Напоминание

Н.А.Некрасов "Железная дорога"


Автор: Васильева Лариса Михайловна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ "СОШ №31 им. П.Т.Харитонова" г.Улан-Удэ
Населённый пункт: Улан-Удэ
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Н.А.Некрасов "Железная дорога"
Раздел: среднее образование





Назад




Н.А. Некрасов

«Железная дорога»

Идейно-художественное своеобразие стихотворения.

«Вот они нашей дороги

!

строители »

История написания

Некрасов

создает

стихотворение

в

1864

году-

почти

двадцать

лет

спустя

после

начала

строительства дороги.

1860-е

годы

время

реформ

Александра

II

и

промышленного роста.

Но

все

это

делается

руками

вчерашних

крепостных, которые формально были свободны,

но бедны и бесправны.

Некрасов

болезненно

воспринимает

эту

несправедливость: за достижениями страны стоит

тот же изнурительный труд народа.

Эпиграф — «Разговор в вагоне» —

оформлен как сценка с репликами,

ремарками. Он подсказывает

читателю, что дальше в

стихотворении столкнутся разные

взгляды.

Роль эпиграфа

Эпиграф — это

короткая фраза,

предложение или

выражение,

которое автор

ставит перед

произведением.

Главный управляющий путями сообщения

с 1842 по 1855 годы.

Исторический контекст

Петербурго-Московская

железная

дорога

строилась

при

Николае I в течение 10 лет: с 1842 по 1851 год. Это время

существования крепостного права.

Начальником строительства был граф П. А. Клейнмихель,

известный

своей

жестокостью

и

бесчеловечным

обращением

с

крестьянами.

Стремясь

как

можно

скорее

закончить

строительство

и

тем

самым

угодить

царю

Николаю

1,

он

был

беспощаден

к

рабочим.

Вот

что

рассказывал

близкий

знакомый

Некрасова

инженер

В.Панаев, который сам работал на этой стройке: «Землекопы

преимущественно

нанимались

в

Витебской

и

Виленской

губерниях из литовцев. Это был самый несчастный народ по

всей русской земле, который походил скорее не на людей, а

на

рабочий

скот,

от

которого

требовали

в

работе

нечеловеческих

сил

без

всякого,

можно

сказать,

вознаграждения».

Таким

образом,

становится

понятно,

что

в

основе

произведения Некрасова лежат реальные факты.

Обратимся к географам

Первая железная дорога соединила Москву и Петербург.

Протяженность дороги – 644 км.

«Славная осень »

«НЕТ безобразья в природе!»

Эпитеты

;

;

Славная осень усталые силы лёд

;

;

неокрепший речке студеной

;

;

морозные ночи мягкой постели

,

;

ясные тихие дни под сиянием

;

лунным моховые болота

Сравнения

,

Как тающий сахар

,

как в мягкой постели

как ковер

:

«В мире есть царь этот царь

,

беспощаден Голод названье

ему»

-

«Он то согнал сюда массы

народные »

Образы-символы

1. Образ царя-Голода

Голод назван «царём», который правит жизнью бедных

людей. Он гонит их на тяжёлую работу, ломает судьбы и

приводит к смерти. Это символ той беспощадной нужды, в

которой живёт народ.

2. Образ железной дороги

Железная дорога появляется как итог огромных усилий тысяч

людей, которые работали в холоде, голоде и опасности. Это

символ развития страны, за которым стоит каторжный труд и

тяжёлые испытания народа.

Сон

заставляет

забыться…

«…Тень набежала на стекла морозные… Что

там? Толпа мертвецов!»

«…Видишь, стоит, изможден лихорадкою,

Высокорослый больной белорус…»

В эту минуту

свисток

оглушительны

й Взвизгнул

исчезла толпа

!

мертвецов

«Русских племен и пород

представители Вдруг появились

:

и он мне сказал «Вот они нашей

!..

дороги строители »

Колизей

Собор Святого Стефана

Аполлон

Бельведерский

Что же… всё это народ сотворил

?

Ватикан

Домашнее задание:

на выбор:

1.Составьте кластер по стихотворению Н.А.

Некрасова «Железная дорога»

2.Напишите письмо строителям дороги 19

века (не более 7 предложений)

3.Напишите письмо графу Клейнмихелю

(не более 7 предложений)

НАШЕ ПУТЕШЕСТВИЕ

ЗАКОНЧЕНО

!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ



В раздел образования