Автор: Гузина Татьяна Николаевна Должность: преподаватель Учебное заведение: МБУ ДО "Детская музыкальная школа" Населённый пункт: город Усолье-Сибирское, Иркутская область Наименование материала: Учебная программа Тема: "Детский шумовой оркестр" Раздел: дополнительное образование
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Детская музыкальная школа»
г. Усолье-Сибирское
ДЕТСКИЙ ШУМОВОЙ ОРКЕСТР
оркестровые занятия с детьми 5 – 6 лет
(два года обучения;
один год обучения)
авторская образовательная программа
Составитель: Гузина Т.Н. – преподаватель ДМШ
Усолье-Сибирское
2008 - 2013
Пояснительная записка
Задача классов начального обучения – введение ребёнка в мир музыки, её
выразительных средств и инструментального воплощения в доступной и увле-
кательной для этого возраста форме. Активное формирование музыкальных
способностей, творческих и исполнительских навыков у детей старшего до-
школьного возраста является одним из важнейших факторов, определяющих в
дальнейшем успех музыкального образования. Развитие музыкального слуха,
эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создаёт фундамент музыкаль-
ной культуры человека, как часть его духовной культуры в будущем.
Занятия по предмету «Детский шумовой оркестр» обладают рядом позитив-
ных качеств. Прежде всего, они формируют чувство коллективизма, начальные
навыки и умения игры в ансамбле, помогают детям преодолеть неуверенность и
робость, расширяют музыкальный кругозор, развивают природные способности
(чувство ритма, музыкальную память, мышление, воображение и др.); умение
слышать и исполнять свою партию в многоголосной фактуре; развивают худо-
жественный вкус, творческую инициативу детей.
Каждый из предметов образовательного цикла подготовительных групп Дет-
ской музыкальной школы имеет свою специфику, внутреннюю логику последо-
вательного прохождения материала, предполагает использование определённых
форм работы; в то же время, у них общие цели, задачи, единые методический
установки. А самое главное, они направлены на осуществление основных задач
дошкольного начального обучения детей:
- привитие детям любви и интереса к музыке;
- накопление музыкальных впечатлений и воспитание художественного вку-
са;
- выявление и всестороннее развитие музыкальных способностей детей, фор-
мирование первоначальных музыкальных представлений и навыков, приобрете-
ние элементарных сведений по музыкальной грамоте;
- создание фундамента, на котором будет строиться дальнейшее развитие
ученика.
Осуществление данных задач на начальном этапе будет основываться внача-
ле на интуитивности детского восприятия. Сознательным оно станет только по-
сле практического освоения ряда навыков в игре на музыкальных инструмен-
тах, в движении, в слушании и так далее. Все эти навыки призван воспитывать
предмет «Детский шумовой оркестр».
Данная Программа является попыткой систематизировать имеющиеся знания
и практический опыт работы в данном направлении.
Необходимость создания Программы появилась в 2008 году. К этому време-
ни в школе уже имелся опыт работы с маленькими детьми в группах раннего
эстетического развития «Гармония». Решением руководства группы были пере-
ведены в основную школу, принят учебный план, в котором предмет «Ритмика»
был заменён на предметы «Хор» и «Детский шумовой оркестр». Поскольку про-
граммы по предмету «Детский шумовой оркестр» отсутствуют в системе обуче-
ния ДМШ, то это явилось важным фактором написания данной Программы.
В процессе работы были использованы методические разработки К. Орфа,
Т.Э.
Тютюнниковой,
Пособие
для
музыкальных
руководителей
детских
до-
школьных учреждений С. Бублей, а так же «Возрастная психология» В. Асеева
и «Психология т. 2» Р. Немова.
В современных условиях музыкальному воспитанию детей отводится особая
роль. Одним из эффективных методов работы как раз и является форма музы-
кальной коллективной деятельности. Наиболее ярко она проявляется в игре дет-
ского шумового оркестра. Существенную помощь может оказать применение
детских музыкальных инструментов. Использование их вызывает огромный ин-
терес у дошкольников, вносит разнообразие в образовательный процесс, помо-
гает развивать музыкальные способности учащихся.
Цели данного предмета:
1) выявление и развитие музыкальных способностей детей: вокально-инто-
национных навыков, метроритмических навыков, развитие музыкальной памяти
и слуха.
2) знакомство с первоначальными навыками игры в ансамбле, приобщение
детей к формам совместного музицирования, формирование начальных испол-
нительских навыков, воспитание творческих навыков (импровизация).
3) овладение элементарными теоретическими знаниями.
Для осуществления и достижения поставленных целей необходим поиск
форм и методов работы с дошкольниками (с учётом возрастных особенностей).
Широкое применение игровых форм – залог успеха в обучении детей дошколь-
ного возраста. Игра – это средство, при помощи которого воспитание переходит
в самовоспитание.
Методические рекомендации
Для успешных результатов обучения детей на уроках детского шумового ор-
кестра необходимо учитывать специфику музыкального воспитания в старших
и подготовительных группах дошкольных образовательных учреждений. Она
определяется возрастными особенностями в развитии и восприятии детей до-
школьного возраста. Им свойственна конкретность мышления, непосредствен-
ность и эмоциональность в восприятии различных явлений окружающей жиз-
ни; их внимание неустойчиво, что требует постоянной смены впечатлений.
Принимая во внимание всё вышеперечисленное, педагогу необходимо уметь
быстро переключаться на различные виды деятельности, постоянно вводя в
урок что-либо новое (в формах работы, методических приёмах, репертуаре), че-
редуя различные по степени сложности задания с игрой, которая и будет являть-
ся самым эффективным методом в работе.
Но использование только игровых методов в работе не может привести к
ожидаемым результатам. Игровые методы должны быть составной частью це-
лой системы методов: объяснительно-иллюстративных, репродуктивных, игро-
вых, творческих.
Объяснительно-иллюстративные методы используются педагогом на началь-
ном этапе: показ на инструменте, рассказ о произведении, объяснение правил
игры на том или ином детском инструменте, объяснение движения мелодии и
так далее. Тут очень важно правильно подобрать слова, сочетания слов, чтобы
ярко, образно, эмоционально передать ребёнку содержание произведения, до-
биться быстрого запоминания музыкального материала.
Репродуктивные методы включаются в работу на следующем этапе: практи-
ческом. После запоминания, анализа музыкального произведения учащимися
педагог контролирует их практическую деятельность по овладению музыкаль-
ными умениями, в том числе – игра наизусть. На этом этапе педагог рекоменду-
ет ритмические приёмы, облегчающие и ускоряющие заучивание, включает не
только моторную (двигательную), но и часто музыкальную память (слуховую).
Для выполнения домашних заданий целесообразно привлекать на помощь роди-
телей, производя запись задания в дневник ребёнка.
