Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 416 г. Челябинска»
Конспект
Непосредственной образовательной деятельности
по познавательному развитию
«Математическая кухня»
(старшая группа)
Автор:
Воспитатель МБДОУ №416
высшей категории
Фазылова А.Н.
г Челябинск
ЦЕЛЬ: Развитие у детей интереса к самостоятельному решению
познавательных и творческих задач.
ЗАДАЧИ:
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
• Продолжать приобщать детей к активной умственной деятельности,
формированию поисковых подходов к решению любой задачи, находить
творческие оригинальные решения.
• Продолжать учить решать логические задачи.
*Развивать наблюдательность, слуховое и зрительное внимание, память,
умение анализировать, сравнивать, целенаправленно думать.
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ
• Создать положительный настрой, желание взаимодействовать друг с
другом.
• Продолжать воспитывать отзывчивость, взаимопомощь.
• Способствовать тому, чтобы дети делали самостоятельно выводы и
анализировали ситуацию.
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
•Продолжать развивать речевую активность детей.
• Продолжать учить отвечать на вопрос полным предложением.
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
• Продолжать развивать образное восприятие, образные представления.
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
•Продолжать формировать в физических упражнениях
координацию движений в сочетании с речью .
Оборудование:
«Математическое меню», мяч, коробка, столовая ложка, картинки с
изображением посуды (9 штук), панно, мольберт, карандаши на каждого
ребенка; карточки – задания на каждого ребенка: «Четвертый-лишний» ,
«Логические цепочки».
Организационный момент:
Звучит музыка, дети входят в группу.
- Ребята, мне пришло СМС, От кого? Винни - Пух прислал загадку.
Попробуем догадаться, о чем она?
Если станет тебе грустно,
Загляни туда, где вкусно,
Там готовится всегда
Детям вкусная еда. (Кухня)
Сейчас ему ответ отправим.
- Что такое кухня?
Всегда ли слово «кухня» обозначает кухонное помещение, где готовят?
На каждой кухне свои секреты приготовления блюд.
- А математическая кухня может быть?
- Это настоящая кухня?
- Что мы можем подразумевать под словом «кухня» в математике?
Это тоже секреты, тайны, способы решения математических заданий и задач.
Сегодня мы погрузимся в тайны и поиск быстрых способов решений
задач, секреты математики, то есть будем осваивать математическую
«кухню».
Нам поможет «Математическая скороварка», которая пригодится нам для
быстрого решения трудных задач.
Сегодня у нас необычное математическое меню для «математической
скороварки». А в нем «Волшебные» блюда.
МЕНЮ:
1.Математический « Винегрет» или разминка.
2. «Волшебные бутерброды» - Что бывает такое же? (круг и квадрат)
3. Презентация известного столового прибора (Ложка)
4. Салфетки - загадки.
Физкультурная пауза «Посуда»
5 Салат «Архимед» - задание на смекалку.
6 Горячее блюдо – игра на внимание «Что изменилось?»
7.Десерт – задания на классификацию «Четвертый лишний»
Ход занятия:
Прежде чем освоить «математическую кухню», необходимо провести
разминку? Желаете поучаствовать в необычной разминке, которая
называется « Математический винегрет» ?
- Сколько пальцев на одной руке?
- Сколько углов у квадрата?
- Сколько дней в неделе?
- Назови выходные дни.
-Назови следующее число за числом пять.
- Сколько тебе лет?
- Сколько хвостов у пяти коров?
- Сколько лап у двух гусей?
Молодцы! С винегретом справились. (Отметка в «меню»)
В нашем меню следующее блюдо - «Волшебные бутерброды» - Что бывает
такое же? (Квадратное и круглое). Дети должны назвать как можно больше
разных вариантов.
- Внимание! Презентация известного столового прибора!
