Автор: Осокина Ольга Александровна Должность: учитель географии Учебное заведение: МБОУ "ООШ п. Туголесский Бор" Шатурского муниципального района Московской области Населённый пункт: поселок Туголесский Бор Шатурского района Московской области Наименование материала: конспект урока Тема: "Вода на Земле" Раздел: среднее образование
Фамилия, имя, отчество педагога
Осокина Ольга Александровна
Предмет
География
Класс
5
Тема урока
Вода на Земле
Тип урока
Изучение нового материала
Цели урока
Образовательные: сформировать представление о составе гидросферы и значении Мирового круговорота воды в природе.
Развивающие: развитие познавательных интересов учащихся, умения работать в группе с учебником, дополнительным
материалом, анализировать, делать выводы; развивать творческие, коммуникативные способности, воображение учащихся.
Воспитательные: воспитание любви и бережного отношения к водам Земли, воспитание культуры общения.
УУД
Личностные УУД: формирование коммуникативной компетенции в общении, сотрудничестве со сверстниками в процессе
образовательной деятельности, развитие устойчивой познавательной мотивации и интереса к изучаемой теме,
формирование
способности к самоопределению, развитие сопереживания, уважительного отношения к иному мнению.
Регулятивные УУД: умение учащихся ставить учебные цели и задачи урока; планировать свою деятельность под руководством
учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные
результаты с ожидаемыми.
Познавательные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, давать определение понятиям;
структурировать знания; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; делать анализ и
отбор информации, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.
Коммуникативные УУД: сотрудничество с учителем и одноклассниками в поиске и сборе информации, умение выражать свои
мысли.
Планируемые результаты
Предметные:
Знать – доказать единство всех частей гидросферы, а также связь между сушей и гидросферой
Уметь – объяснять значение понятия «гидросфера», описывать уникальные особенности воды учебным текстом,
схемами и рисунками учебника.
Личностные: формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе
образовательной деятельности, осознание ценностей географического знания как важнейшего компонента научной картины
мира.
Метапредметные: умение самостоятельно определять цели обучения, ставить задачи; умение вести самостоятельный поиск,
анализ, отбор информации; развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение оценивать правильность
выполнения учебной задачи.
Основные понятия
Гидросфера, Мировой океан, Мировой круговорот воды в природе.
Ресурсы урока
Учебник, физическая карта мира, компьютер, проектор, экран.
Технологии
Технология проблемного чтения, ИКТ, обучение в сотрудничестве.
Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся (УУД)
познавательные
коммуникативные
регулятивные
Осуществляем
ые действия
Формируемые
способы
действия
Осуществляе
мые действия
Формируемые
способы
действия
Осуществляем
ые действия
Формируемые
способы
действия
1
2
3
4
5
6
7
Этап «Самоопределение».
Цели и задачи:
Организовать учащихся на работу.
Здравствуйте, ребята! Садитесь.
(чтение загадок с паузами)
- Много меня - пропал бы мир,
Мало меня - пропал бы мир.
- Книзу летит капельками,
А кверху – невидимкой,
- Мы говорим: она течёт;
Мы говорим: она играет;
Проверка
рабочих мест
Осознанное и
произвольное
построение
высказывания
Взаимодейству
ют с учителем
и друг с
другом во
фронтальном
режиме
Планирование
учебного
сотрудничества
Осуществляют
мотивационную
установку на
предстоящую
работу
Волевая
саморегуляция
Она бежит всегда вперёд,
Но никуда не убегает.
*Что вы сейчас услышали?
*О чем они? Отгадайте.
*А почему, вы так думаете? Слайд 1
*А как вы думаете, какая сегодня будет тема урока?
(Правильно, Вода на Земле) Слайд 2
Ответы детей
Этап «Целеполагание»
Цели и задачи:
Внимание на экран (просмотр видео «Вода в трех
состояниях)
*Ребята, что можете сказать, что вы увидели?
*А как вы думаете, о чем мы должны поговорить с вами
на уроке? ( о воде и ее свойствах) Слайд 3
-Ребята,
как
вы
думаете,
почему
воду
называют
«самое
Повторяют
свойства воды
Рассмотрение
иллюстраций
по теме.
Ответы детей
Ответы детей
Научатся
объяснять
понятие
«гидросфера»
Взаимодейству
ют друг с
другом (в
группах).
Понимание
научных
понятий
Обучающиеся
помогают-
коррекционно
исправляют,
дополняют
ответы и
действия
учащихся,
контролируют
правильность и
полноту
разработанного
алгоритма.
Осуществляют
взаимоконтрол
ь, применяют и
сохраняют
учебную цель
и задачу,
умеют слушать
и
высказываться
(проговаривать
) по ходу
обсуждения
установки на
урок.
необыкновенное и обыкновенное вещество в природе»?
*Введение понятия «гидросфера».
Откройте учебник на стр. 113, изучите ее. С каким новым
понятием вы познакомились?
*А что такое гидросфера?
*Что в переводе с греческого, обозначает она? Слайд 4
*Какие три составные части включает гидросфера? Слайд 5
* Посмотрите на глобус, такой видят Землю из космоса. Если
быстро вращать глобус, то он покажется
одноцветным
–
голубым. Этой краски больше всего на глобусе, карте. Что же
изображается эти цветом? (Вода). Слайд 6
-Ребята,
а
много
ли
воды
на
Земле?
И
какая
часть
гидросферы занимает больший объём? На эти вопросы вы
можете найти ответы на стр.114-115 нашего учебника
Работа со схемой в учебнике «Распределение воды на Земле»
Я предлагаю вам поучаствовать в игре «верю – не верю»
(проверить правильность утверждений). Самостоятельно, на
листочках-шаблонах
напротив
номера
утверждения
поставить либо «+», либо «-».
