Напоминание

Профессиональная компетентность преподавателя русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС ООО


Автор: Бойцова Елена Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СОШ№24"
Населённый пункт: Вологодская область
Наименование материала: статья-эссе
Тема: Профессиональная компетентность преподавателя русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС ООО
Раздел: среднее образование





Назад





Учебно- методический портал

ЭССЕ

«Профессиональная компетентность

преподавателя русского языка и литературы в

условиях реализации ФГОС ООО»

Выполнила

учитель русского языка и литературы

I категории МБОУ СОШ № 24

Бойцова Елена Николаевна

Череповец, 2016
«Ученик - это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь»
/Плутарх/ Преподаватель русского языка (как родного и как иностранного) является активным, ведущим, направляющим субъектом учебного процесса и педагогиче ского общения. Суще ствует определенный н а б о р профессиональных требований к преподавателю, традиционно включающий в себя профессиональную компетентность. Она является необходимой составляющей профессионализма, следовательно, некорректно рассматривать ее как выражение высокого уровня квалификации и профессионализма. Понятие «профессионализм» более широкое, чем понятие «профессиональная компетентность». В современной отечественной педагогике принято последнюю рассматривать как аспект общекультурной компетентности. Иногда это понятие отождествляется с понятием «уровень образованности специалиста». В любом случае профессиональная компетентность означает владение деятельностью на высоком профессиональном уровне, наличие специальных знаний и умение применять их на практике. Выделяют несколько видов профессиональной компетентности, в том числе специальную. Применительно к деятельности педагога профессиональная компетентность отражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности, следовательно, характеризует его профессионализм. Специальная компетентность преподавателя включает глубокие знания, квалификацию и опыт деятельности в области преподаваемого предмета, т.е. теоретическая готовность означает знание преподавателем соответствующего предмета (в частности, системы научно-теоретических знаний в области русского языка) и теоретических положений психологии, общей дидактики, педагогики и методики. В данном случае можно вести речь о педагогической компетентности как одном из вариантов профессиональной компетентности. В качестве ее основных элементов выделяют методическую, психолого- педагогическую, дифференциально-психологическую, аутопсихологическую и другие виды компетентности. Многие из перечисленных выше знаний как составной части педагогической компетенции являются предпосылкой педагогических умений - конструктивных, организаторских и коммуникативных. Коммуникативные умения преподавателя наиболее полно рассмотрены А.А. Леонтьевым, который включил в их число следующие: 1) волевые качества, умение управлять своим поведением; 2) качества внимания, прежде всего наблюдательность, гибкость (переключаемость) и т.п.; 3) умения социальной перцепции («чтения по лицам»); 4) умение «понимать», а не только видеть, т.е. адекватно моделировать личность ученика, его психическое состояние по внешним признакам; 5) умение «подавать себя» в общении с учащимися; 6) умение речевого общения, т.е. оптимально строить свою речь в психологическом плане;
7) умения речевого и неречевого контакта с учащимися; 8) гностические умения (по Н.В. Кузьминой), связанные с осознанием и переносом информации. Од ним из ва жне йших компо не нто в п р о ф е с с и о н а л ь н о й компетентности преподавателя, как и других специалистов, является коммуникативный, который включает умения ясно и четко излагать мысли, аргументировать, убеждать, строить доказательства (т.е. владеть теорией аргументации), анализировать, устанавливать межличностные связи, выбирать оптимальный стиль общения в различных деловых ситуациях, организовывать и поддерживать диалог. Говоря о возможности и необходимости развивать коммуникативные способности, мы имеем в виду комплекс профессиональных умений, которыми должен обладать преподаватель независимо от е го индивидуальных качеств. Такие профессиональные умения можно целенаправленно развивать. В число профессиональных умений преподавателя необходимо включить его речевое поведение, так как оно влияет на создание благоприятного микроклимата в группе: по возможности избегать использования повелительного наклонения, чаще включать в свою речь реплики оценочного характера, вселяющие уверенность в студента, и реплики, стимулирующие их мыслительную деятельность. Языковая и