Напоминание

Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-дефектолога с детьми младшего школьного возраста с нарушением интеллекта,в процессе освоения учебного материала по предметам математика,математические представления


Автор: Светлова Наталья Александровна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: КГКОУ ШИ №16
Населённый пункт: г.Николаевск-на-Амуре
Наименование материала: Выступление
Тема: Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-дефектолога с детьми младшего школьного возраста с нарушением интеллекта,в процессе освоения учебного материала по предметам математика,математические представления
Раздел: начальное образование





Назад




Краевое государственное казённое общеобразовательное учреждение, реализующее

адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа-интернат №16»

Доклад на тему:

«Использование здоровьесберегающих технологий в работе

учителя-дефектолога с детьми младшего школьного

возраста с нарушениями интеллекта, в процессе освоения

учебного материала по предметам математика,

математические представления»

Учитель-дефектолог

КГКОУ ШИ №16

Светлова Н.А.

Введение

Современное специальное образование ориентировано на комплексное развитие ребенка с

особыми образовательными потребностями. Для детей младшего школьного возраста с

нарушениями интеллекта- этот процесс сопряжен с рядом трудностей: быстрой утомляемостью,

низкой познавательной активностью, нарушениями мелкой и общей моторики,

пространственных представлений, а также сниженной работоспособностью.

В этом контексте роль учителя-дефектолога заключается не только в коррекции академических

знаний, но и в сохранении и укреплении физического и психического здоровья ребенка.

Здоровьесберегающие технологии (ЗСТ) становятся неотъемлемым компонентом коррекционно-

развивающего процесса. Их интеграция в занятия по математике позволяет сделать обучение не

только эффективным, но и безопасным, комфортным и способствующим общему развитию

ребенка.

Цель: раскрыть теоретические и практические аспекты применения здоровьесберегающих

технологий в работе учителя-дефектолога с детьми младшего школьного возраста с

нарушениями интеллекта, в процессе освоения учебного материала по предметам математика,

математические представления

1. Теоретические аспекты здоровьесбережения в дефектологической практике

Здоровьесберегающие технологии в данном контексте – это система мер, включающая

взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на

сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Их применение на занятиях

решает следующие задачи:

· Профилактика умственного и физического переутомления.

· Создание положительного эмоционального фона, снижение тревожности.

· Активизация познавательной деятельности через движение и игру.

· Развитие и коррекция моторных функций (крупной и мелкой моторики, зрительно-моторной

координации).

· Совершенствование межполушарного взаимодействия.

· Формирование учебной мотивации и ситуации успеха.

Дети с (НИ) характеризуются:

· Сниженной работоспособностью и высокой утомляемостью: Неспособность длительно

концентрировать внимание на задании.

· Трудностями восприятия: Фрагментарность, замедленность, неточность.

· Нарушениями мышления: Преобладание наглядно-действенного мышления, трудности

абстрагирования и обобщения.

· Проблемами с речью: Бедный словарный запас, аграмматизмы.

· Недоразвитием моторной сферы: Неловкость, нарушение координации движений, слабость

мелкой моторики рук.

· Эмоционально-волевой неустойчивостью: Частая смена настроения, низкая мотивация к

учебной деятельности.

Эти особенности напрямую влияют на процесс обучения, которая требует абстрактного

мышления, точности и последовательности действий.

В работе с детьми с (НИ) можно выделить следующие группы ЗСТ:

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья:

· Динамические паузы и физкультминутки.

· Пальчиковая гимнастика.

· Гимнастика для глаз.

· Дыхательная гимнастика.

· Релаксационные паузы.

2. Технологии обучения здоровому образу жизни (ЗОЖ):

· Сюжетно-ролевые игры (о режиме дня, гигиене).

· Проблемные ситуации (на тему здоровья).

3. Коррекционные технологии:

· Арт-терапия (рисование, лепка).

· Сказкотерапия.

· Технологии музыкального воздействия.

· Психогимнастика.

3.1. Использование физкультминуток и динамических пауз с математическим содержанием

Цель: снять мышечное напряжение, активизировать психические процессы, закрепить

математические понятия.

· Пример 1: «Математический счет с движениями».

· Учитель говорит: «Столько раз ногой топнем – сколько точек на кубике? (Показывает грань

кубика с 3 точками). Дети хором считают и топают 3 раза.

·

Пример 2: При изучении темы «Счет в пределах 5». «Подпрыгни столько раз, сколько точек на

кубике», «Наклонись вправо (влево) столько раз, какая цифра у меня в руках», «Изобрази

геометрическую фигуру (треугольник, квадрат) телом или в паре с товарищем».

· «Столько раз в ладоши хлопнем – сколько палочек отложим?» (Учитель показывает цифру 4).

· Пример 3: «Геометрические фигуры в движении».

· «Встали, показали руками большой круг! А теперь маленький треугольник! Покажите ногами

квадрат!»

3.2. Пальчиковая гимнастика как основа для развития мелкой моторики и счета

Цель: развивать мелкую моторику, что напрямую связано с речью и мышлением, отрабатывать

последовательный счет.

· Пример 1: «Счетный паровозик».

· Поочередно разгибаем пальчики из кулачка, начиная с большого: «Первый паровоз, второй

вагон, третий, четвертый, пятый – едем мы с тобой опять!»

· Пример 2: Упражнение с массажным мячиком (су-джок):

· «Раз-два-три-четыре-пять – будем мячик мы катать. По ладошке, по другой – становимся мы с

тобой ловкими, умелыми, быстрыми и смелыми!» (Счет сопровождается катанием мячика).