(Игры ТРИЗ «Уменьшение, увеличение и удлинение предмета»,
«Необычное в обычном»)
Загадка: «Сама не ем, а людей кормлю»
- Из чего делают ложки? (дерево, металл, пластмасса)
- Представьте, что наша ложка стала огромная как большой стол, что можно
делать такой ложкой, для чего она может пригодиться? (Возможные ответы
детей: накормить великана, использовать как таз, как кастрюлю и т.д.)
- А что если, ложка стала маленькой, малюсенькой – с ноготок. (Возможные
ответы детей: можно насыпать соль, перец, накормить пупсика, как сувенир,
и т.д.)
- А если наша ложка стала длинной-длинной, например, как эта комната, как
можно ее использовать людям? (Возможные ответы детей: накормить
крокодилов, сбить яблоки с дерева)
Молодцы, предложили множество вариантов использования ложки разных
размеров.
А теперь подумайте, как можно использовать обычную ложку в разных
ситуациях когда, например, нет каких- то инструментов, нужных предметов,
игрушек и т.п.?
Посмотрите, какие у нас на столах удивительные салфетки-задачки (нужно
внимательно посмотреть, распознать отличительные признаки
изображенных фигур и дорисовать недостающую фигуру).
(Индивидуальная работа с карточками «Логические цепочки»)
Пришла пора отдохнуть.
Физкультурная пауза (Посуда)
Вот большой, стеклянный чайник
(одна рука на поясе)
Очень важный, как начальник
(другая рука изогнута, как носик)
Вот фарфоровые чашки
(присесть, одна рука на поясе)
Очень хрупкие бедняжки
Вот фарфоровые блюдца
(кружиться)
Только стукни - разобьются.
Вот серебряные ложки
(потянуться, руки сомкнуты над головой)
Вот пластмассовый поднос
(сделать большой круг)
Он посуду нам принес.
Следующее блюдо «Салат Архимед» - игра на смекалку.
Кто такой Архимед, помните?
Сейчас будем решать необычные задачи с помощью фантазии и смекалки,
как ученые.
Но прежде, чем ответить на вопрос, нужно четко представить ситуацию.
- Из какой посуды ничего нельзя есть?
- сколько орехов лежит в пустом стакане?
- на столе лежало 4 яблока, одно из них разрезали пополам и положили на
стол. Сколько яблок на столе осталось?
- Если съесть одну сливу, что останется?
- Сколько грибов можно вырастить из семян подсолнуха?
- На столе лежат 2 апельсина и один банан. Сколько овощей лежат на столе?
Следующее блюдо «Горячее» игра на внимание игра «Что изменилось?»
(Детям предлагаются три ряда картинок с изображением по теме «Кухня»
для быстрого запоминания. Затем картинки закрываются и предлагается
угадать , что изменилось. Задание дается 4 раза).
И на десерт – игра «Четвертый лишний» (Задания на классификацию).
Дети, необходимо на карточке выбрать лишний предмет, учитывая свойства
и признаки всех изображенных предметов.
Назвать и объяснить свой выбор, приводя доводы, почему выбранный
предмет они считают лишним.
Все блюда приготовлены успешно. А «блюдами» сегодня у нас были
математические игры и задания.
Итог.
Понравилась математическая кухня?
Какие были «Блюда» на этой кухне ?
- Какие задания задачи вам были интересны и почему?
-Какие были трудны и почему? И что помогало нам справиться с разными
заданиями? ( «Математическая скороварка». Поиск новых решений и
применение разных необычных способов решения задач).
- Какие задания вы предложите своим друзьям?
О каких заданиях вы рассказали бы Винни-пуху .
Как вы, думаете, ему интересно было бы узнать про математическую кухню?
Хотите его пригласить на следующую математическую кухню?
Я пошлю приглашение ему по СМС.
Сейчас сложим задания в математическую скороварку и передадим
ребятам другой группы, но секреты и тайны нашей кухни мы не расскажем,
чтобы они предложили свои способы решений.