Автор: Логвинова Елена Альбертовна Должность: педагог дополнительного образования Учебное заведение: Клуб по месту жительства "Северка" Населённый пункт: поселок Северка г.Екатеринбурга Наименование материала: методическая разработка Тема: "В царстве теплых ковриков" Раздел: дополнительное образование
«Только лишь ЦВЕТ в первозданном виде
может говорить с ДУШОЙ напрямую….
тысячами разных способов»
Оскар Уайльд
Введение
Интерес к природе цвета восходит к античным временам. Как ни странно,
значительное влияние на развитие науки о цвете оказали греки - Демокрит,
Платон и Аристотель. И только благодаря Исааку Ньютону было доказано, что
белый цвет есть сумма цветных лучей, которые непрерывно переходят из одного
в другой. Ученый расположил цвета в виде круга (знаменитый цветовой
«ньютонов круг»), разделенного на 7 частей – красный, оранжевый, желтый,
зелёный, голубой, синий и фиолетовый, с центром круга белого цвета.
Феномен цветовосприятия человеческого организма с давних пор интересует
ученых. Было установлено, что цвет взаимодействует не только со зрением
человека, но и с организмом человека в целом. Цветом можно вылечить, а можно
привести человека и в угнетенное состояние.
Лечебное действие цвет имеет при использовании его в художественном
творчестве и терапии. Художественное творчество, считал З.Фрейд, имеет
сходство со сновидениями и фантазиями, снижая психическое напряжение. Так, в
90-х годах прошлого века в Ялте , в НИИ им. Сеченова, стали использовать
рисунок как средство для облегчения и снятия приступов бронхиальной астмы у
детей и выяснили, что перед приступом у рисующих детей на бумаге появляются
красные и оранжевые пятна, не соответствующие сюжету. В этот момент детям
предлагают отложить начатый рисунок и рисовать что-то зеленым, голубым или
фиолетовым цветом. Детям становилось легче, через 3-4 сеанса у них
вырабатывался устойчивый рефлекс.
Цвет и рисунок являются лучшим лекарством для лечения души человека
любого возраста. Когда человек рисует, у него улучшается настроение,
нормализует давление, снижается температура, восстанавливается энергия и сила,
а соответственно, и здоровье, а при написании пейзажей снимается сильнейшее
внутреннее напряжение. Во время занятий можно даже узнать о болезни раньше,
чем она начнется. Во время рисования устанавливается невидимый контакт с
нашим внутренним миром, с нашими чувствами.
В настоящее время, когда ритм жизни так быстротечен, и многие люди
находятся в большом напряжении, занятия художественной терапией может стать
простым и доступным способом снятия напряжения и стрессов. Кто-то
категорически заявит, что у него нет времени заниматься этим, что он слишком
занят делами. Наше занятие - как раз для него.
Суть терапии заключается в том, что во время занятий мы подсознательно
вводим дополнительные «дозы» того цвета, которого нам не хватает в данный
момент для полного здоровья. Для этого применяют различные методы
цветотерапии и используются природные возможности цвета. В отличие от
методов традиционной медицины, цветотерапия ничего не привносит в организм
человека, а лишь восстанавливает свойственное ему равновесие. И что самое
интересное - здесь не нужно быть художником и даже иметь какие-то навыки к
рисованию. Вам не нужно задумываться над тем, хорошим ли получился рисунок,
правильно ли вы держите кисть и распределяете цвета.
Главным будет то, что этот рисунок Вы нарисовали САМИ, а значит, в него
вложена ВАША энергия. Даже несколько мазков кистью могут дать много
информации о вас, вашем здоровье и эмоциональном состоянии.
Для выполнения наших рисунков вам понадобятся лишь бумага, краски,
кисти, и, конечно же, ваше желание. Чтобы получить максимальный эффект от
занятия, позаботьтесь, чтобы вам никто не мешал, не отвлекал. Если нет
возможности заниматься в отдельной комнате, то выберите время, когда вы будете
одни.
Цель занятий :
запустить в человеке естественные механизмы оздоровления души и тела
посредством рисунка.
Задачи:
Образовательные задачи:
-ознакомить с правилами самоконтроля своего состояния здоровья через рисунок;
-научить различать цветодефицитные состояния и способы уравновешивания
дисгармонии;
- научить пользоваться палитрой красок для улучшения состояния здоровья.
Развивающие задачи:
- развивать и совершенствовать желание работы над собой;
- способствовать умению справляться с недугами нетрадиционными методами
лечения;
- развивать желание к самопознанию, визуализации своей мечты;
- развивать умение различать состояние человека по его рисункам.
Воспитательные задачи:
- воспитание культуры здоровья, ответственности личности за свое здоровье и
потребности заботиться о нем;
- воспитывать в ребенке самостоятельность, свободное проявление своей
фантазии.
Оздоровительные задачи:
- повышение умственной работоспособности;
- снижение заболеваемости;
- коррекция поведения и поступков;
- психологическая разгрузка после учебного процесса.
