Напоминание

Роль ансамблевого музицирования на уроках общего и обязательного фортепиано


Автор: Уколова Елена Евгеньевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО "Детская школа искусств № 8 им. Д.С. Русишвили"
Населённый пункт: г. Смоленск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Роль ансамблевого музицирования на уроках общего и обязательного фортепиано
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств №8 им. Д.С. Русишвили» города Смоленска

Методическая разработка на тему:

«

Роль ансамблевого музицирования на уроках общего и

обязательного фортепиано»

.

Уколовой Елены Евгеньевны,

преподавателя высшей категории

МБУДО

«Детская школа

искусств №8 им. Д.С. Русишвили»

города Смоленска

г. Смоленск

2025г.

В последние годы заметно возрос интерес к ансамблевой игре. Сегодня

ансамблевое исполнительство успешно развивается по всему миру как в

профессиональной культуре (академической, эстрадной, фольклорной), так и

в любительской сфере.

Ансамблевое музицирование обладает большими

возможностями, способно повысить развивающий аспект обучения в классе

общего

(обязательного)

фортепиано

и

реализовать

идеи

педагогики

сотрудничества: между педагогом и учеником.

Фортепиано – инструмент самого широкого диапазона действия,

играющий

исключительно

важную

роль

в

массовом

музыкальном

воспитании и образовании. Фортепианное исполнительство обладает особо

богатым потенциалом в отношении музыкального развития обучающегося. С

помощью рояля узнается и осваивается в учебной практике любая музыка:

оперно-симфоническая, камерно-инструментальная, вокально-хоровая и т.д.

Широкими развивающими возможностями обладает сама литература для

фортепиано, при овладении которой демонстрируется множество самых

различных

художественно-стилевых

явлений.

В

учебном

плане

музыкальных школ и школ искусств предмет общего (обязательного)

фортепиано являются необходимым. Этот курс подразумевает владение

исполнительскими навыками игры на фортепиано, расширение музыкального

и художественного кругозора, знакомство с мировой классической музыкой,

развитие всего комплекса музыкальных способностей, является практической

основой для овладения музыкальными теоретическими дисциплинами

сольфеджио и музыкальной литературой. В результате обучения учащиеся

должны приобрести комплекс важных практических навыков: осмысленное

разучивание музыкальных текстов; игру в фортепианных ансамблях; подбор

по слуху; приобретение навыков чтения с листа; ориентирование на

клавиатуре; закрепление знаний по сольфеджио.

Один из видов форм работы в классе общего и обязательного фортепиано

- ансамблевое музицирование.

Слово «музицирование» происходит от

немецкого

musizieren,

что

означает

«заниматься

музыкой».

Игра

на

фортепиано в четыре руки – это вид совместного музицирования, которым

занимались во все времена при каждом удобном случае и на любом уровне

владения инструментом. Ансамблевая игра представляет собой форму

деятельности,

открывающую

самые

благоприятные

возможности

для

всестороннего и широкого ознакомления с музыкальной литературой

различных художественных стилей, исторических эпох. Ансамблевая игра –

постоянная и быстрая смена новых восприятий, впечатлений, «открытий»,

интенсивный приток богатой и разнохарактерной музыкальной информации,

позволяет

эффективно

решать

узко-технологические

проблемы

совершенствования игровых навыков, развивать весь комплекс музыкальных

способностей, способствует активизации занятий и стабильности публичных

выступлений; репертуарный план помогает решать проблемы общего и

музыкального развития учащихся.

Ансамблевое музицирование – форма работы внутри класса, в основном

она не доводится до эстрады. Учащийся имеет дело с музыкальным

материалом.

В.

А.

Сухомлинский

говорил,

что

ансамбль

«не

для

запоминания, не для заучивания, а просто из потребности мыслить, узнавать,

открывать,

постигать,

наконец,

изумляться».

Отсюда

и

особый

психологический настрой при занятиях в ансамбле. Музыкальное мышление

заметно

улучшается,

восприятие

становится

более

ярким,

живым,

обостренным, цепким.

В моём классе знакомство с игрой в ансамбле

происходит на самом первом этапе обучения игры на уроках общего

(обязательного) фортепиано с простых в пианистическом плане пьес. На

первых порах ученику поручается мелодия, а вторую партию ведёт чуткий

учитель. Но достаточно рано можно приучать учащегося и к исполнению

аккомпанирующей партии. В ансамбле, состоящем из двух учеников, дети

учатся не только вместе играть, но и вместе дышать, привыкают друг к другу

в

психологическом

плане.

