Автор: Стихина Виктория Николаевна Должность: музыкальный руководитель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад" №44 Населённый пункт: город Кострома Костромская область Наименование материала: методическая разработка Тема: "Гендерное воспитание дошкольников в фольклоре" Раздел: дошкольное образование
Конспект НОД
Цель:
Повышать
знания
детей
об
истоках
национальной
культуры посредством гендерного воспитания.
Задачи:
· Продолжать знакомить детей с обычаями и традициями русского народа;
· Развивать эстетическое восприятие фольклорных произведений;
· Дать представление о различном характере народных песен, танцев, игр,
хороводов;
· Вызвать у детей эмоциональный отклик.
Ход занятия:
Муз. руководитель:
1 слайд -Здравствуйте, люди добрые,
Если величать, так на пороге встречать
Добро пожаловать к нам в гости
Милости просим.
-Проходите Добры молодцы и Красны девицы!
2 сл . На завалинке, в светёлке
Иль на брёвнышках каких
Собирали посиделки
Пожилых и молодых
При лучине ли сидели
Иль под светлый небосвод –
Говорили, песни пели
И водили хоровод.
Ребята, сегодня у нас с вами необычное занятие. Давайте перенесемся в
далекое прошлое и представим себя героями народного фольклора.
Мы с вами сегодня попробуем представить себя людьми, которые жили в
далеком прошлом и познакомится с их традициями и обычаями. С самого
рождения в русской семье учитывались особенности пола ребенка:
о девочке мы говорим – красивая, нежная, хрупкая, о мальчике – сильный,
крепкий, мужественный.
3 сл . Давайте послушаем
Величание для мальчика:
Мой сыночек, мой дружочек,
Мой сиреневый цветочек,
Молодец да удалец,
В волосах твоих венец.
Храбрый, смелый богатырь,
Ты добро приносишь в мир.
Величание для девочки:
Моя девочка – прелестница,
Мастерица и кудесница!
Зорькой алой умывалась,
И с рассветом просыпалась.
Маме с солнцем улыбнулась -
Лучики лица коснулись.
4 сл. 1. Музыкально-ритмические движения.
а) Давайте все встанем в круг и выполним элементы русского
народного танца.
Танцевальный элемент «Хороводный шаг» Девочки идут по кругу,
медленно тянут носочек, а мальчики выполнят «Топотушки»
Музыкальное сопровождение
Р.н.п. «Земелюшка-чернозем», «Полянка»
б) Девочки исполнят «Ковырялочку», а мальчики движение
«Вприсядку».
Музыкальное сопровождение «Ливенская полька».
(садятся на места)
5 сл. 2.Музицирование Оркестр
Велика РОССИЯ наша
И талантлив наш народ,
Об искусниках-умельцах
На весь мир молва идёт!
Ложкари играть начнут
Ноги сами в пляс пойдут!
От зари и до зари
Веселятся ложкари,
А девчонки - озорницы,
Развеселые девицы,
Заиграют, запоют,
Сами ноги в пляс пойдут.
- Давайте исполним р.н.п. «Светит месяц»
(Девочки-
колокольчики,
треугольники,
шум.
погремушки,
мальчики-
ложки, трещетки,бубен)
6 сл. 3. А сейчас давайте весну покликаем, чтобы ярко светило солнышко, да
согревало земелюшку нашу.
Пальчиковая гимнастика «Веснянка»
Солнышко, солнышко,- Поднимают руки вверх
Золотое донышко,- показать ладошки
Гори, гори ясно,- поднимают ладошки вверх и машут «крестиком»
Чтобы не погасло! – машут руками вправо влево.
Побежал в саду ручей, - пальчиками слева направо,
Прилетели сто грачей,- помахать руками,
А сугробы тают, тают,- показывают руками сверху вниз,
А цветочки подрастают- фонарики снизу вверх.
Видео 4.Слушание. Давайте мы с вами познакомимся с песенным
народным творчеством. Мы послушаем отрывки из народных песен и
попробуем определить их характер и к кому обращались данные песни к
девушкам или молодцам.
Р.н.п. «Во кузнице», «Ходила младешенька», «Я на камушке
сижу », А сейчас мы посмотрим видео р.н.п. «Я на горку шла» и вы
мне расскажите не только про характер этой песни, но и кто ее
исполнял.(народный оркестр, назвать инструменты)
7.сл. 4. Пение.
Сейчас мы все встанем в круг и исполним русскую нар. песню с
инсценировкой «Долговязый журавель» .
8 сл. 5.Пляска. Обойди хоть всю планету,
Лучше русской пляски нету!
Балалайка и гармонь
Разжигают в нас огонь.
Девицы, да молодцы,
скорее выходите,
Хоровод широкий,
Вместе заведите.
хоровод «Вологодские кружева» музыка В.Лаптева
6.
Игра Много игр мы с вами знаем,
Играем, шутим, не зеваем!
В играх рот не разевай —
Смелость, ловкость проявляй!
9 сл. Игра «Заря- заряница»
Дети стоят в кругу. Водящий проходит внутри круга детей, машет ленточкой
и приговаривает:
Заря-заряница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила.
Ключи золотые
Ленты голубые,
За водой пошла.
На последнем слове останавливается и протягивает руку, чтобы лента
оказалась между двумя детьми.
Эти дети бегут за кругом в разных направлениях. Кто быстрее добежит до
водящего, тот становится «Зарей».
Вот и закончилось наше путешествие в прошлое. Мы сегодня с вами
продолжали знакомиться с традициями и обычаями русского народа.
А сейчас давайте попрощаемся по старинному обычаю.
На прощание гостю всегда говорили «Прощевайте гости дорогие , скатертью
дорога», что означает - удачно добраться до дома.
(Дети под русскую народную песню выходят из зала.)