Напоминание

Формирование метапредметных связей на уроках математики


Автор: Кожухарь Елена Дмитриевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МАОУ Многопрофильный лицей
Населённый пункт: город Димитровград
Наименование материала: статья
Тема: Формирование метапредметных связей на уроках математики
Раздел: среднее образование





Назад




Формирование метапредметных связей на уроках математики — это

процесс, направленный на развитие универсальных способов деятельности,

которые применимы как в рамках образовательного процесса, так и при

решении

проблем

в

реальных

жизненных

ситуациях.

Такой

подход

предполагает переорганизацию предметного образования, при которой

содержание транслируется не как сведения для запоминания, а как знания

для осмысленного использования.

Цели

Некоторые

цели

формирования

метапредметных

связей

на

уроках

математики:

Формирование

представлений

о

математике

как

части

общечеловеческой культуры. Ученики учатся воспринимать математику

как систему знаний о мире, выраженном в числах и фигурах.

Развитие представлений о математике как форме описания и методе

познания

действительности.

Создаются

условия

для

приобретения

первоначального опыта математического моделирования.

Формирование

общих

способов

интеллектуальной

деятельности,

характерных для математики и являющихся основой познавательной

культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности.

Принципы

Некоторые принципы организации уроков с метапредметными связями по

математике:

Создание

метапредметной

проблемной

ситуации.

Ученики

самостоятельно, но под руководством учителя, находят решение задачи, при

этом педагог объясняет понимание сути задачи и построение эффективных

моделей.

Связывание содержания темы с практическими задачами из жизни или

других учебных дисциплин. Ученики доказывают на конкретных примерах

практическую значимость и круг применений темы.

Проведение

интегрированных

уроков.

Они

формируют

научное

мировоззрение, способствуют установлению логических связей между

предметами. Например, уроки математики можно интегрировать с уроками

трудового

обучения,

географии,

естествознания,

физики

и

других

дисциплин.

Методы

Некоторые

методы

реализации

метапредметных

связей

на

уроках

математики:

Проблемное

обучение.

Ученики

осознают

противоречие

между

необходимостью и невозможностью выполнить задание, формулируют

учебную проблему.

Исследовательские и практические работы. Например, для проверки

гипотез или вывода формул можно использовать исследовательские и

практические работы. t

Работа над мини-проектами. Учащиеся заранее знают критерии оценивания

проекта, видят его практическую значимость и необходимость полученных

знаний в жизни.

Рефлексия на уроке. Способствует формированию умения анализировать

деятельность на уроке (свою, одноклассника, класса).

Примеры

Некоторые примеры заданий для формирования метапредметных связей на

уроках математики:

Задачи практической направленности. Например:

o

Задачи по теме «Энергосбережение» — нужно посчитать сумму оплаты

семьи за израсходованную электроэнергию, в условиях предлагаются

текущие и прошлые показания счётчика, а также стоимость одного киловатта

электроэнергии.

o

Задачи на тему покупок — нужно посчитать количество объектов при

заданной сумме имеющихся денег и цене товара, количество объектов при

возрастании или снижении цены на определённое количество процентов.

o

Задачи статистического характера — например, нахождение группы

жителей по известному количеству всех жителей и процентному составу

различных групп.

Задачи с экологическим сюжетом на основе краеведческого материала,

окружающей среды.

Задания, связанные с другими науками. Например, при прохождении

площади прямоугольника можно предложить сделать ремонт своей комнаты

(связь с технологией и изо), при изучении масштаба — начертить карту своей

местности (связь с географией)



В раздел образования