Напоминание

Гендерное воспитание дошкольников средствами традиционной народной культуры


Автор: Бердникова Наталья Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ " Детский сад № 10"
Населённый пункт: город Лиски, Воронежская область
Наименование материала: Статья
Тема: Гендерное воспитание дошкольников средствами традиционной народной культуры
Раздел: дошкольное образование





Назад





Гендерное воспитание дошкольников средствами традиционной

народной культуры
Н.С. Бердникова, МКДОУ Д/С №10 г. Лиски Лискинского муниципального района Воронежской области. Гендерное воспитание имеет три основных аспекта: 1. Когнитивный. Это самосознание ребенка, который знает, что он девочка или мальчик; 2. Эмоциональный. Это способность ребенка идентифицировать и чувствовать себя согласно своей половой принадлежности. То есть, ребенок чувствует себя девочкой или мальчиком; 3. Поведенческий. Это способность ребенка действовать в соответствии с ожидаемым от него гендерным поведением. В работе с дошкольниками относительно вопросов гендерного воспитания нужно учитывать такие направления:  дополнение зоны саморегуляции детей (например, поощрение девочек к занятиям спортом, а мальчиков - к самообслуживанию);  организация исследования равноправности сотрудничества мальчиков и девочек в совместной деятельности;  устранение традиционных культурных запретов на эмоциональное самовыражение мальчиков, поощрение их к проявлению чувств;  создание условий для тренировки межполовой чувствительности (например, через театрализацию, тренинги). Значение периода дошкольного детства неоценимо в целом для развития личности человека. Все важнейшие качества личности, задатки и способности формируются именно в этом возрасте. Известно, что первые 5-6 лет жизни – это период, когда закладываются и формируются наиболее глубокие и сказывающиеся на последующем развитии слои психики личности, в которые самым прямым образом вплетена полоролевая дифференциацияПод гендерной социализацией понимается процесс усвоения в соответствии с полом социальной роли мужчины и женщины, формирование потребностей, интересов, ценностных ориентаций и определенных способов поведения, характерных для того или другого пола. В семье человек впервые сталкивается со всем многообразием полоролевых отношений, создающих его нравственные устои. К сожалению, современное состояние института семьи – размытость представлений об эталонах мужского и женского поведения, неспособность взрослых дифференцированно воспитывать мальчиков и девочек – осложняет выбор стратегии поведения детей, что актуализирует проблему гендерного воспитания дошкольников.
Анализ массовой практики трактует, что в настоящее время в системе дошкольного образования возникают серьезные проблемы по вопросам гендерного воспитания. В первую очередь это связано с тем, что в программно-методическом обеспечении дошкольных образовательных учреждений России не учитываются гендерные особенности. В результате этого содержание воспитания и образования ориентированы на возрастные и психологические особенности вообще детей, а не на мальчиков и девочек того или иного возраста. Первоочередной задачей является введение в жизнь дошкольного образовательного учреждения полоориентированных обращений к детям в тех ситуациях, когда это является уместным. Нам необходимо понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом, если мы хотим воспитать мужчин и женщин, а не бесполых существ, растерявших преимущества своего пола. Одной из основных целей моей профессиональной деятельности является - создание условий для эмоционального благополучия каждого ребенка, адекватно осознающего и переживающего свои физические и психологические индивидуальные особенности – мужские и женские. Задача заключается в том, чтобы, во-первых, развивать у ребенка ценностное осмысление себя как представителя определенного пола и как личность, которая отличается внешними признаками и внутренним миром; во-вторых, активизировать поиск своего места в мире. В педагогическом процессе дошкольного учреждения используем потенциал народной культуры, так как, «народные традиции связаны со многими сторонами мировоззрений и взаимоотношений людей, в них наиболее ярко и своеобразно отражен накопленный и умноженный тысячелетиями народный опыт, человеческая мудрость и выражается характер и душа народа, лучшие черты истории семейно-бытовой жизни общества. В качестве традиций выступают полоролевые принципы, социальные установки и нормы поведения, идеи и убеждения, представления и взгляды» . Образовательную область «Социально-коммуникативное развитие» рабочей программы детского сада содержит материал народного