ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Автор: Фазылова Аида Наильевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ Дс №416 Населённый пункт: Челябинская обл., г. Челябинск Наименование материала: Статья Тема: ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Раздел: дошкольное образование
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Фазылова А.Н., воспитатель МБДОУ ДС № 416, высшая
квалификационная категория.
В
настоящее
время,
помимо
финансовых
и
прочих
материальных
отношений,
участие
родителей
в
жизни
группы
во
многом
остается
декларативным. Проблема не только в занятости или пассивности мам и пап, но
и в самих педагогах. Некоторые из них вовсе не желают ежедневно видеть
родителей в группе, объясняя это тем, что дети ведут себя неадекватно (без
родителей они лучше), что не нужен контролер (и так одни проверяющие), что
другие дети начинают капризничать, что родители не умеют общаться с детьми.
Кроме
того,
существует
реальная
проблема
нехватки
времени,
ощущение
собственной
несостоятельности
у
некоторых
педагогов,
-
все
это
в
совокупности может привести к формированию личных и профессиональных
предубеждений.
Проблемы действительно есть, но их суть не в том, что родители не нужны
или дети не адекватны, а в том, что мы, педагоги, не готовы и не умеем
использовать
их
присутствие
во
благо
детям,
себе
и
самим
родителям.
Правильнее
не
отказываться,
а
учиться
это
делать,
понимая,
что
участие
родителей в жизни детского сада идет на пользу всем - детям, воспитателям,
р о д и т е л я м ,
п р е с т и ж у
п р о ф е с с и и
и
д е т с к о г о
с а д а .
Можно выделить пять уровней участия семей в жизни ДОУ:
оказание разовой помощи;
участие в организации образовательной работы с детьми на занятиях, в
деятельности кружков и т. п.;
участие в качестве постоянных добровольных помощников;
участие в принятии решений относительно ребенка или группы, которую
он посещает;
участие
в
обсуждении
вопросов
и
принятие
решений,
касающихся
деятельности ДОУ в целом.
Выделение
уровней
не
означает,
что
каждая
семья
в
процессе
взаимодействия
с
детским
садом
будет
продвигаться
от
одного
уровня
к
другому. Это значит только то, что строить взаимоотношения с семьями нужно
на основе индивидуализации, признания за семьей права выбора характера и
степени
своего
участия
в
совместной
с
педагогами
деятельности.
По аналогии с известной пословицей "Можно привести лошадь на водопой, но
нельзя
заставить
пить"
будем
помнить,
что
нельзя
заставить
принять
полезность, можно только "вырастить" желание получить пользу.
Работая в группе для детей с тяжелым нарушением речи, мы стремились
продуктивно
строить
взаимодействия
с
родителями
для
осуществления
образовательной деятельности. Но столкнулись с рядом трудностей: родители
проявляли пассивность, нежелание участвовать в совместной деятельности.
Недооценка родителями значимости сотрудничества повлияла и на интерес
детей к образовательному процессу.
Мы поставили задачи по повышению эффективности во взаимодействии с
семьей:
психолого-педагогическое просвещение родителей с целью повышения
педагогического образования.
Изучение
семьи
и
установление
контактов
с
ее
членами
с
целью
согласования воспитательных воздействий на ребенка.
Пассивность
родителей
мешала
эффективному
сотрудничеству,
и
мы
решили постепенно вовлекать их в образовательный процесс, заинтересовывая
постоянными беседами о возможных путях развития их ребенка. Приглашали в
группу
для
наблюдения
за
ребенком
в
режимных
моментах
и
в
непосредственной
образовательной
деятельности.
Присутствие
в
группе
родителей обнаружило следующие плюсы:
они смогли наблюдать за своими детьми на фоне их сверстников, что дало
возможность лучше разобраться в вопросах развития ребенка, научиться и дома
применять подходящие методы воспитания;
у родителей сформировалась адекватная оценка достижений своих детей
и гордость за них;
развилось
более
глубокое
понимание
процесса
обучения
детей
дошкольного возраста; сформировалось правильное понимание у родителей
возможностей обучения и сложностей, которые с этим связаны;
возникло доверие к воспитателям и другим сотрудникам детского сада;
родители
обучились
вилам
деятельности,
которыми
можно
с
удовольствием заниматься с детьми дома;
взрослые познакомились с друзьями своих детей, о которых знали из
рассказов сына или дочери;
установились
длительные
дружеские
связи
в
группе
с
другими
родителями.
А вот что происходило с детьми, когда они увидели своих родителей в
группе:
в их сознании возникла позитивная связь между семьей и детским садом:
если дети чувствовали, что членов их семьи принимали в саду с открытым
сердцем, то у них возникло более доверительное отношение к работающим в
группе взрослым;
присутствие и участие родителей в занятиях доставило детям особое
удовольствие, благоприятствовало их успехам;
у ребенка наблюдался буквально взлет чувства собственного достоинства,
даже если участие членов семьи носил редкий и непродолжительный характер;
знакомство с другими взрослыми расширило социальный опыт и дало
положительные модели для подражания;
Нам такое сотрудничество обеспечило :
возможность
использования
увлечений,
талантов,
знаний
и
интересов
родителей в процессе занятий с детьми;
возможность закрепления знаний, получаемых в детском саду с помощью
занятий дома;
более тесное общение с родителями;
родители
становились
участниками
процесса
принятия
решений
по
вопросам жизни группы;
Мы узнали: как родители мотивируют своих детей, увидели, как мамы и
папы помогали своим малышам решать задачи;
какие занятия и увлечения взрослые члены семьи разделяли со своими
детьми (например, приготовление пищи, игра на музыкальных инструментах).
Следовательно,
привлечение
родителей
и
других
взрослых
к
работе
с
детьми
в
группе
создает
дополнительные
возможности
в
формировании
толерантности
у
всех участников образовательного процесса и позволяет,
наконец-то, реализовать сложный, с точки зрения педагогов, индивидуальный
подход.
В итоге связи между семьёй и детским садом строятся на доверии. А
взаимное доверие возникает в результате эффективного обмена информацией.
Если воспитатели хотят стимулировать успешное вовлечение родителей в свою
работу,
им
необходимо
установить
персонифицированный,
непрерывный,
гибкий и позитивный обмен информацией с родителями.