Напоминание

"Работа над гаммами с учащимися младших классов общего курса фортепиано"


Автор: Бондаренко Светлана Тимиргазимовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО ДМШ им.В.В.Андреева
Населённый пункт: г.Нефтеюганск, Югра-ХМАО
Наименование материала: Методический доклад
Тема: "Работа над гаммами с учащимися младших классов общего курса фортепиано"
Раздел: дополнительное образование





Назад




МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД Бондаренко Светлана Тимиргазимовна МБУ ДО «Детская музыкальная школа им.В.В.Андреева» г. Нефтеюганск - Югра РАБОТА НАД ГАММАМИ С УЧАЩИМИСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ ОБЩЕГО КУРСА ФОРТЕПИАНО
На начальном этапе обучения нужно помнить, что учащиеся, обучаясь по специальности на различных инструментах, где другая постановка рук и корпуса, распределение веса и опоры пальцев, штриховые особенности, координационные задачи, должны уметь перестроиться, чтобы играть на фортепиано. Правильная посадка, приемы звукоизвлечения, хороший контакт пальцев с клавиатурой, распределение веса, слуховой контроль – вот та основа, без которой немыслимо техническое и музыкальное развитие на фортепиано. Учащиеся непроизвольно переносят на фортепиано навыки и приемы, наработанные в процессе занятий по своему специальному инструменту. Наиболее коротким и успешным приспосабливанию учащегося к фортепиано будет путь аналогий и противопоставлений с основной специальностью. В связи с этим можно выделить ряд специфических недостатков, характерных для исполнителя на различных инструментах, так и общие. Например – недостаточная пространственная свобода, чрезмерное напряжение мышц плеча, предплечья, шеи, лица, спины. Самая сокровенная цель каждого исполнителя – ощутить инструмент как часть самого себя. У исполнителей не пианистов (баянист, домрист, духовик, скрипач) связь с инструментом осуществляется более непосредственным образом - инструмент находится постоянно в руках исполнителя и при игре требуются более мелкие движения. ПОСАДКА ЗА ИНСТРУМЕНТОМ. При игре на фортепиано тело пианиста должно иметь возможность свободно двигаться во всех направлениях, чтобы обеспечить движениям рук полную свободу. Высота посадки определяется исходным игровым положением предплечья, локтя, плеча. Предплечье и локоть при поставленных на клавиши пальцах должны находиться на уровне клавиатуры или чуть выше. Расстояние от клавиатуры обусловлено свободным положением рук – не согнутых слишком сильно, но и не выпрямленных, прямая спина, локти не прижимаются к туловищу, но и не выворачиваются в стороны. Ключевой момент: хорошая опора на ноги, слишком глубокая посадка вызовет неуверенные движения корпуса. Понятия удобства для пианистов и, например, баянистов не совпадают. У баянистов ноги ставятся на ширину плеч, являясь опорой для инструмента, исполнитель сидит довольно глубоко на стуле, правая нога ставится под прямым углом, левая нога выдвигается немного вперед. При игре на фортепиано баянисты сохраняют привычную зажатость, а именно: помогая себе удерживать баян, они часто поднимают плечи, отрывают от пола ноги, перенося вес с пятки на носок, лишая опоры корпус и создавая напряжение в шейно-плечевом поясе. В посадке у народников-струнников и пианистов есть общие черты: сидят на передней половине стула, левая нога ставится на пол на полную ступню. Правильная посадка у них требует сидеть, слегка подав корпус вперед. Основной сложностью в достижении пространственной свободы является своеобразие функций правой руки: при игре на домре и балалайке она является третьей дополнительной точкой удержания домры. Правильная посадка пианиста предполагает непринужденность, отсутствие напряжения спины, но в то же время организованность, подтянутость корпуса, удобное ощущение плечевых суставов, неприжатие к телу локтей, опору ног, необходимое положение свода кисти обеспечивается собранностью пальцев, выпуклостью суставов пястья. Особая роль в сохранении формы « купола» принадлежит первому и пятому пальцам, как упругим «столбикам», на которых держится вся конструкция. При этом рука должна быть не жесткой и не размягченной, а гибкой и упругой (степень упругости проверяется легким покачиванием). При игре наша рука не должна быть ни мягкой, как тряпка, ни жесткой, как палка – она должна быть упругой, подобно пружине. «Живая» рука и «живые» актуальные пальцы – это необходимое условие в работе над постановкой. Не ставить палец и руку на клавиатуру, а брать, извлекать звук. Не выжидать и держать клавишу, а слушать и вести звук. Не поднимать руку, а брать дыхание – такие задания гораздо естественнее формируют руку.
