Напоминание

Комментирование хода увеличения, уменьшения числа до заданного; запись действия


Автор: Антонова Галина Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Пригородная средняя школа"
Населённый пункт: г.Ульяновск, п.Пригородный
Наименование материала: конспект урока по математике
Тема: Комментирование хода увеличения, уменьшения числа до заданного; запись действия
Раздел: начальное образование





Назад




Комментирование хода увеличения,

уменьшения числа до заданного; запись

действия

Слайд 1

Заврики - это персонажи целого мультсериала для обучения маленьких детей математике.

Эти мультфильмы с успехом используются на обучающей платформе "Учи.ру" для того, чтобы сделать обу-

чение учащихся младших классов не скучным, а, наоборот, увлекательным и полезным.

Завриков зовут Гриша и Соня. Они брат и сестра, живут возле маяка знаний и очень любят учиться.

А назвали так этих замечательных персонажей по имени Гриша и Соня в честь великих математиков Григо-

рия Перельмана и Софьи Ковалевской.

Как и знаменитые ученые - математики, Гриша и Соня помогают освоить науку математику не просто

заучиванием, но и с любовью и желанием учиться еще и еще.

Тип урока: повторение и закрепление.

Цель урока: закрепление умения комментировать ход увеличения и уменьшения числа до

заданного и решать задачи на увеличение и уменьшение на несколько единиц.

Результаты:

личностные:начальные представления о математических способах познания мира; способность к

самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

предметные: понимать смысл выражений «увеличение на…», «уменьшение на…», отражать в

математических записях с использованием знаков действий и знака равенства; решать простые

1

задачи на уменьшение (увеличение) числа на несколько единиц, находить в тексте задачи

условие и вопрос, объяснять выбор действий;

метапредметные:

- регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; понимать и

принимать учебную задачу, поставленную учителем, на разных этапах обучения; планировать

своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в

действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

- коммуникативные: применять математические знания и математическую терминологию при

изложении своего мнения и предлагаемых способов действий;

- познавательные:представлять текстовую задачу в виде модели и записывать её решение;

понимать и правильно использовать изученные математические термины; применять изученные

методы познания (измерение, моделирование).

2

________________________

Самоопределение к деятельности

— Здравствуйте ребята. Меня зовут Марина Александровна. Как

ваше настроение? Я хочу загадать вам загадку?

Есть у солнышка подруга,

В виде полукруга

На лице она Живёт

Вдруг куда то испариться,

То нечаянно вернется

Грусть, тоска её боится. (улыбка) Я улыбаюсь вам, а вы

улыбнетесь друг другу. Давайте проверим, всё ли у вас готово

для урока. На каждый урок математики нужно готовить: пенал,

синюю ручку, простой карандаш, ластик, линейку, цветные

карандаши, учебник, рабочую тетрадь.

— А сейчас покажите, как нужно правильно сидеть.

________________________

Слайд 2

Устный счёт

— А теперь проведём зарядку для ума.

________________________

Слайд 4

Устный счёт

— Посмотрите, ребята, какое задание принёс нам Гриша.

— Назовите все красные числа.

— Теперь назовите красные числа в порядке убывания, начиная

с самого большого. (9, 7, 6, 5, 3.)

— Что делают числа, когда стоят в порядке убывания/от

большего к меньшему? (Уменьшаются.)

________________________

Слайд 5

Устный счёт

3

— Назовите все синие числа.

— Назовите теперь все синие числа в порядке возрастания,

начиная с самого маленького. (1, 2, 4, 8, 9.)

— Что делают числа, когда стоят в порядке возрастания/от

меньшего к большему? (Увеличиваются.)

________________________

Слайд 6

Устный счёт

— Уменьшите каждое число на 2. Что значит «уменьшить на 2»?

— Верно, уменьшить число на несколько единиц — значит

отнять от этого числа определённое количество единиц.

________________________

Слайд 7

Устный счёт

— Увеличьте каждое число на 3. Что значит «увеличить на 3»?

— Увеличить число на несколько единиц — значит прибавить к

этому числу определённое количество единиц.

________________________

Слайд 8

Целеполагание

— Какое действие мы должны выполнить, чтобы увеличить число

на несколько единиц?

— Какое действие мы должны мы должны выполнить, чтобы

уменьшить число на несколько единиц?

— А зачем нам могут пригодиться эти умения?

— А что плохого в том, что мы перестанем повторять?

