Напоминание

Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ


Автор: Барабанова Галина Николаевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МАДОУ№5
Населённый пункт: г.Окуловка Новгородской области
Наименование материала: Методическая разработка для детского сада
Тема: Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад комбинированного вида» №5 г. Окуловка.


Программа

индивидуального сопровождения для ребенка с ОВЗ

Разработчики программы:
консилиум МАДОУ « Детский сад комбинированного вида» №5: заведующая- Петрова В.О; воспитатель- Иванова Г.М; Учитель- логопед- Екимова Ю.Н.; педагог- психолог- Барабанова Г.Н.
1

2013-2014 учебный год.
1.Пояснительная записка

1.1 Актуальность программы.
С 22 апреля 2010 года наш детский сад посещает Миронова Виктория Федоровна 22.04.2007 г. Рождения. У девочки очевидны проблемы в усвоении программы ДОУ. Плохо запоминает материал, малоактивна на занятиях , легко отвлекается. У девочки низкий уровень познавательного развития, быстрая утомляемость при выполнении заданий учебного плана. Выявляется отставание в развитии общей моторики. Девочка не умеет правильно держать карандаш ,кисточку.Память кратковременная ,слабо выражена зрительная и слуховая память. Процесс запоминания протекает очень медленно после неоднократных повторений. Не выделяет существенных признаков при обобщении предметов, затрудняется при сравнении и вычленении определенных признаков. Снижен интерес к игре и игровым действиям. В коллективе сверстников малообщительна, девочка замкнута и эмоционально- личностный фон низкий.( отсутствуют ярко- выраженные чувства).Сведения об окружающем мире ограничены.Речевое развитие ниже возрастной нормыщие. Имеются недостатки произношения ,свистящие и шипящие звуки, требуют автоматизации, Нарушены сопоры (р-рь),фонематический слух сформирован недостаточно ,слоговая структура слога нарушена.Речь маловыразительная,низкий словарный запас. Грамматический строй речи не сформирован для данного возраста. Восприятие пространства временных отношений не соответствует данному возрасту. Физическое здоровье девочки ослаблено болезнями, в следствии этого Вика часто пропускает посещение ДОУ В работе воспитателей и специалистов ДОУ использовались диагностики и методики с целью определения уровня развития ребенка. Воспитателями проводился мониторинг речевого развития ребенка по программе коррекционно-развивающей работы для детей с ОНР Н.В.Нищевой Педагогом-психологом применялась психологическая диагностика Н.Л.Белопольская; « Дети с задержкой психического развития» О.А.Журбина; Н.В. Краснощекова. Логопед использовал в работе альбом О.Б.Иншаковой и В.С.Володиной. 1.2.Научная обоснованность программы. Дошкольное детство – совершенно особенный период развития ребенка. А. Н. Леонтьев дает следующую общую характеристику дошкольного детства: «Это период первоначального фактического склада личности, период развития личностных «механизмов» поведения. В дошкольные годы развития ребенка завязываются первые узлы, устанавливаются первые связи и отношения, которые образуют новое, высшее единство деятельности и вместе с тем новое, высшее единство субъекта – единство личности. Именно поэтому, что период дошкольного детства есть период такого фактического складывания психологических механизмов личности, он так важен» (Леонтьев А. Н. 1959).В этом возрасте перестраиваются вся психическая жизнь ребенка и его отношение к окружающему миру. Суть этой перестройки заключается в том, что в дошкольном возрасте возникает внутренняя регуляция поведения. И если в раннем возрасте поведение ребенка побуждается и направляется извне – взрослым или воспринимаемой ситуацией, то в дошкольном возрасте сам ребенок начинает определять собственное поведениеК началу каждого возрастного периода складывается своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной. Это отношение Л. С. Выготский назвал социальной ситуацией развития.Л. С. Выготский (2006) подчеркивает, что социальная ситуация «определяет целиком и полностью те формы и тот путь, следуя по которому ребенок приобретает новые и новые свойства личности, черпая их из социальной действительности, как из основного
2