Детям дошкольного возраста свойственна свободная творческая деятель-
ность, которая проявляется интуитивно в играх, в движении под музыку, в фан-
тазии и импровизации при выполнении различных заданий. Педагогу необходи-
мо руководить творческими поисками детей, стимулировать и направлять их
фантазию. Практические навыки, приобретённые в процессе интуитивной твор-
ческой деятельности, постепенно приведут детей к осознанному творчеству.
Необходимо поощрять и одобрять проявление творческой инициативы детей.
В современной музыкальной методике именно исследование звука и позна-
ние детьми Мира через звук, создание иного образа самых разнообразных быто-
вых предметов получают всё большее развитие. Необычные инструменты, со-
зданные своими руками из баночек из-под йогурта, ведёрок из-под майонеза,
отработавших своё фломастеров занимают важное место в составе детского шу-
мового оркестра.
Способность понимать через собственные прикосновения, каким может быть
звук – необыкновенно важно для развития тембрового слуха. Нужно объяснить
детям, что звук возможно извлекать такими приёмами, как потряхивание, посту-
кивание пальцем, всеми или ладошкой, поскрёбывание. Научить получать удо-
вольствие от сравнения звуков при различных способах звукоизвлечения. Обще-
ние детей с примарными инструментами развивает их музыкальность, тонкость
восприятия, ассоциативность, художественность.
Можно предлагать детям композиции, когда руководитель управляет процес-
сом (дирижирует, устанавливает очерёдность игры – по одному, группами, вме-
сте; динамику).
При организации детского оркестра важно следовать определённым прави-
лам. Маленькие исполнители должны хорошо видеть руководителя. Они долж-
ны удобно сидеть или стоять, не мешая друг другу. Музыкальные инструменты
лучше всего положить на подставки или небольшие столики ( но не на колени,
чтобы дети не сгибались над ними). Треугольники подвешивают на специаль-
ные подставки с устойчивым основанием, а некоторые инструменты дети могут
класть на колени до начала игры на них.
Инструменты, относящиеся к одной группе лучше располагать рядом.
Инструментов с тихим и нежным звучание должно быть больше и размещать
их лучше впереди (слева от дирижёра). Это относится к струнной и клавишно-
ударной группам. Инструменты низкозвучащие располагаются справа от ди-
рижёра. Ударным инструментам отводится второй и третий ряды.
При подборе музыкальных инструментов необходимо учитывать ряд общих
положений.
Детских музыкальных инструментов и инструментов-игрушек существует
великое множество и ассортимент их постоянно пополняется новыми моделями
и модификациями старых. Необходимо выбрать инструменты, отвечающие тре-
бованиям музыкального и эстетического воспитания детей.
Не все звучащие инструменты можно использовать в оркестре. Так, суще-
ствуют различные инструменты-игрушки, имитирующие внешний вид традици-
онных инструментов, но, как правило, их настройка и подстройка невозможно и
они звучат фальшиво.
Основу детского шумового оркестра составляют элементарные детские му-
зыкальные
инструменты-игрушки,
рассчитанные
на
начинающих
исполни-
телей: всевозможные ударные инструменты – погремушки, ложки, треугольник,
трещотки, кастаньеты, пандейры, бубенцы, маракасы, детские металлофоны и
ксилофоны, разного размера барабаны, бубны, тарелки (одинарные и парные) и
так далее. Состав оркестра дополняется фортепиано (баяном, аккордеоном), на
котором играет сам педагог.
Количество инструментов, необходимое для занятия, зависит от их цели и от
величины группы. Желательно иметь полный набор инструментов для педагога
(на них он демонстрирует приёмы игры) и хотя бы ещё один – два полных набо-
ра для детей.
Организуя оркестр, следует позаботиться заранее о подставках для них и для
нот.
Формирование групп
Чем больше численный состав группы, тем сложнее педагогу работать, а
самое главное – добиваться хороших результатов. Поэтому максимальное коли-
чество детей в группе не должно превышать 15 человек (а лучше, чтобы их
было 10 – 12).
На уроке детей удобнее разместить полукругом так, чтобы они не мешали
друг другу и на протяжении всего занятия все могли видеть педагога и доску,
которая также понадобится.
Занятия в подготовительной группе помогают выявить склонности и возмож-
ности ребёнка. Обычно родители сами решают вопрос о дальнейшем музыкаль-
ном образовании ребёнка и о выборе инструмента, не сообразуя своих желаний
с его склонностями и способностями, что нередко приводит к разочарованию
детей и родителей. Рекомендации руководителя могут помочь в правильном вы-
боре родителей.
Инструменты и приёмы игры на них
Среди используемых в детском оркестре так называемых ударных инстру-
ментов есть такие, источником звука в которых является мембрана (из кожи или
пластика) – это мембранофоны (барабаны всех видов, бубны) и такие, источни-
ком звука которых служит сам материал, из которого они сделаны, - это идиофо-
ны или самозвучащие инструменты 9маракасы, треугольник, бубенцы, тре-
щотки, кастаньеты, тарелки, металлофоны, ксилофоны и т.п.).
Для нашего практического рассмотрения важно, что одни из них обладают
определённой высотой звучания, а другие не обладают ею. Первые можно на-
звать «мелодическими» (металлофоны, ксилофоны, колокольчики), а вторые –
шумовыми
или
«ритмическими»
(все
остальные
из
перечисленных).
Этой
условной классификации и будем придерживаться.
Шумовые («ритмические») ударные инструменты
Это наиболее многочисленная подгруппа инструментов и в большинстве
своём наиболее доступна для освоения детьми. Для занятий на них не требует-
ся особой выучки, и приёмы игры просты и представляют собой такие есте-
ственные движения, как покачивания, встряхивания, удары.
В детском шумовом оркестре могут использоваться все традиционные
ударно-шумовые инструменты.
Ноты для всех этих инструментов обычно записываются на одной линии
(«нитке») без ключа и знаков альтерации, они обозначают только ритмический
рисунок и способ исполнения (удар и встряхивание).
Проще всего для детей инструменты, звучащие, благодаря встряхиванию.
Маракасы – один из древнейших музыкальных инструментов. Представляют
собой два небольших деревянных или пластиковых шара с ручкой, наполнен-
ные камешками или дробью. Маракасы хоть и невелики, но для малышей быва-
ют тяжеловаты, поэтому на занятиях возможно использование детских погрему-
шек.
Бубенцы – небольшие металлические колокольцы шарообразной формы,
прикреплённые к кожаной полосе или рукоятке.
Пандейра (румба) – представляет собой четыре пары маленьких металличе-
ских тарелочек, вмонтированных в деревянную рукоятку. Звучание её напоми-
нает эффект, достигаемый встряхиванием бубна.
Трещотки, кастаньеты - видов трещоток много и любые из них примени-
мы в детском шумовом оркестре для придания звучанию своеобразной окраски.