— Как вы думаете, что мы сегодня будет повторять? Какие цели

поставим на урок?

___________________

Слайд 9

Целеполагание

4

— После обсуждения версий ребят учитель помогает

сформулировать тему и цели урока.

________________________

Слайд 10

Повторение

— Посмотрите на первую строку, какие числа вы видите?

— Посмотрите на вторую строку, какие числа вы видите? Как они

отличаются от чисел в первой строке?

— На сколько надо уменьшить числа в первой строке, чтобы

получились числа, как во второй строке? (На 3.)

— Составьте свои подобные таблицы на уменьшение чисел.

Обменяйтесь тетрадями и отгадайте, на какое число нужно

уменьшить числа в первой строке, чтобы получились числа во

второй строке.

________________________

Слайд 11

Повторение

— Посмотрите на первую строку, какие числа вы видите?

— Посмотрите на вторую строку, какие числа вы видите? Как они

отличаются от чисел в первой строке?

— На сколько надо увеличить числа в первой строке, чтобы

получились числа, как во второй строке? (На 1.)

— Составьте свои подобные таблицы на увеличение чисел.

Обменяйтесь тетрадями и отгадайте, на какое число нужно

увеличить числа в первой строке, чтобы получились числа во

второй строке.

________________________

Слайд 12

Повторение

— Посмотрите на примеры. Что вы заметили?

— В кружочки нужно вставить знаки, а в квадратики — числа.

— Что пропущено в первом примере? Почему? (7 + 3 = 10, чтобы

5

увеличить число 7 до 10, нужно к нему прибавить 3.)

— Что пропущено во втором примере? Почему? (6 + 2 = 8, чтобы

увеличить число 6 до 8, нужно к 6 прибавить 2.)

— Что пропущено в третьем примере? Почему? (8 – 5 = 3, чтобы

уменьшить число 8 до 3, нужно из 8 вычесть 3.)

— Что пропущено в четвёртом примере? Почему? (4 – 2 = 2,

чтобы уменьшить число 4 до 2, нужно из 4 вычесть 2.)

________________________

Слайд 13

Проверка

— Кто хочет ещё загадать и записать подобный пример у доски?

А мы с классом будем отгадывать, какой знак и число

пропущены.

________________________

Слайд 14

Сверяемся с целями

— Вы хорошо справились с заданиями. Давайте посмотрим,

каких целей мы уже достигли.

________________________

Слайд 15

Повторение

— А теперь поработаем с задачами. Но сначала давайте

вспомним, что такое задача?

________________________

Слайд 16

Повторение

6

— Как вы думаете, какой из этих текстов можно поместить в

учебник по математике, а какой — в учебник по окружающему

миру? Почему?

— Какой из текстов мы назовём задачей?

— Первый текст является задачей, в нём задан вопрос, для

ответа на который мы должны выполнить арифметическое

действие.

— Давайте вспомним, из каких частей состоит задача.

________________________

Слайд 17

Повторение

— Что показывает нам условие задачи?

— На ветке сидели три снегиря и две синички. (Это условие

задачи, оно показывает, что нам известно в задаче.)

________________________

Слайд 18

Повторение

— Что показывает вопрос задачи?

— Сколько птичек сидело на ветке? (Это вопрос задачи, он

показывает, что необходимо найти.)

________________________

Слайд 19

Повторение

— При помощи арифметического действия мы записываем

решение задачи, находим ответ на вопрос.

________________________

7

Слайд 20

Повторение

— Затем мы записываем ответ на вопрос задачи, подставляя

вместо вопросительного слова полученный результат.

________________________

Слайд 21

Физкультминутка

— Давайте теперь разомнёмся с завриками.

— Дотроньтесь правой рукой до носа.

— Дотроньтесь левой рукой до правого уха.

— Положите ладонь левой руки на голову.

— Дотроньтесь правой рукой до подбородка.

— Положите ладонь правой руки на живот.

— Положите ладонь левой руки на правое плечо.

— Дотроньтесь левой рукой до носа.

— Дотроньтесь правой рукой до левого уха.

________________________

Слайд 22

Повторение

— Прочитайте условие задачи.

— Что нам известно в условии задачи?

— Прочитайте вопрос задачи. Что необходимо найти?

— Составим рисунок к условию задачи. Нарисуйте столько

красных кругов, сколько красных яблок взял Серёжа.

Заметка: это задание вы можете провести, показав в

презентации, или провести интерактивно, загрузив урок

«Комментирование хода увеличения, уменьшения числа до

заданного, запись действия» из сервиса «Подготовка к уроку».

