Напоминание

Программа внеурочной деятельности по направлению "Проектная деятельность" "Самузнайка"


Автор: Прохорова Людмила Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Тюрлеминская СОШ"
Населённый пункт: станция Тюрлема, Козловский район, Чувашская Республика
Наименование материала: программа внеурочной деятельности
Тема: Программа внеурочной деятельности по направлению "Проектная деятельность" "Самузнайка"
Раздел: начальное образование





Назад




Программа внеурочной деятельности по направлению «Проектная деятельность»
«Самузнайка»
начального общего образования на основе образовательной программы в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта НОО Прохоровой Людмилы Николаевны, учителя начальных классов первой квалификационной категории МБОУ «Тюрлеминская СОШ» Козловский район Чувашская Республика

Станция Тюрлема, 2015 год

Структура программы
I. Пояснительная записка 1. Цели и задачи программы 2. Актуальность и особенность программы 3. Формирование способностей младших школьников 4. Сроки реализации программы (три уровня результатов) II. Содержание изучаемого курса III. Методическое обеспечение программы с учётом возрастных и психолого - физиологических особенностей детей младшего школьного возраста IV. Личностные и метапредметные результаты образовательного процесса V. Возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста VI. Как обеспечить эффективность проектной деятельности учащихся? 1. Как подготовить детей к проектно-исследовательской деятельности? 2. Обеспечение заинтересованности детей в работе над проектом 3. Общие правила для педагогов – руководителей проектов 4. Роль учителя в проектной деятельности VII. Примерные критерии оценок проектной деятельности: VIII. Последовательность работы над проектом IX. Планируемые результаты. X. Тематическое планирование программы: 1. Тематическое планирование занятий в 1 классе; 2. Тематическое планирование занятий во 2 классе; 2