Один из видов представляет собой набор деревянных пластин, укреплённых на
шнурке. Держа в руках шнурки, инструмент покачивают, либо, взявшись за
крайние пластины, имитируют хлопки в ладоши: пластины при этом ударяются
друг о друга. Удобным инструментом для детей является и трещотка-кастанье-
та. Инструмент представляет собой деревянную рукоятку в форме трапеции, к
которой с помощью шнурка крепятся две пластины с выдолбленными резонато-
рами (по типу кастаньет). Можно использовать и оркестровые кастаньеты с руч-
кой.
Пандейру и трещотку не стоит применять часто, так как их звучание надо-
едает и утомляет слух.
Все эти инструменты применяют по одному или в паре. Держат их обычно за
ручки.
Встряхивание
и
покачивание
выполняются
кистью,
рука
в
запястье
должна быть свободной. Нужно следить, чтобы дети не напрягали кисть и не
производили движение всей рукой.
Следующими из этой группы осваивают инструменты, приём игры на кото-
рых – удар. Для игры на этих инструментах также характерно свободное кисте-
вое движение руки.
Коробочка – полый деревянный брусок прямоугольной формы с прорезью-
резонатором на боковой стороне. Играют на ней молоточками от металлофона,
ударяя ими по верхней плоскости коробочки.
Ритмические палочки (клавесы) – две палочки, длиной с карандаш, но
несколько большего размера, выточенные из высокосортной древесины. Ударяя
их друг о друга, легко добиться чёткого ритмического сопровождения.
Ложки (обычно деревянные) – своеобразный русский народный инструмент.
Держат их за ручки и ударяют одна о другую тыльной стороной черпаков. Ди-
намика регулируется силой удара.
Треугольник изготовляется из металлического прута, согнутого в форме неза-
мкнутого равнобедренного треугольника. Звук вызывается лёгким ударом ме-
таллической палочки по одной из его сторон. Треугольник обычно укрепляют
на леске или шнурке и держат левой рукой, либо подвешивают на уровне груди
к специальной подставке, имеющей устойчивое основание.
Барабан – общеизвестный инструмент. Представляет собой корпус деревян-
ный (реже металлический), обтянутый с одной или с двух сторон кожей или
пластиком. Формы и размеры детских барабанов различны. Они лёгкие, краси-
во оформлены и дают не очень сильный звук, который не утомляет слух. Сре-
ди многочисленных разновидностей барабана, которые могут быть применены
в детском шумовом оркестре, надо выделить малый эстрадный барабан.
Для игры любой барабан можно поставить на специальную подставку. ма-
ленькие детские барабаны обычно подвешивают на ремешок или шнурок и на-
девают на шею так, чтобы верхняя мембрана находилась несколько ниже пояса
исполнителя. Плоскость барабана, установленного на подставке должна быть
под небольшим углом наклонена в сторону исполнителя, а подвешенного на
ремне – в противоположную сторону. Играют на барабане деревянными палоч-
ками или специальными металлическими щётками, а также непосредственно
руками. Основной приём игры на барабане – отдельные короткие удары-акцен-
ты и последовательности ударов, подчёркивающие отдельные ритмические ри-
сунки.
Бубен имеет вид деревянного обруча, с одной стороны обтянутого кожей и
открытого с другой стороны; по окружности его в специальные вырезы вмонти-
рованы парные металлические тарелочки. У некоторых бубнов на открытой сто-
роне натянуты пружины с колокольчиками. На бубне играют обычно стоя.
Основные приёмы игры – встряхивание (бубен держат горизонтально обеими
руками на уровне пояса , направляя движение от себя или покачивая, будто сеют
через сито муку); удары правой рукой по мембране.
Тарелки представляют собой выпуклые в середине металлические диски,
сделанные из особого сплава. Применяют как одинарные, так и парные тарелки.
Одинарные тарелки устанавливаются на специальной подставке на уровне гру-
ди исполнителя. Играют на тарелке металлической или деревянной палочкой с
твёрдой или мягкой головкой. Основной приём игры – спокойный, лёгкий удар.
Гасят звук рукой.
Из парных тарелок для детей более всего подходят педальные (хай-хет): они
укреплены на подставке и благодаря специальному устройству ударяют друг о
друга при нажатии на педаль. Можно использовать и парные ручные тарелки,
имеющие кожаные петли для рук исполнителя. Способ извлечения звука –
скользящие удары друг о друга.
«Мелодические» ударные инструменты
Металлофон представляет собой набор металлических пластинок, свободно
укреплённых на раме.
Существуют детские диатонические однорядные металлофоны с диапазоном
до двух октав. Ограниченность возможностей делает их использование в орке-
стре малоцелесообразным, однако на подготовительных занятиях они могут
пригодиться.
У хроматического металлофона пластинки расположены в два ряда: нижний
ряд соответствует белым клавишам фортепиано, а верхний – чёрным.
Ксилофон – представляет собой набор деревянных пластин, расположенных
в один ряд и свободно укреплённых на раме.
Колокольчики – по виду напоминают металлофон, отличаются протяжённым
звучанием и особой нежностью и прозрачностью.
Все пластины этих инструментов съёмные. Партии записываются на обыч-
ном нотном стане.
Инструмент ставится на специальную подставку или стол, соответствующие
росту ребёнка. Играют стоя или сидя двумя молоточками. Кисти рук с молоточ-
ками, как и сам инструмент, находятся немного ниже уровня пояса исполните-
ля. Ручки молоточков кладутся на средние фаланги указательных пальцев обеих
рук и придерживаются большими пальцами. Конец ручки должен свободно «хо-
дить» в ладони. Такое положение обеспечивает при ударе о пластинку свобод-
ный отскок молоточка, при котором возникает яркий, звонкий звук. Если же мо-
лоточек зажимать в руках, звук получится глухой и невыразительный. Играть
следует примерно по центру пластинки.
Основной способ звукоизвлечения – поочерёдные удары руками, но возмож-
но воспроизведение ряда звуков одной рукой. Удар должен быть коротким и
энергичным, после чего головка молоточка отскакивает от пластинки. Замах для
удара должен быть кистевой, запястье и кисть не напряжены.
Контроль и учёт успеваемости
Для контроля успеваемости выставляется оценка за выполненное домашнее
задание.
Для детей двухгодичного курса обучения: первый год обучения – в конце
первого полугодия – контрольный урок с концертом для родителей; в конце вто-
рого полугодия – обязательное открытое выступление; второй год обучения – в
конце первого полугодия – контрольный урок с концертом для родителей, в кон-
це второго полугодия – экзамен, который считается вступительным экзаменом в
ДМШ.
Для детей одногодичного курса обучения: в конце первого полугодия –
контрольный урок с концертом для родителей, в конце второго полугодия – эк-
замен, который считается вступительным экзаменом в ДМШ.
План учебного процесса
Два года обучения
Первый год
Оркестр
1
четв.
2
четв.
3
четв.
4
четв.
Распределение по четвертям
2 четв
4 четв
Кол-во часов
в неделю
30
мин.
