Автор: Захаров Никита Сергеевич
Должность: Студент 4 курса направления подготовки "Государственное и муниципальное управление"
Учебное заведение: НИУ «БелГУ»
Населённый пункт: г. Белгород
Наименование материала: статья
Тема: ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ И МЕТОДЫ ИХ РЕШЕНИЯ
Раздел: высшее образование
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В
МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ И МЕТОДЫ ИХ РЕШЕНИЯ
Н. С. Захаров,
студент 4 курса кафедры социальных
технологий и государственной службы, НИУ «БелГУ
Аннотация. В статье рассматриваются ключевые проблемы развития физической
культуры и спорта на уровне муниципального образования как базового звена
реализации
государственной
спортивной
политики.
Приведены
данные
о
вовлеченности населения в систематические занятия физической культурой и
спортом и об инфраструктурной обеспеченности муниципальных образований.
Особое внимание уделено комплексу управленческих методов решения выявленных
проблем,
включая
программно-целевое
планирование,
совершенствование
межсекторного взаимодействия и повышение доступности спортивных услуг.
Ключевые
слова:
муниципальное управление; физическая культура; массовый
спорт; спортивная инфраструктура; программно-целевой метод; доступность
услуг.
Введение.
Развитие физической культуры и спорта на муниципальном уровне
выступает
системообразующим
фактором
укрепления
здоровья
населения,
профилактики социально значимых заболеваний и формирования устойчивых
практик здорового образа жизни. Актуальность темы обусловлена тем, что именно
муниципальные
образования
обеспечивают
непосредственную
организацию
массовых физкультурно-спортивных мероприятий, эксплуатацию значительной
части объектов спорта и предоставление населению базовых физкультурно-
оздоровительных услуг в ежедневном режиме. Нормативное закрепление целей
социального развития и ориентиров государственного управления, включая
приоритет укрепления здоровья и повышение благополучия граждан, актуализирует
потребность в повышении результативности муниципальной политики в сфере
физической культуры и спорта [8].
Эмпирические
данные
последних
лет
демонстрируют,
что,
несмотря
на
позитивную динамику вовлеченности населения, сохраняются существенные
барьеры инфраструктурного и организационного характера. Так, например, по
данным, приводимым С.А. Ивановым и В.Н. Мининой, по состоянию на 2022 г.
систематически занимались физической культурой и спортом 69,8 млн человек
(52,95% населения в возрасте 3–79 лет), при этом целевые ориентиры
предполагают дальнейший рост данного показателя [3, С. 270]. Одновременно
сохраняется неравномерность инфраструктурного обеспечения муниципалитетов
и дефицит отдельных типов объектов, что сдерживает расширение регулярных
практик занятий спортом и осложняет достижение плановых показателей [3, С.
272].
Стратегические
документы
в
сфере
физической
культуры
и
спорта
предусматривают
необходимость
координации
действий
на
федеральном,
региональном и муниципальном уровнях и рекомендуют органам местного
самоуправления
руководствоваться
целевыми
установками
при
разработке
программ и иных документов развития [6]. В этой связи научная рефлексия проблем
муниципального управления физкультурно-спортивной сферой и разработка
прикладных методов их решения представляются востребованными как с
теоретической, так и с практической точки зрения.
Методы
и
организация
исследования.
Проблемы реализации полномочий
органов местного самоуправления в сфере физической культуры и спорта
анализировались Р.М. Алимовым [1], вопросы деятельности муниципальных
органов в части программного развития и организационного сопровождения —
Е.Б. Галиевой и Ю.М. Аникиной [2], инфраструктурные ограничения и
бюджетные аспекты — С.А. Ивановым и В.Н. Мининой [3]. Правовые контуры и
институциональная
конфигурация
муниципального
управления
в
рассматриваемой сфере раскрыты Л.А. Исаевой и А.А. Кадымовым [4], а
теоретические подходы и элементы зарубежного опыта управления — Л.В.
Коношко [5]. В то же время сохраняется недостаточная разработанность
комплексных
методических
решений,
ориентированных
на
сопряжение
программно-целевого
управления,
инфраструктурного
планирования
и
механизмов повышения доступности услуг с учетом ресурсных ограничений
конкретных муниципалитетов.
Объектом исследования являются процессы управления развитием физической
культуры и спорта в муниципальном образовании.
