"Формирование навыков саморазвития обучающихся через создание синергетических условий на уроке литературного чтения"
Автор: Соловьева Сардана Коммунаровна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МОБУ СОШ №15 Населённый пункт: город Якутск, Республика Саха (Якутия) Наименование материала: Статья Тема: "Формирование навыков саморазвития обучающихся через создание синергетических условий на уроке литературного чтения" Раздел: начальное образование
Соловьева С.К., учитель начальных классов
МОБУ СОШ №15 г.Якутска
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ САМОРАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ
СОЗДАНИЕ СИНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ НА УРОКЕ литературного чтения.
В
условиях
внедрения
ФГОС
нового
поколения
возникают
новые
задачи
образования – не просто заложить в головы учащихся заданный объем знаний, но
позаботиться, во-первых, о том, чтобы это были знания актуальные, а, во-вторых,
сделать все необходимое, чтобы обучающийся смог осознанно и эффективно применять
полученные
знания
в
своей
жизни.
Эти
задачи
выражаются,
прежде
всего,
в
педагогической деятельности, направленной на формирование самостоятельности и
ответственности
учащихся
за
результаты
обучения,
и
требуют
осознанности
и
согласованности
целей
обучения
с
индивидуальными
потребностями
учащихся,
приобретение ими не только актуальных предметных знаний, но и жизненно важных
навыков и качеств.
Важнейшим
условием
возникновения
самоорганизации
в
действиях
учеников
является
инициирование
учителем
их
выхода
на
собственную
тенденцию
развития,
благодаря
чему
начинается
процесс
самодостраивания.
Самодостраивание понимается как рождение нового пути развития. Оно связано с
нарушением
привычной
системы
упорядоченности,
с
выходом
за
пределы
исходной системы.
В контексте экспериментальной работы, организованной в школе,
мы
рассматриваем синергетику как область педагогического знания, которая основывается
на законах и закономерностях самоорганизации и саморазвития педагогических, т. е.
образовательно-воспитательных, систем. Синергетическая концепция, на наш взгляд,
позволяет
по-новому
раскрыть
научно-педагогическое
знание.
Она
ориентирует
на
многомерность,
многокомпонентность
и
полифоничность
(альтернативность
и
вариативность)
познаваемых
процессов,
обнаружение
в
них
нераскрытых
или
недостаточно
раскрытых
состояний,
признание
большой
роли
случайности
в
их
развитии.
Основные
функции
взаимодействия
в
общении
-
активизация
саморазвития,
самоактуализации,
взаимного
оценивания
и
самооценки.
Они
реализуются при творческом сотрудничестве говорящего и слушающего, которое
стимулируется в диалогическом общении. В подлинном диалоге нет не только
внешней принудительности, но и внутренней предопределенности. Образование
понимается
как
самодостраивание
личности
в
общении,
подразумевающем
духовно-семейную
связь
учителя
и
ученика.
Именно
в
самодостраивании
происходит необратимое событие "перемены ума", которое и является целью
образования. Показатели диалогичности: установка на партнерство в общении,
признание
прав
партнера
на
собственную
точку
зрения
и
её
защиту,
умение
слушать
и
слышать
партнера,
готовность
взглянуть
на
предмет
общения
с
позиций партнёра, способность к сочувствию и сопереживанию.
Хочу
представить Вам технологическую основу синергетического урока по
литературному чтению. Как мы уже подчеркнули выше, основу синергетического урока
составляет технология развивающего обучения структуру которой можно представить в
виде логической цепочки: проблемная ситуация (неопределенная учебная ситуация,
которую невозможно решить известными способами на основе имеющихся знаний) --
поисковая
деятельность
по
нахождению
решения
учебной
задачи
--
открытие,
найденное
решение
с
разными
вариантами
--
возможность
дальнейшего
поиска.
Синергетическая
сущность
урока
заключается
в
осуществлении
вышеизложенных
принципов, то есть является достраиванием, определяющимся созданием специальных
условий для запуска внутреннего механизма саморазвития учащегося.
Весь процесс познания можно представить как циклическую спираль, где целое
и часть взаимопереходят друг в друга на новом качественном уровне. Новый порядок
возникает в хаосе и через хаос.
На первом этапе, этап «Хаос» (сравним с технологией развивающего обучения,
это
-этап
создания
неопределенной
учебной
ситуации)
является
возникновение
состояния
неустойчивости
образовательного
пространства.
