Напоминание

Детское счастье - как педагогическая ценность


Автор: Гринько Анна Андреевна
Должность: учитель начальных классов, педагог-психолог
Учебное заведение: МКОУ СОШ 7
Населённый пункт: с.Старомарьевка, Грачевского муниципального округа
Наименование материала: статья
Тема: Детское счастье - как педагогическая ценность
Раздел: начальное образование





Назад




Детское счастье – как педагогическая ценность

Ученые-педагогики сегодня задаются вопросами о том, в чем

же заключается педагогическая ценность детского счастья?

Счастливый ребенок - это какой ребенок? Мотивированный на

достижение успеха, с положительной самооценкой, со

стремлением к самореализации в присущей его возрасту

деятельности, во взаимоотношениях с другими людьми? Это тот

ребенок, который успешен и может заражать своими успехами и

позитивными чувствами остальных?

Фактически счастье как психическое состояние ребенка, есть

условие обеспечения успешности педагогической деятельности, а

значит становится высшей педагогической ценностью.

Считается, что само понятие счастья весьма расплывчато и

невразумительно. Но опросы показывают, что большинство

людей отдает себе отчет в том, что это такое. Под счастьем они

подразумевают либо состояние, когда человек испытывает

радость, либо другие позитивные эмоции, либо

удовлетворенность жизнью. Нас в нашем исследовании

интересовал вопрос в чем же видят счастье младшие школьники?

Вот какие ответы дали обучающиеся 4 класса.

«Я счастлив, потому что: меня окружает любящая семья,

хорошие друзья. Бывает счастье, когда, получил то, что давно

желал».

«Лично для меня счастье то, что у меня отличная семья,

понимающие и любящие меня родители, бабушка и дедушка. Это

друзья, которые всегда поддержат и помогут».

«Счастье - это когда мама выходная, можно сходить в кино,

парк или театр. И конечно, счастье, что нет войны, и мы живем в

мирной стране. В войну не может быть счастлив ни один

человек».

«Счастье, что у меня есть родители, которые мне дарят мне

любовь и подарки».

«Счастье - это когда у тебя все есть, когда тебе никуда не

нужно срочно бежать, когда нет школы и не нужно делать

уроки».

«Счастье - когда все здоровы, все близкие и друзья. А

особенно я счастлив, когда собираюсь к кому-нибудь на день

рождения, на праздник. Это самое лучшее!».

«Главное счастье, что у меня есть мама. Мама - это тот

родной человек, который всегда поможет, поддержит в трудную

минуту».

Несчастливый учитель не может воспитать счастливых детей

- таков закон жизни. Опираясь на это утверждение, рассмотрим

основные факторы, влияющие на способность учителя быть

счастливым.

Самооценка. Учитель с адекватной самооценкой на своем

примере демонстрирует обучающимся, как нужно критично

относиться к своим успехам и неудачам. Практика показывает,

что завышенная или заниженная самооценка у учителя негативно

сказывается на работе с детьми. Такой учитель часто прибегает к

авторитарному стилю общения, отдаляясь от класса. Такая

эмоциональная холодность вызывает у младших школьников

психологическое состояние незащищенности и тревоги, каждый

обучающийся испытывает большое напряжение и неуверенность

в себе, делает детей несчастными.

Саморегуляция необходима в ситуации, когда учитель

находится в состоянии повышенного эмоционального или

физического напряжения, что побуждает его к импульсивным

действиям помогает лучше понимать себя и других и быстрее

добиваться желаемых целей. Она предполагает положительное,

эмоционально устойчивое отношение в совместной деятельности

и общении между индивидами. Заметим, что несмотря на все

жизненные неразберихи, педагог должен воспринимать мир с

положительной стороны, чтобы в дальнейшем не возник синдром

«эмоционального сгорания».

Самоопределение учителя непосредственно связанно с

приобретением нравственных знаний и чувств, обусловливающих

нравственный идеал человека и на этой основе, формируется

особый тип межличностных отношений между учителем и

учащимися с такими чертами, как сплоченность, ценностно-

ориентационное единство позитивных взглядов на жизнь.

