Напоминание

"Основы нотной грамоты"


Автор: Голещихина Елена Октябриновна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "Детско-юношеский центр"
Населённый пункт: г. Колпашево Томской области
Наименование материала: Конспект занятия
Тема: "Основы нотной грамоты"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеский центр» г. Колпашево
Разработка занятия

«Основы нотной грамоты»

в детском объединении «Клуб любителей гитары»





Автор
: Голещихина Е. О., педагог дополнительного образования, высшая квалификационная категория



Тема занятия:
«Основы нотной грамоты».
Тип занятия:
повторение, закрепление и расширение знаний по теме, закрепление умений.
Форма занятия
: экскурсия.
Формы организации занятия:
групповая, индивидуальная.
Продолжительность занятия:
45 минут.
Характеристика обучающихся:
1 год обучения, 12-14 лет. Обучающиеся должны владеть навыками работы с компьютером. Уровень игры на гитаре: исполнение одноголосных и простых двухголосных пьес, владение начальными исполнительскими приемами, навыками разбора муз. пьес.
Цель:
повышение уровня знаний обучающихся по теме «Основы нотной грамоты».
Задачи учебного занятия
: Образовательные:  познакомить с историей появления нотных знаков;  закрепить основные понятия нотного письма, свойства музыкального звука. Развивающие:  применять теоретические знания при прочтении и исполнении музыкального произведения;  способствовать формированию базовых компетенций школьника, таких как – информационная, самообразование. Воспитательные:  пробуждать интерес к предметной деятельности;  формировать бережное отношение к музыкальному звуку.
Занятие будет способствовать:
 получению знаний по истории нотного письма;  закреплению знаний по основным понятиям нотной грамоты: свойства музыкального звука, запись нот на нотном стане, октавы; длительности нот, паузы; знаки альтерации.  применению теоретических знаний на практике;  появлению устойчивого интереса к предмету;  активизации познавательной деятельности школьника;  формированию образного мышления.
Методы и приемы:

словесные:
рассказ, беседа, диалог, обсуждение, оценка;
практические:
работа с компьютерной программой, самостоятельный разбор музыкального произведения и его исполнение.
Виды деятельности
: информационно – коммуникативная, практическая, рефлексивная, творческая, поисковая.
Словарная работа:
активизировать и закрепить в речи детей термины: музыкальный звукоряд, нотный знак, ключ, длительности, паузы, знаки альтерации, диапазон, октава.
Предварительная работа:
подбор практических заданий для занятия, подбор демонстрационных материалов, подготовка слайдовой презентации.
Учебно-методическое

обеспечение:
модифицированная образовательная программа «Шесть волшебных струн», авторское учебное
пособие для ученика первого года обучения «Основы нотной грамоты».
Материально-дидактическое оснащение занятия:
 Оборудование: ПК, мультимедиа проектор, экран, CD- диск «Музыкальный класс», инструменты (4 гитары), пюпитры, подставки для ног.  Демонстрационный материал: презентация MS POWER POINT по теме «Нотная грамота», нотный стан (плакат или нарисованный на ватмане)  Раздаточный материал: ноты музыкального произведения, ноты из цветной бумаги, магниты, домашнее задание на карточках.
Ход занятия.

/Слайд №2 Самолет / Приветствие/
Добрый день, дорогие ребята. Сегодня мы с вами совершим увлекательную авиаэкскурсию на музыкальный остров «Нотная грамота». Я рада приветствовать вас на борту воздушного лайнера «Симфония» Детско-юношеского центра города Колпашева. Уважаемые пассажиры. Сядьте поудобнее. Я желаю вам приятного полета. Мы взлетаем .
( щелчок мыши)/ Гул самолета/