30
мин.
30
мин.
30
мин.
Контрольный
урок
Открытое
кон-
ц е р т н о е
в ы-
ступление
Второй год
Оркестр
1
четв.
2
четв.
3
четв.
4
четв.
Распределение по четвертям
2 четв
4 четв
Кол-во часов
в неделю
30
мин.
30
мин.
30
мин.
30
мин.
Контрольный
урок
Экзамен
Один год обучения
Оркестр
1
четв.
2
четв.
3
четв.
4
четв.
Распределение по четвертям
2 четв
4 четв
Кол-во часов
в неделю
30
мин.
30
мин.
30
мин.
30
мин.
Контрольный
урок
с
кон-
цертом
Экзамен
Критерии экзаменационного выступления
Ребёнок обязательно исполняет песенку, выученную на уроке оркестра. Оце-
нивается:
1.
Грамотное и точное исполнение нотного текста и ритмического рисунка.
2.
Степень овладения инструментом, умение правильно держать палочку
(металлофон, ксилофон), умение пользоваться инструментом.
3.
Музыкальность исполнения.
4.
Умение играть цельно – без ошибок и поправок.
Условия реализации программы
1.
Наличие помещения для занятий.
2.
Материальная база: набор музыкальных инструментов – погремушки,
трещотки, бубны, тон-блоки, кастаньеты, различные маракасы, треуголь-
ники, тарелки разных размеров, барабаны, детские металлофоны, ксило-
фоны (подставки под них). Это далеко не полный перечень. Дополняется
баяном (аккордеоном, фортепиано), на котором играет концертмейстер.
3.
Наличие мебели соответсвующей высоты.
4.
Репертуар – разнообразный, доступный, охватывающий музыку различ-
ных стилей и направлений.
Учебно-тематический план
Основное содержание дисциплины
Два года обучения (дети 5 лет)
Первый год обучения
1 четверть
В течение первой четверти ребёнок должен получить представление о следу-
ющих понятиях: оркестр, дирижёр, концертмейстер, композитор, музыкальные
и шумовые звуки, шумовые инструменты; различать звуки: низкие и высокие,
звонкие и глухие, долгие и короткие, тихие и громкие.
Метроритмические навыки:
- короткие и долгие звуки;
- сильная и слабая доли;
- ровное движение.
Уметь интонационно точно исполнять песенки и попевки вначале на одной
ноте, затем на соседних звуках; разучить и исполнять русские народные песен-
ки и попевки с одновременным пением и игрой на шумовых инструментах.
Практические навыки:
- уметь исполнить простейшие ритмические формулы;
- уметь определить и исполнить сильную и слабую доли;
- практически познакомиться с шумовыми инструментами;
- уметь исполнять на шумовых инструментах ритмические рисунки русских на-
родных песенок и попевок;
- уметь прохлопать простейшие ритмические рисунки изучаемых песенок и по-
певок.
2 четверть
Теория: направление движения мелодии вниз, вверх; поступенное и скач-
кообразное движение мелодии; пауза.
Интонация:
- знакомство и пение тетрахордов, октавного звукоряда;
- исполнение играемого музыкального материала с одновременной игрой на
инструментах;
- разучивание и исполнение песенного материала в пределах кварты, квинты.
Метроритм:
- сильная доля (услышать, сыграть на каком-либо музыкальном инструменте);
- закрепление ритмических схем;
- усложнение ритмического рисунка.
Практические навыки:
- закрепление на шумовых инструментах простейших ритмических попевок;
- исполнение наизусть изучаемого песенного материала (поступенное движе-
ние, скачки на терцию, кварту, квинту);
- знакомство с дирижёрским жестом, игра по руке (синхронное вступление, ис-
полнение, завершение);
- игра с концертмейстером.
3 четверть
Теория: знакомство с музыкальными жанрами (песня, танец, марш); песен-
ные жанры.
Метроритм:
- танцевальные ритмы;
- маршевые ритмы;
- сильная и слабая доли (закрепление);
- ритмические схемы с использованием пауз;
- чередование различных схем, их усложнение.
Практические навыки:
- умение своевременно вступать, играть в ансамбле, завершить игру вместе;
- умение держать паузу;
- игра соло;
- запоминание наизусть более длинных произведений;
- накопление репертуара.
4 четверть
Работа во всех направлениях: закрепление и усложнение полученных навы-
ков. Использование более сложного музыкального материала. Накопление ре-
пертуара.
Примерный репертуар для исполнения
1 четверть
Детские песенки-потешки:
«Петушок»
«Дождик»
«Тили-бом»
«Ладушки»
«Андрей-воробей»
«Сорока-сорока»
«Ходит зайка по саду»
2 четверть
Русские народные песни:
«Во саду ли, в огороде»
«Во поле берёзка стояла»
«Как под горкой»
«Как у наших у ворот»
«Ходит Ваня»
«Я на горку шла»
Белорусская народная песня «Савка и Гришка»
3 четверть
Белорусский народный танец «Янка»
Кабалевский Д. «Вроде марша»
Кабалевский Д. «Маленький марш»
Кабалевский Д. «Хороводная
Красев М. «Мишка с куклой»
Крылатов Е. «Колыбельная Медведицы»
Русская народная песня «Ах вы, сени мои, сени»
Шопен Ф. «Желание»
4 четверть
Кабалевский Д. «Игры»
Левина З. «Неваляшки» (с использованием металлофоноа)
Моцарт В. «Азбука» (с использованием металлофона)
Русская народная песня «Калинка»
Русская народная песня «Пойду ль я, выйду ль я»
Украинская народная песня «Ой, за гаем, гаем»
Второй год обучения
1 четверть
Терминология: оркестровая партия, нитка, такт, размер, затакт, цифра.
Метроритм:
- двухдольная и трёхдольная пульсация;
- пауза, игра через паузу;
- умение закончить фразу, сыгранную педагогом («Эхо»);
- нота с точкой.
Интонационные навыки:
- пение с паузой;
- пение окончания фразы (поступенное движение);
- пение небольших пьес с аккомпанементом на инструментах.
Практические навыки:
- первоначальные навыки чтения оркестровой партии, исполнение своей партии
по предложенной записи;
- уметь записать символами несложные ритмы из того, что изучается в классе.
2 четверть
Закрепление метроритмических, интонационных, практических навыков, по-
лученных в первой четверти. Разучивание и исполнение детских пьес (с пением
и без пения).
Игра с солистом.
3 четверть
Терминология: альтерация, мажор, минор, синкопа, пунктирный ритм, тре-
звучие, главные ступени лада, аккомпанемент.
Метроритм:
- синкопа;
- пунктирный ритм;
- танцевальные ритмы: полька, вальс, мазурка, рок-н-ролл.
Интонационные навыки:
- мажор, минор;
- альтерация;
- трезвучия главных ступеней;
- пение в пределах октавы, движение мелодии поступенное, скачки на терцию,
кварту, квинту, сексту, септиму.