источника развития, тот путь, по которому социальное становится индивидуальным».Согласно Д. Б. Эльконину (Эльконин Д. Б. 1998), дошкольный возраст вращается вокруг своего центра, вокруг взрослого человека, его функций и его задач. Взрослый здесь выступает в обобщенной форме, как носитель общественных функций в системе общественных отношений (взрослый – папа, доктор, шофер и т.п.). Противоречие этой социальной ситуации развития автор видит в том, что ребенок есть член общества, вне общества он жить не может, основная его потребность жить вместе с окружающими людьми.В процессе развития отношений между ребенком и взрослым и дифференциации всех видов его деятельности происходит: возникновение и развитие соподчинения мотивов, усвоение этических норм, развитие произвольного поведения и формирование личного сознания. Основными новообразованиями дошкольного возраста являются: 1. Возникновение первого схематического абриса цельного детского мировоззрения. Все, что видит, ребенок пытается привести в порядок, увидеть закономерные отношения, в которых укладывается непостоянный окружающий мир. Ж. Пиаже показал, что у ребенка в дошкольном возрасте складывается артификалистское мировоззрение: все, что окружает ребенка, в том числе и явления природы – результат деятельности людей (Цит. по Смирнова Е. О. 2003). Строя картину мира, ребенок выдумывает, изобретает теоретическую концепцию, строит мировоззренческие схемы. Такое мировоззрение увязывается со всей структурой дошкольного возраста, в центре которого находится человек. Д. Б. Эльконин замечает парадокс между низким уровнем интеллектуальных возможностей и высоким уровнем познавательных потребностей (Эльконин Д. Б. 1998). 2. Возникновение первичных этических инстанций и на их основе – моральных оценок, которые начинают определять эмоциональное отношение ребенка к другим людям. 3. Возникают новые мотивы поступков и действий, общественные по своему содержанию, связанные с пониманием взаимоотношений между людьми (мотивы долга, сотрудничества, соревнования и т. п.). Все эти мотивы вступают в различные соотношения, образуют сложную структуру и подчиняют себе непосредственные желания ребенка.В этом возрасте уже можно наблюдать преобладание обдуманных действий над импульсивными. Преодоление непосредственных желаний определяется не только ожиданием награды или наказания со стороны взрослого, но и высказанным обещанием самого ребенка (принцип «данного слова»). Благодаря этому формируются такие качества личности, как настойчивость и умение преодолевать трудности; возникает также чувство долга по отношению к другим людям. 4. Отмечается произвольное поведение и новое отношение ребенка к себе и своим возможностям. Произвольное поведение – это поведение, опосредованное определенным представлением (Обухова Л. Ф. 1999).Д. Б. Эльконин отмечал (1998), что в дошкольном возрасте ориентирующий поведение образ сначала существует в конкретной наглядной форме, но затем он становится все более и более обобщенным, выступающим в форме правила, или нормы. На основе формирования произвольного поведения у ребенка появляется стремление управлять собой и своими поступками. Овладение умением управлять собой, своим поведением и поступками выделяется как особая задача.
1.3.Направленность и уровень программы.
Программа составлена для ребенка С ОВЗ.
3