Предметом исследования являются организационно-правовые и социально-
экономические
механизмы
муниципальной
политики,
обеспечивающие
формирование условий для занятий физической культурой и спортом, включая
муниципальные
программы,
инфраструктурное
обеспечение
и
практики
межведомственного взаимодействия.
Цель исследования — выявление ключевых проблем развития физической
культуры и спорта в муниципальном образовании и обоснование методов их
решения на основе анализа современных научных публикаций и действующих
нормативно-правовых актов.
В
работе
использовались
методы
теоретического
анализа
и
обобщения,
сравнительно-правовой метод, анализ нормативных актов и программных
документов, а также элементы статистического и структурно-функционального
анализа.
Результаты
и
обсуждение.
Нормативная
архитектура
муниципального
управления предполагает распределение полномочий между уровнями публичной
власти и закрепление вопросов местного значения, включая содействие развитию
физической культуры и массового спорта [9]. Отраслевая спецификация
полномочий
и
прав
органов
местного
самоуправления
в
физкультурно-
спортивной
сфере
детализируется
профильным
федеральным
законом,
предусматривающим участие муниципалитетов в создании условий для занятий
физической культурой и спортом, организации мероприятий и поддержании
инфраструктуры [10].
Вместе с тем правоприменительная практика демонстрирует наличие проблем в
реализации данных полномочий: недостаточную определенность отдельных
процедур
и
критериев
исполнения,
несоответствие
возложенных
задач
фактическим ресурсным возможностям, а также зависимость муниципальной
политики от межбюджетных трансфертов и региональных приоритетов [1, С.
236]. Данные обстоятельства формируют риск «номинального» выполнения
полномочий и смещения акцента с долгосрочного развития массового спорта на
поддержание
минимально
необходимого
уровня
функционирования
подведомственных учреждений.
Особое значение приобретает институциональная организация муниципального
управления
(профильные
подразделения
администрации,
полномочия
должностных лиц, механизмы контроля и отчетности). В научной литературе
подчеркивается
необходимость
системного
подхода
к
построению
управленческой вертикали на местном уровне, обеспечивающего согласование
целей, полномочий и инструментов реализации [4, С. 50].
Инфраструктурное обеспечение является критическим условием доступности
физкультурно-спортивных услуг и устойчивости вовлеченности населения.
Исследование С.А. Иванова и В.Н. Мининой, основанное на анализе бюджетных
расходов и экспертных оценок работников муниципальных администраций,
показывает, что наличие отдельных сооружений не исключает дефицита «точек
доступа» к регулярным занятиям: муниципалитеты нередко сталкиваются с
нехваткой определенных типов объектов (например, бассейнов, ледовых арен,
специализированных площадок), что ограничивает возможности формирования
диверсифицированного предложения для разных возрастных и социальных групп
[3, С. 272].
На примере отдельного городского округа иллюстрируется роль программно-
целевого развития инфраструктуры и сопровождения массовых мероприятий. Е.Б.
Галиева и Ю.М. Аникина указывают, что повышение обеспеченности населения
спортивными сооружениями и рост количества объектов коррелируют с
увеличением доли граждан, вовлеченных в занятия физической культурой и
спортом, при этом муниципальные органы фактически выполняют функцию
оператора инфраструктурного развития и координатора массовых мероприятий
[2, С. 24].
В муниципальной практике дополнительно проявляются проблемы физического
износа объектов, несоответствия инфраструктуры требованиям доступной среды,
а также ограниченности земельных и градостроительных ресурсов, особенно в
крупных городах. Указанные обстоятельства требуют перехода от точечного
строительства к управлению жизненным циклом объектов (планирование,
эксплуатация, ремонт, модернизация) и к использованию малозатратных решений
(модульные сооружения, многофункциональные площадки, адаптация школьной
инфраструктуры
во
внеучебное
время).
Данные
подходы
концептуально
согласуются с необходимостью расширения источников финансирования и
обновления материального обеспечения спортивных сооружений, отмечаемой в
работах по теории муниципального управления [5].
Финансовый
фактор
является
ключевым
ограничителем
муниципального
развития физической культуры и спорта, поскольку значительная часть расходов
относится
к
социальным
обязательствам,
а
капитальные
вложения
в
инфраструктуру
требуют
долгосрочного
планирования.