Очень

удобно

начинать

с

простейших

переложений сольных произведений для ансамбля. Я использую сборники И.

Корольковой «Крохе музыканту», Т. Р. Симоновой «Бычок и светлячок»,

«Чудесные клавиши», А. Д. Артоболевской «Первая встреча с музыкой»,

облегчённые переложения пьес П. И. Чайковского. Пьесы очень яркие,

красочные,

образные,

с

характерным

ритмом

и

являются

хорошим

дидактическим материалом для начинающих ансамблистов. Эти ансамбли

легко учатся, что позволяет быстро накапливать репертуар, проходить

большое количество несложных произведений, но разнообразных по стилю,

образности и пианистическим приемам. Результат: во-первых, в игре детей

появляется большая свобода, смелее проявляется творческая фантазия и

инициатива. Попутно решаются многие пианистические и технологические

задачи.

Во-вторых,

начинает

прослеживаться

искренняя

увлеченность

музыкальными

занятиями,

ожидание

следующих

встреч

и

новых

произведений.

Совместное

музицирование

вызывает

у

учащихся

неподдельный интерес, а мотивация является мощным стимулом в работе.

Значительно

повышается

заинтересованность

учащихся,

создаётся

благоприятная педагогическая атмосфера на занятиях, создаётся ситуация

успешного исполнения музыкальных произведений, учащийся начинает

более комфортно чувствовать себя и в качестве исполнителя-солиста. Это

положение

особенно

актуально

для

учащихся

на

уроках

общего

и

обязательного фортепиано, так как у них еще недостаточно развиты

музыкально-технические навыки, необходимые для сольного музицирования.

Играть вместе, точно и синхронно взять два звука – не так легко. Это

требует большой тренировки и взаимопонимания. В ансамбле должен быть

исполнитель, выполняющий функции дирижёра. Он обязан показывать

вступления, снятия, замедления и так далее. Сигнал к вступлению – взять

дыхание, небольшой кивок головы, состоящий из двух моментов: едва

заметное движение вверх (как бы ауфтакт, «вдох») и затем чёткое движение

вниз («выдох»). Это делает начало исполнения естественным, органичным,

снимает напряжение. Когда произведение начинается из-за такта, то пауза

при подъёме головы заполняется звучанием затакта. Важным является

достижение синхронности не только во время старта, но и в процессе

звучания пьесы. Здесь ансамблевое единство подвергается испытанию на

каждом шагу. В каждом такте следует выделить точность совпадения во

времени сильных и слабых долей каждого такта, предельную точность при

исполнении длительностей (пауз и звуков). Всё зависит от того, насколько

каждый учащийся обладает метроритмической устойчивостью. Не меньшее

значение имеет и синхронное окончание, «снятие звука». Надо отметить, что

синхронность звучания в пьесах активного характера достигается быстрее,

нежели в пьесах задумчивого, созерцательного плана. Сыграв первую фразу

удачно, ребята не всегда могут начать вторую фразу одновременно.

Временное представление о цезуре у каждого участника ансамбля может

быть своим. На помощь приходит организация игровых движений правой

руки. Необходимо использовать кистевое движение. Оно несёт в себе

функцию «дыхания», которым заполняется временное пространство цезуры,

и тем самым способствует достижению синхронности звучания. Кистевые

движения могут быть использованы как ориентиры в ансамблевой игре,

нести в себе функцию дирижёрского жеста. Благодаря «дыханию» руки игра

становится более осмысленной и выразительной. Организация игровых

движений в ансамбле играет важную роль в синхронном звучании. Поэтому с

первых же тактов исполнения в ансамбле от участников требуется полная

договорённость о приёмах игры. Я считаю, что не менее важен приём

ансамблевой игры – передача партнёрами друг другу, «из рук в руки»,

пассажей, мелодии, аккомпанемента, не разрывая музыкальной ткани. Во

время совместного музицирования необходимо уметь считать паузы, какой

бы продолжительности они ни были. Это особенно важно на начальном этапе

работы над произведениями, когда моменты вступления голосов ещё не

ясны. Самый эффективный способ преодолеть возникающее в паузах

ненужное напряжение – проиграть или пропеть мелодию, которая звучит у

партнера.

