"Роль куклы в народной педагогике и воспитании детей"
Автор: Ревина Ирина Викторовна Должность: воспитатель высшей категории Учебное заведение: МАДОУ Новосафоновский детский сад "Солнышко" Населённый пункт: Кемеровская область, п. Новосафоновский Наименование материала: консультация Тема: "Роль куклы в народной педагогике и воспитании детей" Раздел: дошкольное образование
Консультация для воспитателей:
«Ознакомление с тряпичной куклой, как средство приобщения
дошкольников к народной культуре»
Изучение национальной культуры и народного искусства является
одной из важных и интересных проблем современной
художественной педагогики. веками лучшие традиции оттачивались
и передавались из поколения в поколение, как эталоны красоты,
образцы вкуса, национальных особенностей, как часть культуры
народа.
К сожалению, сегодня все дальше от нас уходят красивые
выполненные вручную вещи. Возникновению этой тенденции
способствует тот факт, что некоторые виды декоративного
искусства как бы отошли на второй план, не получили в
современной жизни достойного применения и постепенно
утрачивают свою актуальность и быту и учебном процессе. в
частности изготовление тряпичной народной куклы практически не
встречается в качестве предмета обучения, ему не уделяется
должного внимания в программах обучения. Дети должны знать
традиции, обычаи русского народа, историю народной культуры,
проникнуться чувством понимания ее древности и величия, чтобы
приобщиться к ее истокам.
Формирование творческой личности – одна из важных задач
педагогической теории и практики на современном этапе. Для
развития творчества необходимо получить разнообразные
впечатления об окружающей жизни, природе, познакомиться с
произведениями искусства, приобрести определенные знания о
предметах и явлениях, овладеть навыками, умениями, освоить
способы деятельности.
Работа над тряпичной куклой – это не только источник
эмоционального переживания радости и неизменного удивления,
важно, что в процессе творчества происходит приобщение ребенка
к традициям русской народной культуры. Тряпичная кукла, в
отличие от пластмассовой, снимает психологический барьер между
ребенком и «миром больших вещей», воспитывает ласковое,
необъяснимое отношение к миру.
Согласно этимологическим изысканиям слово «кукла» родственно
древнегреческому слову «kiklos», которое означает «нечто
свернутое». Технология скручивания в рулончик полосок ткани
выбрана не случайно: скручивание передает образ слоистого
устройства так называемых тонких тел человека. Мы видим, что в
конструкции русских тряпичных кукол чаще всего используется
скрутка или обмотка куском ткани.
Матерчатых кукол делали с незапамятных времен. Тряпичная кукла
была широко распространена в России, любима и почитаема детьми
и взрослыми всех сословий. С ней играли и в царских дворцах, и в
крестьянских избах. Благодаря своей популярности она бытовала во
всех губерниях и была очень разнообразной. в каждом уезде ее
делали по-своему, с учетом местных художественных традиций,
наличия определенного набора тканей и украшений. По наряду
традиционной куклы можно было легко определить ее «место
рождения».
Тряпичные куклы были простейшим изображением женской
фигуры: кусок ткани, свернутый в «скалку», тщательно обтянутое
белой льняной тряпицей лицо, грудь, обязательно кудельная коса. А
вот лицо не делали – она оставалась «безликой». Поскольку с
древних времен считалось, что кукла выполняет роль оберега
ребенка, ее боялись полностью уподобить человеку. По народным
поверьям, кукла «с лицом» как бы обретала душу и тем самым
становилась опасной для ребенка, а «безликая» считалась
предметом неодушевленным и не могла ему навредить.
Работа по приобщению детей к традиционной тряпичной кукле
предусматривает решение следующих воспитательно-
образовательных задач:
- прививать интерес и любовь к русской тряпичной кукле, как к
виду народного художественного творчества;
- содействовать развитию эстетического восприятия образцов
народной игрушки, способности эмоционально откликаться на
воздействие художественного образа;
- формировать умения и практические навыки работы с
текстильными материалами;
- развивать у детей творческие способности, стремление к
самостоятельному творчеству;
- учить грамотно подбирать цветовую гамму материалов для
изготовления народных кукол;
- формировать творческое отношение к качественному
осуществлению художественно-продуктивной деятельности;
- прививать любовь к обычаям предков, трудолюбие,
художественный вкус.
Не каждому ребенку дано стать в будущем художником, дизайнером
и т.п., но каждый должен познать азы художественного творчества и
попробовать найти свое «Я». И, если ребенок будет заинтересован в
этом, то поставленные задачи будут решены.
Приобщение дошкольников к народной культуре, будет не
эффективно без участия родителей. Опросы, беседы с родителями
показывают, что вопросам народного искусства в семье уделяется
очень мало внимания, и возникает необходимость построить так
работу по художественному труду, чтобы восполнять пробелы
семейного воспитания. Основными формами работы с семьей
остаются совместные праздники: фольклорные, обрядовые, дни
именин, также презентации, семинары-практикумы, мастер-классы,
выставки и конкурсы.
Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что русская
народная игрушка является особым видом народного творчества –
это не только культурное наследие, музейный экспонат или сувенир
для украшения интерьера. Народная игрушка, как и игрушка
вообще является традиционным, необходимым элементом
воспитательного процесса. Через игру и игрушку ребенок познает
мир, проходит его социализация в обществе.