Профессиональная компетентность преподавателя русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС ООО
Автор: Бойцова Елена Николаевна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МБОУ "СОШ№24" Населённый пункт: Вологодская область Наименование материала: статья-эссе Тема: Профессиональная компетентность преподавателя русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС ООО Раздел: среднее образование
Череповец, 2016
«Ученик - это не сосуд, который надо наполнить,
а факел, который надо зажечь»
/Плутарх/
Преподаватель
русского
языка
(как
родного
и
как
иностранного)
является активным, ведущим, направляющим субъектом учебного процесса и
педагогиче ского
общения.
Суще ствует
определенный
н а б о р
профессиональных требований к преподавателю, традиционно включающий
в
себя
профессиональную
компетентность.
Она
является
необходимой
составляющей профессионализма, следовательно, некорректно рассматривать
ее как выражение высокого уровня квалификации и профессионализма.
Понятие
«профессионализм»
более
широкое,
чем
понятие
«профессиональная
компетентность».
В
современной
отечественной
педагогике принято последнюю рассматривать как аспект общекультурной
компетентности. Иногда это понятие отождествляется с понятием «уровень
образованности
специалиста».
В
любом
случае
профессиональная
компетентность
означает
владение
деятельностью
на
высоком
профессиональном уровне, наличие специальных знаний и умение применять
их
на
практике.
Выделяют
несколько
видов
профессиональной
компетентности, в том числе специальную.
Применительно
к
деятельности
педагога
профессиональная
компетентность
отражает
единство
его
теоретической
и
практической
готовности к осуществлению педагогической деятельности, следовательно,
характеризует
его
профессионализм.
Специальная
компетентность
преподавателя
включает
глубокие
знания,
квалификацию
и
опыт
деятельности
в
области
преподаваемого
предмета,
т.е.
теоретическая
готовность означает знание преподавателем соответствующего предмета (в
частности, системы научно-теоретических знаний в области русского языка)
и теоретических положений психологии, общей дидактики, педагогики и
методики.
В
данном
случае
можно
вести
речь
о
педагогической
компетентности как одном из вариантов профессиональной компетентности.
В
качестве
ее
основных
элементов
выделяют
методическую,
психолого-
педагогическую, дифференциально-психологическую, аутопсихологическую
и другие виды компетентности. Многие из перечисленных выше знаний как
составной
части
педагогической
компетенции
являются
предпосылкой
педагогических
умений
-
конструктивных,
организаторских
и
коммуникативных.
Коммуникативные
умения
преподавателя
наиболее
полно
рассмотрены А.А. Леонтьевым, который включил в их число следующие:
1) волевые качества, умение управлять своим поведением;
2)
качества
внимания,
прежде
всего
наблюдательность,
гибкость
(переключаемость) и т.п.;
3) умения социальной перцепции («чтения по лицам»);
4) умение «понимать», а не только видеть, т.е. адекватно моделировать
личность ученика, его психическое состояние по внешним признакам;
5) умение «подавать себя» в общении с учащимися;
6) умение речевого общения, т.е. оптимально строить свою речь в
психологическом плане;
7) умения речевого и неречевого контакта с учащимися;
8) гностические умения (по Н.В. Кузьминой), связанные с осознанием
и переносом информации.
Од ним
из
ва жне йших
компо не нто в
п р о ф е с с и о н а л ь н о й
компетентности
преподавателя,
как
и
других
специалистов,
является
коммуникативный, который включает умения ясно и четко излагать мысли,
аргументировать,
убеждать,
строить
доказательства
(т.е.
владеть
теорией
аргументации),
анализировать,
устанавливать
межличностные
связи,
выбирать
оптимальный
стиль
общения
в
различных
деловых
ситуациях,
организовывать и поддерживать диалог.
Говоря о возможности и необходимости развивать коммуникативные
способности,
мы
имеем
в
виду
комплекс
профессиональных
умений,
которыми
должен
обладать
преподаватель
независимо
от
е го
индивидуальных
качеств.
Такие
профессиональные
умения
можно
целенаправленно
развивать.
В
число
профессиональных
умений
преподавателя необходимо включить его речевое поведение, так как оно
влияет на создание благоприятного микроклимата в группе: по возможности
избегать использования повелительного наклонения, чаще включать в свою
речь реплики оценочного характера, вселяющие уверенность в студента, и
реплики,
стимулирующие
их
мыслительную
деятельность.
Языковая
и
речевая культура преподавателя также является обязательным компонентом
его
профессиональной
компетентности.