Цель: формирование предпосылок учебной деятельности, сенсорных эталонов, общеинтеллектуальных умений. В логопедическом обследовании применяла речевую карту Н.В. Нищевой, альбом по развитию речи В.С.Володиной, альбом для логопеда О.Б.Иншаковой. Задачи логопеда по кварталам. 1 квартал( сентябрь,октябрь,ноябрь). 1. Расширение глагольного словаря за счет приставок( наливать, выливать, проливать). 2.Сформировать умение пользоваться разными способами словообразования( слова уменьшительно-ласкательным значением) 3. Формирование правильных укладов свистящих звуков, автоматизация в слогах ,словосочетаниях, предложении обучении элементам грамоты. 4.Обучение составлению простых предложений. Повтор за логопедом рассказов-описаний. 2 квартал( декабрь, январь, февраль). 1.Дальнейшее расширение глагольного словаря на основе приставочных глаголов и словаря прилагательных. 2.Дальнейшее совершенствование навыков словоизменения словообразования, согласование прилагательных с существительными в роде,числе,падеже. 3. Совершенствование звукового анализа и синтезаслогов и двух звуков( ам,ну). 4. Закрепление правильного звукопроизношения шипящих звуков, автоматизация в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. 5.формированиек умения составлять рассказы- описания по предложенному образцу. 3 квартал( март, апрель, май). 1.Закрепление навыков употребления глаголов в рамках изучаемых лексических тем. 2. Закрепление правильного произношения сопорных звуков (р-рь), автоматизация в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях .Дифференциация звуков с-ш, з-ш, ц-т. 3. Совершенствование навыка составления и использования сложносочененных и сложноподчиненныхпредложений, пересказ коротких текстов, сказок. Задачи педагога- психолога по кварталам. 1 квартал(сентябрь.октябрь,ноябрь). 1. Формировать познавательную деятельность. 2. Развивать концентрацию внимания; произвольность, обьем; 3. Развивать память, увеличивать обьем памяти, развивать навыки тренировки памяти. 4. Развивать точность восприятия,цветоразличение,длительность, определятьчасти суток. 5.Развивать мыслительные процессы: обобщение, отвлечение, выделение признаков предметов, их свойств. 6.Развивать воображение и творческие способности,мелкую моторику рук, расширять словарный запас. Задачи на 2 квартал( декабрь, январь, февраль). 1.Продолжать развивать память посредством восприятия материала, способствовать длительности запоминания путем повторений и показов. 2.Продолжать развивать восприятие путем сравнения картинок по существующим признаком, учить находить их различие. 3.Продолжать развивать воображение и творческие способности, мелкую моторику рук, словарный запас. 4.Учить ориентироваться на тетрадном листе; закреплять понятия: слева, справа, внизу, вверху, в центре. 5.Способствовать развитию эмоционально- волевой сферы ребенка, дружеским отношениям в коллективе сверстников. Задачи на 3 квартал( март, апрель ,май). 1.Развивать восприятие геометрических фигур. 2.Развивать точность восприятия.
4

3.Закреплять пространственные представления и выделение предметов по существующим признакам. 4.Способствовать развитию эмоционально-волевой сферы ребенка, воспитывать чувство уважения и коллективизма. 5.Развивать мыслительные процессы ребенка через дидактические игры, тренинговые занятия, логические задачи. 6. Развивать слуховую память путем составления рассказов, посредством восприятия художественной литературы, заучиванием стихов, потешек, скороговорок. 7.Расширять словарный запас используя прилагательные и глаголы. Задачи воспитателя по кварталам 1 квартал ( сентябрь, октябрь, ноябрь). 1.Расширение,уточнение и активизация словаря на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем в рамках изучаемых лексических тем. 2. Научить владеть навыками количественного и порядкового счета в пределах « 10»,уметь соотносить количество с цифрой. 3.Сформировать навыки ориентировки в пространстве и на плоскости, навыки ориентировки по простейшей схеме,плану. 2 квартал ( декабрь, январь, февраль). 1 Дальнейшее расширение, уточнение и активизация словаря на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем в рамках лексических тем. 2. Формировать временные отношения ( смена времен года,частей суток и их очередность ,представления о днях недели). 3 квартал ( март, апрель, май). 1. Научить ребенка определять предмет в соответствии с его назначением. 2.Научить делить предметы на равные части, сравнивать целое и часть. 1.4. Формы проводимой работы. Занятия проводятся индивидуально ,фронтально. Психолог и логопед 3 часа в неделю .Воспитатели ежедневно в групповой и индивидуальной работе. Интегрированные занятия 1 раз в месяц. Работа с родителями в форме консультаций ,совместных праздниках, трудовой деятельности.
1.5.Освоение данной программы
рассчитано на 1 учебный год. Количество занятий у специалистов 108 часов в год. У воспитателей 120 часов в год.
1.6. Условия реализации программы.
Усвоение программы осуществится при наличии следующих условий: 1.стабильное посещение ребенком ДОУ; 2.выполнение поставленных задач всеми специалистами и воспитателями учреждения; 3.наличие дидактических игр, пособий, развивающих материалов; 4.совместная периодическая и последовательная работа с родителями девочки.
1.7.Выполнение программы
обеспечивается благодаря комплексному подходу и интеграции работы всех специалистов, совместной работы в разных образовательных областях, пятиминутки, интегрированные занятия.
1.8.Программа рассчитана на ребенка с нормой и ребенка с ЗПР.

