Напоминание

Педагогические условия воспитания навыков эмоциональной саморегуляции у обучающихся начальной школы


Автор: Нахимова Татьяна Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ СОШ №8 с.Тугулук
Населённый пункт: Грачевский МО СК
Наименование материала: Методический материал
Тема: Педагогические условия воспитания навыков эмоциональной саморегуляции у обучающихся начальной школы
Раздел: начальное образование





Назад




Педагогические условия воспитания навыков эмоциональной

саморегуляции у обучающихся начальной школы

В

настоящее

время

подготовка

ребенка

к

самостоятельной

жизнедеятельности представляет собой приоритетную и значимую задачу

сферы начального общего образования.

Вариативность начального общего образования призвана обеспечить

качество образовательной системы через вариативность форм, средств, и

способов

предоставляемых

образовательных

услуг

в

соответствии

с

изменяющимися потребностями и возможностями учащихся. Одной из задач

стоящей перед начальной школой является формирование саморегулируемой

личности,

из

которой

впоследствии

разовьется

способность

к

самоопределению.

Вопрос саморегуляции – один из основополагающих. Если младший

школьник

не

научится

основам

саморегулирования,

он

не

сможет

самоопределиться в дальнейшей своей деятельности, саморазвиваться,

самореализоваться. Значит, процесс саморегуляции – фундамент развития

личности. Отсюда начинается вариативность образования. Задача учителя

обеспечить многообразие форм, методов, средств в процессе формирования

саморегулируемой личности.

Развивая

способность

эмоционально

реагировать

на

жизненные

события социально приемлемым образом, сохраняя достаточную гибкость,

чтобы допускать спонтанные реакции, но откладывать их в случае

необходимости, педагог воспитывает в ребенке младшего школьного

возраста навыки эмоциональной саморегуляции.

Саморегуляция эмоциональных состояний детей младшего школьного

возраста

выражается

в

способности

произвольно

регулировать

эмоциональные

переживания

с

помощью

собственного

репертуара

трансформации своих эмоциональных состояний в социально приемлемой

форме. Также, в младшем школьном возрасте у детей заметно растет умение

проявлять волевые усилия.

Таким образом, специально организованная педагогическая работа с

детьми младшего школьного возраста по воспитанию у них навыков

эмоциональной саморегуляции является актуальной и практически значимой.

Эффективной

методикой

воспитания

у

учеников

навыков

эмоциональной

саморегуляции

является

использование

в

учебной

деятельности информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Посредством ИКТ учитель решает следующие задачи:

активизирует образовательный процесс;

формирует способности учащихся к организации своей учебной

деятельности,

развивает

универсальные

учебные

действия

(мотивы,

целеполагание, планирование, контроль и оценку);

развивает самостоятельность и самооценку учащихся;

осуществляет

функционально-деятельностный

и

личностно

ориентированный подходы, направленные на формирование и развитие

мотивации обучения младших школьников;

раскрывает

возможности

применения

информационно-

коммуникационных технологий при обучении детей в начальной школе;

использует разнообразные творческие задания, способствующие

развитию эмоциональной сферы учащегося [34].

Таким образом, к

педагогическим условиям воспитания навыков

эмоциональной саморегуляции у обучающихся начальной школы относятся:

организация

индивидуальной

и

подгрупповой

работы,

направленной на формирование эмоциональной саморегуляции поведения с

учетом индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся;

развитие на уроках и во внеурочной деятельности социально-

перцептивных

способностей

младших

школьников,

проявляющихся

в

особенностях

развития

эмоционального

реагирования,

восприятия

и

понимания эмоциональных состояний других людей, в умении выражать и

объяснять свои эмоции;

применение педагогами инновационных методик работы с

обучающимися по воспитанию у них навыков эмоциональной саморегуляции

(ИКТ, Скил-терапии и т.п.).



В раздел образования