1. РАДУЖНЫЙ КАЛЕЙДОСКОП ЦВЕТОВ
Появляясь на свет, мы не можем видеть мир цветным. Только примерно в
шесть недель ребенок начинает немного различать цвета. И самый первый из них
– красный , и только потом все остальные яркие цвета. А повзрослев, многие
перестают замечать цвета. Но узнать как можно больше о значении цветов
можно, если непосредственно соприкоснуться с миром цвета и красок, вспомнив
наше ярко-цветное детство. И так, покрутим наш калейдоскоп, как в детстве?
КРАСНЫЙ – цвет действия, любви, страсти. Он поможет преодолеть
любую депрессию. Вы устали, у вас нет энергии дальше продолжать работать? –
тогда берите лист бумаги и рисуйте на нем красными красками все, что придет «в
руку»- следуйте вашему желанию. Когда закончите рисунок, сосредоточьтесь на
цвете и поддайтесь его воздействию.
ОРАНЖЕВЫЙ – энергичный, радостный, жизнедеятельный. Он теплый,
активизирующий. У вас нервный срыв, внутренний страх? – тогда расслабьтесь,
удобно сядьте, и представьте с закрытыми глазами огромное блюдо с оранжевыми
апельсинами. Мысленно возьмите его, медленно ешьте его. Успокоившись, берите
лист бумаги и прорисуйте оранжевым цветом то, что «придет». Постарайтесь
понять, что вы почувствовали во время рисования.
ЖЕЛТЫЙ – освежающий, окрыляющий. Это цвет солнца, теплый, легкий.
Он просветляет мысли, развивает интуицию и интеллект, способствует удаче.
Если вам нужны силы для умственной работы, можно представить себя в
свободном желтом платье , идущем по лугу с желтыми одуванчиками, срывайте
их и наслаждайтесь. Что вы чувствуете? Откройте
глаза, и, если есть возможность, порисуйте на листе бумаги желтыми красками-
все, что угодно, главное, чтобы было много желтого цвета.
ЗЕЛЁНЫЙ – обновляющий, гармонизирующий. Он успокаивает, дает
надежду, уравновешивает энергию, помогает избавиться от негативных чувств.
Это цвет молодости, юности и обновления. Если вам необходимо успокоиться –
представьте себя лежащим на зеленой траве, деревья с богатой листвой – и
нарисуйте на бумаге то, что только что увидели, с обилием зеленого цвета.
ГОЛУБОЙ – цвет успокаивающий, просветляющий. Представьте себя
летящим на самолете и вглядываетесь в бесконечно голубое небо с плывущими на
нем белыми облаками. Что вы при этом почувствовали? Нарисуйте картинку,
которую вы только что увидели – голубое небо и маленький летящий самолет.
Можно все, что хотите, лишь бы было много голубого цвета. Голубой
расслабляет, настраивает на любовь и доброту.
СИНИЙ – вдохновляющий, творческий, духовный. Он создает
уверенность в себе, поникает в глубину сознания. Представьте себя на берегу
синего моря, спокойно наблюдающего за плеском волн – и нарисуйте на бумаге
это море, чтобы оно занимало большую часть листа. Постарайтесь понять, как
синий цвет воздействует на вас.
ФИОЛЕТОВЫЙ – глубоко духовный, божественный. Это сакральный цвет,
развивает духовность, приносит умиротворение, смягчает многие ситуации. Это
высшая энергия гуманизма, доброты и любви. Его хорошо применять для
медитации, для чего хорошо включать церковную музыку, религиозные
песнопения.
Расслабьтесь, закройте глаза. Представьте светильник, излучающий фиолетовый
цвет. Прислушайтесь к себе - какие чувства у вас вызывает фиолетовый цвет? И
снова берите бумагу, краски и кисть и закрасьте весь лист. Когда работа будет
закончена, сосредоточьтесь на фиолетовом цвете. Как он воздействует на вас?
Любые действия, требующие сосредоточенности, могут считаться
медитацией. Вот почему раскрашивание имеет столь положительный эффект.
Медитация помогает приостановить мыслительный поток и сконцентрироваться
на настоящем моменте.
2.
ВООБРАЖЕНИЕ, РИСУНОК и ЦВЕТ
Чтобы перейти к теме нашего занятия «В ЦАРСТВЕ ТЕПЛЫХ КОВРИКОВ», мы
вспомним, что у природы четыре сезона года - весна, лето, осень и зима. Каждый
период характеризуется погодой, температурой воздуха, особыми приметами. И
каждый период непременно проходит и на смену ему приходит новый….
Представим себе, что на дворе глубокая осень, и совсем скоро наступит
зима с её холодами, снегами, заледенелыми реками, причудливыми узорами на
окнах…. С давних пор на Руси перед наступлением холодов для тепла в доме,
красоты и уюта мастерицы ткали теплые и нарядные половички. Половички
были длинными, половички – дорожки, и круглые коврики. И цвета старались
подбирать «теплые» - красные, зеленые, оранжевые, коричневые, сочные синие,
желтые. Придумывали разные узоры, чтобы половички и коврики были не
похожими один на другой, и отличались от ковриков другого дома.
