Автор: Антонова Галина Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Пригородная средняя школа"
Населённый пункт: г.Ульяновск, п.Пригородный
Наименование материала: конспект урока по математике
Тема: Комментирование хода увеличения, уменьшения числа до заданного; запись действия
Раздел: начальное образование
Комментирование хода увеличения,
уменьшения числа до заданного; запись
действия
Слайд 1
Заврики - это персонажи целого мультсериала для обучения маленьких детей математике.
Эти мультфильмы с успехом используются на обучающей платформе "Учи.ру" для того, чтобы сделать обу-
чение учащихся младших классов не скучным, а, наоборот, увлекательным и полезным.
Завриков зовут Гриша и Соня. Они брат и сестра, живут возле маяка знаний и очень любят учиться.
А назвали так этих замечательных персонажей по имени Гриша и Соня в честь великих математиков Григо-
рия Перельмана и Софьи Ковалевской.
Как и знаменитые ученые - математики, Гриша и Соня помогают освоить науку математику не просто
заучиванием, но и с любовью и желанием учиться еще и еще.
Тип урока: повторение и закрепление.
Цель урока: закрепление умения комментировать ход увеличения и уменьшения числа до
заданного и решать задачи на увеличение и уменьшение на несколько единиц.
Результаты:
личностные:начальные представления о математических способах познания мира; способность к
самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
предметные: понимать смысл выражений «увеличение на…», «уменьшение на…», отражать в
математических записях с использованием знаков действий и знака равенства; решать простые
1
задачи на уменьшение (увеличение) числа на несколько единиц, находить в тексте задачи
условие и вопрос, объяснять выбор действий;
метапредметные:
- регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; понимать и
принимать учебную задачу, поставленную учителем, на разных этапах обучения; планировать
своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в
действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
- коммуникативные: применять математические знания и математическую терминологию при
изложении своего мнения и предлагаемых способов действий;
- познавательные:представлять текстовую задачу в виде модели и записывать её решение;
понимать и правильно использовать изученные математические термины; применять изученные
методы познания (измерение, моделирование).
2
________________________
Самоопределение к деятельности
— Здравствуйте ребята. Меня зовут Марина Александровна. Как
ваше настроение? Я хочу загадать вам загадку?
Есть у солнышка подруга,
В виде полукруга
На лице она Живёт
Вдруг куда то испариться,
То нечаянно вернется
Грусть, тоска её боится. (улыбка) Я улыбаюсь вам, а вы
улыбнетесь друг другу. Давайте проверим, всё ли у вас готово
для урока. На каждый урок математики нужно готовить: пенал,
синюю ручку, простой карандаш, ластик, линейку, цветные
карандаши, учебник, рабочую тетрадь.
— А сейчас покажите, как нужно правильно сидеть.
________________________
Слайд 2
Устный счёт
— А теперь проведём зарядку для ума.
________________________
Слайд 4
Устный счёт
— Посмотрите, ребята, какое задание принёс нам Гриша.
— Назовите все красные числа.
— Теперь назовите красные числа в порядке убывания, начиная
с самого большого. (9, 7, 6, 5, 3.)
— Что делают числа, когда стоят в порядке убывания/от
большего к меньшему? (Уменьшаются.)
________________________
Слайд 5
Устный счёт
3
— Назовите все синие числа.
— Назовите теперь все синие числа в порядке возрастания,
начиная с самого маленького. (1, 2, 4, 8, 9.)
— Что делают числа, когда стоят в порядке возрастания/от
меньшего к большему? (Увеличиваются.)
________________________
Слайд 6
Устный счёт
— Уменьшите каждое число на 2. Что значит «уменьшить на 2»?
— Верно, уменьшить число на несколько единиц — значит
отнять от этого числа определённое количество единиц.
________________________
Слайд 7
Устный счёт
— Увеличьте каждое число на 3. Что значит «увеличить на 3»?
— Увеличить число на несколько единиц — значит прибавить к
этому числу определённое количество единиц.
________________________
Слайд 8
Целеполагание
— Какое действие мы должны выполнить, чтобы увеличить число
на несколько единиц?
— Какое действие мы должны мы должны выполнить, чтобы
уменьшить число на несколько единиц?
— А зачем нам могут пригодиться эти умения?
— А что плохого в том, что мы перестанем повторять?
— Как вы думаете, что мы сегодня будет повторять? Какие цели
поставим на урок?
