Автор: Тронь Ирина Александровна
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи
Населённый пункт: Приморского района г.Санкт-Петербург, пр. Авиаконструкторов, 21, к. 1.
Наименование материала: Статья
Тема: "Развитие фонематического слуха у младших школьников с дислалией: практические методы и приёмы"
Раздел: начальное образование
Развитие фонематического слуха у младших школьников с дислалией: практические
методы и приёмы
Аннотация: Статья посвящена актуальной проблеме развития фонематического слуха у
младших школьников с дислалией. Представлен обзор теоретических аспектов,
раскрывающих взаимосвязь фонематического слуха и успешности обучения в начальной
школе. Описаны практические методы и приемы, используемые автором в коррекционной
работе, а также приведены примеры упражнений и игр, направленных на формирование
фонематического восприятия, анализа и синтеза. Статья предназначена для учителей-
логопедов, дефектологов и педагогов начальных классов.
Введение:
В настоящее время отмечается увеличение числа детей младшего школьного возраста,
имеющих нарушения речи. Одним из наиболее распространенных нарушений является
дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной
иннервации речевого аппарата. Дислалия негативно сказывается на общем развитии
ребенка, затрудняет процесс обучения чтению и письму, а также может приводить к
трудностям в общении со сверстниками.
Важнейшим аспектом коррекции дислалии является развитие фонематического слуха –
способности различать и узнавать фонемы родного языка. Фонематический слух – это
основа для формирования правильного звукопроизношения, а также для успешного
овладения навыками чтения и письма. Недоразвитие фонематического слуха у детей с
дислалией может приводить к ошибкам при чтении и письме, таким как пропуски,
замены, перестановки букв и слогов.
В связи с этим, проблема развития фонематического слуха у младших школьников с
дислалией является актуальной и требует разработки эффективных методов и приемов
коррекционной работы.
Теоретические аспекты:
Фонематический слух – это сложная психическая функция, включающая в себя несколько
компонентов:
Фонематическое восприятие: способность различать и узнавать фонемы родного
языка.
Фонематический анализ: способность разделять слово на отдельные фонемы.
Фонематический синтез: способность объединять отдельные фонемы в слово.
Фонематические представления: хранение в памяти образов фонем.
Развитие фонематического слуха происходит в дошкольном возрасте и продолжается в
начальной школе. Однако у детей с дислалией этот процесс может быть нарушен, что
приводит к трудностям в обучении грамоте.
Существует тесная взаимосвязь между фонематическим слухом и звукопроизношением.
Неправильное произношение звуков может быть связано с недостаточным развитием
фонематического слуха, и наоборот.
Различные исследования показывают, что дети с дислалией часто испытывают трудности
в различении оппозиционных звуков (например, звонких и глухих, твердых и мягких), а
также в выделении отдельных звуков из состава слова.
Практические методы и приемы:
В своей коррекционной работе с младшими школьниками с дислалией я использую
комплексный подход, включающий в себя следующие методы и приемы:
1.
Развитие фонематического восприятия:
o
Упражнения на различение звуков на слух:
Определение наличия/отсутствия заданного звука в слове.
Различение слов, отличающихся одним звуком (например, "дом" – "том",
"коза" – "коса").
Различение звуков по акустическим признакам (например, звонкие и глухие,
твердые и мягкие).
o
Игры на развитие слухового внимания:
Игра "Что звучит?" (определение звуков окружающего мира).
Игра "Повтори за мной" (повторение слогов, слов, предложений).
o
Использование наглядного материала:
Картинки с изображением предметов, названия которых отличаются одним
звуком.
Схемы артикуляции звуков.
2.
Развитие фонематического анализа:
o
Упражнения на выделение первого/последнего звука в слове.
o
Упражнения на определение места звука в слове (начало, середина, конец).
o
Разложение слогов и слов на отдельные фонемы (например, слово "кот"
состоит из звуков [к], [о], [т]).
o
Игры на фонематический анализ:
Игра "Звуковой домик" (размещение картинок в домики в зависимости от
первого звука в слове).