I.Пояснительная записка
1.Цели и задачи программы Включение в образовательный процесс проектных задач способствует получению качественно новых результатов в усвоении учащимися содержания начальной школы и дает возможность проведения эффективного мониторинга становления этих результатов, закладывает основу для эффективного внедрения проектной деятельности как ведущей формы построения учебного процесса в подростковом возрасте. Организация внеурочной деятельности по направлению «проектная деятельность»
«Самузнайка»
организуется с
целью
формирования у школьников
умения учиться
, как универсального учебного действия. Форма организации: занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, в музеях различного типа, библиотеках, на пришкольном участке, на предприятиях и различных объектах населённого пункта (около памятников, на предприятиях, парках, в лесу). Проектная деятельность включает: проведение опытов; наблюдений, экскурсий; заседаний, олимпиад, викторин, КВН – ов; , встреч с интересными людьми, соревнований; Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.
Цель программы
: Развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.
Задачи программы:
 формирование позитивной самооценки;  формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве;  умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности; способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать  формирование способности к организации деятельности и управлению ею; воспитание целеустремленности и настойчивости;  формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения;  формирование умения решать творческие задачи;  формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование). 3
2.Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа. Методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности. Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы. Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:  Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;  Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;  Системность организации учебно-воспитательного процесса;  Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
3.Формирование способностей у младших школьников
В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:  Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);  Целеполагать (ставить и удерживать цели);  Планировать (составлять план своей деятельности);  Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);  Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи; Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других)
4.Сроки реализации программы: 4 года (1-4 класс).
Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов: Первый уровень результатов (1 класс) Второй уровень результатов(2-3 класс) Третий уровень результатов(4 класс) п р е д п о л а г а е т п р и о б р е т е н и е первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляет ся в активном и с п о л ь з о в а н и и п р е д п о л а г а е т п о л у ч е н и е ш ко л ь н и к а м и с а м о с т о я т е л ь н о го с о ц и а л ь н о го о п ы т а . Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по с амо стоятельно 4
выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи. школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации. выбранному направлению. И т о г и р е а л и з а ц и и п р о г р а м м ы м о г у т быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты и пр.
II.Содержание изучаемого курса
Работа по программе внеурочной работы над проектной деятельностью детей ведётся в режиме урочно - внеурочных занятий, 1 раз в недели. При организации проектной деятельности учитываются психолого-физиологические особенности младших школьников. У учащихся этого возраста наглядно-образное мышление, любопытство, интерес к окружающему миру подталкивают учащихся к выбору темы на основе конкретного содержания предмета. Темы детских проектных работ я выбираю в зависимости от содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Для проекта требуется личностно и социально значимая проблема, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, находящаяся в зоне ближайшего развития младших школьников. Длительность выполнения учебного проекта или исследования в 1-2 классе целесообразно ограничить 1-2 неделями в режиме или одним или сдвоенными уроками. Важно, чтобы проекты не были долгосрочными, так как сложно длительное время удержать интерес к проекту. В 3- 4 классе их продолжительность можно увеличить от 1 до 2-3 месяцев. Дети не способны к длительной самостоятельной работе без участия взрослых, их поддержки, помощи, анализа и нацеливания на следующий этап работы. Для поддержания мотивации и руководства организацией проекта младших школьников выделяется не три этапа, как в старших классах, а 4, 5, или 6 , в зависимости от поставленных задач, содержания и продолжительности работы над проектом. В начальных классах учащиеся еще не умеют работать с научно - познавательной литературой, выделять главное, систематизировать, делать обобщения, планировать свою деятельность, они только приступают к поисково-исследовательской работе. От учителя потребуется такт, деликатность, чтобы не «навязать» ученикам информацию, а направить их на самостоятельный поиск. Большого внимания требует и процесс осмысления, целенаправленного приобретения и применения знаний, необходимых в том или ином проекте, постановки учебной цели по овладению приёмами проектирования. При проектировании я задаю следующие вопросы «Все ли вы знаете, чтобы выполнить данный проект? Какую информацию вам надо получить? К каким источникам информации следует обратиться (интернет, справочники, художественная литература, учебники)? Какие умения понадобятся для выполнения этого проекта? Владеете ли вы этими умениями в достаточной мере? Каким образом вы сможете приобрести нужные вам умения? Где ещё вы сможете впоследствии применять такие умения? Роль учителя. В учебном проекте степень активности и самостоятельности учеников и учителя на разных этапах можно представить в следующей схеме: 5
1-й этап - УЧИТЕЛЬ - ученик, 2-й и 3-й этапы- учитель -УЧЕНИК, Последний этап-УЧИТЕЛЬ - УЧЕНИК Роль учителя велика на первом и последнем этапах. И от того, как учитель выполнит свою роль на первом этапе – этапе погружения в проект, - зависит судьба проекта в целом. На последнем этапе роль учителя велика, поскольку ученикам не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали, протянуть мостик к следующей теме, прийти, может быть, к неожиданным умозаключениям, которые поможет сделать учитель с его богатым житейским опытом, научным кругозором, аналитическим мышлением. Чтобы произвести самооценку проектирования и результата проекта я задаю следующие вопросы: Почему вы начали разрабатывать этот проект? Правильно ли сформулировали задачу? Разнообразны ли были идеи? Соответствует ли выбранная идея первоначально выдвинутым требованиям? Удачно ли спланировали и использовали время? Что сделали бы иначе, если бы снова начали разрабатывать проект? Какой вклад внес каждый участник в общее дело? Оцените свою работу. Для кого предназначен проект? Учитывались ли местные условия или возрастные особенности? Как отнесутся посторонние люди , кто будет использовать наш( ваш) проект? Была ли достигнута цель , все ли задачи решены? Как улучшить проект? Каковы направления для дальнейшего исследования?
III. Методическое обеспечение программы с учётом возрастных и психолого - физиологических особенностей детей младшего