Практические навыки:
- чтение оркестровых партий, исполнение по записи;
- импровизация, исполнение и запись несложных ритмических композиций с
использованием текстов и шумовых инструментов;
- игра по дирижёрскому жесту.
4 четверть
Работа по всем направлениям: совершенствование приобретённых навыков
на более сложном музыкальном материале. Подготовка к вступительному экза-
мену в ДМШ.
Примерный репертуар для исполнения
1 четверть
Детская песенка «Козлик»
Майкапар А. «Капельки»
Русская народная закличка «Солнышко-колоколнышко»
Русская народная песня «Во лузях»
Русская народная прибаутка «Чепуха»
Шостакович Д. «Вальс0шутка»
2 четверть
Брамс Й. «Колыбельная»
Красев М. «Барабанщик»
Русская народная песня «Как у наших у ворот»
Русский народный танец «Яблочко»
Стрибогг И. «Вальс петушков»
Финская детская песенка «Мори – Мокки»
3 четверть
Бизе Ж. Хор мальчиков из оперы «Кармен»
Джоплин С. «Рэг-тайм» (фрагмент)
Кабалевский Д. «Клоуны»
Козлов В. «Дедушкин рок-н-ролл»
Русская народная песня «Ах ты, зимушка-зима»
Русская народная песня «Коробейники»
Чешская народная песня «Пастушок»
4 четверть
Итальянская нпродная песня «Санта Лючия»
Красе5в М. «Дудочка»
Красев М. «Синичка»
Латвийская народная песня «Петушок»
Мктлов Н. «Поезд»
Русская народная песня «Во саду ли, в огороде»
Русская народная песня «Светит месяц»
Русская народная сказка-игра «Теремок»
Один год обучения (дети 6 лет)
1 четверть
В течение первой четверти учащиеся должны познакомиться с понятиями:
оркестр, дирижёр, концертмейстер, композитор, музыкальные и шумовые звуки,
шумовые инструменты; различать звуки: низкие и высокие, долгие и короткие,
звонкие и глухие, тихие и громкие.
Звуки: низкие и высокие, долгие и короткие, звонкие и глухие, тихие и гром-
кие.
Темп: быстрый – медленный, замедление – ускорение.
Метроритмические навыки:
- короткие и долгие звуки;
- сильная и слабая доли;
- ровное движение;
- пауза.
Уметь интонационно точно исполнять песенки и попевки вначале на одной
ноте, затем на соседних звуках; разучить и исполнять русские народные песен-
ки и попевки с одновременным пением и игрой на шумовых инструментах.
Практические навыки:
- уметь исполнить простейшие ритмические формулы;
- уметь определить и исполнить сильную и слабую доли;
- практически познакомиться с шумовыми инструментами;
- уметь исполнять на шумовых инструментах ритмические рисунки русских на-
родных песенок и попевок;
- уметь прохлопать простейшие ритмические рисунки изучаемых песенок и по-
певок.
2 четверть
Теория: направление движения мелодии вниз, вверх: поступенное и скач-
кообразное движение мелодии.
Интонация: – знакомство и пение тетрахордов, октавного звукоряда; - испол-
нение играемого музыкального материала с одновременной игрой на инстру-
ментах; - разучивание и исполнение песенного материала в пределах кварты,
квинты.
Метроритм:
- сильная доля (услышать, сыграть на каком-либо музыкальном инструменте);
- закрепление ритмических схем;
- усложнение ритмического рисунка.
Практические навыки:
- закрепление на шумовых инструментах простейших ритмических попевок;
- исполнение наизусть изучаемого песенного материала (поступенное движе-
ние, скачки на терцию, кварту, квинту);
- знакомство с дирижёрским жестом, игра по руке (синхронное вступление, ис-
полнение, завершение);
- игра с концертмейстером.
3 четверть
Теоретические сведения:
- мажор и минор;
- нота с точкой;
- легато и стаккато;
- знакомство с различным репертуаром и песенным жанром (колыбельная, хоро-
вод и т.д.).
Метроритмические навыки:
- нота с точкой;
- сильная и слабая доли – закрепление;
- ритмические схемы с использованием пауз, умение выдержать паузу;
- чередование различных ритмических схем и их усложнение.
Практические навыки: - исполнение более сложного музыкального материа-
ла.
4 четверть
Работа по всем направлениям: совершенствование приобретённых навыков
на более сложном музыкальном материале. Подготовка к вступительному экза-
мену в ДМШ.
Концертная деятельность
В конце каждой четверти проводится открытый урок для родителей, на кото-
ром исполняются 2 - 4 разученных произведения, показываются навыки, приоб-
ретённые детьми.
Примерный
репертуар для исполнения
1 четверть
Детские песенки-потешки:
«Петушок»
«Дождик»
«Тили-бом»
«Ладушки»
«Андрей-воробей»
«Сорока-сорока»
«Ходит зайка по саду»
2 четверть
Брамс Й. «Колыбельная»
Красев М. «Маленькой ёлочке»
Речевые игры: «Кроко-роко»
«Хохотальная разминка»
Русские народные песни: «Во саду ли, в огороде»
«Дроздок»
«Как пошли наши подружки»
«Полянка»
«Скок, скок»
«Ходит Ваня»
3 четверть
Белорусский народный танец «Янка»
Бетховен Л. «Сурок»
Бизе Ж. Хор мальчиков из оперы «Кармен»
Джоплин С. «Рэг-тайм» (фрагмент)
Красев М. «Барабанщик»
Крылатов Е. «Колыбельная Медведицы»
Польская народная песня «Пение птиц»
Русская народная песня «Ах вы, сени мои, сени»
Русская народная песня «Как у наших у ворот»
Русская народная песня «Солнышко-колоколнышко»
Украинская народная песня «Птичка над моим окошком»
4 четверть
Александров А. «Кто у нас хороший?»
Бублей С. «Упрямый кот»
Гаврилин В. «Антошка»
Итальянская народная песня «Санта Лючия»
Красев М. «Весёлая дудочка»
Лещинская Ф «Две лошадки»
Метлов Н. «Поезд»
Русская народная песня «Калинка»
Русская народная песня «Пойду ль я, выйду ль я»
Чешская народная песня «Пастушок»
Шаинский В. «Антошка»
Список литературы
1.
Асеев В. Возрастная психология. Учебное пособие – Иркутск: ИГПИ,
1989 – 194 с.
2.
Баренбойм Л.А.Карл Орф и институт его времени. – в кн.: Элементарное музыкаль-
ное воспитание по системе Карла Орфа. М.: 1978, с 29.
3.
Белкина В.Н., Васильева Н.Н. и др. Дошкольник: обучение и развитие. –
Ярославль: Академия развития, 2001.
4.