Игра "Собери слово" (из отдельных звуков собрать слово).
3.
Развитие фонематического синтеза:
o
Синтез слогов и слов из отдельных фонем (например, из звуков [м], [а], [м], [а]
составить слово "мама").
o
Игры на фонематический синтез:
Игра "Почтальон" (доставить картинку в дом, название которого начинается с
заданного звука).
Игра "Угадай слово" (логопед произносит слово по звукам, ребенок угадывает
слово).
Примеры упражнений и игр:
"Найди звук": Логопед называет звук, ребенок должен хлопнуть в ладоши, если
услышит этот звук в слове.
"Повтори слог": Логопед произносит слог (например, "па", "ба", "ма"), ребенок
должен повторить его.
"Раздели слово на звуки": Логопед называет слово (например, "дом"), ребенок
должен назвать все звуки по порядку ([д], [о], [м]).
"Собери слово из звуков": Логопед называет звуки (например, [к], [о], [т]), ребенок
должен составить слово ("кот").
"Что лишнее?": Логопед называет ряд слов, в котором одно слово отличается по
звучанию (например, "кот, дом, рот, суп"), ребенок должен определить лишнее слово.
Заключение:
Развитие фонематического слуха является важным компонентом коррекционной работы с
младшими школьниками с дислалией. Использование разнообразных методов и приемов,
представленных в данной статье, позволяет эффективно формировать фонематическое
восприятие, анализ и синтез, что способствует улучшению звукопроизношения и
успешному овладению навыками чтения и письма.
Важно помнить, что коррекционная работа по развитию фонематического слуха должна
проводиться систематически и индивидуально, с учетом особенностей каждого ребенка.
Также необходимо привлекать к работе родителей, которые могут выполнять дома
упражнения и игры, рекомендованные логопедом.
Эффективная коррекция дислалии и развитие фонематического слуха позволит ребенку
успешно адаптироваться в школьной среде, избежать трудностей в обучении и повысить
уверенность в себе.
Список литературы:
1.
Азова, Е. Е. Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста с общим
недоразвитием речи / Е. Е. Азова, О. С. Жукова. - Москва: Айрис-пресс, 2008. - 64 с.
2.
Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи. – СПб.: Детство-Пресс, 2007. – 240 с.
3.
Елецкая О.В., Вакуленко Л.С. Развитие фонематического восприятия у
дошкольников. – М.: Школьная Пресса, 2005. – 64 с.
4.
Жукова, Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н. С.
Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. - Москва: Просвещение, 1990. - 240 с.
5.
Лалаева, Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М.: Владос, 1999. –
224 с.
6.
Лурия, А.Р. Язык и сознание / А.Р. Лурия. – М.: Издательство Московского
университета, 1979. – 320 с.
7.
Мастюкова, Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: ранняя диагностика и
коррекция / Е.М. Мастюкова, А.Г. Московкина. – М.: Медицина, 1992. – 96 с.
8.
Филичева, Т.Б. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. Учебно-
методическое пособие. / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. – М.: Издательство ГНОМ и Д,
2000. – 128 с.
9.
Цветкова Л.С. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе
// Нейропсихология сегодня. – М., 1995. – С. 98–110.
10. Ястребова, А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной
школы. – М.: Просвещение, 1984. – 159 с.
Дополнительные советы по оформлению списка литературы:
ГОСТ: Уточните требования к оформлению списка литературы в том издании, где вы
планируете публиковаться, и строго их придерживайтесь. Обычно используется ГОСТ
Р 7.0.5-2008.
Алфавитный порядок: Располагайте источники в алфавитном порядке по фамилии
первого автора.
Информация об издании: Указывайте все необходимые данные об издании: фамилию
и инициалы автора, название книги, место издания, издательство, год издания,
количество страниц.
Статьи из журналов: Для статей указывайте фамилию и инициалы автора, название
статьи, название журнала, год издания, номер выпуска, страницы.
Интернет-ресурсы: Если используете интернет-источники, указывайте адрес сайта и
дату обращения к нему.