народ.
2. Образ железной дороги
Железная дорога появляется как итог огромных усилий тысяч
людей, которые работали в холоде, голоде и опасности. Это
символ развития страны, за которым стоит каторжный труд и
тяжёлые испытания народа.
Сон
заставляет
забыться…
«…Тень набежала на стекла морозные… Что
там? Толпа мертвецов!»
«…Видишь, стоит, изможден лихорадкою,
Высокорослый больной белорус…»
В эту минуту
свисток
оглушительны
–
й Взвизгнул
исчезла толпа
!
мертвецов
«Русских племен и пород
–
представители Вдруг появились
:
–
и он мне сказал «Вот они нашей
!..
дороги строители »
Колизей
Собор Святого Стефана
Аполлон
Бельведерский
Что же… всё это народ сотворил
?
Ватикан
Домашнее задание:
на выбор:
1.Составьте кластер по стихотворению Н.А.
Некрасова «Железная дорога»
2.Напишите письмо строителям дороги 19
века (не более 7 предложений)
3.Напишите письмо графу Клейнмихелю
(не более 7 предложений)
НАШЕ ПУТЕШЕСТВИЕ
ЗАКОНЧЕНО
!
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