Утверждения:
1.
Вода, находящаяся в воздухе, не является частью водной
оболочки Земли, я является частью атмосферы.
2.
Мировой
круговорот
воды
в
природе
происходит
благодаря Солнцу.
3.
В Мировом круговороте воды никак не задействованы
подземные воды.
4. Испарившаяся вода поступает в облака уже пресная.
5. Испарение это процесс перехода воды из пара в жидкое
состояние.
6.Соленной воды на Земле больше.
Поменяйтесь работами и проверьте друг друга при помощи
Ответы детей
Ответы детей
Слайда 7
Поднимите 1 смайл, если все выполнено правильно;
2 смайл если выполнено половина заданий
3
смайл,
если
работа
была
выполнена
частично
или
не
выполнена совсем
Самооценка
А сейчас я предлагаю оценить свои знания с помощью
выбора нужного сектора
- самооценка: выбрать сектор 3 – балл – «3»
4 – балл – «4»
5 – балл – «5»
Сектор 3
Завершите
перечень
оболочек
Земли:
атмосфера,
литосфера,….,…. .
Вода на планете находится больше всего в жидком
состоянии,
газообразном,
твердом
(выбрать
правильный ответ).
Гидросфера
–
это
водная
оболочка,
воздушная,
название океана (выбрать правильный ответ)
Сектор 4
Завершите перечень: в гидросферу входит:
вода на суше
…………….
…………….
В
какой
оболочке
происходят
явления:
течения,
цунами, приливы.
Сектор 5
Расставьте
в
правильном
порядке
составляющие
Мирового круговорота: ледники, океан, осадки, сток
с суши, испарение.
Вода в твердом состоянии больше всего находится в
атмосфере, в Антарктиде, на вершинах гор ( выбрать
правильный ответ)
Кто выбрал сектор 3…,4…,5. Поднимете руки.
А
теперь
прошу
сдать
всем
работы,
которые
сегодня
выполняли. Я их проверю и к следующему уроку и объявлю
оценки.
Ответы детей
Ответы детей
Этап «Профилактический». Физминутка.
Задача: проведение разминочной гимнастики для профилактики гиподинамии, а также профилактической гимнастики для глаз, рук.
А над морем чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем - мы с тобою!
(машут руками)
Мы теперь плывем по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй.
(плавательные движения руками)
Поглядите: чайки важно
Ходят по морскому пляжу.
(ходьба на месте)
Сядьте, дети на песок,
Продолжаем наш урок.
Этап «Работа над темой урока»
Работа в группе
Проектная деятельность «Путешествие капельки»
Ребята, посмотрите на рис.136 в учебнике. Что изображено
Осуществляют
анализ
объектов с
выделением
Осознанно и
произвольно,
обосновывая
свои действия,
В группах
кооперируют
свои усилия по
решению
Строят
высказывания,
понятные
учащимся в
Осуществляют
взаимоконтроль
процесса
выполнения
Принимают и
сохраняют
поставленную
учителем цель
на нем? Как вы это понимаете?
Хо р о ш о .
Я
пр ед л а г а ю
в ы пол нит ь
м и н и - п р о е к т
«Путешествие
капельки».
На
столах
у
вас
лежат
листы
бумаги
и
все
необходимое
для
выполнения
проекта.
Отправной
точкой
или
началом
работы
будет
туча.
Выполняйте.
Сравнение и анализ Слайд 9
Закрепление
О чем же сегодня на уроке вы сегодня узнали? Начните свой
ответ со слов: Сегодня на уроке я узнал… или я повторил и
т.д.
конкретных
мест для
выполнения
работы.
проговаривая
свойства воды
и участие её в
круговороте
воды
учебной
задачи,
сообщают свои
действия и
решения
группе.
Рефлексия
своих действий
(полное
отображение
предметного
содержания и
условий
осуществляем
ых действий).
задания.
и задачу на
данном
конкретном
этапе, умеют
обнаружить и
устранить
отклонения от
эталона .
Этап «Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении»
Скажите а после нашего урока какое бы дополнительное домашнее задание вы выполнили хорошо?
П.23+дополнительное д/з, которое вы себе определили.
Этап «Рефлексия (подведение итогов занятия). Оценка результатов.
Задача: включение учащихся в деятельность на аналитическом уровне.
У каждой группы на столах кораблики: зеленые, желтые, белые
.
Зеленый - было интересно на уроке, я все понял.
Желтый - урок понравился, но некоторые моменты были трудными.
Белый – мне на уроке было скучно.
Выберете один из них и прикрепите на нашу реку, расположенную на стенде
Цели и задачи:
Обобщение темы урока, подведение итогов урока ,
Молодцы ребята, славно потрудились. Проявили
отличные навыки и знания. Слайд 10
На этом наш урок закончен.
Анализ дельты
«УМЕЮ – НЕ
УМЕЛ»,
комментирован
ие и
самоанализ
выполненной
работы, чему я
сегодня
научился и
какую себе бы я
поставил
оценку
Осознанно и
произвольно
обосновывают
качество
продуктивной
деятельности в
группах .
Взаимодейству
ют друг с
другом и с
учителем во
фронтальном
режиме,
озвучивают
индивидуальн
ые оценки.
Уметь строить
в
коммуникации
оценочные
суждения на
основе
предложен
-ного
алгоритма
оценки с
оригинальным
эталоном.
Осуществляют
самооценку и
взаимооценку в
парах и
подгруппах,
контролируют
правильность и
полноту
выполненных
практических
заданий,
определяют
аргументирован
но оценки.
Умеют
находить
отклонения от
эталона и
планируют в
дальнейших
практических
работах
корректировку
и недопущения
повторения
подобных
ошибок.