Основные технологии обучения иностранному языку в младшем школьном возрасте
Автор: Капустина Светлана Владимировна Должность: учитель английского языка Учебное заведение: МКОУ "Богучарская СОШ № 2" Населённый пункт: город Богучар, Воронежская область Наименование материала: Статья Тема: Основные технологии обучения иностранному языку в младшем школьном возрасте Раздел: начальное образование
Младший школьный возраст является этапом существенных изменений
в
психическом
развитии.
Полноценное
проживание
ребенком
данного
возрастного периода возможно лишь при определяющей и активной роли
взрослых
(учителей
и
родителей),
основной
задачей
которых
является
создание оптимальных условий для раскрытия и реализации потенциальных
возможностей младших школьников с учетом индивидуальных особенностей
каждого ребенка.
Глубокие
изменения,
происходящие
в
психологическом
облике
младшего школьника, свидетельствуют о широких возможностях развития
ребенка на данном возрастном этапе. В течение этого периода на качественно
новом
уровне
реализуется
потенциал
развития
ребенка
как
активного
субъекта, познающего окружающий мир и самого себя, приобретающего
собственный опыт в этом мире в процессе деятельности.
Важнейшие новообразования возникают во всех сферах психического
развития:
преобразуются
интеллект,
личность,
социальные
отношения.
Ведущая роль учебной деятельности в этом процессе не исключает того, что
младший школьник активно включен и в другие
виды деятельности (игра,
элементы трудовой деятельности, занятия спортом, искусством и пр.), в ходе
которых
совершенствуются
и
закрепляются
новые
достижения
ребенка.
Процесс «учить» будет не эффективным, если в нём отсутствует элемент
«учиться».
Знание
психологических
особенностей
младших
школьников
является залогом успешного обучения их иностранному языку. Опыт работы
с младшими школьниками позволяет утверждать: главное – не то, чтобы дети
как можно раньше начали говорить на иностранном языке, а чтобы они
захотели это делать.
Эффективность формирования иноязычной коммуникативной
компетенции, а также устойчивость мотивации к изучению иностранного
языка на раннем этапе обучения во многом зависят от того, какие технологии
используются
педагогом
в
процессе
обучения.
Дидактическая
система,
основанная
на
личностно-ориентированном
подходе,
включает
в
себя
широкий спектр современных педагогических технологий. Рассмотрим их
более подробно.
Метод проектов.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков
учащихся,
умений
самостоятельно
конструировать
свои
знания
и
ориентироваться в информационном пространстве. Работая над проектом,
дети понимают, для чего они изучают новые слова и грамматические явления,
где и как они могут эти знания применить. Задача учителя – организовать
самостоятельную
познавательную
деятельность
каждого
ученика
в
ходе
работы над проектом.
Этот метод дает положительные результаты на начальной ступени
обучения.
Более
того,
чем
раньше
дети
начнут
работать
над
созданием
проектов,
тем
выше
будут
их
учебные
достижения.
Поэтому
работа
по
созданию проектов становится неотъемлемой частью учебного процесса.
Метод обучения в сотрудничестве.
Этот метод является базисным при разработке проекта. Как правило,
дети
приходят
в
школу
с
разной
степенью
подготовленности.
С
первых
уроков начинается разделение детей на «сильных» и «слабых», и с каждым
годом
это
разделение
становится
все
больше.
Сильный
ученик
быстро
усваивает новый материал и не допускает ошибок в выполнении задания, это
означает, что он научился его выполнять, и ему дополнительная практика не
нужна. В то время, когда слабому ученику требуются еще помощь и время,
сильный ученик желает идти вперед.
Метод обучения в сотрудничестве помогает решить эту проблему.
Согласно
этому
методу
предполагается,
что
оказание
помощи
«слабым»
ученикам
дети
в
состоянии
взять
на
себя,
если
они
будут
работать
в
небольших группах и отвечать за успехи каждого участника группы.
Именно сотрудничество, а не соревнование лежит в основе обучения в
сотрудничестве.