Чтобы
система
стала
неустойчивой, необходимо создать условия для возникновения в ней многообразия и
неоднозначности. Педагог организует ситуацию неустойчивости и нелинейности через
постановку проблемы, задачи, которая не может быть решена имеющимися способами.
Тем
самым
педагог
вызывает
мотивацию
деятельности
ученика,
акцентирует
его
внимание на новом аспекте изучаемой проблемы. В отличие от авторитарного субъект-
объектного (требующего строгого следования алгоритму, указанному учителем) новый
вариант управления стимулирует саморазвитие управляемой системы, ориентируется
на творческие способности, мотивацию обучаемых, на субъект-субъектные отношения.
На
втором
этапе
(в
технологии
развивающего
обучения
—
организация
поисковой
деятельности,
ведущей
к
открытию)
целевой
установкой
педагога
становится
структурирование
деятельности,
рост
упорядоченности,
приведение
системы к устойчивому развитию через организацию единого темпомира (единый темп,
общая скорость всех взаимодействующих )
На
данном
этапе
учащиеся
погружаются
в
поисковый
режим,
педагог
ориентирует учащихся в работе с информационным полем, организует диалоговое
взаимодействие участников познавательного процесса, которое происходит в логике
синергетической
парадигмы
мышления:
диссипативные
системы
(неустойчивые,
в
данном случае, это ученик в состоянии смущения) обмениваются с окружающей средой
энергией,
информацией,
начинают
развиваться
и
самоорганизовываться.
Здесь
необходимо учитывать, что сами человеческие отношения носят крайне нелинейный
характер.
Кроме
того,
коллективные
действия
не
сводятся
к
простой
сумме
индивидуальных
независимых
действий.
В
этом
и
состоит
психологическая
сложность,
нелинейность
задачи
подбора
способов
организации
взаимодействия.
Нелинейна
всегда
и
задача
принятия
решения,
выбора.
От
преподавателя
исходит
поток
информации
и
энергии,
побуждающий
ученика
к
самоорганизации
и
саморазвитию,
становлению
его
индивидуальности.
Так
как
обучающийся
может
выступать
неупорядоченной,
хаотизированной
системой,
которая
обладает
бесконечным
числом
степеней
свободы,
то
в
контакте
с
преподавателем,
при
поглощении
ею
информации
и
энергии
от
другой
системы
(других
участников)
происходит
уменьшение
числа
степеней
свободы.
В
этом
состоит
суть
самоорганизации.
Значит,
влияние
преподавателя
осуществляется
в
рамках
оптимального,
разумного
ограничения
свободы
выбора
и
носит
управляющий
характер.
Успешность совместной деятельности обеспечивается следующими условиями:
– принятие каждого обучаемого не таким, каков он есть, а таким, каким он может стать;
– развитие таланта, имеющегося у каждого, а не собственной концепции в ущерб
творческой индивидуальности обучаемого;
– принятие обучаемого самостоятельным творцом, который не пассивно воспринимает
информацию, а активно творит себя как личность;
– понимание, что группа – это единый организм, в котором все взаимосвязаны друг с
другом.
Большое
значение
имеет
эмоциональный
настрой
группы.
О ткрытость
участников
совместной
деятельности
заразительна,
возникает
общая
творческая
эмпатия,
обеспечивающая
более
глубокое
осмысление,
получение
новых
знаний
и
поддерживающая ощущение радостного возбуждения, не позволяющее этому процессу
прекращаться. В процессе нахождения решения на поставленные вопросы, на пути
«движения
к
истине»
педагог
занимает
позицию
«аттрактора»,
он
регулирует
деятельность
учащихся
посредством
«мягкого
управления»
через
ориентацию
в
жизненном
опыте
учащихся,
отходит
от
традиционного
сообщения
искомого
решения, объясняет противоречивые ответы учащихся, анализирует причины ошибок
и заблуждений школьников, формируя критическое осмысление учащимися учебного
материала.
Выполняя
групповое
задание,
общаясь
между
собой,
ученики
участвуют
в
активном построении знаний, в добывании необходимой информации для решения
проблемы.
Школьники
приобретают
новое
качество,
характеризующее
развитие
интеллекта на новом этапе, способность критически мыслить.
