Напоминание

Обобщение преподавательского опыта в дополнительном профессиональном образовании: сущность, критерии и формы реализации


Авторы: Чербунин Александр Геннадьевич, Дубовиков Алексей Руфаилович
Должность: Преподватель I категории, преподаватель I категории
Учебное заведение: Пермское подразделение Свердловского учебного центра профессиональных квалификаций
Населённый пункт: город Пермь, Пермский край
Наименование материала: статья
Тема: Обобщение преподавательского опыта в дополнительном профессиональном образовании: сущность, критерии и формы реализации
Раздел: дополнительное образование





Назад




Обобщение преподавательского опыта в дополнительном

профессиональном образовании: сущность, критерии и формы

реализации

1. Понятие и значение обобщения преподавательского опыта

Обобщение преподавательского опыта относится к методической деятельности и

предполагает систематизацию и детальное изложение педагогической практики. Его

ключевая цель — совершенствование содержания и повышение эффективности

учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях.

Изучение, обобщение и распространение преподавательского опыта — одно из

наиболее трудоёмких направлений методической работы. Это обусловлено тем, что

данная деятельность носит научно-исследовательский характер и включает:

непосредственное наблюдение за педагогическим процессом;

научное осмысление изучаемого явления;

анализ и сравнение результатов;

подтверждение выводов конкретными примерами из практики.

2. Основные понятия

Опыт — совокупность практически усвоенных знаний, умений и навыков,

приобретённых в результате активного взаимодействия с объективным миром.

Преподавательский опыт — отобранная, отрефлексированная, отмоделированная и

освоенная информация о педагогической деятельности; совокупность практических

знаний, умений и навыков, формируемых в процессе учебно-воспитательной работы;

основа профессионального мастерства.

Передовой преподавательский опыт — опыт, отвечающий современным запросам,

открывающий возможности для постоянного совершенствования. Отличается

оригинальностью содержания, логики, методов и приёмов, обеспечивает более

высокие результаты по сравнению с массовой практикой.

Обобщение преподавательского опыта — вид методической деятельности,

включающий:

выбор и изучение конкретного опыта;

его осмысление, анализ и обоснование;

систематизированное описание.

Является результатом методической деятельности и её конечным продуктом.

3. Критерии передового преподавательского опыта

1.

Актуальность — социально-педагогическая значимость опыта, его

соответствие:

o

потребностям образовательного учреждения;

o

социальному заказу;

o

региональной и федеральной образовательной политике;

o

тенденциям общественного развития.

2.

Новизна — предполагает:

o

усовершенствование отдельных аспектов преподавательского труда;

o

рационализацию существующих подходов;

o

комбинацию элементов известных методик;

o

разработку новых средств и правил их применения;

o

постановку и решение новых педагогических задач.

3.

Результативность и эффективность — обязательные критерии передового

опыта. Высокая результативность проявляется в:

o

качестве знаний учащихся;

o

сохранении и укреплении здоровья обучающихся;

o

общем и специальном развитии учащихся;

o

уровне воспитанности;

o

формировании компетентностей учащихся;

o

развитии профессиональных компетентностей педагогических кадров;

o

эффективности управленческой деятельности.

4.

Оптимальность — достижение высоких результатов при экономной затрате сил

и времени как преподавателя, так и обучающихся.

5.

Стабильность — подтверждение эффективности опыта при изменении условий,

достижение устойчивых положительных результатов в долгосрочной

перспективе.

6.

Научность — соответствие основополагающим идеям педагогики, психологии и

методики.

7.

Технологичность — описание универсальных способов внедрения результатов

опыта в образовательную практику, возможность его творческого применения

другими педагогами.

4. Источники информации об авторах передового опыта

результаты мониторинга усвоения образовательных программ;

анализ занятий преподавателя в образовательной организации;

информация руководителей о педагогах, работающих в инновационном режиме;

заявления преподавателей о собственных достижениях, новациях и

эффективных приёмах работы;

результаты республиканских конкурсных мероприятий, конкурсов

профессионального мастерства;

материалы фестивалей педагогических идей, конференций, семинаров;

итоги методических недель по определённым направлениям;

отзывы коллег, посетивших занятия преподавателя.