Это
означает
также,
что
каждый
ученик
учится
в
силу
собственных возможностей и потому имеет шанс оцениваться наравне с
другими. Если и «сильный», и «слабый» ученики затрачивают одинаковые
усилия на достижение своего уровня, то будет справедливо, если их усилия
будут оценены одинаково, при условии, что в обоих случаях каждый сделал,
что мог. Давно замечено, что, если оцениваются усилия, которые затрачивают
ученики в группе для достижения общего результата, то у них, как правило,
повышается мотивация.
Метод формирования учебной деятельности школьников.
Как бы ни был ученик мотивирован и как бы ни хотел высказаться,
прочесть что-то, т.е. выполнить задание, он должен, прежде всего, знать, как
выполняется то или иное задание, уметь его выполнять. Это значит, что
учеников с самых первых дней надо учить выполнять разные виды заданий,
учить учиться. Чем лучше ученик будет выполнять задания, тем успешнее он
овладеет материалом, тем быстрее достигнет цели.
Опираясь на собственные наблюдения, можем утверждать, что
большинство «слабых» учеников отстают в учении из-за низкого уровня
владения
навыками
учебной
деятельности.
Что
бы
научить
детей
этой
деятельности, используются специальные памятки.
Итак, памятка – это словесное описание того, зачем, почему и как
следует
выполнять
какое-либо
учебное
задание.
Предъявляется
памятка
непосредственно
перед
началом
работы
над
новым
заданием.
Ученик
(сначала под руководством учителя) сверяет каждый свой «шаг» с памяткой и
постепенно овладевает алгоритмом работы. Далее учащиеся контролируют
ход действий самостоятельно, пока памятка не становится лишней.
Использование Интернет-ресурсов
Приоритетным направлением развития современной школы стала
гуманистическая
направленность
обучения,
при
котором
ведущее
место
занимает
личностный
потенциал.
Он
предполагает
учет
потребностей
и
интересов
обучающегося,
реализацию
дифференцированного
подхода
к
обучению.
Новый
ФГОС,
который
вводится
и
в
нашей
школе,
меняет
требования
к
современному
уроку.
Если
сравнивать
цели
и
задачи
с
прежними
стандартами,
их
формулировка
изменилась
мало.
Произошло
смещение
акцентов
на
результаты
освоения
основной
образовательной
программы начального общего образования.
Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного
материала. Обучающийся должен стать живым участником образовательного
процесса. Именно собственное действие может стать основой формирования
в будущем его самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в
организации условий, провоцирующих детское действие.
Достижению основной цели изучения английского языка способствует
использование
Интернет
ресурсов.
Это
позволяет
решать
целый
ряд
дидактических
задач:
формировать
навыки
и
умения
чтения,
используя
материалы
глобальной
сети;
совершенствовать
умения
письменной
речи;
пополнять
словарный
запас
учащихся;
формировать
у
школьников
мотивацию к изучению английского языка.
Используя игры на уроках, мы всегда опираемся на слова Ефима
Израилевича
Пассова:
«Игра
–
это
лишь
оболочка,
форма,
содержанием
которой должно быть учение, овладение видами речевой деятельности»
Проблемное обучение
Большую эффективность в наше время имеет проблемное обучение.
Учитель создает проблемную ситуацию, направляет учащихся на ее решение,
организует поиск решения. Таким образом, учащийся становится субъектом
своего обучения и, как результат, он овладевает новыми знаниями, новыми
способами действия.
Здоровьесберегающие технологии
Как известно современный урок английского языка характеризуется
большой интенсивностью и требует от учеников концентрации внимания,
напряжения
сил,
а
внимание
учащихся,
особенно
в
начальных
классах,
неустойчиво.
Именно
поэтому
использование
здоровьесберегающих
технологий занимает важное место в новом ФГОС. В уроки необходимо
включать
различные
физкультминутки,
песни,
небольшие
рассказы,
повествующие о чем-то необычном, смешные случаи из жизни, связанные с
английским
языком,
традициями.