ПЕРВЫЕ НАВЫКИ ЗВУКОИЗВЛЕЧЕНИЯ. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РУК. Большой сложностью является особенность фортепианного звукоизвлечения. Это связано с тем, что на всех инструментах момент взятия звука – это стационарная часть звука. На фортепиано же момент взятия звука определяет характер и силу звучания. Этот недостаток наиболее часто встречается у баянистов, потому что процесс звукоизвлечения на баяне требует гораздо более легкого прикосновения, а динамическая градация звука зависит в основном от интенсивности движения меха. Таким образом, основной сложностью является необходимость достижения мягкого, певучего и глубокого звука при отсутствии излишнего давления на клавишу. И поэтому процесс адаптации ученика - инструменталиста в классе фортепиано должен начинаться с уяснения природы фортепианного звукоизвлечения. Целесообразно ученику рекомендовать ряд упражнений, которые помогли бы конкретизировать теоретические представления о способах звукоизвлечения на фортепиано. Например: взяв клавишу, дослушать звук до полного затухания и только после этого взять следующую, таким образом на практике осмысляя характер стационарной части фортепианного звука. И, наоборот, можно предложить нажать какую-либо клавишу и с силой давить на нее, слушая становится ли от этого звук ярче. Так же избавится от излишнего давления на клавиатуру помогает проведение аналогий с любым физическим действием, например, ходьбой. Важно ощущать клавишу, осознавать зависимость между силой нажатия и силой звука. Этот момент соприкосновения пальцев с клавишей очень важен, так как , например: у баянистов интенсивность звука зависит от работы меха, у домристов и балалаечников – от качества тремолирования, у струнников – от интенсивности и амплитуды работы смычком, у духовиков – от дыхания. Одним из недостатков, наиболее часто встречающихся у учащихся является вялость и пассивность игрового аппарата при звукоизвлечении. Это происходит потому, что при игре, например, народников–струнников при игре на домре или балалайке происходит непосредственный контакт со струной, а при игре на фортепиано - опосредственный. Можно предложить ученику вообразить, какой у него получится звук при игре на домре, если он будет прикасаться к струне таким образом, каким он прикасается к клавише, то есть –вялым и пассивным. Ответ у них бывает однозначным, отсюда вытекает необходимость активной работы пальцев, собранной и энергичной кисти. Главное в воспитании основного игрового ощущения – это ощущение опоры на клавиатуру, контакта с клавиатурой. Именно этой задаче посвящены общепринятые в фортепианной педагогике первоначальные упражнения non legato и legato, при этом с самого начала важно добиться певучести и наполненности звучания, что невозможно без опоры на клавиатуру. Первоначальный навык игры non legato связан с использованием свободного пластичного движения всей руки и погружением веса руки в клавиатуру на кончик пальца ( без шлепка или удара). Правильность движения корректируется полнотой и напевностью извлекаемого звука. Освоение этого штриха воспитывает координацию всех частей руки, позволяя добиться нужной степени освобождения мышц и вырабатывает полный звук на «опоре», который впоследствии послужит хорошей основой для певучего легато. РАБОТА НАД ГАММАМИ Работа над гаммами является неотъемлимой частью технического развития ребенка. Звукоряды, арпеджио, аккорды – это основные технические формулы, наиболее часто встречающиеся в фортепианной литературе, особенно классической. Овладение учащихся этих формул, распознавание их в нотном тексте и выбор аппликатуры значительно облегчит и ускорит разучивание музыкальных произведений. Работа над гаммами должна быть постоянной. Эпизодическое ознакомление приведет к необходимости каждый технический