Вот и мы сегодня «соткем» свои, непохожие на другие, коврики и половички.
Только «ткать» мы их будем из красок и бумаги. А чтобы они получились у нас
«теплыми» и красивыми, мы воспользуемся «теплыми» тонами красок: красным,
коричневым, желтым, оранжевым, зеленым, сочным синим.
1.
Нарисуем на листе бумаги половички- дорожки. Для этого проводим полосу
краской, затем, по мере высыхания, наносим следующий цвет. И так, пока
не заполнится весь лист.
2.
Точно так же «ткем» круглые коврики, выбирая цвета по желанию. И
узоры, рисунки на половичках и ковриках тоже рисуем произвольно, кому
какие захочется.
3.
Как только наши половички и коврики высохнут, вырезаем их. Несколько
штук режем на части. Из этих деталей составляем картинку – кому что
нравится.
4. Приклеиваем детали, рамку и помещаем под стекло.
Это наши первые работы – пробные.
А это уже работы фантазийные.
4. Приклеиваем детали, рамку и помещаем под стекло.
4.
«Ткать» коврики можно и в одиночестве, и вместе с семьей, и просто с
ребенком. Можно делать такие картинки и в детском саду на занятиях – на
одном занятии познакомиться с цветами, на другом- порисовать коврики, на
третьем заняться процессом творчества – создать пейзаж.
5.
Такие произведения творческой мысли можно дарить друзьям и подругам,
мамам и папам к праздникам, бабушкам и дедушкам для поднятия
настроения.
6.
Стоит сказать, что не существует какой-то одной модели аппликации,
например, дерево или куст, можно проявлять фантазию и творить. Я сделала
уже больше тридцати штук таких картинок – и не одной одинаковой нет, и
каждый раз появляется больше и больше новых идей, новых картинок – и
цветы, и грибы, и домики, а можно ведь сделать и самолет- нужно только
помечтать и дать проявиться своей фантазии. Главное, представить того
человека, кому хотите подарить свою композицию – и фантазия ваша
проснется, и ваше произведение будет индивидуальным к конкретному
лицу. В то же время вы вкладываете в изделие свою любовь, энергию, вы
освобождаетесь от скованности, комплексов, вы становитесь свободными в
проявлении своих желаний.
7.
Видите, сколько положительных моментов только в одном из видов
творчества. А их сколько? Великое множество. Нужно только не лениться.
Итак, подведем итоги по всему вышесказанному:
Рисуйте, даже если вы совсем не умеете рисовать.
Проявляйте свою фантазию.
Лечитесь рисунком, отдыхайте при занятиях.
Дарите свои произведения родным, близким и друзьям – они по
достоинству оценят ваше внимание к ним.
Создавая пейзаж, вы вкладываете в него свою душу, любовь и
энергию, вы становитесь добрее, внимательнее к окружающим.
Вы становитесь спокойнее, даете возможность своему организму
привести его к гармонии с природой.
Вы избавляетесь от недугов не с помощью лекарств, а с помощью
добавки цвета в дефицитные места вашего организма.
Вам захочется осваивать новые и новые методики, развиваться.
Возможность познакомиться с огромным количеством интереснейших
людей, поделиться своим опытом и научиться самому чему-то новому.
Избавиться от одиночества.
Возможность смены деятельности, дальнейшего обучения и много-
много другого, чего я еще не смогла перечислить, а вы можете
добавить в мой список преимуществ занятий.
А началось-то вроде всего с одной картинки в журнале «В царстве
теплых ковриков». Я испытала столько положительных эмоций от
этого вида творчества!!! Приглашаю и вас попробовать «соткать»
свои коврики и половички и СО - творить из них произведение
искусства!
Литература:
1. Галанов А.С. «Игры, которые лечат», - М.,Просвещение,2008г.
2.
Иванников М.Ю. Журналы «Арт-терапия», М., ООО «Ашет
коллекция», 2015г.
3.
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. «Практикум по сказкотерапии», С.-
П.,2014г.
4.
Киселева М.В. «Арт - терапия в работе с детьми»,- С.-П., 2014г.
5.
Норман Д., Коул М., «Исцеляя цветом»,- С.-П.,2014г.
6.
Скоролупова О.А. «Знакомство детей старшего дошкольного возраста
с русским народным декоративно-прикладным искусством», - М.,
2006г.
7.
Шевченко М. «Я рисую и исцеляю себя» Говорящие рисунки –
Екатеринбург: У - Фактория, М.: АСТ, 2010г.
8.
Шпикалова Т.Я., Ершова .В. и др. «Волшебный мир народного
творчества». Учебное пособие для подготовки детей к школе – М.,
Просвещение,2001г.