Бублей С. Детский оркестр. Пособие для музыкальных руководителей
детских дошкольных учреждений. Изд. 2-е. Л.: Музыка, 1989 – 109 с.
5.
Бугаева, З. Н. Музыкальные занятия в детском саду [Текст] / З. Н. Бугаева.
- М.: АСТ: Донецк: Сталкер, 2005. – 301 с.
6.
Давыдова, М. А. Музыкальное воспитание в детском саду: средняя, стар-
шая и подготовительная группы [Текст] / М. А. Давыдова. – М.: ВАКО,
2006. – 240 с.
7.
Кононова Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных
инструментах: Кн. для восп. и муз. рук.д/с. – М.: Просвещение, 1990.
8.
Майзингер С.Ю. Знакомство с жанрами детского фольклора: методиче-
ское пособие / КГБОУ СПО «Красноярский колледж искусств имени П.И.
Иванова-Радкевича».
–
Красноярск:
Рекламно-полиграфический
центр
«Торос», 2010. – 68 с.
9.
Немов Р., Психология. Учебник для студентов высших педагогических
учебных заведений. В 3-х книгах. Кн.2 Психология образования – изд. 2-е.
– М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1995 – 496 с.
10.
Система детского музыкального воспитания Карла Орфа. По ред.Л.А. Ба-
ренбойма. Л.: Музыка, - 1970 – 160 с.
11.
Тютюнникова Т.Э. Уроки музыки. Система обучения К. Орфа.
12.
Тютюнникова Т.Э. Доноткино. Часть 1. М.: Педагогическое общество Рос-
сии, 2005 – 59 с.
13.
Тютюнникова Т.Э. Доноткино. Часть 2. М.: Педагогическое общество Рос-
сии, 2005 – 90 с.
14.
Тютюнникова Т.Э. Бим! Бам! Бом! Сто секретов музыки для детей. Вып.1
Игры звуками. – 98 с.
15.
Тютюнникова Т.Э. Под солнечным парусом или полёт в другое измерение:
Учебно-методическое пособие для начального музыкального обучения. –
СПб.: издательство «Музыкальная палитра», 2008. – 68 с.
Музыкальная литература
1.
Алпарова Н.Н., Николаев В.А., Сусидко И.П., На лугу. Музыкально-игро-
вой материал для дошкольников и младших школьников, М.: ВЛАДОС,
1999 – 125 с.
2.
Алпарова Н.Н., Николаев В.А., Сусидко И.П., Осень золотая. В двух ча-
стях.
Музыкально-игровой
материал
для
дошкольников
и
младших
школьников, М.: ВЛАДОС, 2000 – 125 с.
3.
Бублей С. Детский оркестр. Пособие для музыкальных руководителей
детских дошкольных учреждений. Изд. 2-е. Л.: Музыка, 1989 – 109 с.
4.
Ветлугина Н.А., Дзержинская И.Л., Комисарова Л.Н., Музыка в детском
саду (Старшая группа) Песни, пьесы, игры. М.:Музыка, 1986 – 125 с.
5.
Колокольчики. Песы для детских музыкальных инструментов и фортепиа-
но / В помощь воспитателям детских садов. Составитель Л.М. Архипова.
– СПб.: Композитор, 1998. – 34 с.
6.
Тютюнникова Т.Э. Доноткино. Часть 1. М.: Педагогическое общество Рос-
сии, 2005 – 59 с.
7.
Тютюнникова Т.Э. Доноткино. Часть 2. М.: Педагогическое общество Рос-
сии, 2005 – 90 с.
8.
Тютюнникова Т.Э. Бим! Бам! Бом! Сто секретов музыки для детей. Вып.1
Игры звуками. – 98 с.
9.
Тютюнникова Т.Э. Весёлая шарманка. Шумовой оркестр для детей. М.,
2007
10.Тютюнникова Т.Э. Уроки музыки. Система обучения К. Орфа.
11.Оркестр в классе. Вып.1. Сост. И. Лаптев. М.: Музыка, 1991 86 с.
12.Оркестр в классе. Вып.2. Сост. И. Лаптев. М.: Музыка, 1991 46 с.
13.Оркестр в классе. Вып.3. Сост. И. Лаптев. М.: Музыка, 1991 50 с.
14.Орф К. Музыка для детей. 1951.. , 2011 г.
15.Поддубная Е.А. Музыкальные пальчиковые игры / Е.А. Поддубная - Ро-
стов н/Д: Феникс. – 39 с. – (Школа развития).
16.Роот З.Я. Музыкально-дидактические игры для детей дошкольного воз-
раста. Пособие для музыкальных руководителей. Изд.2-е. М.: АЙРИС
ПРЕСС, 2005 – 58 с.
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Детская музыкальная школа»
г. Усолье-Сибирское
ПРИЛОЖЕНИЕ
к авторской образовательной программе
«ДЕТСКИЙ ШУМОВОЙ ОРКЕСТР»
Составитель: Гузина Т.Н. – преподаватель ДМШ
Усолье-Сибирское
2010
Учебно-тематический план занятий
в подготовительной группе 1А
(дети пяти лет, первый год обучения)
№№
занятия
Темы и понятия
Осваиваемый
инструмент
Музыкальный и иг-
ровой материал
1
2
3
4
1
Звуки
музыкальные
и
шумовые.
Громко
–
тихо.
Человеческое тело.
«Звучащие
жесты»;
детские
потешки:
«Петушок»,
«До-
ждик»,
«Андрей-
воробей»
2 – 3
Звуки:
высокие
–
низ-
кие, долгие – короткие.
Ровное движение звуко-
в.Изготовление
само-
дельных инструментов.
Ударно-шумовые:
погремушки, марака-
сы, бубен, трещотка,
пандейра,
кастанье-
ты,
Пальчиковая
игра
«Утро
н а с т а л о » ;
«Петушок»,
«Коло-
кола»,
«Тили-бом»,
«Дождик».
4
Понятие: сильная и сла-
бая
доли,
ударный
и
безударный слог. Ровное
чередование длительно-
стей.
бубенцы, ложки, тре-
угольник,
самодель-
ные
музыкальные
инструменты.
Игра «Гроза», «До-
ждик»;
п от е ш к и
«Ладушки»,
«Со-
рока-сорока». Паль-
чиковая игра «Утро
настало»
октябрь
5 - 8
Сильная и слабая доли.
Игра простых ритмов в
унисон, синхронное ис-
полнение.
В с е
о с в о е н н ы е
инструменты.
Игры:
«Угадай-ка»,
«Гроза», «Дождик»,
«Утро настало». По-
тешки
и
песенки:
«Ходит
зайка
по
саду»,
«Лесенка»,
дыхательная гимна-
стика.
ноябрь
9
Повторение
изученного
в первой четверти.
В с е
о с в о е н н ы е
инструменты.
Игры и песенки из
репертуара
первой
четверти.
10–11
Направление
движения
мелодии:
вверх,
вниз,
поступенное,
скачкооб-
разное,
пауза.
