Автор: Кожухарь Елена Дмитриевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МАОУ Многопрофильный лицей
Населённый пункт: город Димитровград
Наименование материала: статья
Тема: Формирование метапредметных связей на уроках математики
Раздел: среднее образование
Формирование метапредметных связей на уроках математики — это
процесс, направленный на развитие универсальных способов деятельности,
которые применимы как в рамках образовательного процесса, так и при
решении
проблем
в
реальных
жизненных
ситуациях.
Такой
подход
предполагает переорганизацию предметного образования, при которой
содержание транслируется не как сведения для запоминания, а как знания
для осмысленного использования.
Цели
Некоторые
цели
формирования
метапредметных
связей
на
уроках
математики:
Формирование
представлений
о
математике
как
части
общечеловеческой культуры. Ученики учатся воспринимать математику
как систему знаний о мире, выраженном в числах и фигурах.
Развитие представлений о математике как форме описания и методе
познания
действительности.
Создаются
условия
для
приобретения
первоначального опыта математического моделирования.
Формирование
общих
способов
интеллектуальной
деятельности,
характерных для математики и являющихся основой познавательной
культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности.
Принципы
Некоторые принципы организации уроков с метапредметными связями по
математике:
Создание
метапредметной
проблемной
ситуации.
Ученики
самостоятельно, но под руководством учителя, находят решение задачи, при
этом педагог объясняет понимание сути задачи и построение эффективных
моделей.
Связывание содержания темы с практическими задачами из жизни или
других учебных дисциплин. Ученики доказывают на конкретных примерах
практическую значимость и круг применений темы.
Проведение
интегрированных
уроков.
Они
формируют
научное
мировоззрение, способствуют установлению логических связей между
предметами. Например, уроки математики можно интегрировать с уроками
трудового
обучения,
географии,
естествознания,
физики
и
других
дисциплин.
Методы
Некоторые
методы
реализации
метапредметных
связей
на
уроках
математики:
Проблемное
обучение.
Ученики
осознают
противоречие
между
необходимостью и невозможностью выполнить задание, формулируют
учебную проблему.
Исследовательские и практические работы. Например, для проверки
гипотез или вывода формул можно использовать исследовательские и
практические работы. t
Работа над мини-проектами. Учащиеся заранее знают критерии оценивания
проекта, видят его практическую значимость и необходимость полученных
знаний в жизни.
Рефлексия на уроке. Способствует формированию умения анализировать
деятельность на уроке (свою, одноклассника, класса).
Примеры
Некоторые примеры заданий для формирования метапредметных связей на
уроках математики:
Задачи практической направленности. Например:
o
Задачи по теме «Энергосбережение» — нужно посчитать сумму оплаты
семьи за израсходованную электроэнергию, в условиях предлагаются
текущие и прошлые показания счётчика, а также стоимость одного киловатта
электроэнергии.
o
Задачи на тему покупок — нужно посчитать количество объектов при
заданной сумме имеющихся денег и цене товара, количество объектов при
возрастании или снижении цены на определённое количество процентов.
o
Задачи статистического характера — например, нахождение группы
жителей по известному количеству всех жителей и процентному составу
различных групп.
Задачи с экологическим сюжетом на основе краеведческого материала,
окружающей среды.
Задания, связанные с другими науками. Например, при прохождении
площади прямоугольника можно предложить сделать ремонт своей комнаты
(связь с технологией и изо), при изучении масштаба — начертить карту своей
местности (связь с географией)