Напоминание

"Задача, структура задачи (условие, вопрос), анализ задачи (запись решения и ответа)"


Автор: Горбунцова Светлана Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Лицей города Шатуры"
Населённый пункт: город Шатура, Московская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Задача, структура задачи (условие, вопрос), анализ задачи (запись решения и ответа)"
Раздел: начальное образование





Назад




Конспект урока по математике Тема: «Задача, структура задачи (условие, вопрос), анализ задачи (запись решения и ответа)». 1 класс, УМК «Школа России»
Горбунцова С. В.


Тема: «Задача»
Тип урока: ОНЗ (открытия новых знаний). Цель: знакомство с понятием «Задача», совершенствование навыков сложения и вычитания. Целевые установки на достижение результатов: 
Личностные:
уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. 
Предметные:
знать структуру текстовой задачи; знать правило оформления ре- шения задачи в тетради; уметь различать условие задачи, вопрос; уметь пра- вильно оформлять решение задачи; уметь составлять схему к рисунку, состав- лять равенство, используя связь целого и частей. 
Метапредметные:
уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по кол- лективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в со- ответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в дей- ствие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение
(Регулятивные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им
(Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке
(Познавательные УУД).

Оборудование:
компьютер, экран, проектор, наглядные пособия. УМК «Школа России» Математика в 2-х частях, Москва «Просвещение» 2011г. Под редакцией М.И. Моро.
1. Организационный момент


-
Громко прозвенел звонок. Начинается урок. Наши ушки - на макушке, Глазки хорошо открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем. -- Сегодня у нас на уроке присутствуют гости, поприветствуем их. Садитесь. – Урок я хочу начать словами китайской мудрости (читаю я)
Слайд

2

Я слышу – и забываю,

Я вижу – и запоминаю,

Я делаю – и понимаю.
– Сегодня на уроке мы будем внимательно слушать учителя и друг друга, наблюдать, стараться запоминать и понимать.
Слайд 3



Девиз урока: «Знаешь – говори, не знаешь – слушай».
-- Обратите внимание на экран. Прочитайте про себя. А теперь прочитаем хором. - Значит, чему будет посвящён наш урок? (Открытию новых знаний)
2 Актуализация знаний.
- С чего мы обычно начинаем урок математики? (С устного счёта) - Что вы видите ? (числовой ряд) - Предложите свои задания классу (3-4) - Обратите внимание на доску. Что мы видим? (геометрические фигуры) - Составьте выражения по рисунку, объясните их смысл. На доске: (2+3=5 – к 2 квадратам прибавили 3 круга, всего получили 5 фигур; 3+2=5 – к 3 кругам прибавили 2 квадрата, всего получили 5 фигур; 5-2=3 – из 5 фигур вычли 2 квадрата, осталось 3 круга;
5-3=2 – из 5 фигур вычли 3 круга, осталось 2 квадрата.) - Вы справились с устным счётом, значит, справитесь и с новым материалом.
3 Самоопределение к деятельности

-
У вас на столе лежат цветные листочки. Каждый возьмите в руки по листочку. -Прочитаем два текста: 1. Мишутка нашёл 6 грибочков, а белочка 1 грибочек. Сколько всего грибов набрали звери? 2. Мишутка нашёл 6 грибочков, а белочка 1 грибочек. Мишутка и белочка – звери, потому-что их тело покрыто шерстью. -Как вы думаете, какой из этих текстов можно поместить в учебник «Математика», а какой в учебник «Окружающий мир» ?
Ответ:
Первый текст нужно поместить в учебник «Математика», т к в нём есть вопрос, для ответа на который нужно выполнить вычисления. Второй текст нужно поместить в учебник «Окружающий мир». - Кто скажет, как называется первый текст на языке математики? (Задача) - Определите тему урока.
(Учитель вывешивает табличку «ЗАДАЧА»)
- Откройте учебник на стр. 88. - Прочитайте над какими учебными задачами мы будем работать (1 ученик вслух). - Ребята, вы очень хорошо поработали, а теперь наберёмся сил перед следующим заданием. Встали.
4. Физкультминутка.
Топай, мишка. Хлопай, мишка. Приседай со мной братишка. Руки вверх, вперёд и вниз, Улыбайся и садись.
5. Работа по теме урока.