________________________

Слайд 23

Повторение

— Что сказано про зелёные яблоки?

— Что означает «на 4 больше»? (Это столько же и ещё 4.)

8

— Нарисуйте столько зелёных кругов, на сколько больше

зелёных яблок взял Серёжа.

________________________

Слайд 24

Повторение

— Прочитайте ещё раз вопрос задачи. Что нам надо узнать?

— Что по условию задачи мы знаем про зелёные яблоки? (Что их

на 4 больше, чем красных.)

— Какое арифметическое действие мы должны выбрать для

решения этой задачи? (Сложение.)

— Почему?

________________________

Слайд 25

Повторение

— Какое решение задачи мы запишем? (3 + 4 = 7)

________________________

Слайд 26

Повторение

— Прочитайте ещё раз вопрос задачи. Какой ответ мы должны

записать?

— Вместо вопросительного слова мы должны поставить

получившийся результат.

— Какой ответ у нас получился?

— Запишите ответ в тетрадь.

________________________

Слайд 27

Повторение

— А теперь решим задачу, составив краткую запись.

9

— Прочитайте условие задачи.

— Что нам известно в условии задачи?

— Прочитайте вопрос задачи. Что необходимо найти?

— Составим краткую запись к условию задачи.

— О ком говорится в задаче?

— Что нам известно про Гришу? Запишите.

— На сколько сантиметров выросла за лето Соня? (Мы не

знаем.) Как мы покажем это в краткой записи? (?)

— Что нам известно про Соню? (Она выросла на 4 сантиметра

меньше, чем Гриша.)

— Как мы запишем это в краткой записи?

Заметка: это задание вы можете провести показав в презентации

или провести интерактивно, загрузив урок №81

Комментирование хода увеличения, уменьшения числа до

заданного, запись действия из сервиса Подготовку к уроку.

________________________

Слайд 28

Повторение

— Прочитайте ещё раз вопрос задачи. Что нам надо узнать?

— Что по условию задачи мы знаем про Соню? (Что она выросла

на 4 сантиметра меньше, чем Гриша.)

— Какое арифметическое действие мы должны выбрать для

решения этой задачи? (Вычитание.)

— Почему?

— Запишите решение и ответ.

________________________

Слайд 29

Проверка

________________________

10

Слайд 30

Физкультминутка

— Двигаем глазами по направлению стрелок. Учитель

предлагает выполнить упражнение с каждой фигурой 3–4 раза в

одну и в другую сторону.

________________________

Слайд 31

Закрепление (базовый уровень)

— Ребята, подготовьте простой карандаш, ручку. Выполните

задания на рабочих листах.

Заметка: это задание вы можете провести, показав в

презентации, или провести интерактивно, загрузив урок

«Комментирование хода увеличения, уменьшения числа до

заданного, запись действия» из сервиса «Подготовка к уроку».

________________________

Слайд 32

Проверка

Учитель может организовать самопроверку или взаимную

проверку в парах.

________________________

Слайд 33

Рефлексия. Подведение итогов

— Мы выполнили все задания. Давайте посмотрим, все ли

задачи мы решили.

— С какой темой мы сегодня работали на уроке?

— Чему сегодня учились на уроке?

— Можем ли мы с вами теперь сказать, что умеем решать задачи

на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц?

— Что было трудным?

— Что понравилось больше всего?

11

________________________

Слайд 34

Рефлексия. Оценка эмоционального состояния детей

Учитель предлагает детям сравнить свою работу с цветами

светофора.

— Подведём итог урока. Мы выполнили много интересных

заданий.

— Какое задание показалось вам самым интересным, самым

легким, самым трудным?

— Сравните свою работу с цветами светофора. Посмотрите на

круги на полях вашей тетрадки. Какого цвета круг вы сегодня

поместите в свою тетрадку?

— Если у вас больше зелёных кругов, то нарисуйте в конце

работы зелёный круг. (Я всё сделал правильно! Я молодец!)

— Если у вас больше жёлтых кругов, то нарисуйте в конце

работы жёлтый круг. (Я допустил ошибки. Но я смогу их

исправить.)

— Если у вас больше красных кругов, то нарисуйте в конце

работы красный круг. (Работа для меня трудная. Мне нужна

помощь!)

— Ребята, а кто из вас готов помочь ученикам с красным

кружком? Молодцы! Вместе мы справимся!

12



В раздел образования