Моя педагогическая формула счастья как мозаика и

складывается из нескольких кусочков.

это стремление, умение человека быть Человеком.

это и истинная, неподдельная искренность по

отношению к людям

воля к победе, и решимость

это и умение отлично делать то любимое дело, что

приносит удовлетворенность и вселяет тонкую, еле ощутимую,

но все-таки, надежду на успех.

Это и созерцание детской радости и детского счастья,

как Виктории Федотовой

... А лучшая награда за

старания - Сияние счастливых

детских глаз,

В которых словно солнышко

искрится Естественность и

радость без прикрас...

Я учу ребят позитивному отношению к жизни, раскрываю

творческий потенциал, развиваю нравственные качества,

помогаю сохранить веру в себя, в свои силы, сохраняю бодрость

духа и делаю их счастливыми.

И еще одно ощущение делает меня счастливым в

моей

профессии: в моих руках будущее, будущее России, будущее

продолжения меня, моих знаний, моего оптимизма.

Все мы родом из детства, от того каких людей встретит

ребенок на своем жизненном пути, зависит то, каким человеком

он станет в дальнейшем В выборе своей профессии я ни когда не

сомневалась даже на секунду. С самого детства я знала, что стану

педагогом, буду работать с детьми. И вот уже 14 лет учу и

воспитываю моих любимых учеников, отдавая каждому из них

частичку своего сердца.

Я благодарна судьбе, удовлетворена, что именно так

сложилась моя жизнь!

Я очень люблю своих маленьких «почемучек», таких

доверчивых, веселых, иногда капризных. Я каждый день с

удовольствием прихожу на работу, зная, что там меня встретят

мои любимые ученики.

Каждое утро я вижу моих ребят, которые доверчиво смотрят

в глаза и ждут от меня любви, ласки, которую не всегда находят

в своих семьях. Мне хочется обнять каждого, прижать к себе,

приласкать, подарить им частицу душевного тепла, только для

того, чтобы увидеть на их лицах улыбку, дать понять, что они

самые любимые и родные. Общаясь с детьми, я понимаю, вот

оно счастье! Все мои семейные проблемы забываются, уходят на

второй план. Я считаю, что ребенок- это самая главная ценность,

которую мне доверили.

Я не только учу и воспитываю ребятишек, но и сама

стараюсь быть в курсе современных достижений педагогической

науки.

В

работе

с

детьми

применяю разнообразные

инновационные технологии, занимаюсь самообразованием.

Все эти годы я ни на минуту не забывала народную мудрость и

старалась

следовать

ей:

воспитывать

«крылатого»

-

может

только «крылатый» педагог, воспитывать счастливого - может

только

счастливый,

а

современного

человека

-

только

современный человек.

Главной формулой счастья я считаю, - это любовь к

детям.

Для меня формулой счастья является и вера в ребенка.

Главное для учителя- завоевать доверие ребенка, дать ему веру в

свои силы, своей педагогической верой в него, в его способности,

в его возможности. Пусть ребенок не успешен в непосредственно

образовательной деятельности, но у него доброе сердце. Я

стараюсь всегда найти «изюминку» в ребенке, которая его

украсит, которая поведет его по дороге успешности. Каждый из

моих учеников уникален, имеет свои достоинства и таланты и

моя задача, как педагога, распознать эту «изюминку», помочь

раскрыться этой маленькой личности, внушить ему уверенность в

себе, в свою индивидуальность.

А видеть успех своего ученика – это ли не счастье для

учителя?!

Все известно, что способность быть счастливым не

передается родителями по наследству, именно поэтому перед

учителем стоит важная задача, используя различные

организационные формы, формировать у школьника позицию

счастливого человека.

Например, младшим школьникам можно предложить

поиграть в игру «Цветок счастья». На лепестках учитель пишет

пожелания ребенка, затем отрывается один лепесток с

пожеланием. Дальше ребенку необходимо определить, что нужно

сделать, чтобы это желание сбылось.

