Автор: Светлова Наталья Александровна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: КГКОУ ШИ №16
Населённый пункт: г.Николаевск-на-Амуре
Наименование материала: Выступление
Тема: Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-дефектолога с детьми младшего школьного возраста с нарушением интеллекта,в процессе освоения учебного материала по предметам математика,математические представления
Раздел: начальное образование
Краевое государственное казённое общеобразовательное учреждение, реализующее
адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа-интернат №16»
Доклад на тему:
«Использование здоровьесберегающих технологий в работе
учителя-дефектолога с детьми младшего школьного
возраста с нарушениями интеллекта, в процессе освоения
учебного материала по предметам математика,
математические представления»
Учитель-дефектолог
КГКОУ ШИ №16
Светлова Н.А.
Введение
Современное специальное образование ориентировано на комплексное развитие ребенка с
особыми образовательными потребностями. Для детей младшего школьного возраста с
нарушениями интеллекта- этот процесс сопряжен с рядом трудностей: быстрой утомляемостью,
низкой познавательной активностью, нарушениями мелкой и общей моторики,
пространственных представлений, а также сниженной работоспособностью.
В этом контексте роль учителя-дефектолога заключается не только в коррекции академических
знаний, но и в сохранении и укреплении физического и психического здоровья ребенка.
Здоровьесберегающие технологии (ЗСТ) становятся неотъемлемым компонентом коррекционно-
развивающего процесса. Их интеграция в занятия по математике позволяет сделать обучение не
только эффективным, но и безопасным, комфортным и способствующим общему развитию
ребенка.
Цель: раскрыть теоретические и практические аспекты применения здоровьесберегающих
технологий в работе учителя-дефектолога с детьми младшего школьного возраста с
нарушениями интеллекта, в процессе освоения учебного материала по предметам математика,
математические представления
1. Теоретические аспекты здоровьесбережения в дефектологической практике
Здоровьесберегающие технологии в данном контексте – это система мер, включающая
взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на
сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Их применение на занятиях
решает следующие задачи:
· Профилактика умственного и физического переутомления.
· Создание положительного эмоционального фона, снижение тревожности.
· Активизация познавательной деятельности через движение и игру.
· Развитие и коррекция моторных функций (крупной и мелкой моторики, зрительно-моторной
координации).
· Совершенствование межполушарного взаимодействия.
· Формирование учебной мотивации и ситуации успеха.
Дети с (НИ) характеризуются:
· Сниженной работоспособностью и высокой утомляемостью: Неспособность длительно
концентрировать внимание на задании.
· Трудностями восприятия: Фрагментарность, замедленность, неточность.
· Нарушениями мышления: Преобладание наглядно-действенного мышления, трудности
абстрагирования и обобщения.
· Проблемами с речью: Бедный словарный запас, аграмматизмы.
· Недоразвитием моторной сферы: Неловкость, нарушение координации движений, слабость
мелкой моторики рук.
· Эмоционально-волевой неустойчивостью: Частая смена настроения, низкая мотивация к
учебной деятельности.
Эти особенности напрямую влияют на процесс обучения, которая требует абстрактного
мышления, точности и последовательности действий.
В работе с детьми с (НИ) можно выделить следующие группы ЗСТ:
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья:
· Динамические паузы и физкультминутки.
· Пальчиковая гимнастика.
· Гимнастика для глаз.
· Дыхательная гимнастика.
· Релаксационные паузы.
2. Технологии обучения здоровому образу жизни (ЗОЖ):
· Сюжетно-ролевые игры (о режиме дня, гигиене).
· Проблемные ситуации (на тему здоровья).
3. Коррекционные технологии:
· Арт-терапия (рисование, лепка).
· Сказкотерапия.
· Технологии музыкального воздействия.
· Психогимнастика.
3.1. Использование физкультминуток и динамических пауз с математическим содержанием
Цель: снять мышечное напряжение, активизировать психические процессы, закрепить
математические понятия.
· Пример 1: «Математический счет с движениями».
· Учитель говорит: «Столько раз ногой топнем – сколько точек на кубике? (Показывает грань
кубика с 3 точками). Дети хором считают и топают 3 раза.
·
Пример 2: При изучении темы «Счет в пределах 5». «Подпрыгни столько раз, сколько точек на
кубике», «Наклонись вправо (влево) столько раз, какая цифра у меня в руках», «Изобрази
геометрическую фигуру (треугольник, квадрат) телом или в паре с товарищем».
· «Столько раз в ладоши хлопнем – сколько палочек отложим?» (Учитель показывает цифру 4).
· Пример 3: «Геометрические фигуры в движении».
· «Встали, показали руками большой круг! А теперь маленький треугольник! Покажите ногами
квадрат!»
3.2. Пальчиковая гимнастика как основа для развития мелкой моторики и счета
Цель: развивать мелкую моторику, что напрямую связано с речью и мышлением, отрабатывать
последовательный счет.
· Пример 1: «Счетный паровозик».
· Поочередно разгибаем пальчики из кулачка, начиная с большого: «Первый паровоз, второй
вагон, третий, четвертый, пятый – едем мы с тобой опять!»
· Пример 2: Упражнение с массажным мячиком (су-джок):
· «Раз-два-три-четыре-пять – будем мячик мы катать. По ладошке, по другой – становимся мы с
тобой ловкими, умелыми, быстрыми и смелыми!» (Счет сопровождается катанием мячика).