В
исследованиях
подчеркивается, что рост бюджетных расходов на физическую культуру и спорт
на уровне консолидированного бюджета сопровождается сохраняющимися
диспропорциями по территориям, а реализация федеральных проектов расширяет
возможности финансирования, однако не снимает проблему муниципальной
ресурсной недостаточности [3, С. 270].
В
контексте
муниципального
управления
обоснованными
представляются
следующие методы финансового обеспечения:
развитие механизмов софинансирования в рамках федеральных и
региональных программ;
внедрение
проектов
государственно-частного
партнерства
и
концессионных моделей (прежде всего для объектов с предсказуемым
пользовательским спросом);
использование
инициативного
бюджетирования
и
грантовых
инструментов для «малых» спортивных пространств;
переход к экономически обоснованным стандартам содержания объектов
с учетом энергоэффективности и цифрового мониторинга потребления
ресурсов.
Практическая применимость таких подходов усиливается при условии их
включения в муниципальные программы и обеспечения управляемости расходов
через показатели результативности.
Среди
устойчивых
проблем
муниципального
уровня
выделяются:
фрагментарность
межведомственного
взаимодействия
(образование,
здравоохранение, социальная политика, молодежная работа), недостаточная
согласованность календарей мероприятий и инфраструктурных решений, дефицит
инструкторов и тренерских кадров, а также слабость коммуникации с населением.
В прикладных исследованиях отмечается, что эффективность муниципальных
органов зависит от структурированности управленческого процесса, понятности
распределения функций и наличия устойчивых процедур мониторинга и
планирования [5, С. 97].
Эмпирические материалы, основанные на анализе деятельности муниципальных
подразделений по физической культуре и спорту, показывают, что программно-
целевой метод позволяет обеспечить регулярность мероприятий, а также связать
развитие
инфраструктуры
с
конкретными
индикаторами
(численность
занимающихся, количество мероприятий, обеспеченность сооружениями) [2, С.
23].
Вместе
с
тем
программные
документы
нередко
ограничиваются
перечислением мероприятий без должной проработки механизмов оценки
социального эффекта (например, удержание граждан в регулярных занятиях, рост
доступности для уязвимых групп, снижение барьеров участия).
Особую группу проблем образуют вопросы взаимодействия с общественными
объединениями и населением. А.М. Салчак акцентирует необходимость усиления
коммуникационных
и
партнерских
практик
муниципалитетов,
включая
поддержку общественных инициатив и вовлечение жителей в формирование
спортивной повестки [7, С. 205]. В организационном плане это предполагает
создание «муниципального контура участия»: общественные советы и проектные
группы при профильных подразделениях администрации; регулярные опросы
удовлетворенности; цифровые каналы обратной связи; совместные проекты с
некоммерческим сектором и локальным бизнесом.
На основе проведенного анализа целесообразно выделить взаимодополняющий
комплекс методов решения проблем развития физической культуры и спорта в
муниципальном образовании.
Необходима
институциональная
конкретизация
полномочий
на
уровне
муниципальных
правовых
актов
(регламенты,
положения
о
профильных
подразделениях, стандарты предоставления муниципальных услуг) с опорой на
федеральное регулирование и стратегические ориентиры. При этом важно
обеспечить сопоставимость задач, полномочий и ресурсного обеспечения,
поскольку именно дисбаланс указанных элементов формирует риски низкой
исполнимости и правоприменительных коллизий, фиксируемые в исследованиях
муниципальных полномочий [1, С. 236].
Муниципальная программа развития физической культуры и спорта должна
включать:
систему целей, индикаторов и плановых значений; паспорт мероприятий
с расчетом ресурсов;
механизм мониторинга;
процедуру ежегодной корректировки на основе данных и обратной связи.
В
качестве
индикаторов,
помимо
«численности
занимающихся»,
следует
использовать показатели доступности инфраструктуры (время/дистанция до
объекта), загрузки объектов, доли бесплатных или льготных услуг, охвата
школьников и граждан старшего возраста. Практическая значимость программно-
целевого подхода подтверждается анализом муниципальной деятельности и
отчетности профильных подразделений [2, С. 23].
