Напоминание

"Развитие фонематического слуха у младших школьников с дислалией: практические методы и приёмы"


Автор: Тронь Ирина Александровна
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи
Населённый пункт: Приморского района г.Санкт-Петербург, пр. Авиаконструкторов, 21, к. 1.
Наименование материала: Статья
Тема: "Развитие фонематического слуха у младших школьников с дислалией: практические методы и приёмы"
Раздел: начальное образование





Назад




Развитие фонематического слуха у младших школьников с дислалией: практические

методы и приёмы

Аннотация: Статья посвящена актуальной проблеме развития фонематического слуха у

младших школьников с дислалией. Представлен обзор теоретических аспектов,

раскрывающих взаимосвязь фонематического слуха и успешности обучения в начальной

школе. Описаны практические методы и приемы, используемые автором в коррекционной

работе, а также приведены примеры упражнений и игр, направленных на формирование

фонематического восприятия, анализа и синтеза. Статья предназначена для учителей-

логопедов, дефектологов и педагогов начальных классов.

Введение:

В настоящее время отмечается увеличение числа детей младшего школьного возраста,

имеющих нарушения речи. Одним из наиболее распространенных нарушений является

дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной

иннервации речевого аппарата. Дислалия негативно сказывается на общем развитии

ребенка, затрудняет процесс обучения чтению и письму, а также может приводить к

трудностям в общении со сверстниками.

Важнейшим аспектом коррекции дислалии является развитие фонематического слуха –

способности различать и узнавать фонемы родного языка. Фонематический слух – это

основа для формирования правильного звукопроизношения, а также для успешного

овладения навыками чтения и письма. Недоразвитие фонематического слуха у детей с

дислалией может приводить к ошибкам при чтении и письме, таким как пропуски,

замены, перестановки букв и слогов.

В связи с этим, проблема развития фонематического слуха у младших школьников с

дислалией является актуальной и требует разработки эффективных методов и приемов

коррекционной работы.

Теоретические аспекты:

Фонематический слух – это сложная психическая функция, включающая в себя несколько

компонентов:

Фонематическое восприятие: способность различать и узнавать фонемы родного

языка.

Фонематический анализ: способность разделять слово на отдельные фонемы.

Фонематический синтез: способность объединять отдельные фонемы в слово.

Фонематические представления: хранение в памяти образов фонем.

Развитие фонематического слуха происходит в дошкольном возрасте и продолжается в

начальной школе. Однако у детей с дислалией этот процесс может быть нарушен, что

приводит к трудностям в обучении грамоте.

Существует тесная взаимосвязь между фонематическим слухом и звукопроизношением.

Неправильное произношение звуков может быть связано с недостаточным развитием

фонематического слуха, и наоборот.

Различные исследования показывают, что дети с дислалией часто испытывают трудности

в различении оппозиционных звуков (например, звонких и глухих, твердых и мягких), а

также в выделении отдельных звуков из состава слова.

Практические методы и приемы:

В своей коррекционной работе с младшими школьниками с дислалией я использую

комплексный подход, включающий в себя следующие методы и приемы:

1.

Развитие фонематического восприятия:

o

Упражнения на различение звуков на слух:

Определение наличия/отсутствия заданного звука в слове.

Различение слов, отличающихся одним звуком (например, "дом" – "том",

"коза" – "коса").

Различение звуков по акустическим признакам (например, звонкие и глухие,

твердые и мягкие).

o

Игры на развитие слухового внимания:

Игра "Что звучит?" (определение звуков окружающего мира).

Игра "Повтори за мной" (повторение слогов, слов, предложений).

o

Использование наглядного материала:

Картинки с изображением предметов, названия которых отличаются одним

звуком.

Схемы артикуляции звуков.

2.

Развитие фонематического анализа:

o

Упражнения на выделение первого/последнего звука в слове.

o

Упражнения на определение места звука в слове (начало, середина, конец).

o

Разложение слогов и слов на отдельные фонемы (например, слово "кот"

состоит из звуков [к], [о], [т]).

o

Игры на фонематический анализ:

Игра "Звуковой домик" (размещение картинок в домики в зависимости от

первого звука в слове).