1. Знакомство со структурой задачи.
- Прочитаем ещё раз задачу на цветном листочке. Найдите условие. Прочитайте. ( Мишутка нашёл 6 грибочков, а белочка 1 грибочек.) - Что ты прочитал? (Я прочитал условие задачи.)
(Учитель вывешивает табличку на доску «УСЛОВИЕ ЗАДАЧИ»).

- Как можно обозначить грибочки на рисунке? (кружочками) - Выполним рисунок. Сколько кружков я должна нарисовать? (6 и 1) - Что надо узнать? (Сколько всего грибов набрали звери ?) - Как вы думаете, а это что?
(карточка «ВОПРОС»)
- Как мне его изобразить на рисунке? (дугой) - Ответьте на вопрос задачи. Как вы узнали? (6+1=7 (г).) - Это решение задачи.
(табличка «РЕШЕНИЕ»)
- Ещё раз прочитайте вопрос и ответьте на него. (Набрали 7 грибов) - Это ОТВЕТ ЗАДАЧИ.
(табличка «ОТВЕТ»)
- Давайте ещё раз посмотрим на схему и сделаем вывод: как построена задача. (
ХОРОМ
: в задаче есть условие, вопрос, решение, ответ) - Прочитайте ещё раз 2 текст. Почему это не задача? (нет вопроса) -Молодцы. А теперь немножко отдохнём. Внимание на доску. Следим глазками за ба- бочкой.
6. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА СЛАЙД 4 (БАБОЧКА).

7. Закрепление изученного (я читаю вслух сразу задание № 3 на стр 88).

-
Что я прочитала? (задачу) - Откройте учебник на странице . - Докажите, что это задача. (есть условие, вопрос) - Что известно из условия задачи? (Слава сделал 5 корабликов) - Нарисуйте 5 кружочков. - Что ещё известно? (Отдал 2) - Как это показать на рисунке? (зачеркнуть) - Найдите и прочитайте вопрос. РИСУНОК ДЕЛАЕТ УЧИТЕЛЬ - Как обозначить его на рисунке? - Запишите в тетрадь решение задачи. - Кто хочет прочитать своё решение? 5-2=3(к.)- учитель записывает его на доске - Чего не хватает в нашей задаче? (ответа) - Назовите ответ задачи. Учитель записывает его на доске. - Так как же построена задача? (Из каких частей она состоит?) Обращаемся к схеме: условие, вопрос, решение, ответ.
8. Рефлексия. Работа в парах
(белые листочки на партах) –проверка через проектор. - Молодцы. Предлагаю поработать в парах.
- Вспомним правила работы в паре.
СЛАЙД 5.
1. Работать должны оба. 2. Один говорит – другой слушает. 3. Своё несогласие высказывайте вежливо. 4. Если не понял, переспроси. - У каждого на парте лежит белый листочек. Возьмите в руки зелёный карандаш. Найдите и соедините части задачи и их названия. (1 мин)
Приложение 1.
- Проверим. Возьмите в руки красный карандаш и проверьте свою работу.
СЛАЙД 6.
Стрелки появляются одна за другой по щелчку. - Оцените свои знания с помощью «Светофора».
СЛАЙД 7.

9. Подведение итогов.

СЛАЙД 8
. Продолжите любую из фраз:  Сегодня на уроке я узнал ……. (как построена задача: в ней есть условие и вопрос)  Сегодня на уроке я научился ……. (решать задачи, записывать решение задачи и ответ) - Молодцы! На этом наш урок окончен.


В раздел образования