/Слайд №3 Вид острова /
Пока мы летим до места назначения – небольшая информация. Остров « Нотная грамота» появился в океане Музыки еще в древние времена, и назывался он «Нотное письмо». Невозможно представить, что было время, когда на свете не существовало нотных знаков, и музыка передавалась только устно. Сегодня, путешествуя по этому острову, мы заглянем в историю нотного письма, вспомним важные понятия нотной грамоты, свойства музыкального звука, какую информацию несут нотный ключ и нотный знак. И наша экскурсия поможет вам убедиться в том, что музыка, записанная нотами на бумаге, понятна всем музыкантам.
/Слайд №4 Берег острова /
Дорогие друзья! Наш корабль уже находится над местом экскурсии. Взгляните в свои иллюминаторы. Как красиво, не правда ли? Яркие краски острова завораживают, притягивают, манят.
( щелчок мыши) 3 раза / Появляются звуки «ми», «ре», и «ля» со звуковым сигналом/
А что это за маленькие летающие объекты над островом? Как вы думаете, уважаемые пассажиры? : Музыкальные звуки. / Ребята могут дать ответ, что это ноты. В этом случае, нужно уточнить, что такое звук и, что такое нота. Нота – это знаки, отображающие звуки, и они пишутся на нотном стане./ Конечно, это самые настоящие музыкальные звуки. Но, мне кажется, что здесь они не все. А кто может сказать, сколько всего музыкальных звуков и как они называются? Ответ: всего их 7, это - до ре ми фасоль ля си Совершенно верно, вот они.
/( щелчок мыши) Слайд №5 Звукоряд/
А как называются эти звуки все вместе? Ответ: Музыкальный звукоряд. Правильно, молодцы. Это музыкальный звукоряд.
/Слайд №6 Девушка играет на скрипке / Звучит 40 соната Моцарта

Музыкальные звуки – это особенные звуки. От любых других они отличаются особыми свойствами. Одно из самых главных свойств музыкального звука – это высота. Ребята, а какие еще свойства музыкального звука вы знаете? Ответ: длительность, сила, тембр. Спасибо. Да, свойства музыкального звука высота, длительность, сила, тембр.
/Слайд №7 Рисунки на скалах /
Уважаемые пассажиры, сейчас мы пролетаем над историческим местом, где много лет назад были найдены наскальные рисунки, с помощью которых записывались древние мелодии. На некоторых находках встречались и буквенные знаки, которые уже обозначали высоту звуков. Это и были первые ноты – знаки, отображающие звуки. Обратите внимание, по правую сторону острова - творение деревянного зодчества, это библиотека, где хранятся умные книги. Давайте перелистаем страницы одной из них
/Слайд №8 Страница книги с

невмами/
С 8 по 11 век для записи музыкальных звуков использовались невмы. Слово
«невма»
буквально означает «знак», «мимический жест». Невмы очень похожи на различные черточки, запятые, точки, разбросанные по бумаге. Они проставлялись над словесным текстом и обозначали отдельные звуки или мелодические обороты, направление голоса вверх или вниз, повторение одного и того же звука. На Руси невмы назывались «крюками» или «знамёнами».  Невмами записывали только вокальную музыку. Система записи невмами была не совершенна, так как не указывала точной высоты звуков, а лишь наглядно изображала направление развития мелодии.
/Слайд №9 Тропы/
А сейчас я хочу обратить ваш взор к иллюминаторам. Вы видите на острове множество тропок. Одна из них ведет к органному залу. Игра на этом инструменте способствовала появлению нотных ключей.
Слайд №10 Орган и ключи

/
На старых простеньких органах клавиши надписывались буквами латинского алфавита. Запись букв перешла на бумагу. Со временем сохранились три ключевые буквы: С ( звук до),
F
( звук фа) и
G
( звук соль). Буквы превратились в ключи, примерно таким путем. Для записи музыки струнных инструментов, в частности для гитары, используется скрипичный ключ
Слайд №11 поляна/
Вы видите, в центре чудесная большая поляна. А что находится на ней? Ответ: Скрипичный ключ. Да, это поляна скрипичного ключа, который дает возможность для прочтения музыкальных звуков. И пишется он в начале любого нотного текста на особых линейках, Скажите, пожалуйста, как они называются? Ответ: Нотный стан. Правильно, это нотный стан. Именно на нем пишутся нотные з наки, которые являются графическим отображением музыкальных звуков.
( щелчок мыши).
Но нотный стан не сразу выглядел так.

