Напоминание

Инновационные технологии и экспериментальная деятельность в практике учителя начальных классов


Автор: Гармаева Тамара Будажаповна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Курумканская средняя общеобразовательная школа №1 им. Р.Р. Будаева"
Населённый пункт: с. Курумкан
Наименование материала: Статья
Тема: Инновационные технологии и экспериментальная деятельность в практике учителя начальных классов
Раздел: начальное образование





Назад




Гармаева Т.Б., учитель начальных классов

МБОУ «Курумканская СОШ №1 им. Р.Р.Будаева»

Инновационные технологии и экспериментальная деятельность в

практике учителя начальных классов: из опыта работы

Впервые понятие «инновация» описал Йозеф Шумпетер в 1911 году. В

его

понимании

термин

был

примерно

синонимичен

понятию

«нововведение».

Применительно

к

педагогическому

процессу

инновация

означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и

воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося. Как

и

другие

процессы,

создание

нововведений

имеет

заранее

продуманный

конечный результат.

Однако

в

условиях

современной школы

подлинная

инновация перерастает в педагогический эксперимент – целенаправленную

исследовательскую

деятельность

по

созданию,

апробации

и

оценке

эффективности

новых

образовательных

моделей

в

конкретной

классной

среде.

Инновационная

деятельность

стимулирует

работу

организаций,

позволяя преодолеть критические моменты и повысить качество работы и

получаемого

конечного

продукта.

Для

каждой

организации

задачи

инновационной деятельности ставятся индивидуально ― в зависимости от

целей

и

возможностей

предприятия.

Для

учителя

это

означает

поиск

уникальных решений, отвечающих потребностям именно его учеников.

«Вы видите вещи, и вы спрашиваете: «Почему?» А я мечтаю о вещах,

которых никогда не было, и говорю: «Почему бы и нет?»» (Джордж Бернард

Шоу). Действительно, мир не стоит на месте, каждый год находятся люди,

которые

вносят

в

мир

инновации,

делятся

опытом

с

другими.

К

ним

относятся и учителя. Хочется дополнить, что педагогический опыт у всех

разный,

неповторимый,

бесценный,

а

его

высшей

формой

является

способность

не

просто

применять

готовое,

но

и

конструировать

новое,

экспериментально проверяя его эффективность.

Основная задача государственного стандарта нового поколения состоит

в том, чтобы обеспечить ребѐнка качественным образованием на первой

ступени

обучения.

Начальная

школа

призвана

обеспечить

становление

личности ребѐнка, целостное развитие еѐ способностей, формирование у

школьника умения и желания учиться. В современной начальной школе

ребѐнка

недостаточно

обучить

только

чтению,

счѐту

и

письму.

Его

необходимо

обеспечить

новыми

умениями.

Это

универсальные

учебные

действия, составляющие основу умения учиться, а также сформированная

сознательная мотивация к обучению, самоорганизация и саморазвитие.

Учителю

начальных

классов

необходимо

создать

такие

условия,

которые позволят повысить у детей интерес к учѐбе, научить осознавать, что

осталось непонятным, а в конечном итоге научить учиться. И тогда ученик

Гармаева Т.Б., учитель начальных классов

МБОУ «Курумканская СОШ №1 им. Р.Р.Будаева»

начнѐт

получать

радость

от

процесса

самостоятельного

познания

и

от

результата своего учебного труда. Моя цель как педагога-инноватора – выйти

за

рамки

традиционных

методов

и

создать

такую

образовательную

экосистему, где каждый ребенок становится активным исследователем и

творцом знания.

В

педагогическом

процессе

огромную

роль

играют

инновационные

технологии,

с

помощью

которых

учащиеся

приобретают

необходимые

умения и навыки учебной деятельности, обучаются чтению, письму и счѐту,

овладевают

элементами

теоретического

мышления,

культурой

речи

и

поведения основами личной гигиены и здорового образа жизни.

Для повышения качества образования и реализации задач ФГОС нового

поколения

я

активно

использую

в

своей

педагогической

деятельности

широкий спектр инновационных технологий, которые можно разделить на

несколько ключевых направлений.

Направление

1.

