Напоминание

Развитие творческих способностей детей с использованием пальчиковой гимнастики


Автор: Тищенко Екатерина Борисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Центр развития ребенка - детский сад №29"
Населённый пункт: город Глазов Удмуртской Республики
Наименование материала: статья
Тема: Развитие творческих способностей детей с использованием пальчиковой гимнастики
Раздел: дошкольное образование





Назад




С.П.Ведерникова, Е.Б. Тищенко, МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №29» г.Глазов
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ

С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ
Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Творческие способности - это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое - предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности. Как развивать творческие способности детей с использованием комплексов пальчиковой гимнастики? Доказано, что систематические упражнения по тренировке пальцев рук являются средством стимулирующим активность коры головного мозга, что в свою очередь способствует развитию творческого мышления. На сегодняшний день многие современные тенденции дошкольного образования признают незаменимое влияние пальчиковых игр на речевое развитие ребёнка. Учёные рассматривают пальчиковые игры, как соединение пальцевой пластики с выразительным речевым интонированием, создание пальчикового театра, формирование образно-ассоциативного мышления. А это значит, что пальчиковая гимнастика влияет не просто на развитие мелкой моторики и речи, но и на её выразительность, формирование творческих способностей. Существует достаточно большое количество методических разработок по
пальчиковым играм и упражнениям, но практически не освещается вопрос о разработке системы комплексов пальчиковой гимнастики в контексте развития творческого мышления. Педагогами МБДОУ ЦРР д/с №29 разработана и апробирована наиболее эффективная структура комплексов пальчиковой гимнастики для развития мелкой моторики пальцев рук, способствующих развитию у детей творческих способностей. Одним из вариантов решения данной проблемы может быть использование в работе с детьми дошкольного возраста пальчиковой гимнастики, как системы специально подобранных игровых упражнений и игр, которая позволяет развивать мышцы кистей рук, координационных движений кистей рук, подвижность (умелость) пальцев. Пальчиковая гимнастика поможет ребенку научиться быть настоящим хозяином своих пальчиков, совершать сложные манипуляции с предметами, а значит, подняться еще на одну ступеньку крутой лестницы, ведущей к вершинам знаний и умений. Примерная модель комплекса пальчиковой гимнастики: I часть. Вводная (подводящая): мотивация, массаж, элементы массажа (погла- живание, разминание, растирание, вибрация) II часть. Игровые упражнения и игры: 1. Сгибание пальцев в кулак и разгибание. 2. Упражнения на координацию движений пальцев рук, соединение большого пальца с другими, сцепление пальцев. 3. Пальцы врозь, вместе. 4. Пальчиковая гимнастика со стихотворным текстом. 5. Пальчиковая игра. III часть. Релаксация: расслабление мышц пальцев пассивными и активными движениями (раскачивание рук, встряхивание кистями) С целью развития творческих способностей подобрана картотека тематических стихотворных текстов («В мире животных», «Зелёная планета», «Предметная страна», «Явления природы») для комплексов пальчиковой гимнастики. Созданы
психолого-педагогические условия (мотивация, контроль, оказание помощи ребёнку; чёткая постановка задачи и словесная инструкция; установление связи каждого предыдущего этапа с последующим; использование природного, рукотворного и бросового материала; учёт результатов диагностики физического и моторного развития; соответствие ритма и характер движений темпу и смыслу произносимых стихов) и материальные условия (использование ИКТ-технологий, пальчиковые театры согласно возрасту детей, необходимой методической литературы по данной теме.) Разработаны требования - каждому упражнению соответствует свой рисунок для создания зрительного образа. Сначала ребенку демонстрируется цветной рисунок и объясняется, как должно выполняться упражнение. Далее упражнение называется, а ребенок вспоминает, какое положение пальцев рук он должен воспроизвести. Предлагаются игровые упражнения: "На что похожа фигура из пальцев?","Покажи и назови фигуру". Совершенствуется развивающая предметно-пространственной среда при взаимодействие педагогов и родителей: пособия, изготовленные из бросового материала («Сухой бассейн" - он изготовлен из чаши, наполненной пластиковыми увесистыми крышечкам. В домашних условиях родители могут наполнить любую ёмкость горохом, фасолью, мелкими камушками, ракушками); по собия "Занимательный куб", «Цветочная полянка», "Удивительная бабочка", "Чудо - дерево"; "Забавный вагончик" и ряд других В целях повышения эффективности можно рекомендовать использовать следующий алгоритм организации: 1. Детям предлагается различное оборудование, которое можно выбрать ребенку в зависимости от настроения и творческого мышления (кисточки, зубные щётки, мягкие губки, природный материал и т.д.). 2. Создается сюжетно-игровая мотивация для чувственного восприятия детей. (н-р, воспитатель в платке и фартуке приглашает детей за стол помочь испечь оладушки) 3. Выполняются с детьми элементы самомассажа с использованием предложенного оборудования в соответствии с традиционным текстом
(массажируют подушечки пальцев щеткой, кисточкой, затем берут губки и сжимают их в кулачки). Таким образом, дети разогревают мышцы рук выполняя упражнения постановочные, порой разыгрывают настоящие мини-спектакли . 4. Выполняются гимнастические упражнения включающие в себя следующие элементы: сгибание-разгибание, сжатие-расслабление, соединение (смыкание) -размыкание пальцев. Большинство игр основано на показе объектов, о котором говорится в речевом сопровождении, а также на демонстрации движений. Использование диалоговых игр можно считать переходным от стихотворных произведений к прозе (сказкам, рассказам). «Иллюстрирование» эпизодов знакомых сказок вызывает у ребенка особый интерес. Вот почему пальчиковые игры стимулируют развитие образного мышления, творческих и интеллектуальных способностей. В заключении проводится один из видов пальчиковых игр (парные игры в ладоши - "Чистоговорки от Егорки"). 5. В заключении проводится релаксационное упражнение (встряхнуть кистями рук). Все сказанное способствует тому, что творческий, внутренний потенциал, скрытый в каждом ребенке и проявляющийся в интенсивной полной фантазий свободной игре, может раскрыться надлежащей полнотой в соответствии с индивидуальным своеобразием каждого отдельного ребенка.
Список литературы:
1. Прахт Л.И. Развитие движений кисти и пальцев рук/Прахт Л.И.//Началь- ная школа-2004-№4-С.5-7 2. Сидоренко Л. Мои пальчики расскажут: влияние мелкой моторики на раз- витие речи ребенка/ Сидоренко Л.// Дошкольное воспитание – С.67-70 – №7 – 2008 3. ТимофееваЕ.Ю. «Пальчиковая гимнастика»/ Тимофеева Е.Ю., Чернова Е.И.//Санкт-Петербург: «Корона принт» - 2006- С.33 4. Цвынтарный В.В. «Играем пальчиками и развиваем речь» Нижний Новго- род: Издательство «Флокс» - 1995-С.3


В раздел образования