эпизод учить заново. Регулярная работа над гаммами способствует развитию моторики, восприятию у учеников длинной мелодической линии, закрепляет навыки «опорного» звука, смены аппликатурной позиции, даст возможность оценить ловкость и «послушность» своих пальцев, а также дает возможность ориентироваться в тональности. Те упражнения, которые включены в систему той или иной гаммы сами по себе не имеют музыкально-художественной ценности, но они являются способом, гарантом того, что ученик, овладев ими сможет использовать их в работе над другими произведениями, где на первый план поставлены другие задачи, такие как выразительность исполнения, артикуляционная ясность, пульсация (ритмическое интонирование), соответствие темпа с характером произведений. Освоив мажорную и минорную гамму, ученик, приступив к разучиванию следующих гамм найдет очень много совпадений в аппликатурных приемах, в объединяющих мелодическую линию движениях руки. Учащиеся знакомятся с определенной терминологией, с названием тех или иных понятий – звукоряд, гамма, лад, тональность, аккорды, интервалы, гармония, созвучие, арпеджио. Гаммы необходимы для ознакомления с клавиатурой и хорошей ориентации в ней. Гаммы содержат в чистом виде тот материал, из которого состоят все шедевры. Это те кирпичики, которые подойдут для строительства любой пьесы, любого произведения. Основными этапами работы над гаммами в младших классах являются: - подготовительные упражнения к гамме; - непосредственное освоение видов гаммы; - заключительный этап, т.е. исполнение гаммы «блоком», выбор удобной последовательности, в которой она будет исполняться, играя в необходимом темпе, исходя из уровня подготовки учащегося. ОСВОЕНИЕ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ Приступать к подготовительным упражнениям можно сразу же после элементарного усвоения учащимся навыка игры легато, так как кроме аккордов и кадансов, гамма на завершающем этапе выучивания играется именно этим штрихом. С помощью подготовительных упражнений подготавливается пианистический аппарат к игре гамм, это: - подготовка кистевых движений; - подготовка 1 пальца; - подготовка к игре аккордов. ПОДГОТОВКА КИСТЕВЫХ ДВИЖЕНИй Фортепианная клавиатура имеет белые и черные клавиши, в соответствии со строением звукоряда в тональности требует от руки ребенка достаточной ловкости при смене позиций в руке. Поэтому при игре подготовительных упражнений следует использовать попевки, короткие мелодии, построенные на «нижнем» и «верхнем» тетрахорде «белых» тональностей, а также этюды без подкладывания 1 пальца ( «50 характерных и программных этюдов» соч. 37 А.Лемуана, « 40 мелодических этюдов для начинающих» соч. 32 А. Гедике, « 25 маленьких этюдов» соч. 108 А. Шитте, этюды К .Черни под редакцией Гермера). Полезно также играть звукоряды, применяя только двух,трех,четырех- пальцевые позиции при игре звукорядов по белым клавишам. 5 палец удобнее отрабатывать в этюдах, так как в «белых» гаммах он играет роль «замка». Для развития гибкости кисти целесообразно выполнять упражнения на крышке инструмента, например: «Игра» - встаем на 3 палец и под подтекстовку начинаем выполнять вертикальные, горизонтальные и круговые движения кистью:
«Покачаюсь на качельке, А потом поеду я В гости к бабе, В гости к деду Вот и песенка моя» «Рисуем круги» - выполняем круговые движения кистью обеих рук; Упражнение «Мамина помощница» - выполняем кистевое движение, имитируя вытирание пыли на клавиатуре; Упражнение на клавиатуре «Машинка» - сформированной кистью водить по клавиатуре около черных клавиш вправо, влево, можно взять в руки карандаш. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ 1 ПАЛЬЦА Основная причина толчков, неровности игры гамм - малая подвижность и напряженность 1 пальца. Поэтому, чтобы обеспечить ровное исполнение, необходимо развивать его ловкость и легкость и подкладывать его незаметно, готовя его заранее, при смене позиции кисть переносится через 1 палец и свободно располагается на клавишах следующей позиции. Подкладывание 1 пальца под 2,3,4 пальцы является неестественным для руки, исходя из анатомического строения руки, и в повседневной деятельности не закрепляется в виде навыка, не являясь «хватательным». Большую пользу приносят пальчиковые упражнения 1.«Шарики» - «катаем» воображаемые шарики 1-2,1-3,1-4,1-5 пальцами; 2. «Здороваемся» - слегка прижимаем подушечки 2-5 пальцев к 1 пальцу как бы прощупывая их; 3. «Улитка» - поставим «купол» на стол, опираясь на 2-5 пальцы, 1 палец медленным движением уводим далеко под ладонь; 4. круговые движения 1-ми пальцами; 5. «Кузнечики прыгают на лужайке» 6. «Кораблик» - вычленив из гаммы то место, где играет 1 палец с соседними звуками и нужными пальцами и поиграть его, используя стихотворение А.