Автор: Нахимова Татьяна Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ СОШ №8 с.Тугулук
Населённый пункт: Грачевский МО СК
Наименование материала: Методический материал
Тема: Педагогические условия воспитания навыков эмоциональной саморегуляции у обучающихся начальной школы
Раздел: начальное образование
Педагогические условия воспитания навыков эмоциональной
саморегуляции у обучающихся начальной школы
В
настоящее
время
подготовка
ребенка
к
самостоятельной
жизнедеятельности представляет собой приоритетную и значимую задачу
сферы начального общего образования.
Вариативность начального общего образования призвана обеспечить
качество образовательной системы через вариативность форм, средств, и
способов
предоставляемых
образовательных
услуг
в
соответствии
с
изменяющимися потребностями и возможностями учащихся. Одной из задач
стоящей перед начальной школой является формирование саморегулируемой
личности,
из
которой
впоследствии
разовьется
способность
к
самоопределению.
Вопрос саморегуляции – один из основополагающих. Если младший
школьник
не
научится
основам
саморегулирования,
он
не
сможет
самоопределиться в дальнейшей своей деятельности, саморазвиваться,
самореализоваться. Значит, процесс саморегуляции – фундамент развития
личности. Отсюда начинается вариативность образования. Задача учителя
обеспечить многообразие форм, методов, средств в процессе формирования
саморегулируемой личности.
Развивая
способность
эмоционально
реагировать
на
жизненные
события социально приемлемым образом, сохраняя достаточную гибкость,
чтобы допускать спонтанные реакции, но откладывать их в случае
необходимости, педагог воспитывает в ребенке младшего школьного
возраста навыки эмоциональной саморегуляции.
Саморегуляция эмоциональных состояний детей младшего школьного
возраста
выражается
в
способности
произвольно
регулировать
эмоциональные
переживания
с
помощью
собственного
репертуара
трансформации своих эмоциональных состояний в социально приемлемой
форме. Также, в младшем школьном возрасте у детей заметно растет умение
проявлять волевые усилия.
Таким образом, специально организованная педагогическая работа с
детьми младшего школьного возраста по воспитанию у них навыков
эмоциональной саморегуляции является актуальной и практически значимой.
Эффективной
методикой
воспитания
у
учеников
навыков
эмоциональной
саморегуляции
является
использование
в
учебной
деятельности информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
Посредством ИКТ учитель решает следующие задачи:
активизирует образовательный процесс;
формирует способности учащихся к организации своей учебной
деятельности,
развивает
универсальные
учебные
действия
(мотивы,
целеполагание, планирование, контроль и оценку);
развивает самостоятельность и самооценку учащихся;
осуществляет
функционально-деятельностный
и
личностно
ориентированный подходы, направленные на формирование и развитие
мотивации обучения младших школьников;
раскрывает
возможности
применения
информационно-
коммуникационных технологий при обучении детей в начальной школе;
использует разнообразные творческие задания, способствующие
развитию эмоциональной сферы учащегося [34].
Таким образом, к
педагогическим условиям воспитания навыков
эмоциональной саморегуляции у обучающихся начальной школы относятся:
организация
индивидуальной
и
подгрупповой
работы,
направленной на формирование эмоциональной саморегуляции поведения с
учетом индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся;
развитие на уроках и во внеурочной деятельности социально-
перцептивных
способностей
младших
школьников,
проявляющихся
в
особенностях
развития
эмоционального
реагирования,
восприятия
и
понимания эмоциональных состояний других людей, в умении выражать и
объяснять свои эмоции;
применение педагогами инновационных методик работы с
обучающимися по воспитанию у них навыков эмоциональной саморегуляции
(ИКТ, Скил-терапии и т.п.).