Интеллектуальная
и
эмоциональная
активность
учащихся
достигает
наивысшей
степени
напряженности,
резонансного
возбуждения,
результатом
которого при умелом управлении педагога становится открытие, нахождение ответов
на
поставленные
учебные
задачи.
Возникает
точка
бифуркации,
в
которой
аккумулируется энергия особой силы и после выхода из нее формируются новые
траектории
развития
систем
(ученика).
Надо
заметить,
что
эти
траектории
могут
носить разный характер, в том числе и нежелательный, если были нарушены законы
педагогического
взаимодействия.
Третий этап (в технологии развивающего обучения — установка на дальнейший
поиск) синергетической организации деятельности на уроке характеризуется целевой
установкой перевода обучающихся на новый уровень развития и саморазвития через
достижение определенного предела упорядоченности. Для перехода на новый уровень
развития ученика необходима организация процесса осмысления.
В
процессе
организации
осмысления
учащимися
всего
действия,
своего
состояния как его результата, своего места в общем энергетическом процессе важно не
потерять созданный эмоциональный позитивный фон, так как саморазвитие происходит
обычно
в
значительной
мере
на
подсознательном,
эмоциональном
уровне.
Педагогическая задача состоит в том, чтобы помочь школьнику осознать происходящие
в его психике процессы, вызвать их мотивацию, научить осознанно управлять ими,
ставить цели своего развития, т.е. подвести к самосовершенствованию.
Таким
образом,
синергетический
урок
можно
определить
как
высокоэффективный
урок, на котором созданы все условия для того, чтобы
каждый
ученик
получал
ускорение,
исходящее
от
совместной
познавательной
деятельности, в результате чего происходит переход ученика на новый уровень
интеллектуального
развития,
становятся
возможными
процессы
порождения
знаний
самим
учеником,
его
активное
продуктивное
творчество.
Обучение
становится
интерактивным,
а
образование
заключается
в
открытии
себя
или
сотрудничество с самим собой и с другими людьми. Главное – происходит овладение
учащимися способами пополнения знаний и быстротой ориентации в разветвленной
системе знаний, способами самообразования.
Синергетический
подход к
организации урока способствует тому, что
в
сложной
системе
за
счет
действия
нелинейных
связей
возникают
процессы
коэволюции, характерные тем, что общий темп развития сложной системы становится
выше
темпа
самой
развитой
из
ее
частей.
То
есть
коллективное
творчество
гармонизирует среду, где выигрывают и сильные, и слабые обучающиеся. Для ребенка,
оказавшегося в этой среде, порождающей и подкрепляющей творческое поведение,
создается оптимальное сочетание условий, достаточных для самоактуализации ребенка
как творца. Чем больше ребенок вовлечен в совместную образовательную деятельность,
тем выше будут его творческие способности. Использование методологии синергетики
в
учебном
процессе
позволяет строить
обучение
как
интерактивный
процесс,
стимулирующий
активность
не
только
ученика,
но
и
учителя.
Учащиеся
самостоятельно пытаются найти ответы на ряд вопросов и проблем, поставленных
перед ними, осмыслить их, сделать выводы, обобщения. При этом стимулируются их
познавательные и творческие способности, преодолевается хаос и превращается в поле
для системной деятельности. На основе такого обучающего комплекса у школьников
формируется система знаний о Мире.
Литература.
1.
Бондаревская, Е.В. Учителю о личностно-ориентированном образовании.
Научно-методическая разработка /Е.В. Бондаревская. - Ростов-на-Дону.,
1998. – 24 c.
2.
Загоруля, Т.Б. К вопросу инноваций в образовании: педагогическая
синергетика и постсинергетика / Проблемы образования, науки и
культуры - № 3(78) - 2010.
3.
Зинченко, В.П. Психологическая педагогика. Материалы к курсу лекций.
Часть I. Живое Знание. — Самара: 1998. — 216 с.
4.
Князева, Е.Н, Курдюмов, СП. Законы эволюции и самоорганизации
сложных систем. - М.: Наука, 1994. - С. 280-289.
5.
Лобок, А.М. Антропология мифа. - Екатеринбург, 1997. -
6.
Сенько, Ю.В., Фроловская, М.Н. Педагогика понимания. /Ю.В. Сенько,
М.Н., М.Н. Фроловская. - М.: Дрофа, 2007. - 189с.