школьного возраста
Результаты выполненных проектов должны быть "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в внеклассной работе, дома пр.). Необходимо, чтобы этот результат можно было увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Результатом проекта может быть атлас, видеофильм, диафильм, газета, журнал, коллекция, гербарий, костюм, макет, модель, наглядные пособия, плакат. публикация, справочник, словарь, экологическая программа, книга, сборник стихов, сказок, викторина, панно, поделка, праздник, представление, план, реферат, серия иллюстраций, стенгазета, сценарий праздника, экскурсия, путешествие, реклама, инсценировка, спектакль, соревнования, телепередача. научная конференция, ролевая, деловая, спортивная, интеллектуально - творческая игра. Для того чтобы создать условия для эффективной самостоятельной творческой проектной деятельности обучающимся необходимо: 1. Провести подготовительную работу. Учащемуся понадобятся до определённой степени сформированные специфические умения и навыки проектирования для самостоятельной работы. 6
Формирование их целесообразно проводить не только в процессе работы над проектом, но и в рамках традиционных занятий, когда они осваиваются поэтапно как общешкольные (надпредметные). Например, проблемное введение в тему урока, постановка цели урока совместно с учащимися, совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания, групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе, самоанализ и самооценка, рефлексия. Следующие умения и навыки проектной деятельности нужно формировать в процессе работы над проектом или вне его: а) выдвижение идеи (мозговой штурм), целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия; б) презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка отчёта о проделанной работе; в) слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, г) поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернет, формулирование ключевых слов; д) информационные: выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск; 2. Учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся. Важно помнить, интерес к работе и посильность во многом определяют успех. В рамках проектной деятельности предполагается, что проблемный вопрос предлагают учащиеся. Но в условиях начальной школы допустимо представление вопроса учителем или помощь ученикам во время его формулирования. 3. Обеспечить заинтересованность детей в работе над проектом — мотивацию. Мотивация является незатухающим источником энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности. Для этого нужно еще на старте педагогически грамотно сделать погружение в проект, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы. В ходе работы включаются заложенные в проектную мотивационные механизмы. 4. Внимательно относиться к выбору основополагающего вопроса проекта. Весь проект имеет какой-либо основополагающий вопрос. Если этот вопрос интересен учащимся, то и проект будет успешен. Иначе говоря, вот откуда значимость проблемы для обучающихся. При необходимости его нужно корректировать. 5. Создавать группу не более 5- 8 человек. Для работы над проектом класс разбивается на группы. Каждая из этих групп будет работать над одним из подвопросов, так называемым «проблемным вопросом». 6. Учитывать возможность учебных предметов для реализации проектной деятельности. 7
Относительно низкую эффективность реализации проектной деятельности учащихся имеют такие предметы, как родной язык, литературное чтение, математика. Реализация проектной деятельности по этим дисциплинам лучше всего происходит во внеклассной деятельности, особенно в форме межпредметных проектов. Наибольшую эффективность имеют такие учебные предметы, как окружающий мир (природоведение), иностранные языки, информатика, изо, технология. Преподавание данных дисциплин не только допускает, но и требует введения метода проекта как в классно-урочную, так и во внеурочную деятельность учащихся. 7. Учесть и избежать «подводных камней». Первая опасность– подменить деятельность выполнением задания, сделать многое за детей, перепоручить родителям. Чтобы этого не случилось, учителю необходимо работать в стиле педагогической поддержки. Вторая опасность– при выполнении исследовательского проекта не превратить проект в реферат. Конечно, исследовательский проект предполагает изучение каких-либо научных работ, грамотное изложение их содержания. Но проектант должен иметь собственную точку зрения на рассматриваемое явление, собственный угол зрения, под которым он будет рассматривать источники. Третья опасность– переоценка результата проекта и недооценка его процесса. Чтобы оценка балы максимально объективной и разносторонней, необходимо внимательно отнестись к составлению и последующему анализу самим ребенком своей работы В рамках традиционных учебных занятий используют: • проблемное введение в тему урока; • постановку цели и задач урока совместно с учащимися; • совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания; • групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе; • выдвижение идеи (мозговой штурм); • постановку вопроса (поиск гипотезы); • формулировку предположения (гипотезы); • обоснованный выбор способа выполнения задания; • составление аннотации к прочитанной книге, картотек; • поиск дополнительной литературы; • подготовку доклада (сообщения); • самоанализ и самооценку, рефлексию; • поиск альтернативных способов решения проблемы и т.п.
IV.Личностные и метапредметные результаты
8
результаты формируемые умения средства формирования личностные  Формирование у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.  развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания,  ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. организация на внеурочных з анят иях индивидуальной, парной, парно-групповой работы Метапредметные результаты регулятивные  учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;  планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане  осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; преобразовывать практическую задачу в познавательную; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве познавательные  умения учиться: навыки решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации.  добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.  осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;  -основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;  осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; •осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; коммуникативные  Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).  умение координировать свои усилия с усилиями других.  формулировать собственное мнение и позицию;  •договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;  учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;  аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в 9
задавать вопросы;  допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;  учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;  продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;  с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия; V.
Примерные критерии оценок проектной деятельности:
1. Самостоятельность работы над проектом 2. Актуальность и значимость темы 3. Полнота раскрытия темы 4. Оригинальность решения проблемы 5. Артистизм и выразительность выступления 6. Как раскрыто содержание проекта в презентации 7. Использование средств наглядности, технических средств
VI.Организация проектной деятельности
Последовательность работы над проектом Технологический (творческий) проект 1-й этап. Разработка проекта Для чего и кому нужен проект? Сделать подарок. Подготовиться к празднику. Принимать участие в конкурсах Что-то другое… Что будем делать? Обсуждаем и выбираем изделие(-я). 10
Определяем конструкцию изделия. Подбираем подходящие материалы. Выполняем зарисовки, схемы, эскизы объекта. Выбираем лучший вариант. Как делать? Подбираем технологию выполнения. Продумываем возможные конструкторско-технологические проблемы и их решение. Подбираем инструменты. 2-й этап. Выполнение проекта Воплощаем замысел Распределяем роли или обязанности (в коллективном и групповом проекте). Изготавливаем изделие. Вносим необходимые дополнения, исправления (в конструкцию, технологию). 3-й этап. Защита проекта Что делали и как? Что решили делать и для чего. Как рождался образ объекта. Какие проблемы возникали. Как решались проблемы. Достигнут ли результат.
VII.Планируемые результаты.
Сформированные действия ■ видеть проблемы; ■ ставить вопросы; ■ выдвигать гипотезы; ■ давать определение понятиям; ■ классифицировать; ■ наблюдать; ■ проводить эксперименты; ■ делать умозаключения и выводы;  Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);  Целеполагать (ставить и удерживать цели);  Планировать (составлять план своей деятельности);  Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);  Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;  Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, 11
■ структурировать материал; ■ готовить тексты собственных докладов; ■ объяснять, доказывать и защищать свои идеи. принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
VIII.Тематическое планирование