фольклора и русских традиций. Русские народные традиции служат источником гендерного воспитания современных детей. Одна из них – это крепкая семья – это самый древний и важный институт воспитания. Народное педагогическое творчество утверждает культ ребенка, культ семьи (культ матери, культ старших членов семьи – бабушек, дедушек, культ братьев), культ семейного благополучия и счастья» . С детьми рассматриваем репродукции картин художников с семейной тематикой: Ю. Кугач «В семье», Б. Кустодиев «На терассе», Ф. Славянский «Семейная картина» и др. Отгадываем народные загадки о человеке и его жизни, имени человека, потешки о бабушке, сыне, дочери, играем в пальчиковые игры «Этот пальчик дедушка», «У бабы Фроси». Знакомим с пословицами и поговорками о женских и мужских качествах, о семье, о труде. Обсуждаем темы: «Я и моя семья», «Семейная фотография», «Взрослые и дети», «Моя семья, моя родословная», «Родословная - старинная русская традиция», «Что означают наши имена». Иметь представления о детях разного возраста и пола, некоторые характерные особенности их внешнего вида, одежды, прическе, любимые занятия - одна из задач образовательной программы ДОУ. В работе с детьми мы используем материнский фольклор: колыбельные для мальчика и девочки («Моя доченька уснет», «Сынко, голубочек»). Пестушки и потешки про мальчиков и девочек («Ванька-встанька-карапуз»,
«Уж я косу заплету», «Маша в гости приглашала» и др.). Величание («Мой сыночек, мой дружочек», «Моя девочка - прелестница»). В материнском фольклоре присутствует обращение не просто к маленькому ребенку, а к девочке и мальчику. Приписывание ребенку качеств: девочке – красивая, нежная, хрупкая; мальчику – сильный, крепкий. В соответствии с тем, кому адресована потешка или пестушка прогнозируется их будущее. Велика роль сказки в воспитании у дошкольников гендерного поведения. Сказка предлагает ребенку образы мужского и женского поведения, которыми он наслаждается, незаметно для себя усваивая для себя жизненно важную информацию. «Сказка – это школа истинной жизни, ибо она дает ребенку возможность вникнуть в существо нравственных проблем и уяснить характер важнейших этических выборов» . Жизнь наших детей наполнена сказками, постоянно читаем с детьми сказки, рассматриваем иллюстрации к ним, смотрим мультфильмы по сказкам, в группе есть библиотека и аудиотека народных и авторских сказок. Сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Василиса – Прекрасная», «Царевна-лягушка» развивают представления о качествах женственности, способствуют правильному пониманию девочками их будущих женских семейных ролей. Положительные качества сказочных героев Ивана-царевича, Ивана-дурака, Ильи-Муромца и др. являются ориентиром для воспитания мужественности у мальчиков. Сказки помогают выявить сложившиеся ложные стереотипы поведения, что позволяет спланировать коррекционную работу, в которой необходимо показать равные социальные возможности девочки и мальчика. С помощью сказок формируется представление о заботе, миролюбии, терпимости. Общеизвестно, что основной вид деятельности дошкольников – игра. Народные игры – неотъемлемая часть национального богатства, способствующая гендерному воспитанию детей в той его части, где рассматриваются вопросы быта, обычаями и трудом мужчин и женщин. Составлена картотека народных игр, которой охотно пользуются педагоги. Многие народные игры имитируют занятия взрослых: охота, собирательство, ведение домашнего хозяйства, дети усваивают основные черты, характерные для носителя того или иного пола («Арина», «Яша», «Кузнецы»). В хороводных играх, кроме самого текста, значительное воздействие оказывают и телесные контакты («Заинька», «Сахаринка»). В хороводе дети держатся за руки; выбрав пару, мальчик (девочка) телесно общаются с представителем противоположного пола, усваивают начальные важнейшие нормы такого общения. По содержанию все народные игры доступны и девочкам, и мальчикам, создают равные возможности для участия в них детей обоего пола. Народные традиции предоставляют богатейшую возможность для формирования полоролевых ориентаций и ценностей и формированию начал мужественности у мальчиков и женственности у девочек. Список литературы 1. Доронова Т.Н. Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и детском саду: Пособие для дошкольных образовательных учреждений. – М.: Линка-пресс, 2009. - 224 с.
2. Соколова Л.В., Некрылова А.Ф. Воспитание ребенка в русских традициях. – М.: Айрис-пресс, 2003. - 208 с. 3. Татаринцева Н.Е. Полоролевое воспитание дошкольников на основе народных традиций. Учебное пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2008.- 96 с.


В раздел образования