Информационно-коммуникационные

технологии

(ИКТ) как основа цифровизации процесса

Использование ИКТ ведется в нескольких ключевых аспектах:

Ведение электронной документации: Составление календарно-

тематических планов, методических копилок, материалов для классных часов

и «Разговоров о важном», карточек для индивидуальной работы. Активно

ведется

работа

с электронным

журналом/дневником,

что

позволяет

оперативно информировать родителей, публиковать новости, фотоотчеты,

расписание. Школа подключена к ФГИС «Моя школа», что создает единое

информационное пространство.

Использование на уроках и во внеурочной деятельности: В

методической копилке собран большой объѐм мультимедийных материалов.

Использование

презентаций

позволяет

привлечь

внимание

к

ключевым

объектам, иллюстрировать логические цепочки, создавать положительный

эмоциональный

фон.

Например,

на

уроках

окружающего

мира

дети

не

ограничиваются

учебником,

а

ищут

дополнительный

материал

в

электронных энциклопедиях и на проверенных сайтах, находят фотографии,

видео, карты, схемы, что делает их доклады и проекты насыщенными и

наглядными.

Дистанционное обучение: В период карантинов (из-за болезней

или

морозов)

уроки

проводятся

через

образовательные

платформы

(например, MAX). Связь с учащимися и родителями поддерживается через

электронный журнал и дневники.

Образовательные онлайн-платформы: Ученики моего класса

на

протяжении

нескольких

лет

успешно

занимаются

на

Гармаева Т.Б., учитель начальных классов

МБОУ «Курумканская СОШ №1 им. Р.Р.Будаева»

платформах Учи.ру и «ЯКласс», где в интерактивной форме готовятся к ВПР,

выполняют олимпиадные задания, закрепляют материал.

Мой подход к использованию цифровых платформ вышел на новый

уровень. Вместо рутинной проверки заданий я анализирую цифровой след

учащихся на «Учи.ру» и «ЯКласс», выявляя скрытые паттерны: типовые

ошибки, временные показатели, проблемные зоны в освоении материала. Эти

данные

служат

фундаментом

для

проектирования

персонализированных

образовательных маршрутов (ИОМ)

гораздо более эффективных,

чем

отдельные

карточки.

Например,

система

автоматически

создаѐт

дополнительный

интерактивный

модуль

для

учеников,

испытывающих

сложности с составными задачами (что было выявлено анализом). Таким

образом,

цифровые

платформы

превращаются

в

мощный

инструмент

педагогической диагностики, обеспечивающий точечную и обоснованную

коррекцию учебного процесса.

ИКТ во внеурочной деятельности: Проведение классных часов,

мероприятий, праздников («Прощание с Азбукой», «Дружба», «Сагаалган»,

«День матери», «Новогодний утренник», «Папа, мама и я

– спортивная

семья»,

конкурсы

чтецов

и

т.д.)

немыслимо

без

мультимедийного

сопровождения.

Итогом

часто

становятся

фотоальбомы,

видеоролики,

созданные совместно с детьми и родителями.

Направление

2.

Современные

образовательные

технологии,

активизирующие познавательную деятельность

Одним

из

путей

повышения

результативности

является

внедрение

активных форм работы на всех этапах урока. В своей практике я применяю

следующие технологии и их элементы:

Игровая технология.

Для

младшего

школьного

возраста

характерны

яркость

и

непосредственность

восприятия,

легкость

вхождения

в

образы.

Дети

свободно вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую. Поэтому

игровая

технология

самая

актуальная

для

учителя

начальной

школы.

Обучаясь посредством игры, дети учатся не так, как нам, взрослым, удобно

дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.

Технология

уровневой

дифференциации.

Эта

технология

предполагает

разделение

учебного

материала

и

заданий

с

учетом

возможностей учащихся. Ее положительные стороны:

Возможность уделять больше внимания как слабым, так и сильным

ученикам.

Стимулирование сильных учащихся к более быстрому продвижению.

Гармаева Т.Б., учитель начальных классов

МБОУ «Курумканская СОШ №1 им. Р.Р.Будаева»

Создание

комфортной

среды

для

обучения

в

группах

с

близким

уровнем подготовки.

Ориентация на обучение каждого ребенка на уровне его возможностей

и способностей.

Проблемное

обучение. Я

организую,

проблемное

обучение

следующим образом: на уроке создаю ситуации, требующие от учащихся

активного поиска ответов. Для этого использую активизирующие приѐмы —

задаю

вопросы,

которые

подчѐркивают

необычность

и

практическую

ценность изучаемого материала. Проблемные задачи я встраиваю в разные

этапы

урока:

при

объяснении

темы,

отработке

навыков

и

проверке

результатов. Такой подход позволяет моим ученикам не только усваивать

учебный материал, но и развивать критическое мышление, учиться ставить

познавательные задачи и находить пути их решения самостоятельно.