( щелчок мыши)

/Слайд №12 Гвидо и две линии/
Вначале был создан прообраз нотного стана. Через невмы провели первоначально одну линию, затем две, что помогало определять и записывать звуки разной высоты. Итальянский музыкант Гвидо д, Ареццо разработал способ записи нот на нотной строке, состоящей из 4 горизонтальных линий. С введением нотных линий, вместо невм стали писать квадратные ноты. Буквенные обозначения высоты линий стали основой ключей, которые и определяли высоту нот, расположенных на нотном стане.
/Слайд №13 Картинная галерея/
С левой стороны поляны расположена картинная галерея. Давайте заглянем туда
/Слайд №14 Гвидо изобретатель нот

/
Центральное место в картинной галерее занимает портрет известного музыканта и ученого Гвидо д, Ареццо. Он автор гениального изобретения. Раньше ноты обозначались первыми буквами латинского алфавита от
a
до
h
. Петь такие ноты было неудобно. Гвидо д, Ареццо сочинил новую мелодию молитвы-гимна в честь святого Иоанна, покровителя всех певцов, в которой каждая новая строчка начиналась на ступень выше предыдущей. И каждый первый слог новой строчки - ступеньки стал названием ноты. Так появились ноты
ДО - РЕ – МИ – ФА – СОЛЬ – ЛЯ – СИ.
Но и эти ноты указывали лишь высоту и не могли передать продолжительность звука. Решение этой проблемы было найдено, когда была изобретена так называемая
мензуральная нотация.
Давайте перейдем в следующий зал.
/

Слайд №15 Мензуральная нотация

/
Слово
мензура
переводится, как мера.
Мензуральная нотация
в отличие от более ранних способов записи фиксировала
и высоту, и

длительность

звуков.
Была введена система специальных графических знаков для записи нот и пауз различной продолжительности. Постепенно квадратные головки округлились, появились нотные штили. Произошло разделение нотных знаков на «белые» и «черные». Продолжим экскурсию по картинной галереи, и пройдем в зал современного нотного письма.
/

Слайд №16 Современное письмо

/
Именно так сейчас записываются на нотном стане звуки различной высоты. Ребята, напомните, пожалуйста, что обозначают слова «октава» и «диапазон»? Ответ: Одинаковые по названиям звуки называются октавные, а ближайшее расстояние между ними называется октавой. Диапазон - это

звуковой объем какого-либо инструмента. Спасибо. Ребята, скажите, пожалуйста, какие октавы входят в диапазон гитары? Ответ: Малая, первая. вторая, третья. Педагог: Спасибо.
/Слайд №17 Длительности нот

/

Мы с вами знаем, что длительность – это продолжительность звука. Читая знаки различного изображения, мы легко можем сказать, как долго будет звучать тот или иной звук.
/Слайд №18 Знаки альтерации и паузы/
Скажите, пожалуйста, что такое «диез», «бемоль» и «бекар»? Ответ: Диез это знак, обозначающий, повышение звука на полутон, бемоль - это знак, обозначающий понижение звука на полутон. Бекар - это отмена диеза или бемоля. А что такое пауза? Ответ: Пауза – перерыв в звучании музыкального произведения. Правильно. И паузы, как и ноты, бывают различной длительности. А сейчас вам будет предоставлена возможность проверить свои знания нотной грамоты. Прошу всех приготовить свои компьютеры для работы. Практическая часть. Работа за компьютером 1. Открываем диск «Музыкальный класс», закладку «Нотная грамота». Урок №2. «Нотное письмо». Выполнить задание №1,2. Урок №7. «Знаки альтерации». Выполнить задание №1. 2. Открываем закладку Игра «Крестики-нолики». Найти игру «Длительности, паузы», «Определение нот на нотном стане» и выполнить задание. /Ученики выполняют задания и проверяют свои знания./
Рефлексия.
Уважаемые пассажиры, наш самолет произвел посадку на острове «Нотная грамота». Выскажите ваши впечатления о совершенной авиаэкскурсии с помощью выбора цветовых нот на нотном стане, объяснив свой выбор. Значение цвета: Желтый цвет – очень понравилась. Зеленый цвет – понравилась. Синий цвет – не понравилось. /Ребята выбирают ноты определенного цвета и располагают их на нотном стане. Анализ учебного занятия педагогом, оценивание деятельности каждого ученика, домашнее задание./ Домашнее задание. В книжке-модуле «Основы нотной грамоты» повторить тему «Метр, ритм, размер» и выполнить задание №4. Трап подан. Добро пожаловать на землю, где правит ее величество Музыка! Спасибо всем за работу
! /
Задание № 4 1. Проставь тактовые черты соответственно размеру .
2 Проставь тактовые черты, определи размер. Туч – ки не – бес – ны – е, веч – ны – е стран – ни - ки


В раздел образования