Гендерное воспитание дошкольников средствами традиционной народной культуры
Автор: Бердникова Наталья Сергеевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МКДОУ " Детский сад № 10" Населённый пункт: город Лиски, Воронежская область Наименование материала: Статья Тема: Гендерное воспитание дошкольников средствами традиционной народной культуры Раздел: дошкольное образование
Гендерное воспитание дошкольников средствами традиционной
народной культуры
Н.С. Бердникова, МКДОУ Д/С №10 г. Лиски
Лискинского муниципального района Воронежской области.
Гендерное воспитание имеет три основных аспекта:
1.
Когнитивный. Это самосознание ребенка, который знает, что он девочка или
мальчик;
2.
Эмоциональный. Это способность ребенка идентифицировать и чувствовать себя
согласно своей половой принадлежности. То есть, ребенок чувствует себя девочкой
или мальчиком;
3.
Поведенческий. Это способность ребенка действовать в соответствии с ожидаемым
от него гендерным поведением.
В работе с дошкольниками относительно вопросов гендерного воспитания нужно
учитывать такие направления:
дополнение зоны саморегуляции детей (например, поощрение девочек к занятиям
спортом, а мальчиков - к самообслуживанию);
организация исследования равноправности сотрудничества мальчиков и девочек в
совместной деятельности;
устранение традиционных культурных запретов на эмоциональное самовыражение
мальчиков, поощрение их к проявлению чувств;
создание условий для тренировки межполовой чувствительности (например, через
театрализацию, тренинги).
Значение периода дошкольного детства неоценимо в целом для развития личности
человека. Все важнейшие качества личности, задатки и способности формируются именно
в этом возрасте. Известно, что первые 5-6 лет жизни – это период, когда закладываются и
формируются наиболее глубокие и сказывающиеся на последующем развитии слои
психики личности, в которые самым прямым образом вплетена полоролевая
дифференциацияПод гендерной социализацией понимается процесс усвоения в
соответствии с полом социальной роли мужчины и женщины, формирование
потребностей, интересов, ценностных ориентаций и определенных способов поведения,
характерных для того или другого пола.
В семье человек впервые сталкивается со всем многообразием полоролевых отношений,
создающих его нравственные устои. К сожалению, современное состояние института
семьи – размытость представлений об эталонах мужского и женского поведения,
неспособность взрослых дифференцированно воспитывать мальчиков и девочек –
осложняет выбор стратегии поведения детей, что актуализирует проблему гендерного
воспитания дошкольников.
Анализ массовой практики трактует, что в настоящее время в системе дошкольного
образования возникают серьезные проблемы по вопросам гендерного воспитания. В
первую очередь это связано с тем, что в программно-методическом обеспечении
дошкольных образовательных учреждений России не учитываются гендерные
особенности. В результате этого содержание воспитания и образования ориентированы на
возрастные и психологические особенности вообще детей, а не на мальчиков и девочек
того или иного возраста.
Первоочередной задачей является введение в жизнь дошкольного образовательного
учреждения полоориентированных обращений к детям в тех ситуациях, когда это является
уместным. Нам необходимо понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные
возможности, которые даны ему своим полом, если мы хотим воспитать мужчин и
женщин, а не бесполых существ, растерявших преимущества своего пола.
Одной из основных целей моей профессиональной деятельности является - создание
условий для эмоционального благополучия каждого ребенка, адекватно осознающего и
переживающего свои физические и психологические индивидуальные особенности –
мужские и женские.
Задача заключается в том, чтобы, во-первых, развивать у ребенка ценностное осмысление
себя как представителя определенного пола и как личность, которая отличается внешними
признаками и внутренним миром; во-вторых, активизировать поиск своего места в мире.
В педагогическом процессе дошкольного учреждения используем потенциал народной
культуры, так как, «народные традиции связаны со многими сторонами мировоззрений и
взаимоотношений людей, в них наиболее ярко и своеобразно отражен накопленный и
умноженный тысячелетиями народный опыт, человеческая мудрость и выражается
характер и душа народа, лучшие черты истории семейно-бытовой жизни общества. В
качестве традиций выступают полоролевые принципы, социальные установки и нормы
поведения, идеи и убеждения, представления и взгляды» .
Образовательную область «Социально-коммуникативное развитие» рабочей программы
детского сада содержит материал народного фольклора и русских традиций.
Русские народные традиции служат источником гендерного воспитания современных
детей. Одна из них – это крепкая семья – это самый древний и важный институт
воспитания. Народное педагогическое творчество утверждает культ ребенка, культ семьи
(культ матери, культ старших членов семьи – бабушек, дедушек, культ братьев), культ
семейного благополучия и счастья» .