Исследовательские

методы

в

обучении. Дают

возможность

учащимся

самостоятельно

пополнять

свои

знания,

глубоко

вникать

в

изучаемую

проблему

и

предполагать

пути

ее

решения.

Это

важно

для

определения индивидуальной траектории развития каждого учащегося.

Проектная

деятельность.

В

своей

педагогической

практике

опираюсь

на

проектный

метод,

который

нацелен

на

организацию

самостоятельной

работы

учащихся

для

достижения

конкретных

образовательных результатов. Проектную деятельность рассматриваю как

специально организованную мной и самостоятельно реализуемую учениками

работу,

итогом

которой

становится

создание

конкретного

творческого

продукта. Ключевой принцип, которого я придерживаюсь, — переход от

пассивного получения знаний от учителя к активному самостоятельному

открытию и осмыслению новых фактов и явлений. Я думаю, что интеграция

проектного

метода

с

современными

компьютерными

технологиями

существенно

расширяет

его

возможности:

это

способствует

раскрытию

потенциала

каждого

ученика,

формированию

исследовательских

компетенций и повышению учебной мотивации. В своей работе активно

использую

цифровые

инструменты

(компьютеры,

интерактивные

доски),

которые поддерживают проектную деятельность

как на

уроке, так

и

во

внеурочной

работе.

В

процессе

руководства

проектами

наблюдаю,

как

школьники осваивают критически важные навыки: учатся самостоятельно

искать, анализировать, отбирать и структурировать информацию. Не менее

значимым я считаю развитие коммуникативной составляющей — умения

грамотно

представить

полученные

результаты

так,

чтобы

они

стали

понятными и полезными для аудитории.

Гармаева Т.Б., учитель начальных классов

МБОУ «Курумканская СОШ №1 им. Р.Р.Будаева»

Метод проектов стал основой для более масштабного эксперимента по

проведению межпредметных кейс-недель. Например, кейс «Экспедиция на

Байкал: создаем экотур». В течение недели на разных уроках дети решали

части комплексной задачи: на окружающем мире изучали флору и фауну, на

русском языке писали буклет для туристов, на технологии создавали макет

эко-стоянки. Такой подход целенаправленно формирует гибкие навыки (soft

skills):

командную

работу,

креативное

и

критическое

мышление,

презентационные умения. Для оценки этих метапредметных результатов мы

совместно с учениками разработали простые карты самооценки и рефлексии,

что стало важным шагом в формировании у них осознанности учебного

процесса.

Достижения детей:

2025 г.- в Межрегиональной олимпиаде «Подвигу жить в веках» 2 место

- Занаев Ж и Очирова Н, 3 место - Бадмаев Т., Коневина С.; Районная научно

– практическая конференция «Первые шаги в науке» посвящѐнная 90-летию

Первого Президента Республики Бурятия 1 место - Очирова Н, 3 место -

Бадмаев Т.

2024г.-

Очирова

Н.

победитель

в

XXXIII

Всероссийской

детской

конференций «Первые шаги в

науке» в

г.

Москва,

награждена «Знаком

отличия»; 2 место - Очирова Н. в конкурсе научно-исследовательских работ

«SCTENTIFIC DISCOVERIES AND INVENTIONS»; Очирова Н. участница в

дистанционной международной НПК юных исследователей «Шаг в будущее»

(Монголия);

2023г.

2

место

-

Очирова

Н

в

районной научно

практической

конференции «Первые шаги в науку».

Тестовые технологии. Я активно использую тестовые задания в своей

педагогической практике — они прочно вошли в мой рабочий арсенал и

применяются на самых разных этапах учебного процесса. На своих уроках

использую тесты:

на

различных типах занятий;

в

ходе индивидуальной,

групповой

и

фронтальной

работы;

в

сочетании

с

другими

методами

и

педагогическими приѐмами.

При

разработке

тестовых

заданий

я

всегда

учитываю

несколько

ключевых аспектов: конкретные цели и задачи урока; специфику изучаемого

материала; познавательные возможности моих учеников; текущий уровень

подготовки класса.

В

своей

работе

вижу

существенные

преимущества

использования

тестовой технологии:

Объективность

проверки.