игра
«Три медведя».
Шумовые
инстру-
менты:
тон-блоки,
бубен, румба, ложки.
Игра «По очереди»,
песенки:
«Малень-
кой елочке», «Как
на
тоненький
ле-
док».
12
Знакомство
с
ксилофо-
ном
и
металлофоном,
освоение удара кистью.
Сильная и слабая доли.
Металлофон, ксило-
фон.
«Во саду ли, в ого-
роде»,
«Как
на
то-
ненький
л е д о к » ,
«Как
под
горкой».
Игра «Кошка спит».
декабрь
13–14
Хаотическое
и
разме-
ренное движение, силь-
ная и слабая доли, игра
через паузу.
Освоенные
шумо-
вые,
мет аллофон,
ксилофон.
Игра «Зайчик», счи-
талка
«Про
зайчи-
ка», повторение ра-
зученных
песенок.
Танец, марш, песня
– определить харак-
тер,
движение
под
музыку.
15 - 16
Закрепление изученного
во второй четверти.
В с е
о с в о е н н ы е
инструменты.
Повторение изучен-
ного ранее.
январь
17
Повторение. Знакомство
с музыкальными жанра-
ми: песня, танец, марш.
Трехдольный ритм.
Бубен, пандейра, бу-
бенчики,
звучащие
жесты: хлопок, шле-
пок, щелчок, притоп.
И г р ы :
« З а й к а » ,
« Э хо » .
« М е к с и-
канский
вальс»
-
танцуем и здорова-
емся.
18
Танцевальные
ритмы:
вальс, полька. Игра че-
рез паузу.
Бубен, пандейра, бу-
бенчики,
звучащие
жесты: хлопок, шле-
пок, щелчок, притоп.
И г р ы :
« З а й к а » ,
« Э хо » .
« М е к с и-
канский
вальс»
-
танцуем и здорова-
емся. «Джон – зай-
чик».
19
Закрепление
трехдоль-
ной и двухдольной схе-
мы,
игра
через
паузу,
игра по очереди (по по-
казу дирижера).
В с е
о с в о е н н ы е
инструменты.
И г р ы :
« З а й к а » ,
« Э хо » .
« М е к с и-
канский
вальс»
-
танцуем и здорова-
емся. «Джон – зай-
чик», «Аннушка».
февраль
20–21
Закрепление, игра через
паузу,
игра
по
очереди
(по показу дирижера).
В с е
о с в о е н н ы е
инструменты.
Игры:
«Джон –
зайчик»,
«Аннуш-
ка».
22 - 23
Танец,
марш,
песня
–
определение
на
слух,
движение под музыку.
В с е
о с в о е н н ы е
инструменты.
Для
примера:
дет-
ские песенки, марш,
полька. «Аннушка».
март
24
Закрепление материала,
концерт для родителей.
В с е
о с в о е н н ы е
инструменты.
В с е
р а з у ч е н н ы е
игры и песенки.
25
Сильная и слабая доли,
закрепление
в
танце-
вальных,
п е с е н н ы х ,
маршевых ритмах. Игра
через паузу.
В с е
о с в о е н н ы е
инструменты.
Речевая игра «Вол-
шебные
барабаны»,
«Шла лисица»; «Не-
валяшки».
26
Понятия: игра всем ор-
кестром, игра соло.
Кс и ло фо н ы ,
т р е-
угольник, бубен, тон-
блок.
«Во саду ли, в ого-
роде».
апрель
27-30
Закрепление изученного
ранее.
Накопление
ре-
пертуара.
В с е
о с в о е н н ы е
инструменты.
«Во саду ли, в ого-
роде», «Веселая ду-
дочка»,
«Перепе-
лочка»,
«Как
у
на-
ших у ворот».
май
31-33
Подготовка к концерту.
В с е
о с в о е н н ы е
инструменты.
В с е
р а з у ч е н н ы е
игры и песенки.
34
Концертное
выступле-
ние для родителей
В с е
о с в о е н н ы е
инструменты.
В с е
р а з у ч е н н ы е
игры и песенки.
Учебно-тематический план занятий
в подготовительной группе 1А
(дети пяти лет, второй год обучения)
№№
занятия
Темы и понятия
Осваиваемый
инструмент
Музыкальный и иг-
ровой материал
1
2
3
4
сентябрь
1
Повторение. Сильная и
слабая доли, двухдольная
и трехдольная пульсация.
Все знакомые
инструменты.
Повторение
разу-
ченных игр и песе-
нок
из
материала
первого года обуче-
ния.
2-3
Запись партий для шумо-
вого
оркестра:
нитка,
такт, размер.
Ксилофон, пандей-
ра, тон-блок, бара-
бан, треугольник.
Р. Шуман «Солдат-
ский
марш»,
А .
Майкапар
«Капель-
ки».
4
Затакт, цифра.
Колокольчики,
ксилофон.
Й.
Брамс
«Колы-
бельная».
октябрь
5 - 8
Чтение
оркестровых
партий, игра по записи,
пауза.
Треугольник,
бу-
бен, барабан, тон-
блок, ксилофон.
«Козлик»,
р.н.п.
«Во лузях», М. Кра-
сев «Барабанщик».
ноябрь
9
Концерт для родителей.
Все знакомые
инструменты.
Повторение
разу-
ченного
в
первой
четверти.
10 – 12
Закрепление
материала
первой четверти. Игра по
записи, игра с солистом.
Треугольник,
кси-
лофон, бубенчики,
колокольчики,
ма-
ракасы.
Д .
Ш о с т а к о в и ч
«Вальс-шутка»,
р.н.т. «Яблочко», И.
Стрибогг
«Вальс
петушков».
декабрь
13 – 15
Пение окончания фразы,
предложенной
педаго-
гом, самостоятельная за-
пись несложных ритмов.
Ксилофон, бубен,
знакомые
инструменты.
«Морри – Мокки»,
«Солнышко-коло-
колнышко», «Ах вы,
сени».
16
Концерт для родителей.
Все знакомые
инструменты.
Повторение
разу-
ченного
во
второй
четверти.
январь
17-18
Понятия: мажор, минор,
синкопа,
лад,
тоника,
главные ступени лада.
Все знакомые
инструменты.
р.н.п.
«Ах
ты,
зи-
мушка-зима»,
Д.
Кабалевский
«Кло-
уны».
19
Танцевальные
ритмы,
запись
несложных
рит-
мов (с паузой и без пау-
зы).
Все знакомые
инструменты.
В. Козлов «Дедуш-
кин рок-н-ролл».
февраль
20 – 21
Синкопированный ритм,
пунктирный
ритм.
Игра
оркестровых
партий
по
записи.
Пандейра,
тон-
блок, ложки.
ч.н.п. «Пастушок»,
С.
Джоплин
«Рэг-
тайм».
22 - 23
Игра
по
дирижерскому
жесту.