речевая культура преподавателя также является обязательным компонентом его профессиональной компетентности. Недопустимы в общении со студентами орфоэпические ошибки (в частности, неправильная постановка ударения в словах) и использование просторечий и вульгаризмов. Ка к о д н у из важнейших составляющих п е д а го г ической компетентности можно рассматривать и способность преподавателя самостоятельно приобретать новые знания и умения, а также использовать их в практической деятельности. Незаменимыми для преподавателя становятся справочники и различные словари - ценнейшие справочные пособия для совершенства речевой культуры. Образовательные стандарты нового поколения предъявляют высокие требования к учителю. Чтобы воспитать достойного гражданина России, способного самосовершенствоваться на протяжении всей жизни, учитель должен быть сам примером для подражания. При этом сегодня педагог не транслятор знаний, а человек, который способен проектировать совместную деятельность с учащимися, готов к сотрудничеству, открыт для общения. Большое значение имеет готовность обучаться и повышать свою квалификацию в поисковом режиме, вести обсуждение проблем в диалоговой форме, непосредственной практикой «проверять» полученные знания и опыт, рефлексировать по поводу собственной и чужой практики, теоретически осмысливать существующие и формулировать новые проблемы.
Таким образом, основные компетенции современного учителя: Уметь учиться вместе с учениками, самостоятельно закрывая свои «образовательные дыры». Уметь планировать и организовывать самостоятельную деятельность обучающихся (помогать обучающемуся определять цели и образовательные результаты на языке умений/компетенций). Уметь мотивировать обучающихся, включая их в разнообразные виды деятельности, позволяющие наработать им требуемые компетенции; Уметь «сценировать» учебный процесс, используя разнообразные формы организации деятельности и включая разных учащихся в разные виды работы и деятельности, с учетом их склонностей, индивидуальных особенностей и интересов. Уметь занимать позицию эксперта в отношении демонстрируемых учащимся компетенций в разных видах деятельности и оценивать их при помощи соответствующих критериев. Уметь подмечать склонности учащегося и в соответствии с ними определять наиболее подходящий для него учебный материал или деятельность. Владеть проектным мышлением и уметь организовать групповую проектную деятельность учащихся и руководить ею. Владеть исследовательским мышлением, умея организовать исследовательскую работу обучающихся и руководить ею. Уметь осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения и уметь организовать ее у обучающихся в процессе учебных занятий. Уметь вести занятия в режиме диалога и дискуссии, создавая атмосферу, в которой обучающиеся хотели бы высказывать свои сомнения, мнения и точки зрения на обсуждаемый предмет, дискутируя не только между собой, но и с учителем, принимая то, что собственная точка зрения может быть также подвергнута сомнению и критике. Владеть современными технологиями и использовать их в учебном процессе. В условиях реализации ФГОС каждый учитель должен: Создать комфортную среду для саморазвития обучающихся. Должен четко продумать систему воспитания и образования для каждого класса, подобрать содержание образования, определить планируемые результаты. Развивать личность ребенка и УУД на основе учебной деятельности.
Выступать в роли инструктора, наставника, занимать позицию куратора, консультанта, а не лектора. Ученик должен стать активным участником образовательного процесса. Применять новые технологии Самообразовываться и самосовершенствоваться. Новые профессиональные задачи учителя – словесника в условиях внедрения ФГОС основного общего образования: 1.Использование системно-деятельностного ( компетентностного) подхода в преподавании курса русского языка и литературы в основной общеобразовательной школе как основы достижения учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов образования. 2. Формирование и развитие универсальных учебных действий учащихся в процессе изучения русского языка и литературы в основной общеобразовательной школе. 3. Использование современных форм и видов контроля знаний по русскому языку и литературе в основной школе в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Наверное, самое важное для успешной работы по новым стандартам – компетентный учитель-профессионал, а для этого важно желание учителя меняться (в этом задача института повышения квалификации – чтобы это желание появилось после обучения, ведь часто учителя считают себя самодостаточным) и способность видеть проблемы, а не их следствия.


В раздел образования