"Глагол как часть речи. Повторение изученного в 5 классе"
Автор: Ларина Оксана Александровна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МБОУ "ООШ п. Туголесский Бор" Шатурского муниципального района Московской области Населённый пункт: поселок Туголесский Бор Шатурского района Московской области Наименование материала: Конспект урока Тема: "Глагол как часть речи. Повторение изученного в 5 классе" Раздел: среднее образование
Глагол как часть речи. Повторение изученного в 5 классе.
Цель:
повторить основные морфологические признаки глагола;
уметь отличать глагол от других частей речи;
способствовать сохранению и укреплению здоровья через физ.минутку,
отдых, релаксацию.
Тип урока: урок-повторение информационного типа
Планируемые результаты:
Предметные:
знать
характеристику
глагола
по
значению,
морфологическим
признакам и синтаксической роли; уметь рассказать о глаголе в форме научного
описания; определять морфологические признаки глагола.
Метапредметные: применение полученных знаний умений и навыков анализа
языковых явлений на метапредметном уровне.
Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное
отношение к родному языку; стремление к речевому совершенствованию.
Ход урока
1.
Мотивация к учебной деятельности
- Добрый день, ребята. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». Давайте
посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Громко скажем: «Добрый день!».
Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и
надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем.
2.
Актуализация.
- Внимательно прочитайте информацию на листочках.
Силен и спокоен январский снег. Тяжелым холодным одеялом накрывает
он поля, тянет к земле деревья.
Солнце выгл…нет утром, заг…рится , высоко поднимется в небо. Св…ти
ярче! А небо синее, бездонное. Гл…дишь из окошка – что за день чудесный!
Прямо весна! Но потом выйдешь, и дух захватит. Так и любовался бы
прекрасной погодой! Пож…леешь, что не прихв…тил вторых рукавиц.
Вьется через поле синяя тропка. Идешь по ней – ногу ставишь осторожно,
а так хочется б…жать по заснеженной тропинке.
-Скажите, с чем вы работали?
-Почему вы решили, что это текст?
-Обратите внимание на слова с пропущенными буквами, вставьте их,
обозначьте орфограммы. Положите ручки.
(1 человек выходит к доске для оформления орфограмм)
-А теперь оцените в парах работу своего товарища.
-У кого ошибки? В чем заключаются? Верните друг другу листочки.
-Еще раз посмотрите на доску. Что объединяет эти слова? (Это глаголы).
-А что такое глагол? (Это часть речи).
-Что обозначают? (Действие) Найдите в тексте.
-А только ли действие обозначают глаголы? (Состояние)
-Найдите в тексте. (Пожалеешь)
-На какие вопросы отвечают глаголы? (Что делать? Что сделать?)
-Каким членом предложения обычно являются? (Сказуемым)
3.
Целеполагание.
-О чем сегодня пойдет речь на уроке? ( О глаголе)
-Зачем? С какой целью? (Повторить сведения о глаголе)
-Открыли тетради, записали число, классная работа, тему урока.
4.
Работа с учебником.
Откройте учебник на стр.3 п.35. Рассмотрите таблицу. Напротив каждого
признака карандашом поставьте «+» я это знаю хорошо, «- » я это забыл,
«?» мне это непонятно.
5.
Работа по теме урока.
- Как любая часть речи, глагол имеет свои признаки, постоянные и
непостоянные. Сейчас поговорим о постоянных признаках. Есть ли такие
признаки, которые мы можем определить по вопросу? (Вид) По каким
вопросам? Какие виды глаголов вы знаете? (Совершенный и
несовершенный) Найдите в тексте глаголы несовершенного вида,
совершенного вида.
- Что такое видовая пара? Составьте видовые пары, работая в парах.
-Какой еще признак вы вспомнили? (Переходность). Что это обозначает?
(Глагол может иметь при себе дополнение в вин. падеже без предлога).
Найдите в тексте переходные и непереходные глаголы.
-Подскажите следующий признак глагола. (Возвратность). Найдите в
тексте возвратные и невозвратные глаголы. Выделите постфикс.
-Про какой признак глагола мы еще не вспомнили? (Спряжение)
Расскажите, что вы о нем знаете.
(1 ученик спрягает слово накрывает, 2 – захватит, 3-хочется)
Какого спряжения эти глаголы? (Дети вспоминают, что существуют
разноспрягаемые глаголы)
(На доску вывешивается таблица с разноспрягаемыми глаголами)
-Есть ли еще у глаголов постоянные признаки? (Нет)
-А какие есть? (Непостоянные)
Физкультминутка
-
Если
произношу
слова,
отвечающие
на
вопрос
КТО?
ЧТО?
–
вы
хлопаете.
Если
услышите
слова,
отвечающие
на
вопрос
ЧТО
ДЕЛАЕТ?
–
приседаете.
( Книга, летит, вопрос, читает, учится, дружба, весна, смотрит.)
-Какие признаки относятся к непостоянным? (Наклонения)
-Сколько наклонений у глагола? (Три – изъявительное (действие
происходит на самом деле), условное (действие возможно), повелительное
(призыв совершить действие)
-Найдите примеры таких глаголов в тексте.
-А теперь с товарищем возьмите любой глагол и измените по наклонениям.
Запишите.
-О чем пойдет речь далее? (О времени глагола) Найдите в тексте глаголы
разного времени. А теперь любой глагол из текста измените по временам,
запишите.
-Остальные признаки вспомните в парах, примеры возьмите из текста.
(Проверка по таблице на доске)
6.
Закрепление во внешней речи.
-А теперь еще раз вспомним морфологические признаки глагола (1 ученик
рассказывает, остальные дополняют)
-Теперь проговорите друг другу все, что знаете о глаголе.
7.
Закрепление изученного.
-Работая в парах, дополните текст 1-2 предложениями, где обязательно
должен присутствовать глагол, которому вы дадите характеристику.
-Прослушаем варианты. Все ли верно?
-А теперь вернемся к таблице в учебнике. Что-то изменилось в ваших
знаниях? (Обсуждение)
-Мы только начали вести разговор о глаголе, поэтому у вас еще будет
возможность получше вспомнить эту часть речи.
8.
Рефлексия.
- Какую цель мы ставилина этом уроке? Еще раз подведем итог нашей
работы.
Продолжите предложения:
-Я научился…
-Я смогу…
-Мне было трудно…
-Мне понравилось…
Выставление оценок за урок.
Домашнее задание: составить кластер «Морфологические признаки
глагола» и разобрать один глагол из текста, пользуясь схемой.