«Удивительное путешествие »
2016
Программные задачи:
Продолжать знакомить детей с нашей планетой и материками.
Обобщить
знания
детей
об
Австралии,
как
о
материке,
о
животном
и
растительном
мире.
Развивать
умение
устанавливать
причинно-следственные
связи
различного
характера,
использовать
для
обобщения
предметно
–
схематическую модель, доказательно строить суждения.
Развивать диалогическую речь, психические процессы.
Воспитывать познавательный интерес к природе, бережное к ней отношение.
Оборудование:
Телефон – звонок
DVD
Карта Австралии
Бейдж (6 шт.)
Бинокль (6 шт.)
Лупа (6 шт.)
Градусники (1 большой и 6 маленьких)
Иллюстрации деревьев
Кокос
Ложки (6 шт.)
Тарелки (6 шт.)
Фотоаппарат
Листья эвкалипта
Фигурки животных
Иллюстрации животных и птиц Австралии
Магнитная доска
2
Организационный момент
Раздаётся телефонный звонок
-
Алло
-
Здравствуйте, тётушка Сова.
-
Хорошо, мы сейчас придём.
-
Ребята, тётушка Сова приглашает нас к себе в гости, чтобы рассказать о
чём-то интересном.
Просмотр DVD
Сова приглашает нас в очередное путешествие.
-
Куда мы с вами раньше отправлялись в путешествие? (Северная Америка,
Южная Америка, Африка…)
Ход занятия
-
Вы хотите отправиться в Австралию? Хорошо. Но что мы знаем об этом
континенте? (Ответы детей)
Название
«Австралия»
происходит
от
латинского,
как
«южный».
Австралия
находится в Южной части Восточного полушария нашей Земли. Она с одной
стороны омывается Тихим океаном, а с другой стороны Индийским.
В Австралии всё наоборот, если у нас июнь, июль, август – это летние месяцы, то
там – это зимние месяцы, декабрь, январь, февраль – у нас зимние, а в Австралии
– летние. В Австралии есть пустыни, луга и джунгли. Австралию называют
Зелёным
континентом,
потому
что
там
много
разных
деревьев,
кустарников,
различных
растений.
В
Австралии
живут
самые
красивые
птицы
и
обитают
сумчатые животные.
-
Я
предлагаю
вам
отправиться
в
путешествие.
Цель
–
научно-
исследовательская работа. Вы будете учёными – зоологами, ботаниками и
орнитологами. (Раздать бейджики)
-
Что изучают зоологи, ботаники и орнитологи?
Мы с вами глубже изучим животный и растительный мир Австралии.
3
Учёным для исследований нужны различные приборы и инструменты (бинокль,
фотоаппарат, микроскоп, колбы, пробирки, блокнот, карандаш, лупа). Каждый
выбирает, что ему нужно.
-
Австралия находится очень далеко. На чём же мы туда доберёмся? (на
самолёте)
Ребята,
займите
свои
места
в
самолёте.
Перелёт
предстоит
долгий, но чтобы нам не было скучно, давайте поиграем в игру «Кто
управляет?»
Самолётом – лётчик
Поездом – машинист
Кораблём – капитан
Машиной – водитель
Ракетой – космонавт
-
Как вы думаете, сколько там сейчас градусов? (Раздать детям игрушечные
градусники)
-
Ну вот мы и приземлились. Над нами небо голубое, тёплая погода, зелёные
растения, красивые цветы. Градусник показывает 30°
-
Какие
деревья
здесь
растут?
Давайте
возьмём
бинокли
и
посмотрим
(эвкалипты, бутылочное дерево, пальмы, акации, фикусы)
-
Посмотрите, что это я обнаружила? (Кокос – это плод кокосовой пальмы).
Игра «скажи какой?»
(Дети передают кокос друг другу по кругу – твёрдый, круглый, коричневый,
пушистый, лёгкий или тяжёлый)
-
А как вы думаете, кокос – это фрукт или орех? (ответы детей)
-
Давайте проведём исследование в нашей лаборатории и узнаем фрукт это
или орех. (Работа с карточками)
- Итак, мы выяснили, что кокос – это орех. Говорят, своё название кокос
получил в результате недоразумения: моряки, впервые увидев кокосовую пальму
издалека, приняли её плоды за обезьян. На старопортугальском «коко» означает
«обезьяна».