С детьми рассматриваем репродукции картин художников с семейной тематикой: Ю. Кугач
«В семье», Б. Кустодиев «На терассе», Ф. Славянский «Семейная картина» и др.
Отгадываем народные загадки о человеке и его жизни, имени человека, потешки о
бабушке, сыне, дочери, играем в пальчиковые игры «Этот пальчик дедушка», «У бабы
Фроси». Знакомим с пословицами и поговорками о женских и мужских качествах, о семье,
о труде. Обсуждаем темы: «Я и моя семья», «Семейная фотография», «Взрослые и дети»,
«Моя семья, моя родословная», «Родословная - старинная русская традиция», «Что
означают наши имена».
Иметь представления о детях разного возраста и пола, некоторые характерные
особенности их внешнего вида, одежды, прическе, любимые занятия - одна из задач
образовательной программы ДОУ. В работе с детьми мы используем материнский
фольклор: колыбельные для мальчика и девочки («Моя доченька уснет», «Сынко,
голубочек»). Пестушки и потешки про мальчиков и девочек («Ванька-встанька-карапуз»,
«Уж я косу заплету», «Маша в гости приглашала» и др.). Величание («Мой сыночек, мой
дружочек», «Моя девочка - прелестница»). В материнском фольклоре присутствует
обращение не просто к маленькому ребенку, а к девочке и мальчику. Приписывание
ребенку качеств: девочке – красивая, нежная, хрупкая; мальчику – сильный, крепкий. В
соответствии с тем, кому адресована потешка или пестушка прогнозируется их будущее.
Велика роль сказки в воспитании у дошкольников гендерного поведения. Сказка
предлагает ребенку образы мужского и женского поведения, которыми он наслаждается,
незаметно для себя усваивая для себя жизненно важную информацию. «Сказка – это
школа истинной жизни, ибо она дает ребенку возможность вникнуть в существо
нравственных проблем и уяснить характер важнейших этических выборов» .
Жизнь наших детей наполнена сказками, постоянно читаем с детьми сказки,
рассматриваем иллюстрации к ним, смотрим мультфильмы по сказкам, в группе есть
библиотека и аудиотека народных и авторских сказок. Сказки «Сестрица Аленушка и
братец Иванушка», «Василиса – Прекрасная», «Царевна-лягушка» развивают
представления о качествах женственности, способствуют правильному пониманию
девочками их будущих женских семейных ролей. Положительные качества сказочных
героев Ивана-царевича, Ивана-дурака, Ильи-Муромца и др. являются ориентиром для
воспитания мужественности у мальчиков.
Сказки помогают выявить сложившиеся ложные стереотипы поведения, что позволяет
спланировать коррекционную работу, в которой необходимо показать равные социальные
возможности девочки и мальчика. С помощью сказок формируется представление о
заботе, миролюбии, терпимости.
Общеизвестно, что основной вид деятельности дошкольников – игра. Народные игры –
неотъемлемая часть национального богатства, способствующая гендерному воспитанию
детей в той его части, где рассматриваются вопросы быта, обычаями и трудом мужчин и
женщин. Составлена картотека народных игр, которой охотно пользуются педагоги.
Многие народные игры имитируют занятия взрослых: охота, собирательство, ведение
домашнего хозяйства, дети усваивают основные черты, характерные для носителя того
или иного пола («Арина», «Яша», «Кузнецы»). В хороводных играх, кроме самого текста,
значительное воздействие оказывают и телесные контакты («Заинька», «Сахаринка»). В
хороводе дети держатся за руки; выбрав пару, мальчик (девочка) телесно общаются с
представителем противоположного пола, усваивают начальные важнейшие нормы такого
общения. По содержанию все народные игры доступны и девочкам, и мальчикам, создают
равные возможности для участия в них детей обоего пола.
Народные традиции предоставляют богатейшую возможность для формирования
полоролевых ориентаций и ценностей и формированию начал мужественности у
мальчиков и женственности у девочек.
Список литературы
1.
Доронова Т.Н. Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и детском саду: Пособие для
дошкольных образовательных учреждений. – М.: Линка-пресс, 2009. - 224 с.
2.
Соколова Л.В., Некрылова А.Ф. Воспитание ребенка в русских традициях. – М.:
Айрис-пресс, 2003. - 208 с.
3.
Татаринцева Н.Е. Полоролевое воспитание дошкольников на основе народных
традиций. Учебное пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2008.- 96 с.