Такая
разрядка
даёт
детям
небольшой
отдых,
снимает
напряжение,
вызывает
положительные
эмоции,
хорошее
настроение, что ведёт к улучшению усвоения материала урока.
Языковой портфель
Работа
с
языковым
портфелем
вносит
в
учебный
проце сс
специфическую систему взаимодействия между преподавателем и учащимся.
Это
взаимодействие
носит
характер
переговоров,
консультаций,
определённых
учебных
ситуаций,
в
которых
оба
субъекта
разделяют
ответственность
за
решение
задач
учебной
деятельности
практически
поровну.
При
этом
учащийся
проявляет
себя
как
субъект
учебной
деятельности,
в
полной
мере
ответственный
за
результат
овладения
иностранным
языком.
Таким
образом,
мы
обеспечиваем
аутентичные
условия взаимодействия в системе ученик– учитель- учебная группа.
Языковой
портфель
определяется
как
пакет
рабочих
материалов,
которые отражают тот или иной опыт или результат учебной деятельности
учащегося
по
овладению
иностранным
языком.
Он
даёт
учащемуся
и
учителю возможность последовательно накапливать
результаты учебной
деятельности,
самостоятельно
или
совместно
анализировать
и
оценивать
объём работы и спектр достижений учащегося.
Ценность работы над языковым портфелем заключается в том, что он
даёт возможность формирования у школьников способности к объективной
самооценке
и
умения
делать
необходимые
выводы
относительно
собственного самосовершенствования.
Портфолио дополняет традиционные контрольно-оценочные средства,
направленные, как правило, на проверку репродуктивного уровня усвоения
информации, фактологических и алгоритмических знаний и умений.
Введение
портфолио
может
повысить
образовательную
активность
обучающихся, уровень осознания ими своих целей и возможностей.
Использование ИКТ
В
настоящее
время
использование
ИКТ
в
учебном
процессе
очень
актуально.
Это
способствует
активизации
познавательной
деятельности
учащихся,
стимулирует
и
развивает
когнитивные
процессы:
мышление,
восприятие,
память.
Использование
ИКТ
на
уроках
английского
языка
позволяет
учащимся
в
яркой,
интересной
форме
овладевать
основными
способами
общения:
говорением,
чтением,
аудированием,
письмом,
закреплять материал в интересной форме, с использованием дисков, слайдов,
видеороликов, что способствует чёткому восприятию материала по той или
иной теме.
Наилучший
результат
достигается,
если
воспринимать
информацию
одновременно всеми органами чувств. И эту возможность предоставляют нам
средства мультимедиа. Они изменили процесс изучения разных предметов, в
частности, иностранных языков.
Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного
материала
к
урокам
в
начальной
школе
можно
назвать
создание
мультимедийных презентаций. Применение данной технологии в учебном
процессе
позволяет
интенсифицировать
усвоение
учебного
материала
учащимися и проводить занятия на качественно новом уровне, используя
вместо
аудиторной
доски
показ
слайд-фильмов
с
экрана
компьютера
на
мультимедийном проекторе или на персональный компьютер для каждого
учащегося.
Обладая такой возможностью, как интерактивность, компьютерные
презентации
позволяют
эффективно
адаптировать
учебный
материал
под
особенности
обучающихся.
Усиление
интерактивности
приводит
к
более
интенсивному
участию
в
процессе
обучения
самого
обучаемого,
что
способствует
повышению
эффективности
восприятия
и
запоминания
учебного материала. Если материал урока содержит большое количество
иллюстративного
материала,
применение
компьютерной
презентации
позволит
существенно
повысить
эффективность
урока.
Компьютер
не
используется постоянно в течение всего урока, а лишь служит средством для
поиска
необходимой
информации,
а
также
стимулом
для
формирования
речевых высказываний.