Не маловажен динамический аспект произведения. Наиболее

распространённый недостаток ученического исполнения – динамическое

однообразие. Редко услышишь на первых уроках красивое p, надо объяснить

ученикам, что динамический диапазон должен быть шире, чем при сольной

игре. Очень важно добиться от ученика ясного представления о градациях

forte. Нужно определить кульминацию и посоветовать играть f с запасом, а не

на «пределе». Что касается p и его градаций mp и pp, то сразу достичь

нужных результатов не удастся, т.к. работа над звуком – это область

огромного труда. Различные элементы музыкальной фактуры должны

звучать на разных динамических уровнях. К. Игумнов призывал своих

учеников прислушиваться к тому, что «как в живописи, так и в музыке

ничего не выйдет, если всё будет иметь равную цену». Особое место в

совместном исполнительстве занимают вопросы, связанные с ритмом.

Ощущение метроритма помогает ансамблистам играть вместе. Он, по

существу, выполняет функцию дирижёра в ансамбле. Ощущение сильных и

слабых долей такта, ритмическая определённость «внутри такта» – это тот

фундамент,

на

котором

основывается

искусство

ансамблевой

игры.

Малозаметные в сольной игре ритмические недочёты в ансамбле могут резко

нарушить целостность звучания, дезориентировать партнёров и быть

причиной «аварий» при выступлении. Ансамбль требует от участников

уверенного, безупречного ритма. В ансамбле могут быть исполнители, у

которых по-разному развито чувство ритма. В самом начале работы

необходимо выработать общее «метрономное» ощущение ритма, которое

станет

объединяющим

началом

в

общем

«коллективном»

ритме,

включающем и известную свободу. Но допустимая на первом этапе занятий

некоторая схематизация ритма в дальнейшем категорически неприемлема:

ритм должен быть живым, гибким, выразительным. Воспитание в учениках

чувства «коллективного» ритма – одна из важнейших задач. Работа

начинается с устранения индивидуальных недостатков в исполнении

партнёров. Один из недостатков - отсутствие чёткости ритма и его

устойчивости. Искажение ритмического рисунка чаще всего встречается в

пунктирном ритме, при смене длительностей, при изменении темпа и часто

связано со свойственной некоторым учащимся тенденцией к ускорению. При

нарастании

силы

звучности

(эмоциональное

возбуждение

учащает

ритмический пульс) или в стремительных пассажах неопытному музыканту

начинает казаться, что он скользит по наклонной плоскости. Технические

трудности вызывают желание возможно скорее «проскочить» опасные такты

или, наоборот, замедлить темп. При объединении в дуэте двух человек,

страдающих таким недостатком, каждый из партнёров ускоряет движение,

возникшее, accelerando развивается с неумолимостью цепной реакции и

увлекает участников ансамбля к неизбежной катастрофе, что становится

сразу заметным и очевидным. Если этот недостаток присущ только одному

из участников, то второй оказывается верным союзником и помощником

педагога. Таким образом, в условиях совместных занятий возникают

некоторые благоприятные возможности для исправления не только общих,

но и индивидуальных погрешностей исполнения. Руководитель должен этим

умело воспользоваться. Занятия ансамблевой игрой важны не только как

способ расширение репертуарного кругозора или накопления музыкально-

теоретических и музыкально-исторических сведений, но также способствуют

качественному улучшению процессов музыкального мышления, восприятия

и воображения. В ансамбле с огромной силой проявляется действие одной из

важнейших социально-психологических функций музыкального искусства –

коммуникативной. Происходит многоплановый процесс установления и

развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной

деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой

стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Результат общения – складывающиеся отношения с другими людьми. Роль

общения

в

ансамбле

возрастает

до

уровня

духовных,

личностных

взаимоотношений, учит понимать партнера, прислушиваться к нему,

развивают чувство взаимопонимания и взаимной поддержки. На занятиях

совместным музицированием целесообразно ставить застенчивых, замкнутых

детей, которые имеют определенные психологические проблемы при

обучении в коллективе, в пару с общительным, активным партнером.

Совместное преодоление трудностей, единый эмоциональный настрой,

занятие общим любимым делом благотворно сказывается на обоих учащихся.