Пушкина : «Ветер по морю гуляет И кораблик подгоняет. Он бежит себе в волнах На раздутых парусах» 6. «Паучок»- играем гамму на белых клавишах 2-1,3-1,4-1 пальцами, используя подтекстовку «Паучок плетет свой дом, Паучку прекрасно в нем. Он плетет и напевает Всех друзей к себе сзывает» Или «Гномик» - «Гномик весело шагает, гномик песню напевает». Следует отметить, что отработка технических элементов не должна превышать трех раз подряд, так как является для учащихся младших классов достаточно утомительным и неэффективным.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ НА ВЗЯТИЕ 2Х ЗВУКОВ – ИНТЕРВАЛОВ В этих упражнениях перед учащимися ставится задача – взять 2 звука вместе, без так называемых «квакушек» 1упражнение «Квинты» - играем 1-5 пальцем, перелетая через октаву, используя подтекстовку: « Мы веселые две квинты, Ты нас правильно сыграй! Первый –пятый, первый-пятый Нас, дружок, не забывай» 2упражнение «Часы» - играем терции 1-3, 3-5 пальцами, как маятник часов: «На стене часы висят, Тихо, мирно говорят: «Тик-так, тик-так» 3упражнение «Кварты» - играем 1-4, 2-5, 1-3 пальцем «Удобными пальцами кварту возьми Первым – четвертым, Вторым – пятым, Первым - третьим ЗНАКОМСТВО С ГАММОЙ После того, как ученик освоил эти упражнения, можно переходить к знакомству с гаммами. Нужно объяснить, что гамма – это ряд упражнений, которые играются по определенным правилам. Гаммы нужны для того, чтобы делать зарядку для наших пальцев, разогревать наши мышцы, тренировать пальцы, чтобы они умели быстро и красиво играть. Затем можно перейти к игре звукоряда по позициям, используя подтекстовку, например: «вишенка» - позиция из 3 звуков, играем 1-2-3 пальцем «черешенка» - позиция из 4 звуков, играем 1-2-3-4 пальцем «добрая волшебница» -1 позиция – добрая, 2-я позиция -волшебница «мамина помощница» «солнышко лучистое» Или использовать имя ученика. Для лучшего освоения позиций полезно поиграть кластерами. Учащиеся поймут удобство именно данной аппликатуры, если начать изучение гамм с Ми-Мажора. Работа над этой гаммой формирует естественное положение кисти на клавиатуре. С целью воспитания свободной ориентации на клавиатуре, формирования представления о гамме учащимся общего курса фортепиано полезно играть гаммы с подтекстовками: а) называем позиции (1-2-3. 1-2-3-4); б) сольфеджируя; в) называя ступени; С целью научить ребенка лучше ориентироваться на клавиатуре, а также повторить теоретический материал, полезно объяснить, что в гаммах C-DUR, G- DUR, D-DUR, A-DUR, E-DUR, H-DUR, a-moll, e-moll в правой руке 4 палец на 7 ступени, в левой руке – на 2 ступени (кроме H-DUR). Такая работа над гаммой развивает слух (учащиеся различают ладовые функции мажора и минора, их виды, усваивают направление движения (вверх, вниз), слышат интонационную сторону тонов - полутонов. Но невозможно достичь выразительного, эмоционального исполнения без живой руки, живых, активных пальцев, умения дослушивать звук и ощущать горизонтальное движение гаммы. Чтобы ученик понял смысл выражения
«погружение в клавиатуру», использую упражнение А.А.Шмидт-Шкловской, в котором палец медленным движением от себя, как бы утюжит клавишу. Вместе с пальцем вглубь клавиатуры «погружается» ладонь и вся рука. Затем рука медленно возвращается в исходное положение и пальцы сами собой собираются. Для воспитания самостоятельности пальцев использую упражнение А.А.