Конечно, не стоит забывать о том, что лучший образовательный эффект
от
применения
информационных
коммуникационных
технологий,
в
частности презентаций, достигается в предметном обучении тогда, когда они
используются в сочетании с другими активными методами и личностно-
ориентированными
технологиями
обучения
и
органично
включены
в
сценарий урока[2].
Учащимся предоставляется возможность смены вида деятельности, а
значит,
их
действия
утрачивают
рутинный
характер,
становятся
разнообразными, приобретают элементы творчества.
Использование ИКТ на уроках английского языка вызывает большой
интерес у учащихся начальной школы, повышает общий уровень учебного
процесса,
усиливает
познавательную
активность
младших
школьников,
позволяет
осуществлять
индивидуальный
подход
и
обеспечивает
положительную мотивацию к обучению иностранному языку.
При всём этом, мы должны помнить, что работа с детьми младшего
школьного возраста должна исходить из принципа «не навреди» и быть
направленной
на
сохранение
здоровья,
эмоционального
благополучия
и
развития
индивидуальности
каждого
ребенка,
поэтому
работа
с
использованием
ИКТ
на
уроках
в
начальной
школе
должна
быть
четко
продумана и дозирована. Планируя урок в начальной школе, учитель должен
тщательно продумать цель, место, способ использования ИКТ.
В
условиях
компьютеризации
учебного
процесса
особенно
важно
сохранить положительное отношение учащихся к жизни, чувство радости от
каждого
прожитого
дня,
удовлетворение
результатами
своей
учебной,
трудовой
и
общественной
деятельности.
«Очень
важно,—
писал
В.А.
Сухомлинский,— чтобы изумительный мир природы, игры, красоты, музыки,
фантазии,
творчества,
окружавший
детей
до
школы,
не
закрылся
перед
ребенком классной дверью».
В младшем школьном возрасте дети очень эмоциональны и подвижны,
их
внимание
отличается
непроизвольностью
и
неустойчивостью.
Как
правило, младшие школьники обращают внимание в первую очередь на то,
что вызывает их непосредственный интерес. Учитывая это, необходимо
использовать на уроках такие формы деятельности, которые максимально
приближены к естественной для них ситуации. Что же это за ситуация?
Конечно же — игра, игра в любом её проявлении.
В ходе деятельности ребенка возникает « противоречие между бурным
развитием у него потребности в действии с предметами, с одной стороны, и
развитием
осуществляющих
эти
действия
операций
(то
есть
способов
действия) – с другой. Это противоречие может разрешиться у ребенка только
в одном единственном типе деятельности, а именно в игровой деятельности,
в игре» [23, С.15]. В книге Е.И. Пассова, доктора педагогических наук, «Урок
иностранного языка в школе» мы встречаем следующее определение игры:
«…Игра
–
это:
1)
деятельность
2)
мотивированность,
отсутствие
принуждения, 3) индивидуализированная деятельность, глубоко личная 4)
обучение
и
воспитание
в
коллективе
и
через
коллектив,
5)
развитие
психических функций и способностей, 6) «учение с увлечением». Игра –
мощный стимул к овладению иностранным языком и эффективный прием в
арсенале
преподавателя
иностранного
языка,
«универсальное
средство,
помогающее учителю иностранного языка превратить достаточно сложный
процесс обучения в увлекательное и любимое учащимися занятие». [22, 38].
Учебная игра воспитывает культуру общения и формирует умение работать в
коллективе и с коллективом.
В младшем школьном возрасте происходит постепенная смена ведущей
деятельности, переход от игровой деятельности к учебной. При этом игра
еще сохраняет свою ведущую роль. Исходя из этой особенности, игра должна
стать основой для развития у учащихся навыков учебной деятельности.
Игра
формирует
устойчивый
интерес
к
дальнейшему
изучению
английского
языка,
а
также
уверенность
в
успешном
овладении
им.
Но
хочется отметить, что игра имеет не только мотивационные функции.