· Пример 3: Пальчиковая гимнастика и кинезиологические упражнения: Развивают мелкую

моторику, что напрямую связано с речью и мышлением. Кинезиология (например, «Колечко»,

«Кулак-ребро-ладонь», «Ухо-нос») улучшает межполушарное взаимодействие, необходимое для

решения математических задач.

3.3. Гимнастика для глаз на математическом материале

Цель: снять напряжение с глазных мышц, профилактика ухудшения зрения, закрепление

пространственных ориентировок.

· Пример 1: «Найди фигуру».

· На стенах кабинета развешаны геометрические фигуры разного цвета. Учитель дает задания:

«Посмотрите наверх, найдите красный круг. А теперь посмотрите в нижний левый угол, что вы

там видите? (синий квадрат). Проследите глазами за траекторией от круга к квадрату».

· Пример 2: «Нарисуй глазами круг (треугольник, цифру 8)», «Проследи за движением яркого

фломастера (указки)».

3.4. Дыхательная гимнастика и релаксация

Цель: снять нервное напряжение, тревожность, научить саморегуляции.

· Пример 1: После сложного задания на сравнение чисел можно провести упражнение «Задуй

свечи».

· Учитель говорит: «Представьте, что перед вами торт с пятью свечами. Давайте задуем их!

Первую свечу – вдох, выдох! Вторую... и так все пять». Это сочетает счет и регуляцию дыхания.

3.5. Технологии, направленные на сохранение психического и социального здоровья

·Пример 1: Игровые технологии: Игра – естественная для ребенка деятельность. Она снимает

стресс, повышает интерес.

· Пример 2: Дидактические игры с математическим содержанием: «Поймай рыбку с цифрой»,

«Магазин» (счет, операции с деньгами), «Найди домик для фигуры», лото, домино. Сюжетно-

ролевые игры с математическим сценарием («Строители» – счет кирпичиков, сравнение по длине

и ширине).

· Пример 3: Арт-терапевтические техники: Снимают эмоциональное напряжение, развивают

творческое мышление.

· Пример 4: «Нарисуй число» (изобрази цифру 2 в виде лебедя), «Составь узор из

геометрических фигур», лепка цифр из пластилина, выкладывание счетного материала (пуговиц,

крупы) по контуру рисунка.

3.6. Технологии, интегрирующие математический материал и двигательную активность

· Работа на сенсорных и тактильных поверхностях: Развивает тактильное восприятие, снимает

мышечные зажимы.

· Пример 1: Письмо цифр пальцем на манке, песке; выкладывание чисел из шнурков, счетных

палочек, природного материала; ходьба по цифрам, нарисованным на полу («Наступи на цифру

3»).

· Дидактические подвижные игры с математическим сюжетом:

· Пример 2: «Найди свой домик» – у детей карточки с числовыми примерами, им нужно найти

домик с нужным ответом. «Живой ряд» – детям раздаются цифры, нужно построиться по

порядку. «Соберись в группу» – по сигналу «Объединись в группы по 3 человека!» дети должны

быстро сгруппироваться.

3.7. Создание благоприятного психологического климата как ключевая

здоровьесберегающая технология

· Ситуация успеха: Подбор заданий по принципу «от простого к сложному», чтобы каждый

ребенок почувствовал себя успешным.

· Игровые технологии: Использование дидактических игр («Лото», «Домино», «Волшебный

мешочек» с геометрическими фигурами) снижает стресс и повышает мотивацию.

· Чередование видов деятельности: Письменное задание сменяется устным, работа с

раздаточным материалом – двигательной активностью. Это предотвращает переутомление.

3.8. Особенности организации урока математики с позиций здоровьесбережения

1. Чередование видов деятельности: Каждые 5-10 минут следует менять вид работы (слушание,

письмо, дидактическая игра, работа у доски, двигательное упражнение).

2. Использование разнообразной наглядности: Реальная (предметы), образная (картинки),

символическая (цифры, знаки). Это снижает напряжение при усвоении абстрактных понятий.

3. Индивидуальный и дифференцированный подход: Подбор заданий разного уровня сложности,

разный темп работы. Это обеспечивает доступность и предотвращает негативные эмоции от

неудачи.

4. Соблюдение гигиенических условий: Освещенность, проветривание, соответствие мебели

росту ребенка, использование безопасных материалов.

Заключение

Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-дефектолога с детьми

младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта, в процессе освоения учебного

материала по предметам математика, математические представления

это не просто модная

тенденция, а жизненная необходимость. Такой интегрированный подход позволяет:

1. Предотвратить переутомление и поддерживать работоспособность на протяжении всего

занятия.

2. Повысить мотивацию к изучению сложного для ребенка предмета.

3. Корригировать не только математические представления, но и сопутствующие нарушения

(моторики, речи, пространственной ориентации).

4. Создать комфортную и безопасную образовательную среду, способствующую не только

обучению, но и сохранению физического и психического здоровья «особого» школьника.

Таким образом, грамотное и систематическое применение здоровьесберегающих технологий в

работе учителя-дефектолога с детьми младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта

в процессе освоения учебного материала по предметам математика, математические

представления, делает коррекционно-развивающий процесс целостным, эффективным и

гуманным, что в полной мере соответствует целям и задачам современного инклюзивного и

специального образования.

Спасибо за внимание!



В раздел образования