Используя коллективные формы организации становления

позиции счастья можно разобрать вместе с детьми ряд

повседневных жизненных явлений, выделяя в них

положительную сторону и одновременно фиксируя

нежелательную. Например, «Собрались в поход, но пошел

дождь…». «Получили много «двоек» за контрольную работу…».

«В школе объявили карантин по гриппу…» и т.д.

Также используя групповые формы обучения, можно,

поделив класс на небольшие группы, раздать по группам заранее

заготовленные карточки, на которых выписаны афоризмы о

счастье: «Ожидание счастья - тоже счастье» (О.Гольдсмит);

«Понятие счастья бесконечно разнообразно. Во все века и у всех

народов, у всех классов иначе понимали счастье… Если сравнить

воздушные замки крестьянина и философа, то архитектура

окажется различной» (Г.Спенсер); «Быть дураком, эгоистом и

обладать хорошим здоровьем - вот три условия, необходимые для

того, чтобы быть счастливым. Но если первого из них не хватает,

то остальные бесполезны» (Г.Флобер); «Счастье на стороне того,

кто доволен» (Аристотель) и др.

Дети читают афоризмы, осмысливают, а затем высказывают

мнение каждой группы.

Рисование – самый популярный метод арт-терапии . Как

только ребенок берет в руки кисточку, пластилин или глину для

лепки, он высвобождает свое подсознание. В итоге получается

исцеление через самовыражение творческого потенциала.

Рассматривая методы работы с детьми, арт-терапия является

одним из самых действенных способов. И, пожалуй, одним из

таких здоровых увлечений в арт-терапии является

изобразительное искусство. Не имеет значения итог, куда важнее

— сам процесс: размазывание, разбрызгивание, смешение,

подбор или импульсивное рисование красками — это будет

красиво!

Знакомая ситуация. Ребенок сидит, пыхтит, старается и четко

выводит контуры. Вот получилось солнце, небо, дом, собака,

люди, поле или мальчишка из соседнего двора. Казалось бы, дети

рисуют понятные вещи, но через них выражают свой внутренний

мир, душевное состояние, эмоции. Дайте детям краски с

карандашами, листок бумаги и полную свободу! Вас ждут

настоящие открытия!

Арт-терапию, применяемую в работе с детьми, можно

правомерно представить как здоровьесберегающую

инновационную технологию, которая может проявляться

через систему методов спонтанного творчества наравне с

другими технологиями психологической и социальной

работы.

В завершении отметим тот факт, что современное общество

эмоционально опустошено, сегодня дети часто не находят выхода

своим эмоциям, и в этой ситуации учителю необходимо помочь

ребенку, настроить его на волну положительных эмоций.

Учителю сегодня необходимо формировать у школьников

мировоззрение нового типа, а именно видеть этот мир с

позитивной стороны.

А ещё мне хочется сказать, я чувствую себя счастливой,

потому что довелось работать в дружном сплоченном

коллективе, где каждый педагог готов помочь словом и делом.

Это и есть мое педагогическое счастье.

Счастливый учитель – как магнит: его уроки хочется

посещать, его хочется слушать, рядом с ним тепло.

И в заключении хочется нам всем пожелать: «Будьте

счастливы – только счастливый человек может сформировать

счастливую личность», Антон Семёнович Макаренко.

Давно уж выбрана дорога,

И все сомненья позади,

И лишь внимательны и строги ,

Глаза детей… Не подведи!

Не подведи меня, мое призванье,

Не дай мне усомниться в силе слов,

Не дай мне пропустить момент признанья,

И главное – не потерять любовь.

Любовь переживает все ненастья,

Любовь, что очень не легка порой,

Учить детей – профессия и… счастье,

И не желаю я судьбы иной!

Я мечтаю, чтобы каждый учитель знал: он важен и нужен. Не

потому что так принято говорить. А потому что в его словах,

поступках и даже в случайной улыбке иногда прячется чей-то

будущий успех, чья-то вера в себя, чья-то счастливая судьба.



В раздел образования