___________________
Слайд 9
Целеполагание
4
— После обсуждения версий ребят учитель помогает
сформулировать тему и цели урока.
________________________
Слайд 10
Повторение
— Посмотрите на первую строку, какие числа вы видите?
— Посмотрите на вторую строку, какие числа вы видите? Как они
отличаются от чисел в первой строке?
— На сколько надо уменьшить числа в первой строке, чтобы
получились числа, как во второй строке? (На 3.)
— Составьте свои подобные таблицы на уменьшение чисел.
Обменяйтесь тетрадями и отгадайте, на какое число нужно
уменьшить числа в первой строке, чтобы получились числа во
второй строке.
________________________
Слайд 11
Повторение
— Посмотрите на первую строку, какие числа вы видите?
— Посмотрите на вторую строку, какие числа вы видите? Как они
отличаются от чисел в первой строке?
— На сколько надо увеличить числа в первой строке, чтобы
получились числа, как во второй строке? (На 1.)
— Составьте свои подобные таблицы на увеличение чисел.
Обменяйтесь тетрадями и отгадайте, на какое число нужно
увеличить числа в первой строке, чтобы получились числа во
второй строке.
________________________
Слайд 12
Повторение
— Посмотрите на примеры. Что вы заметили?
— В кружочки нужно вставить знаки, а в квадратики — числа.
— Что пропущено в первом примере? Почему? (7 + 3 = 10, чтобы
5
увеличить число 7 до 10, нужно к нему прибавить 3.)
— Что пропущено во втором примере? Почему? (6 + 2 = 8, чтобы
увеличить число 6 до 8, нужно к 6 прибавить 2.)
— Что пропущено в третьем примере? Почему? (8 – 5 = 3, чтобы
уменьшить число 8 до 3, нужно из 8 вычесть 3.)
— Что пропущено в четвёртом примере? Почему? (4 – 2 = 2,
чтобы уменьшить число 4 до 2, нужно из 4 вычесть 2.)
________________________
Слайд 13
Проверка
— Кто хочет ещё загадать и записать подобный пример у доски?
А мы с классом будем отгадывать, какой знак и число
пропущены.
________________________
Слайд 14
Сверяемся с целями
— Вы хорошо справились с заданиями. Давайте посмотрим,
каких целей мы уже достигли.
________________________
Слайд 15
Повторение
— А теперь поработаем с задачами. Но сначала давайте
вспомним, что такое задача?
________________________
Слайд 16
Повторение
6
— Как вы думаете, какой из этих текстов можно поместить в
учебник по математике, а какой — в учебник по окружающему
миру? Почему?
— Какой из текстов мы назовём задачей?
— Первый текст является задачей, в нём задан вопрос, для
ответа на который мы должны выполнить арифметическое
действие.
— Давайте вспомним, из каких частей состоит задача.
________________________
Слайд 17
Повторение
— Что показывает нам условие задачи?
— На ветке сидели три снегиря и две синички. (Это условие
задачи, оно показывает, что нам известно в задаче.)
________________________
Слайд 18
Повторение
— Что показывает вопрос задачи?
— Сколько птичек сидело на ветке? (Это вопрос задачи, он
показывает, что необходимо найти.)
________________________
Слайд 19
Повторение
— При помощи арифметического действия мы записываем
решение задачи, находим ответ на вопрос.
________________________
7
Слайд 20
Повторение
— Затем мы записываем ответ на вопрос задачи, подставляя
вместо вопросительного слова полученный результат.
________________________
Слайд 21
Физкультминутка
— Давайте теперь разомнёмся с завриками.
— Дотроньтесь правой рукой до носа.
— Дотроньтесь левой рукой до правого уха.
— Положите ладонь левой руки на голову.
— Дотроньтесь правой рукой до подбородка.
— Положите ладонь правой руки на живот.
— Положите ладонь левой руки на правое плечо.
— Дотроньтесь левой рукой до носа.
— Дотроньтесь правой рукой до левого уха.
________________________
Слайд 22
Повторение
— Прочитайте условие задачи.
— Что нам известно в условии задачи?
— Прочитайте вопрос задачи. Что необходимо найти?
— Составим рисунок к условию задачи. Нарисуйте столько
красных кругов, сколько красных яблок взял Серёжа.
Заметка: это задание вы можете провести, показав в
презентации, или провести интерактивно, загрузив урок
«Комментирование хода увеличения, уменьшения числа до
заданного, запись действия» из сервиса «Подготовка к уроку».