У жителей островов в дело идёт вся пальма без остатка:
4
Орехи употребляют в пищу (кокосы используют во фруктовых салатах,
десертах, пирогах, супах)
Из скорлупы делают посуду
Из
волокон
койры
–
волокнистой
оболочки,
окружающей
твёрдую
скорлупу – циновки и грубые ткани
-
Что ещё вы знаете о деревьях Австралии? Ботаники проверят наши знания о
растениях.
Бутылочное дерево
Название ему дали за ствол, который своей формой напоминает бутылку. Во время
дождей в стволе собирается много влаги, которая используется им в засушливые
дни.
Эвкалипты
В эвкалиптовых рощах тени мало, потому что их узкие листья поворачиваются к
солнцу ребром. Осенью у эвкалиптов опадают не листья, а кора.
С
лекарственной
целью
используют
листья
эвкалипта,
они
пахучие.
(Раздать
детям листья эвкалипта и установить, что они действительно пахучие)
Эвкалипт
обладает
обеззараживающим,
противовоспалительным
действием.
Применяется
внутрь
при
различных
кашлях,
при
гриппе,
простудных
заболеваниях и мн. др.
Мишка коала, наверное, действительно не болеет.
Давайте
продолжим
наше
путешествие
и
знакомство
с
животным
миром
Австралии.
Что это за животное коала и болеет ли он? (Рассказы детей о коале)
Коала – это сумчатый мишка. У него мягкая, шелковистая, серенькая шубка,
смешные, опушённые шерстью ушки, плоский нос, будто кожаная заплатка и
лапки с длинными пальчиками делают его похожим на забавную игрушку. Надо
сказать, что и характер у коалы миролюбивый.
В переводе с языка одного из австралийских племён «коала» означает «не пить».
Коалы почти никогда не пьют воды: всю необходимую влагу они получают из
листьев эвкалипта – своей единственной пищи. Для медлительных коал – это
5
очень удобно, ведь они живут на деревьях и спуск на землю, к воде занял бы у них
целый день. Эвкалипты – это дом и столовая для коал. Днём они спят, удобно
устроившись в ветвях, а ночью приступают к еде.
Давайте «сфотографируем» этого мишку на память.
Подходим к карте Австралии.
Задание
Нам нужно поселить здесь только животных Австралии. Зоологи проследят за
правильностью ваших действий.
Какие же необычные животные живут в Австралии? (Кроме коалы)
(Сумчатые кенгуру, сумчатый дьявол, вомбат, утконос, ехидна и др.)
Дидактическая игра «Что изменилось?»
-
Вы очень внимательны и сообразительны. Молодцы!
Пальчиковая гимнастика.
Продолжим
наше
путешествие.
Орнитологи
сейчас
проверят
наши
знания
о
птицах.
-
Какая-то птица уронила своё перо? Уважаемые учёные, вы не знаете чьё
оно? Возьмите лупы и рассмотрите его. Сравниваем с иллюстрациями.
Загадка
Что за птица?
Не летает.
Ну как песни петь не знает.
Перья пышные как мех.
А бежит быстрее всех (страус)
Приходим к выводу, что это страусиное перо.
-
Какие птицы живут в Австралии?
-
Что интересного вы знаете о них? Страус - мама только откладывает яйца, а
высиживает и заботится о птенцах папа
-
Волнистые попугайчики в зоопарке и в зоомагазинах из Австралии.
6
Вот
и
подошло
к
концу
наше
путешествие
–
исследование.
Мы
должны
возвращаться на свой континент Евразию. Проходите в самолёт, рассаживайтесь.
Итог.
-
Где мы с вами побывали?
-
Что мы изучали в путешествии?
-
Какой эксперимент мы проводили?
-
Что вам больше всего понравилось в путешествии?
Вот мы и прилетели на Родину.
Телефонный звонок.
-
Здравствуй, тётушка Сова.
-
Да, мы вернулись. Но впереди нас ждут новые путешествия. На память о
нашем путешествии я дарю вам сувениры.
7