Нередко

такие

взаимоотношения

перерастают

в

искреннюю

дружбу,

имеющую

продолжение

и

вне

стен

музыкального

заведения.

Часто

застенчивость и проблемы в общении даже ставили под угрозу обучение в

музыкальной школе вообще, так как появлялись проблемы с теоретическими

дисциплинами, где, как известно, предполагается коллективное обучение.

«Спасительной

соломинкой»

для

таких

детей

становилось

именно

ансамблевое музицирование. Совместная игра, как уже говорилось выше,

перерастала

в

доверительные

дружеские

отношения,

что

помогало

преодолевать природные комплексы и лучше адаптироваться к обучению в

школе. Застенчивый ребенок в таких случаях начинал больше ощущать свою

значимость, и это повышало его самооценку. В итоге, обучение в

музыкальной школе становилось более привлекательным в психологическом

плане.

«В ансамбле учитель-ученик устанавливается единение не только между

ними обоими, но и, что еще более важно, гармоническое взаимодействие

между учеником и композитором при посредстве педагога» – указывает Г.Г.

Нейгауз.

Игра ученика в ансамбле с педагогом заключает в себе

возможность передачи музыкального и жизненного опыта, исполнительского

кредо и эстетических взглядов учителя непосредственно в процессе

исполнения музыкального произведения.

Ансамблевое музицирование – один из кратчайших и наиболее

перспективных путей общего музыкального развития учащихся на уроках

общего (обязательного) фортепиано. Совместное исполнение музыки не

оставляет равнодушным никого. В процессе игры с преподавателем такие

ученики увлекаются музыкой, а задача преподавателя - поддерживать

интерес к музыкальным занятиям и добрые взаимоотношения. Ансамблевая

игра воспитывает у исполнителя ряд ценных профессиональных качеств:

дисциплинирует в отношении ритма, даёт ощущение нужного темпа;

способствует развитию мелодического, гармонического, полифонического и

тембрального

слуха;

вырабатывает

уверенность,

помогает

добиться

стабильности

в

исполнении,

появляется

общая

цель,

общая

идея.

Ансамблевая игра несёт в себе немалый воспитательный заряд, позволяет

преодолеть ряд трудностей возрастного и психологического порядка. Без

изучения ансамблевого музицирования на уроках общего фортепиано

(«обязательного», как считал А.Г. Рубинштейн) немыслимо воспитание

профессионального музыканта любой специальности. С его помощью

расширяется кругозор юного музыканта, активно формируется музыкальное

мышление.

Список литературы

1. Алексеев, А. Д. Методика обучения игре на фортепиано [Текст] / А. Д.

Алексеев. – М.: Музыка, 1978. – 286 с.

2. Артоболевская, А. Д. Первая встреча с музыкой: учеб. Пособие [Текст] / А.

Д. Артоболевская. – М.: Композитор, 1992. –100 с.

3. Баренбойм, Л. А. Фортепианная педагогика [Текст] / Л. А. Баренбойм. –

М.: Классика XXI, 2007. – 192 с.

4. Готлиб, А. Д. Первые уроки фортепианного ансамбля [Текст] / А. Д.

Готлиб // От урока до концерта. Фортепианно-педагогический альманах. –

Вып. 1. – М.: Классика-XXI, 2009. – С. 34-42.

5. И. Калмыкова. – М.: Знание, 2001. – 126 с.

6. Коган, Г. М. Работа пианиста [Текст] / Г. М. Коган. – М.: Классика-XXI, 2004. –

204 с.

7. Кременштейн, Б. Л. Педагогика Г. Г. Нейгауза

[Текст]

/ Б. Л.

Кременштейн. – М.: Музыка, 1984. – 178 с.

8. Крюкова, В. Музыкальная педагогика. – Ростов н/Д.: Феникс, 2002. – 281 с.

9. Лукьянова, Н. В. Фортепианный ансамбль: композиция, исполнительство,

педагогика [Текст] / Н. В. Лукьянова // Фортепиано. – 2001. – № 4. – С. 9-10.

10. Нейгауз, Г. Г. Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога [Текст]

/ Г. Г. Нейгауз. – М.: Музыка, 1982. – 302 с.

11. Ушенин, В. Школа ансамблевого музицирования. – Ростов н/Д.: Феникс,

2011. – 126 с.



В раздел образования