Игра "Собери слово" (из отдельных звуков собрать слово).

3.

Развитие фонематического синтеза:

o

Синтез слогов и слов из отдельных фонем (например, из звуков [м], [а], [м], [а]

составить слово "мама").

o

Игры на фонематический синтез:

Игра "Почтальон" (доставить картинку в дом, название которого начинается с

заданного звука).

Игра "Угадай слово" (логопед произносит слово по звукам, ребенок угадывает

слово).

Примеры упражнений и игр:

"Найди звук": Логопед называет звук, ребенок должен хлопнуть в ладоши, если

услышит этот звук в слове.

"Повтори слог": Логопед произносит слог (например, "па", "ба", "ма"), ребенок

должен повторить его.

"Раздели слово на звуки": Логопед называет слово (например, "дом"), ребенок

должен назвать все звуки по порядку ([д], [о], [м]).

"Собери слово из звуков": Логопед называет звуки (например, [к], [о], [т]), ребенок

должен составить слово ("кот").

"Что лишнее?": Логопед называет ряд слов, в котором одно слово отличается по

звучанию (например, "кот, дом, рот, суп"), ребенок должен определить лишнее слово.

Заключение:

Развитие фонематического слуха является важным компонентом коррекционной работы с

младшими школьниками с дислалией. Использование разнообразных методов и приемов,

представленных в данной статье, позволяет эффективно формировать фонематическое

восприятие, анализ и синтез, что способствует улучшению звукопроизношения и

успешному овладению навыками чтения и письма.

Важно помнить, что коррекционная работа по развитию фонематического слуха должна

проводиться систематически и индивидуально, с учетом особенностей каждого ребенка.

Также необходимо привлекать к работе родителей, которые могут выполнять дома

упражнения и игры, рекомендованные логопедом.

Эффективная коррекция дислалии и развитие фонематического слуха позволит ребенку

успешно адаптироваться в школьной среде, избежать трудностей в обучении и повысить

уверенность в себе.

Список литературы:

1.

Азова, Е. Е. Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста с общим

недоразвитием речи / Е. Е. Азова, О. С. Жукова. - Москва: Айрис-пресс, 2008. - 64 с.

2.

Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи. – СПб.: Детство-Пресс, 2007. – 240 с.

3.

Елецкая О.В., Вакуленко Л.С. Развитие фонематического восприятия у

дошкольников. – М.: Школьная Пресса, 2005. – 64 с.

4.

Жукова, Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н. С.

Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. - Москва: Просвещение, 1990. - 240 с.

5.

Лалаева, Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М.: Владос, 1999. –

224 с.

6.

Лурия, А.Р. Язык и сознание / А.Р. Лурия. – М.: Издательство Московского

университета, 1979. – 320 с.

7.

Мастюкова, Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: ранняя диагностика и

коррекция / Е.М. Мастюкова, А.Г. Московкина. – М.: Медицина, 1992. – 96 с.

8.

Филичева, Т.Б. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. Учебно-

методическое пособие. / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. – М.: Издательство ГНОМ и Д,

2000. – 128 с.

9.

Цветкова Л.С. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе

// Нейропсихология сегодня. – М., 1995. – С. 98–110.

10. Ястребова, А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной

школы. – М.: Просвещение, 1984. – 159 с.

Дополнительные советы по оформлению списка литературы:

ГОСТ: Уточните требования к оформлению списка литературы в том издании, где вы

планируете публиковаться, и строго их придерживайтесь. Обычно используется ГОСТ

Р 7.0.5-2008.

Алфавитный порядок: Располагайте источники в алфавитном порядке по фамилии

первого автора.

Информация об издании: Указывайте все необходимые данные об издании: фамилию

и инициалы автора, название книги, место издания, издательство, год издания,

количество страниц.

Статьи из журналов: Для статей указывайте фамилию и инициалы автора, название

статьи, название журнала, год издания, номер выпуска, страницы.

Интернет-ресурсы: Если используете интернет-источники, указывайте адрес сайта и

дату обращения к нему.



В раздел образования