Недопустимы
в
общении
со
студентами орфоэпические ошибки (в частности, неправильная постановка
ударения в словах) и использование просторечий и вульгаризмов.
Ка к
о д н у
из
важнейших
составляющих
п е д а го г ической
компетентности
можно
рассматривать
и
способность
преподавателя
самостоятельно приобретать новые знания и умения, а также использовать их
в практической деятельности. Незаменимыми для преподавателя становятся
справочники и различные словари - ценнейшие справочные пособия для
совершенства речевой культуры.
Образовательные стандарты нового поколения предъявляют высокие
требования
к
учителю.
Чтобы
воспитать
достойного
гражданина
России,
способного
самосовершенствоваться
на
протяжении
всей
жизни,
учитель
должен быть сам примером для подражания. При этом сегодня педагог не
транслятор знаний, а человек, который способен проектировать совместную
деятельность с учащимися, готов к сотрудничеству, открыт для общения.
Большое
значение
имеет
готовность
обучаться
и
повышать
свою
квалификацию в поисковом режиме, вести обсуждение проблем в диалоговой
форме, непосредственной практикой «проверять» полученные знания и опыт,
рефлексировать по поводу собственной и чужой практики, теоретически
осмысливать существующие и формулировать новые проблемы.
Таким образом, основные компетенции современного учителя:
Уметь
учиться
вместе
с
учениками,
самостоятельно
закрывая
свои
«образовательные дыры».
Уметь планировать и организовывать самостоятельную деятельность
обучающихся (помогать обучающемуся определять цели и образовательные
результаты на языке умений/компетенций).
Уметь мотивировать обучающихся, включая их в разнообразные виды
деятельности, позволяющие наработать им требуемые компетенции;
Уметь «сценировать» учебный процесс, используя разнообразные формы
организации деятельности и включая разных учащихся в разные виды работы
и деятельности, с учетом их склонностей, индивидуальных особенностей и
интересов.
Уметь
занимать
позицию
эксперта
в
отношении
демонстрируемых
учащимся компетенций в разных видах деятельности и оценивать их при
помощи соответствующих критериев.
Уметь
подмечать
склонности
учащегося
и
в
соответствии
с
ними
определять
наиболее
подходящий
для
него
учебный
материал
или
деятельность.
Владеть
проектным
мышлением
и
уметь
организовать
групповую
проектную деятельность учащихся и руководить ею.
Владеть
исследовательским
мышлением,
умея
организовать
исследовательскую работу обучающихся и руководить ею.
Уметь осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения
и уметь организовать ее у обучающихся в процессе учебных занятий.
Уметь
вести
занятия
в
режиме
диалога
и
дискуссии,
создавая
атмосферу, в которой обучающиеся хотели бы высказывать свои сомнения,
мнения и точки зрения на обсуждаемый предмет, дискутируя не только между
собой, но и с учителем, принимая то, что собственная точка зрения может
быть также подвергнута сомнению и критике.
Владеть современными технологиями и использовать их в учебном
процессе.
В условиях реализации ФГОС каждый учитель должен:
Создать комфортную среду для саморазвития обучающихся.
Должен
четко
продумать
систему
воспитания
и
образования
для
каждого класса, подобрать содержание образования, определить планируемые
результаты.
Развивать личность ребенка и УУД на основе учебной деятельности.
Выступать
в
роли
инструктора,
наставника,
занимать
позицию
куратора,
консультанта,
а
не
лектора.
Ученик
должен
стать
активным
участником образовательного процесса.
Применять новые технологии
Самообразовываться и самосовершенствоваться.
Новые
профессиональные
задачи
учителя
–
словесника
в
условиях
внедрения ФГОС основного общего образования:
1.Использование
системно-деятельностного
( компетентностного)
подхода в преподавании курса русского языка и литературы в основной
общеобразовательной
школе
как
основы
достижения
учащимися
личностных, метапредметных и предметных результатов образования.
2.
Формирование
и
развитие
универсальных
учебных
действий
учащихся в процессе изучения русского языка и литературы в основной
общеобразовательной школе.
3.
Использование
современных
форм
и
видов
контроля
знаний
по
русскому
языку
и
литературе
в
основной
школе
в
соответствии
с
требованиями ФГОС ООО.
Наверное, самое важное для успешной работы по новым стандартам –
компетентный учитель-профессионал, а для этого важно желание учителя
меняться (в этом задача института повышения квалификации – чтобы это
желание
появилось
после
обучения,
ведь
часто
учителя
считают
себя
самодостаточным) и способность видеть проблемы, а не их следствия.