2. Содержание программы в виде тематических планов смотрите в приложениях

1,2,3.

3.Требования к результату реализации программы
. Вика должна уметь ,знать то ,что запланировано в задачах: соотносить цифру с числом, составлять рассказы ,сравнивать, выделять существенные признаки и обобщать предметы. Вика в своей речи должна пользоваться различными способами словообразования: - правильно употреблять глаголы; - составлять рассказы- описания;
5

- уметь пересказывать небольшие тексты и рассказы, правильно употреблять звуки в словах; -должна концентрировать внимание на предметы, запоминать свойства и качества предметов, обобщать их по существующим признакам и свойствам; - воспринимать цвета и различать их; - ориентироваться в определении частей суток ,и других временных отношениях; - владеть навыками графического написания и другими творческими способностями; - иметь интерес к совместной деятельности выполнении заданий ,используя при этом положительный эмоциональный настрой; - располагать системой знаний об окружающем мире; - владеть порядковым счетом в пределах « 20» , знанием цифр до «10» ,соотносить количество с цифрой; - уметь действовать в соответствии с планом и по простейшей схеме.
4.Методы и средства оценки результативности программы.
Оценка результативности программы осуществляется путем сопоставления состояния ребенка, изменением в системе навыков и умений на момент составления индивидуальной программы и по окончании учебного года, выявление путем диагностики, опроса родителей ,наблюдений. Данные обследования заносятся в стандартные формы ,речевую карту и позволяют оценить качественные и количественные изменения в состоянии ребенка и взаимодействия с родителями .В работе использовались технологии развития общения ,игровая терапия, конструктивные диалоги, тренинги ,арт-терапевтические методы поддержки психического развития ( пальчиковая живопись ,песочная терапия, лепка, психогимнастика, сказкотерапия).
5.Литература
. 1. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития. 1999. 2. Борякова Н.Ю. Формирование предпосылок к школьному обучению у детей с задержкой психического развития. — М., 2003. 3. Власова Т.А. Каждому ребенку — надлежащие условия воспитания и обучения. — 4. В кн.: Дети с временными задержками развития. - М., 1971. 5. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Г.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. — М., 1973. 6. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / Под ред. С.Г. Шевченко. — М., 2001. 7. Екжанова Е.А. Задержка психического развития у детей и пути ее психолого-педагогической коррекции в условиях дошкольного учреждения // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2002, № 5. в группе от цвета, формы, расстояния между предметами и направления счета. 8. Александрова Н.Ю, Спирина Н.П. « Речевая тропинка» Великий Новгород 1999г; 9. Ткаченко Т.А. « Развитие мышления по сюжетным картинкам» Москва 2006г; 10. Крупенчук О.И. « Научите меня говорить правильно» Санкт- Петербург 2006г; 11. Шашкина Г.Р, Зернова Л.П. Логопедическая работа с дошкольниками» Москва 2003г;
6

12. Жукова Н.С.«Уроки логопеда» Москва 2007г. 13. Нищева Н.В. « Коррекционная работа с ОНР 14. Лыкова И.А. « Изобразительная деятельность в детском саду» Москва 2011г; 15. Колдина Д.Н « Лепка и аппликация в детском саду» « Мозайка -синтез»; 16. Пензулаева Л.И. « Физкультурные занятия в детском саду» Москва 2010г; 17. Вераксы Н.Е,;Комарова Т.С. « От рождения до школы» издательство « Учитель» Волгоград; 18. Дербина А.И.; Кыласова Л.Е. « Логопедическая группа. Игровые занятия»
7


В раздел образования