Все знакомые
инструменты.
ч.н.п.
«Пастушок»,
С.
Джоплин
«Рэг-
тайм».
март
24-26
Первоначальные навыки
импровизации,
запись
несложных ритмических
композиций.
Все знакомые
инструменты.
Ж. Бизе Хор маль-
чиков
из
о п е р ы
«Кармен»,
р . н . п .
«Коробейники».
апрель
27-30
Совершенствование при-
обретенных навыков.
Все знакомые
инструменты.
р.н.п.
«Светит
ме-
сяц»,
сказка-игра
«Теремок»,
ит.
н.п.
«Санта Лючия».
май
31-33
Подготовка к вступитель-
ному экзамену в ДМШ.
Все знакомые
инструменты.
латв.н.п.
« П е т у-
шок»,
повторение
разученных пьес.
34
Вступительный
экзамен
в ДМШ
Все знакомые
инструменты.
Концертный
показ
разученных пьес.
Учебно-тематический план занятий
в подготовительной группе 1Б
(дети шести лет, один год обучения)
№№
занятия
Темы и понятия
Осваиваемый
инструмент
Музыкальный и иг-
ровой материал
сентябрь
1
Звуки
музыкальные
и
шумовые.
Громко
–
тихо.
Человеческое тело.
«Звучащие жесты»;
детские
потешки:
«Петушок»,
«До-
ждик»,
«Андрей-
воробей»
2 – 3
Звуки:
высокие
–
низ-
кие, долгие – короткие.
Р о в н о е
д в и ж е н и е
звуков.
Изготовление
самодельных
инстру-
ментов
из
подручного
материала.
Ударно-шумовые:
погремушки,
мара-
касы,
бубен,
тре-
щотка,
пандейра,
кастаньеты,
Пальчиковая
игра
«Утро
наст а ло»;
«Петушок», «Коло-
кола», «Тили-бом»,
«Дождик»,
«Осен-
няя гамма».
4
Понятие: сильная и сла-
бая
доли,
ударный
и
безударный
слог.
Ров-
ное
чередование
дли-
тельностей.
бубенцы,
ложки,
треугольник,
само-
дельные
музыкаль-
ные инструменты.
Игра «Гроза», «До-
ждик»; пальчико-
вая игра «Утро на-
стало»,
«Осенняя
гамма»
октябрь
5 - 8
Понятия: Дирижер, кон-
цертмейстер,
оркестр,
«внимание»,
«снять»,
«вступить»
одновре-
менно»,
синхронная
игра. Повторение.
Металлофон,
тре-
угольник,
тон-блок,
ложки.
«Дождик»,
«Утро
настало».
Потешки
и
пе сенки:
« В о
саду ли, в огороде»,
«Поезд», дыхатель-
ная
г и м н а с т и ка ,
движение
под
му-
зыку.
ноябрь
9
Повторение и закрепле-
ние изученного в пер-
вой четверти. Звуки
звонкие и глухие.
Все освоенные
инструменты, зву-
чащие жесты.
Игры и песенки из
репертуара
первой
четверти.
10 – 11
Повторение: какие бы-
вают звуки? Сильная и
слабая доли. Движение
под
музыку:
характер
музыки.
Шумовые
инстру-
менты:
тон-блоки,
бубен,
румба,
лож-
ки,
маракасы,
тре-
угольник.
Игра «По-оче-
реди»,
п е с е н к и :
«Теремок», «Свето-
фор».
12
Совместная игра: всту-
пить, играть синхронно,
закончить игру вместе,
тишина,
определить
направление
движения
мелодии.
Шумовые
инстру-
менты:
тон-блоки,
бубен,
румба,
лож-
ки,
маракасы,
тре-
угольник, пандейра,
ксилофон, бубенцы.
«Теремок»,
«Ка-
линка».
декабрь
13 – 15
Продолжение работы.
Тон-блок, треуголь-
ник,
бубен,
бубен-
чики.
Игра
« З а р ядка » ,
«Теремок», мелоде-
кламация
«Тиши-
на».
16
Концерт для родителей.
В с е
о с в о е н н ы е
инструменты.
Повторение
разу-
ченного ранее.
январь
17 - 19
Повторение.
Понятия:
танец – вальс – полька.
Трехдольный
и
двух-
дольный ритм. Сильная
и
слабая
доли
в
этих
ритмах.
Разучивание
партий
песенки
«Пау-
чок и гамачок».
Бубен,
пандейра,
бубенчики,
звуча-
щие жесты: хлопок,
шлепок,
щелчок,
притоп.
Игры: «Ну-ка, по-
в т о р и » ,
« Э х о » .
«Мексиканский
вальс» - танцуем и
здороваемся.
«Пау-
чок
и
гамачок»,
«Калинка»,
«Поль-
ка».
февраль
20
Марш, маршевая музы-
ка.
Отличие
от
танце-
вальной музыки. Гром-
ко – тихо.
В с е
о с в о е н н ы е
инструменты,
зву-
чащие жесты.
«Марш», «Паучок и
гамачок».
21
Танец,
марш,
песня
–
сравнение.
В с е
о с в о е н н ы е
инструменты,
зву-
чащие жесты.
Игра «Ну-ка, повто-
ри», Полька, «Пау-
чок
и
гамачок»,
«Калинка».
22
Закрепление
изученно-
го теоретического мате-
риала. Пауза.
В с е
о с в о е н н ы е
инструменты.
Все
р а зу ч е н н ы е
пьесы. «Марш».
23
Повторение,
закрепле-
ние, концертная подго-
товка.
В с е
о с в о е н н ы е
инструменты.
Все
разученные
пьесы.
«Тарарам-
шурум-бурум».
март
24
Закрепление материала,
концерт для родителей.
В с е
о с в о е н н ы е
инструменты.
Все
р а зу ч е н н ы е
игры и песенки.
25
Мажор и минор, синко-
па.
В с е
о с в о е н н ы е
инструменты.
«Солнечный
дождь»,
«Брат
ма-
жор и брат минор»,
26
Нотная
запись
орке-
стровых партий, нота с
точкой,
Ксилофоны,
т ре-
угольник,
бубен,
тон-блок.
«Солнце», «Я иг-
раю
на
пианино»,
«Хор рыбят».
апрель
27-30
Закрепление
изученно-
го
ранее.
Накопление
репертуара.
В с е
о с в о е н н ы е
инструменты.
«Солнце»,
«Я
иг-
раю
на
пианино»,
В.
Моцарт
«Коло-
кольчики»,
«Как
у
наших у ворот».
май
31-33
Подготовка
к
вступи-
тельному
экзамену
в
ДМШ.
В с е
о с в о е н н ы е
инструменты.
Все
р а зу ч е н н ы е
игры и песенки.
34
Вступительный экзамен
в ДМШ.
В с е
о с в о е н н ы е
инструменты.
Все
р а зу ч е н н ы е
игры и песенки.