Представляется
обоснованным
сочетание
капитальных
и
«быстрых»
инфраструктурных решений: строительство/модернизация ключевых объектов (в
том числе бассейнов и ледовой инфраструктуры при наличии спроса), развитие
малых форматов (универсальные площадки, воркаут-зоны), создание «сетевой»
доступности через использование школьных спортивных залов и стадионов во
внеучебное время. Выбор приоритетов должен опираться на выявленные
инфраструктурные дефициты и экспертные оценки муниципальных специалистов
[3, С. 271–273], а также на локальные данные о динамике обеспеченности и
вовлеченности населения [2, С. 25].
Переход к устойчивому финансированию требует софинансирования в рамках
федеральных и региональных программ, привлечения внебюджетных средств
через партнерства, а также внедрения механизмов, повышающих экономическую
эффективность эксплуатации объектов (энергоэффективность, цифровой учет
загрузки,
оптимизация
расписаний).
Актуальность
финансового
аспекта
подтверждается
анализом
бюджетных
расходов
и
их
территориальной
дифференциации [3, С. 271].
Помимо инфраструктуры, необходима системная работа по формированию
устойчивой
мотивации
населения:
регулярные
муниципальные
массовые
мероприятия, программы занятий «по месту жительства», развитие клубных
форматов,
информационное
сопровождение
и
персонализированная
коммуникация. Важность взаимодействия органов местного самоуправления с
населением
и
общественными
организациями
акцентируется
в
работах,
посвященных совершенствованию муниципальной деятельности [7, С. 205].
Заключение. Проведенный анализ позволяет заключить, что проблемы развития
физической культуры и спорта в муниципальном образовании носят комплексный
характер и включают институционально-правовые ограничения, инфраструктурные
дефициты,
финансово-экономические
ограничения,
а
также
организационно-
кадровые и коммуникационные дисфункции. Современные исследования фиксируют
сохраняющуюся неоднородность обеспеченности муниципальных образований
объектами спорта и необходимость повышения управляемости программных
решений, включая привязку мероприятий к измеримым индикаторам и механизмам
мониторинга.
Методы решения выявленных проблем предполагают переход к управлению по
результатам в рамках муниципальных программ, диверсификацию финансовых
источников, системное управление доступностью инфраструктуры и усиление
межсекторного взаимодействия. Реализация таких методов должна осуществляться в
увязке со стратегическими документами и действующим правовым регулированием,
при
обязательном
учете
локальных
условий
конкретного
муниципального
образования и регулярной корректировке программ на основе данных и обратной
связи населения.
Литература
1.
Алимов,
Р.
М.
Проблемы
реализации
полномочий
органами
местного
самоуправления в сфере физической культуры и спорта // Молодой ученый. –
2024. – № 52 (551). – С. 235–236.
2.
Галиева, Е. Б., Аникина, Ю. М. Деятельность органов местного самоуправления в
сфере физической культуры и спорта на примере г. Челябинска // Сетевое издание
«Научно-спортивный журнал». – 2024. – № 2. – С. 19–26.
3.
Иванов, С. А., Минина, В. Н. Проблемы обеспеченности муниципальных
образований инфраструктурой для занятия населения физкультурой и спортом //
Журнал правовых и экономических исследований. – 2023. – № 3. – С. 269–274.
4.
Исаева, Л. А., Кадымов, А. А. Система органов самоуправления по управлению
физической культурой и спортом // Аграрное и земельное право. – 2022. – № 8
(212). – С. 48–51.
5.
Коношко, Л. В. Теоретические аспекты и зарубежный опыт управления
физической культурой и спортом // Вестник Хабаровской государственной
академии экономики и права. – 2023. – № 1. – С. 96–102.
6.
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 3081-р (в
ред. распоряжений Правительства РФ от 29.04.2023 № 1118-р, от 17.12.2024 №
3800-р) «Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в
Российской Федерации на период до 2030 года» // Документы Правительства
России.
7.
Салчак,
А.
М.
Совершенствование
деятельности
органов
местного
самоуправления по созданию условий для развития физической культуры и
спорта в муниципальном образовании // Молодой ученый. – 2024. – № 23 (522). –
С. 204–206.
8.
Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2024 № 309 «О национальных
целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу
до 2036 года» // СПС Гарант.
9.
«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации»: федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (действующая ред.) //
Собрание законодательства РФ.
10. «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»: федеральный закон
от 04.12.2007 № 329-ФЗ (действующая ред.) // Собрание законодательства РФ.