Шмидт- Шкловской «на станке». В дальнейшем умение слушать звук в сочетании с ощущением движения руки поможет приобретению певучего легато, цельности музыкальной фразировки и живому развитию музыкальной ткани. АККОРДЫ Приступая к работе над аккордами нужно обратить внимание на 1 и 5 пальцы как сводообразующие, и начинать с крайних звуков аккордов, с игры белых квинт и секст. Далее можно проучить аккорд как интервальную цепочку, «разбивая» аккорд на сочетания нижнего, среднего и среднего, верхнего звуков. Аккорды следует играть «в инструмент», используя вес всей руки и помощь локтя в завершении звучания аккорда. Для развития аккордовой хватки возможно проучивание аккордов на стаккато, а на завершающем этапе играть их тэнуто. Аккорды в Ми-Мажоре и в Ре-Мажоре очень помогают в постановочных задачах. Соль-диез в Ми-Мажоре и фа-диез в Ре-Мажоре дают возможность формировать правильный «купол» кисти, который приходится на 3 палец. Также 5 палец становится на нужное место около черных клавиш. С целью улучшения ориентации на клавиатуре, а также закрепления теоретических знаний, развития гармонического слуха, игру аккорда в виде арпеджио по 3 звука сопровождаем пением, слушаем звучание, называем исполняемый аккорд (трезвучие, секстаккорд, квартсекстаккорд). Разучивать обращения аккордов можно двумя способами: 1. используем игровой элемент: «у нижнего звука вырастают крылышки и он перелетает вверх и становится вершиной»; 2. Играем квинты на звуках, например: ми – си; играем терции на звуках ми-соль, соль – си, далее играем одновременно ми - соль – си –— получили трезвучие, далее играем с подтекстовкой кварту 2-4 пальцем на звуках си-ми, 1 пальцем берем соль – получили секстаккорд, далее играем кварту си-ми 1-3 пальцем, добавляем соль 5 пальцем – получился квартсекстаккорд. Особое внимание уделяем постановке 5 пальца. АРПЕДЖИО Особую сложность представляет собой освоение видов арпеджио. Основными трудностями при освоении арпеджио являются аппликатурные «ловушки», и отработка объединяющего, естественного движения руки в сторону 5 пальца. Объединяющее движение запястья и локтя следует отрабатывать после разучивания точного исполнения аппликатурных формул. Ощущение веса в руке и работа кисти при исполнении арпеджио помогает сказочный элемент: «у пальчика есть рюкзачок (вес), который он должен передать следующему пальчику». Для быстрого запоминания аппликатуры используем таблицу: C,G,D,A,E-DUR, a,e,d-moll: Правая рука- 3-4-4 С,G,a,e,d Левая рука -4-4-3 При знакомстве с аппликатурой 4-х звучных арпеджио используем подтекстовку: «Вот играет 3 пальчик Вот играет 4 пальчик Вот играет 4 пальчик Вот играет 3 пальчик»
С целью развития умственных способностей, умения ориентироваться на клавиатуре, закрепления теоретических знаний по теме «Интервалы», объясняю, что 1,2,5 пальцы играют всегда, а 3 и 4 пальцы чередуются. Если при нисходящем движении правой руки между первыми двумя звуками чистая кварта, то играем 5-3 пальцами: если интервал малая терция, то играем 5-4 пальцами: если интервал большая терция на белых клавишах играем 5-4 пальцем: если интервал большая терция между белой и черной клавишей, играем 5-3 пальцем: если интервал между белой и черной клавишей малая терция, то играем 5-4 пальцем: Аналогичная аппликатура в левой руке при восходящем движении. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ИСПОЛНЕНИЯ ГАММЫ «БЛОКОМ». ЗНАЧЕНИЕ ГАММ В ИГРЕ НА ФОРТЕПИАНО. Изучение гамм на уроках требует особого внимания в силу следующих причин: 1. гаммы, аккорды и арпеджио развивают ладовый, мелодический и гармонический слух (учащиеся различают мажорное и минорное наклонение гамм, ощущают ладовые функции мажора и минора, их виды – натуральный, гармонический и мелодический , усваивают направление движения (вверх, вниз), слышат интонационную сторону тонов-полутонов –интервалику). 2.гаммы способствуют развитию игрового аппарата (развивается беглость пальцев, совершенствуется техника). 3.гаммы необходимы для ознакомления с клавиатурой и хорошей ориентации в ней. 4.гаммы нужны для понимания основных закономерностей аппликатуры. 5. гаммы помогают развитию и расширению музыкально-теоретических представлений. 6.учащиеся знакомятся с определенной терминологией, с названием тех или иных понятий – звукоряд, гамма, лад, тональность, аккорды, интервалы, гармония, созвучие, арпеджио. 7.учащиеся вслушиваются в мелодический характер гаммы, слышат длительное дыхание мелодической линии, учатся на гаммах навыкам певучести и выразительности игры legato. 8.во время игры гамм можно развивать полифонический и ансамблевый слух.
Литература: Н.Корыхалова «Играем гаммы» А.А.Шмидт-Шкловская «О воспитании пианистических навыков» Е. Либерман «Работа над техникой» Е. М. Тимакин « Воспитание пианиста»


В раздел образования