5. Формы обобщения передового преподавательского опыта

1.

Практический уровень:

o

открытый урок;

o

семинар-практикум;

o

творческий отчёт;

o

выставка;

o

реферат;

o

справка.

2.

Методический уровень:

o

преподавательские чтения;

o

мастер-классы;

o

авторская школа;

o

видеоматериалы.

3.

Научный уровень:

o

публикации;

o

статьи;

o

тезисы;

o

сборники научно-практических конференций;

o

монографии.

6. Формы распространения передового преподавательского опыта

семинар-практикум;

преподавательская мастерская;

тематическая выставка методических материалов (стенды, альбомы,

дидактические материалы, наглядные пособия);

мастер-класс, открытые занятия;

творческий отчёт, доклад;

печатные материалы (публикации в газетах, журналах, брошюры);

общественная презентация опыта;

научно-практические конференции;

преподавательский совет;

наставничество;

заседания методического объединения;

конкурсы педагогического мастерства;

конференции, научно-практические семинары;

авторские сайты, блоги;

видеоматериалы (фильмы методической направленности);

круглые столы;

пакеты документов (методические рекомендации);

портфолио с приложениями;

рабочие планы, конспекты занятий с методическими выводами;

отчёты об опытно-экспериментальной работе;

персональные сайты преподавателей;

сетевые сообщества (создание сайтов, страничек на интернет-порталах,

размещение разработанных материалов).

7. Практические приёмы в преподавательской деятельности

7.1. Доступное изложение материала

При подготовке к уроку выделить ключевые моменты, которые должны быть

зафиксированы в конспекте (у обучающихся без высшего образования часто

слабо развит навык конспектирования).

Регулярно уточнять у обучающихся понимание тех или иных понятий. При

наличии реакции от аудитории — выслушать, выделить время на обсуждение

(не допуская ухода от темы), затем обозначить, с чем вы согласны, а что не

относится к теме, и представить основной материал.

Соблюдать логичность изложения (например, как в ПТЭ: сначала норма, затем

допуски; пункты располагаются по значимости — от основных к более простым).

Использовать интерактивные методы объяснения сложных понятий (например,

при изучении темы «Тормозная волна» можно задействовать обучающихся для

наглядной демонстрации процесса).

7.2. Организация опроса

Объяснять обучающимся, что преподаватель не может «прочитать» их мысли:

если знания не озвучены, они не могут быть оценены.

Рекомендовать проговаривать ответы вслух при подготовке к занятиям, чтобы

товарищ мог указать на ошибки и неточности.

Стремиться к получению полного и связного ответа от обучающегося.

Применять приём «Право первого вопроса»: первый отвечающий сам

формулирует вопрос и отвечает на него. Преподаватель может задавать

дополнительные вопросы для полноты ответа.

Разрешать подсказки и наводящие вопросы (без прямого называния термина),

предупреждая о недопустимости «медвежьей услуги».

При низких результатах опроса выражать разочарование, но подчёркивать

уверенность в улучшении результатов в будущем.

7.3. Подготовка к тестированию

Для успешного прохождения тестов рекомендуется комплексный подход:

1.

Базовый тест — включает все вопросы по теме. Необходимо пройти до конца,

выбирая правильные варианты ответов.

2.

Тренировочный тест — ограничен по количеству вопросов и времени. При

выборе неправильного варианта сразу показывается правильный ответ.

Критерии оценки (в зависимости от количества вопросов в выборке):

95%

и более — оценка «5»;

94−80%

— оценка «4»;

79−65%

— оценка «3»;

64%

и менее — оценка «2».

Заключение

Представленный материал демонстрирует многообразие форм обобщения и

распространения преподавательского опыта. Их целенаправленное применение на

практике способствует совершенствованию педагогической деятельности и

повышению качества освоения образовательных программ обучающимися.



В раздел образования