________________________
Слайд 23
Повторение
— Что сказано про зелёные яблоки?
— Что означает «на 4 больше»? (Это столько же и ещё 4.)
8
— Нарисуйте столько зелёных кругов, на сколько больше
зелёных яблок взял Серёжа.
________________________
Слайд 24
Повторение
— Прочитайте ещё раз вопрос задачи. Что нам надо узнать?
— Что по условию задачи мы знаем про зелёные яблоки? (Что их
на 4 больше, чем красных.)
— Какое арифметическое действие мы должны выбрать для
решения этой задачи? (Сложение.)
— Почему?
________________________
Слайд 25
Повторение
— Какое решение задачи мы запишем? (3 + 4 = 7)
________________________
Слайд 26
Повторение
— Прочитайте ещё раз вопрос задачи. Какой ответ мы должны
записать?
— Вместо вопросительного слова мы должны поставить
получившийся результат.
— Какой ответ у нас получился?
— Запишите ответ в тетрадь.
________________________
Слайд 27
Повторение
— А теперь решим задачу, составив краткую запись.
9
— Прочитайте условие задачи.
— Что нам известно в условии задачи?
— Прочитайте вопрос задачи. Что необходимо найти?
— Составим краткую запись к условию задачи.
— О ком говорится в задаче?
— Что нам известно про Гришу? Запишите.
— На сколько сантиметров выросла за лето Соня? (Мы не
знаем.) Как мы покажем это в краткой записи? (?)
— Что нам известно про Соню? (Она выросла на 4 сантиметра
меньше, чем Гриша.)
— Как мы запишем это в краткой записи?
Заметка: это задание вы можете провести показав в презентации
или провести интерактивно, загрузив урок №81
Комментирование хода увеличения, уменьшения числа до
заданного, запись действия из сервиса Подготовку к уроку.
________________________
Слайд 28
Повторение
— Прочитайте ещё раз вопрос задачи. Что нам надо узнать?
— Что по условию задачи мы знаем про Соню? (Что она выросла
на 4 сантиметра меньше, чем Гриша.)
— Какое арифметическое действие мы должны выбрать для
решения этой задачи? (Вычитание.)
— Почему?
— Запишите решение и ответ.
________________________
Слайд 29
Проверка
________________________
10
Слайд 30
Физкультминутка
— Двигаем глазами по направлению стрелок. Учитель
предлагает выполнить упражнение с каждой фигурой 3–4 раза в
одну и в другую сторону.
________________________
Слайд 31
Закрепление (базовый уровень)
— Ребята, подготовьте простой карандаш, ручку. Выполните
задания на рабочих листах.
Заметка: это задание вы можете провести, показав в
презентации, или провести интерактивно, загрузив урок
«Комментирование хода увеличения, уменьшения числа до
заданного, запись действия» из сервиса «Подготовка к уроку».
________________________
Слайд 32
Проверка
Учитель может организовать самопроверку или взаимную
проверку в парах.
________________________
Слайд 33
Рефлексия. Подведение итогов
— Мы выполнили все задания. Давайте посмотрим, все ли
задачи мы решили.
— С какой темой мы сегодня работали на уроке?
— Чему сегодня учились на уроке?
— Можем ли мы с вами теперь сказать, что умеем решать задачи
на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц?
— Что было трудным?
— Что понравилось больше всего?
11
________________________
Слайд 34
Рефлексия. Оценка эмоционального состояния детей
Учитель предлагает детям сравнить свою работу с цветами
светофора.
— Подведём итог урока. Мы выполнили много интересных
заданий.
— Какое задание показалось вам самым интересным, самым
легким, самым трудным?
— Сравните свою работу с цветами светофора. Посмотрите на
круги на полях вашей тетрадки. Какого цвета круг вы сегодня
поместите в свою тетрадку?
— Если у вас больше зелёных кругов, то нарисуйте в конце
работы зелёный круг. (Я всё сделал правильно! Я молодец!)
— Если у вас больше жёлтых кругов, то нарисуйте в конце
работы жёлтый круг. (Я допустил ошибки. Но я смогу их
исправить.)
— Если у вас больше красных кругов, то нарисуйте в конце
работы красный круг. (Работа для меня трудная. Мне нужна
помощь!)
— Ребята, а кто из вас готов помочь ученикам с красным
кружком? Молодцы! Вместе мы справимся!
12