· Пример 3: Пальчиковая гимнастика и кинезиологические упражнения: Развивают мелкую
моторику, что напрямую связано с речью и мышлением. Кинезиология (например, «Колечко»,
«Кулак-ребро-ладонь», «Ухо-нос») улучшает межполушарное взаимодействие, необходимое для
решения математических задач.
3.3. Гимнастика для глаз на математическом материале
Цель: снять напряжение с глазных мышц, профилактика ухудшения зрения, закрепление
пространственных ориентировок.
· Пример 1: «Найди фигуру».
· На стенах кабинета развешаны геометрические фигуры разного цвета. Учитель дает задания:
«Посмотрите наверх, найдите красный круг. А теперь посмотрите в нижний левый угол, что вы
там видите? (синий квадрат). Проследите глазами за траекторией от круга к квадрату».
· Пример 2: «Нарисуй глазами круг (треугольник, цифру 8)», «Проследи за движением яркого
фломастера (указки)».
3.4. Дыхательная гимнастика и релаксация
Цель: снять нервное напряжение, тревожность, научить саморегуляции.
· Пример 1: После сложного задания на сравнение чисел можно провести упражнение «Задуй
свечи».
· Учитель говорит: «Представьте, что перед вами торт с пятью свечами. Давайте задуем их!
Первую свечу – вдох, выдох! Вторую... и так все пять». Это сочетает счет и регуляцию дыхания.
3.5. Технологии, направленные на сохранение психического и социального здоровья
·Пример 1: Игровые технологии: Игра – естественная для ребенка деятельность. Она снимает
стресс, повышает интерес.
· Пример 2: Дидактические игры с математическим содержанием: «Поймай рыбку с цифрой»,
«Магазин» (счет, операции с деньгами), «Найди домик для фигуры», лото, домино. Сюжетно-
ролевые игры с математическим сценарием («Строители» – счет кирпичиков, сравнение по длине
и ширине).
· Пример 3: Арт-терапевтические техники: Снимают эмоциональное напряжение, развивают
творческое мышление.
· Пример 4: «Нарисуй число» (изобрази цифру 2 в виде лебедя), «Составь узор из
геометрических фигур», лепка цифр из пластилина, выкладывание счетного материала (пуговиц,
крупы) по контуру рисунка.
3.6. Технологии, интегрирующие математический материал и двигательную активность
· Работа на сенсорных и тактильных поверхностях: Развивает тактильное восприятие, снимает
мышечные зажимы.
· Пример 1: Письмо цифр пальцем на манке, песке; выкладывание чисел из шнурков, счетных
палочек, природного материала; ходьба по цифрам, нарисованным на полу («Наступи на цифру
3»).
· Дидактические подвижные игры с математическим сюжетом:
· Пример 2: «Найди свой домик» – у детей карточки с числовыми примерами, им нужно найти
домик с нужным ответом. «Живой ряд» – детям раздаются цифры, нужно построиться по
порядку. «Соберись в группу» – по сигналу «Объединись в группы по 3 человека!» дети должны
быстро сгруппироваться.
3.7. Создание благоприятного психологического климата как ключевая
здоровьесберегающая технология
· Ситуация успеха: Подбор заданий по принципу «от простого к сложному», чтобы каждый
ребенок почувствовал себя успешным.
· Игровые технологии: Использование дидактических игр («Лото», «Домино», «Волшебный
мешочек» с геометрическими фигурами) снижает стресс и повышает мотивацию.
· Чередование видов деятельности: Письменное задание сменяется устным, работа с
раздаточным материалом – двигательной активностью. Это предотвращает переутомление.
3.8. Особенности организации урока математики с позиций здоровьесбережения
1. Чередование видов деятельности: Каждые 5-10 минут следует менять вид работы (слушание,
письмо, дидактическая игра, работа у доски, двигательное упражнение).
2. Использование разнообразной наглядности: Реальная (предметы), образная (картинки),
символическая (цифры, знаки). Это снижает напряжение при усвоении абстрактных понятий.
3. Индивидуальный и дифференцированный подход: Подбор заданий разного уровня сложности,
разный темп работы. Это обеспечивает доступность и предотвращает негативные эмоции от
неудачи.
4. Соблюдение гигиенических условий: Освещенность, проветривание, соответствие мебели
росту ребенка, использование безопасных материалов.
Заключение
Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-дефектолога с детьми
младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта, в процессе освоения учебного
материала по предметам математика, математические представления
–
это не просто модная
тенденция, а жизненная необходимость. Такой интегрированный подход позволяет:
1. Предотвратить переутомление и поддерживать работоспособность на протяжении всего
занятия.
2. Повысить мотивацию к изучению сложного для ребенка предмета.
3. Корригировать не только математические представления, но и сопутствующие нарушения
(моторики, речи, пространственной ориентации).
4. Создать комфортную и безопасную образовательную среду, способствующую не только
обучению, но и сохранению физического и психического здоровья «особого» школьника.
Таким образом, грамотное и систематическое применение здоровьесберегающих технологий в
работе учителя-дефектолога с детьми младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта
в процессе освоения учебного материала по предметам математика, математические
представления, делает коррекционно-развивающий процесс целостным, эффективным и
гуманным, что в полной мере соответствует целям и задачам современного инклюзивного и
специального образования.
Спасибо за внимание!