Тесты

минимизируют

субъективный

фактор

при

оценивании

знаний,

что

особенно

важно

при

выставлении отметок.

Гармаева Т.Б., учитель начальных классов

МБОУ «Курумканская СОШ №1 им. Р.Р.Будаева»

Развитие мыслительных навыков. В процессе выполнения тестов

ученики тренируют логическое мышление и внимательность, учатся

анализировать варианты и выбирать оптимальный ответ.

Дифференциация

обучения.

Благодаря

вариативности

уровней

сложности

и

форм

ответов

я

могу

адаптировать

задания

под

индивидуальные возможности каждого ученика.

Для меня тесты — это не просто инструмент контроля, а эффективный

способ: оперативно оценить, насколько хорошо учащиеся усвоили материал;

выявить «проблемные зоны» в знаниях отдельных учеников или всего класса;

скорректировать дальнейшую работу — например, вернуться к сложным

темам

или

организовать

индивидуальную

проработку

затруднений;

мотивировать школьников к систематической работе, поскольку регулярная

практика

с

тестами

помогает им

чувствовать

уверенность

при

проверке

знаний.

Таким

образом,

тестовые

задания

стали

для

меня

незаменимым

инструментом,

который

позволяет

не

только

объективно

оценивать

результаты

обучения,

но

и

делать

процесс

познания

более

структурированным и осознанным для моих учеников.

Здоровьесберегающие

технологии. Использование

данных

технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные

виды заданий, чередовать мыслительную деятельность, определять время

подачи

сложного

учебного

материала,

выделять

время

на

проведение

самостоятельных и контрольных работ, нормативно применять ТСО, что дает

положительные результаты в обучении. При подготовке и проведении урока

учитываются:

дозировка

учебной

нагрузки;

построение

урока

с

учетом

динамичности учащихся, их работоспособности; соблюдение гигиенических

требований (свежий воздух, хорошая освещенность, чистота); благоприятный

эмоциональный настрой; профилактика стрессов (работа в парах, группах,

стимулирование

учащихся);

оздоровительные

моменты

и

смена

видов

деятельности

на

уроке,

помогающие

преодолеть

усталость,

уныние,

неудовлетворительность;

соблюдение

организации

учебного

труда

(подготовка доски, четкие записи на доске, применение ИКТ). В моѐм классе

она включает в себя: проведение тематических физминуток на каждом уроке,

динамических пауз, участие в спортивных соревнованиях школы и района,

проведение

родительских

собраний

с

тематикой

о

сохранении

здоровья

учащихся, организация горячего питания с 100% охватом всех учащихся

класса, организация подвижных игр на переменах, проведение и участие в

общешкольных

Днях

здоровья

(поездка

на

озеро

Байкал,

турпоходы

на

«Зверьково поле», «Лысую гору» - катание на санках и лыжах и т.д.).

Таким

образом, инновационные технологии в

работе педагога дают

возможность:

повысить

уровень

профессионализма,

обеспечить

благоприятные условия для развития личности ученика, выбирать наиболее

Гармаева Т.Б., учитель начальных классов

МБОУ «Курумканская СОШ №1 им. Р.Р.Будаева»

эффективные технологии для решения педагогических проблем, с большей

определенностью

предсказывать

результат

и

управлять

педагогическим

процессом. В то же время технологии стимулируют у учащихся процесс

познания нового, формируют у них осознанную потребность в приобретении

знаний и умений, порождают стремление к самостоятельной деятельности,

формируют устойчивое внимание к предмету.

Считаю, что творческая деятельность всесторонне развивает личность

ученика, даѐт возможность создавать, размышлять, анализировать, создать

собственную идею и позволит поделиться собственным опытом в будущем.

Моя работа сегодня – это непрерывный педагогический эксперимент. Я

не

просто

применяю

технологии,

а

создаю

целостную

образовательную

систему, где:

Цифровая аналитика служит основой для персонализации.

Кейс-метод формирует глубокую мотивацию и гибкие навыки.

Проектная

и

исследовательская деятельность обеспечивают

высокие

предметные и метапредметные результаты, что доказано достижениями моих

учеников.

Этот

комплексный подход позволяет не

только «поднять интерес к

учебе», но и воспитать поколение мыслящих, инициативных и ответственных

исследователей, способных ставить цели и находить нестандартные решения,

всегда задаваясь вопросом: «Почему бы и нет?».



В раздел образования