1 класс



Темы занятий

Количество часов

В школе

(в классе)

В н е

ш к о л ы

(класса)

Теория

Практика
1. 1 этап Проект? Проект! + 2ч. 2. Как выбрать тему проекта? + 2ч. 3. Какими могут быть проекты? + 2ч. 4. Выбор тем для проектов 1ч 5. Учимся выбирать дополнительную литературу (экскурсия в библиотеку) + 1ч. 6. Б и бл и от еч н о е з а н я т и е « З н а ком с т в о с информационными справочниками» (продолжение темы «Учимся выбирать дополнительную литературу») + 1ч. 7. Совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания; + 1ч. 1ч. 12
8. Постановка вопроса (поиск гипотезы); Формулировка предположения (гипотезы) + 2ч. 1ч. 9. Групповая работа над проектом + 1ч. 3ч. 10. Учимся защищать свой проект + 1ч 2ч 11. Развитие умений задавать вопросы. + 1ч. 1ч. 12. Экскурсия как средство стимулирования проектной деятельности детей + + 1ч. 1ч. 13. Обоснованный выбор способа выполнения задания; + 1ч. 1ч. 14. Групповая работа над проектами и участие в конкурсах. - 6ч Всего - 33 часа Первый уровень результатов– (1 класс) предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи. Класс 2 Темы занятий Количество часов В школе (в классе) В н е ш к о л ы (класса) Теория Практика 1. 1 этап 1. Проект? Проект! (повторение материала прошлого учебного года) + 1ч 2. Как выбрать тему проекта? (повторение материала прошлого учебного года) + 1ч 3. Какими могут быть проекты? (повторение материала прошлого учебного года) + 1ч 13
4.Выбор тем для проектов (повторение материала прошлого учебного года) + 1ч 5. Учимся выбирать дополнительную литературу (экскурсия в библиотеку) (повторение материала прошлого учебного года) + 1ч. 1ч. 6. Библиотечное занятие «Знакомство с информационными справочниками» (продолжение темы «Учимся выбирать дополнительную литературу») + 1ч. 1ч. 7. Совместное планирование выполнения практического задания; Выбор тем для проектов. Выбор партнёра по проекту. + 1ч. 2ч. 8. Совместное планирование выполнения практического задания; Парная работа над проектом + 1ч 3ч 9. Выбор тем для проектов. Индивидуальная работа над проектом + 1ч 9ч 10.Выбор способа защиты проектов. + 3ч 3ч 11. Организация выставок творческих работ – с р е д с т в о с т и м ул и р о в а н и я п р о е к т н о й деятельности детей. + 1ч. 3ч. Всего - 35 часов Второй уровень результатов (2 класс) частично, продолжение в 3 классе:  предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации Методический материал: 14
1. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации. – Народное образование. – М., 2000, № 9, с.177-180; 2.Воскобойникова Е. А.Проектные работы первоклассников в период обучения грамоте . Начальная школа №12. 2007; 3. Ляхова Л. В. Организация научно – исследовательской деятельности учащихся. Начальная школа.№7. 2009; 4. Новолодская Е. Г. Реализация творческих проектов при изучении природоведения. Начальная школа. №1. 2008; 5. Назарова Е. В. Метод проектов в процессе формирования основ экологического сознания учащихся. № 4. 2009; 15


В раздел образования