Напоминание

"Глагол как часть речи. Повторение изученного в 5 классе"


Автор: Ларина Оксана Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "ООШ п. Туголесский Бор" Шатурского муниципального района Московской области
Населённый пункт: поселок Туголесский Бор Шатурского района Московской области
Наименование материала: Конспект урока
Тема: "Глагол как часть речи. Повторение изученного в 5 классе"
Раздел: среднее образование





Назад





Урок русского языка в 6 классе.

Глагол как часть речи. Повторение изученного в 5 классе.

Цель:
 повторить основные морфологические признаки глагола;  уметь отличать глагол от других частей речи;  способствовать сохранению и укреплению здоровья через физ.минутку, отдых, релаксацию.
Тип урока:
урок-повторение информационного типа
Планируемые результаты:

Предметные:
знать характеристику глагола по значению, морфологическим признакам и синтаксической роли; уметь рассказать о глаголе в форме научного описания; определять морфологические признаки глагола.
Метапредметные:
применение полученных знаний умений и навыков анализа языковых явлений на метапредметном уровне.
Личностные:
осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку; стремление к речевому совершенствованию.
Ход урока

1.

Мотивация к учебной деятельности
- Добрый день, ребята. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Громко скажем: «Добрый день!». Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем.
2.

Актуализация.

-
Внимательно прочитайте информацию на листочках. Силен и спокоен январский снег. Тяжелым холодным одеялом накрывает он поля,
тянет
к земле деревья. Солнце выгл…нет утром, заг…рится , высоко поднимется в небо. Св…ти ярче! А небо синее, бездонное. Гл…дишь из окошка – что за день чудесный! Прямо весна! Но потом выйдешь, и дух захватит. Так и любовался бы прекрасной погодой! Пож…леешь, что не прихв…тил вторых рукавиц. Вьется через поле синяя тропка. Идешь по ней – ногу ставишь осторожно, а так хочется б…жать по заснеженной тропинке.
-Скажите, с чем вы работали? -Почему вы решили, что это текст? -Обратите внимание на слова с пропущенными буквами, вставьте их, обозначьте орфограммы. Положите ручки. (1 человек выходит к доске для оформления орфограмм) -А теперь оцените в парах работу своего товарища. -У кого ошибки? В чем заключаются? Верните друг другу листочки. -Еще раз посмотрите на доску. Что объединяет эти слова? (Это глаголы). -А что такое глагол? (Это часть речи). -Что обозначают? (Действие) Найдите в тексте. -А только ли действие обозначают глаголы? (Состояние) -Найдите в тексте. (Пожалеешь) -На какие вопросы отвечают глаголы? (Что делать? Что сделать?) -Каким членом предложения обычно являются? (Сказуемым)
3.

Целеполагание.
-О чем сегодня пойдет речь на уроке? ( О глаголе) -Зачем? С какой целью? (Повторить сведения о глаголе) -Открыли тетради, записали число, классная работа, тему урока.
4.

Работа с учебником.
Откройте учебник на стр.3 п.35. Рассмотрите таблицу. Напротив каждого признака карандашом поставьте «+» я это знаю хорошо, «- » я это забыл, «?» мне это непонятно.
5.

Работа по теме урока.

-
Как любая часть речи, глагол имеет свои признаки, постоянные и непостоянные. Сейчас поговорим о постоянных признаках. Есть ли такие признаки, которые мы можем определить по вопросу? (Вид) По каким вопросам? Какие виды глаголов вы знаете? (Совершенный и несовершенный) Найдите в тексте глаголы несовершенного вида, совершенного вида.
-
Что такое видовая пара? Составьте видовые пары, работая в парах. -Какой еще признак вы вспомнили? (Переходность). Что это обозначает? (Глагол может иметь при себе дополнение в вин. падеже без предлога). Найдите в тексте переходные и непереходные глаголы. -Подскажите следующий признак глагола. (Возвратность). Найдите в тексте возвратные и невозвратные глаголы. Выделите постфикс.
-Про какой признак глагола мы еще не вспомнили? (Спряжение) Расскажите, что вы о нем знаете. (1 ученик спрягает слово накрывает, 2 – захватит, 3-хочется) Какого спряжения эти глаголы? (Дети вспоминают, что существуют разноспрягаемые глаголы) (На доску вывешивается таблица с разноспрягаемыми глаголами) -Есть ли еще у глаголов постоянные признаки? (Нет) -А какие есть? (Непостоянные)
Физкультминутка
- Если произношу слова, отвечающие на вопрос КТО? ЧТО? – вы хлопаете. Если услышите слова, отвечающие на вопрос ЧТО ДЕЛАЕТ? – приседаете. ( Книга, летит, вопрос, читает, учится, дружба, весна, смотрит.) -Какие признаки относятся к непостоянным? (Наклонения) -Сколько наклонений у глагола? (Три – изъявительное (действие происходит на самом деле), условное (действие возможно), повелительное (призыв совершить действие) -Найдите примеры таких глаголов в тексте. -А теперь с товарищем возьмите любой глагол и измените по наклонениям. Запишите. -О чем пойдет речь далее? (О времени глагола) Найдите в тексте глаголы разного времени. А теперь любой глагол из текста измените по временам, запишите. -Остальные признаки вспомните в парах, примеры возьмите из текста. (Проверка по таблице на доске)
6.

Закрепление во внешней речи.
-А теперь еще раз вспомним морфологические признаки глагола (1 ученик рассказывает, остальные дополняют) -Теперь проговорите друг другу все, что знаете о глаголе.
7.

Закрепление изученного.
-Работая в парах, дополните текст 1-2 предложениями, где обязательно должен присутствовать глагол, которому вы дадите характеристику. -Прослушаем варианты. Все ли верно?
-А теперь вернемся к таблице в учебнике. Что-то изменилось в ваших знаниях? (Обсуждение) -Мы только начали вести разговор о глаголе, поэтому у вас еще будет возможность получше вспомнить эту часть речи.
8.

Рефлексия.

-
Какую цель мы ставилина этом уроке? Еще раз подведем итог нашей работы. Продолжите предложения: -Я научился… -Я смогу… -Мне было трудно… -Мне понравилось… Выставление оценок за урок.
Домашнее задание:
составить кластер «Морфологические признаки глагола» и разобрать один глагол из текста, пользуясь схемой.


В раздел образования