Использование на уроках и во внеклассной работе игровых моментов
способствует
активизации
познавательной
и
творческой
деятельности
учащихся, развивает их мышление, память, воспитывает инициативность,
позволяет преодолеть скуку в обучении иностранному языку. Игры развивают
сообразительность и внимание, обогащают язык и закрепляют запас слов
учащихся, сосредотачивают внимание на оттенках их значения. Игра может
заставить ученика вспомнить пройденное, пополнить свои знания.
Игра
формирует
устойчивый
интерес
к
дальнейшему
изучению
английского
языка,
а
также
уверенность
в
успешном
овладении
им.
Но
хочется отметить, что игра имеет не только мотивационные функции.
Использование на уроках и во внеклассной работе игровых моментов
способствует
активизации
познавательной
и
творческой
деятельности
учащихся, развивает их мышление, память, воспитывает инициативность,
позволяет преодолеть скуку в обучении иностранному языку. Игры развивают
сообразительность и внимание, обогащают язык и закрепляют запас слов
учащихся, сосредотачивают внимание на оттенках их значения. Игра может
заставить ученика вспомнить пройденное, пополнить свои знания.
В игре человек испытывает такое наслаждение от свободного
обнаружения
своих
способностей,какое
художник
испытывает
во
время
творчества (Ф. Шиллер).
«Игра – традиционный, признанный метод обучения и воспитания. Это
уникальное
средство
ненасильственного
обучения
детей».
Игра
соответствует естественным желаниям и потребностям учащегося младшего
школьного
возраста,
а
потому
с
ее
помощью
он
будет
учиться
с
удовольствием.
Благодаря
игре
активизируются
все
познавательные
процессы учащихся: развиваются внимание, память, мышление, творческие
способности.
Обучающие
игры
помогают
снять
усталость,
преодолеть
языковой
и
психологический
барьеры.
Их
использование
всегда
дает
хорошие
результаты,
повышает
интерес
к
предмету,
позволяет
сконцентрировать внимание на главном – овладении речевыми навыками в
процессе естественной ситуации общения во время игры. А.А. Леонтьев
считает, что «игра не только учит, изменяет, воспитывает, но и ведет за
собой развитие. Где игра – там эмоции, а где эмоции, там активность,
внимание, воображение и, конечно, работает мышление».
В
игре
заложено
всё,
о
чём
говорилось
выше:
деятельность
(практическая
и
речевая);
мотивированность;
отсутствие
принуждения;
обучение и воспитание в коллективе; развитие психических функций и
занятиях обеспечивает развитие потребности в мыслительной деятельности.
Игра - это эффективный способ повышения качества и продуктивности
обучения иностранному языку. Её использование даёт хорошие результаты,
повышает интерес ребят к уроку, позволяет сконцентрировать их внимание
на
главном
-
овладении
речевыми
навыками
в
процессе
естественной
ситуации, общения во время игры. Игры помогают детям стать творческими
личностями,
учат
творчески
относиться
к
любому
делу.
Совместные
творческие
игры
сближают
и
взрослых,
и
детей.
В
этом
–
один
из
главнейших принципов эффективного воспитания. Опыт многих учителей
показывает, что с использованием игровых действий закрепление в памяти
ребенка иностранной лексики происходит более эффективно.
В любой вид деятельности на уроке иностранного языка можно внести
элемент
игры,
и
тогда
даже
самое
скучное
занятие
приобретает
увлекательную форму. Например, грамматический урок обычно не вызывает
у ребят энтузиазма, но если включить в него какие-то грамматические игры,
то он пройдет интересно и без особого напряжения. Учащиеся на таких
уроках легко и просто усваивают необходимые грамматические структуры.
Это происходит от того, что игра направлена на усвоение грамматической
стороны речи, а не системы языка.
Таким образом, можно сделать вывод, что
для формирования
элементарной
коммуникативной
компетенции,
а
также
положительной
учебной мотивации у младших школьников необходима целенаправленная
работа,
заключающаяся
в
организации
полноценной
активной
учебной
деятельности, в которой учащийся является не объектом, претерпевающим
над собой действия учителя, а полноправным заинтересованным участником
«событий».