Напоминание

Проблемы и особенности гендерного подхода в воспитании дошкольников


Автор: Моздукова Ольга Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад № 3
Населённый пункт: город Белово
Наименование материала: статья
Тема: Проблемы и особенности гендерного подхода в воспитании дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад





ПРОБЛЕМЫ И ОСОБЕННОСТИ ГЕНДЕРНОГО ПОДХОДА В

ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Современные проблемы гендерного воспитания обусловлены следующими причинами: 1) недостаточным вниманием исследователей к методологическим проблемам пола и половых различий 2) слабой востребованностью гендерной проблематики вследствие ее кажущейся надуманности или ненужности; 3) отсутствием диагностического инструментария для изучения гендерных различий; 3) отнесением гендерной проблематики к числу малоактуальных и незначимых в научно-практическом отношении. Выделяют следующие основополагающие принципы формирования гендерной модели образовательно-воспитательной системы. 1) принцип демократичности, который означает равные права на получение знаний и участие в общественных мероприятиях как для девочек, так и для мальчиков; 2) принцип природосообразности, предполагающий признание личностного равноправия мальчиков и девочек, при этом без отрицания биологических и физиологических особенностей и различий в их жизнедеятельности. Признание этих различий требует различных форм, методов и средств обучения для наиболее полной реализации способностей дошкольников; 3) принцип соответствия требованиям времени. При реализации данного принципа в гендерном подходе требуется обеспечить единство действий воспитателя и родителей ребенка. Современные как отечественные, так и зарубежные исследователи отмечают, что принятие гендерной роли ребенком происходит в период дошкольного детства. Это происходит в два основных этапа: на первом этапе, в возрасте 2-3 лет дети начинают понимать, что они либо девочка, либо мальчик, и обозначать себя соответствующим образом. На втором этапе, в 4-7 летнем возрасте формируется гендерная устойчивость: дети осознают, что в дальнейшем мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами и эта
принадлежность к полу не изменится в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка. Анализ публикаций показывает, что к изучению гендерных особенностей детей и практическому применению знаний об этих особенностях в педагогической деятельности, не существует единого подхода. Многочисленные исследователи выделяют те или иные черты, характеризующие развитие мальчиков и девочек как специфические, характерные данному полу. Так, исследования выявили, что девочки и мальчики по-разному воспринимают окружающую действительность, думают, обучаются, запоминают и т.д. Отмечается, что девочки лучше мальчиков демонстрируют вербальные способности, а мальчики превосходят девочек в визуально-пространственных способностях. У мальчиков выше, чем у девочек математические способности, но при этом они более агрессивны, чем девочки. Девочки дошкольного возраста «социальнее» и более внушаемы, чем мальчики. Девочки лучше справляют с простыми, рутинными задачами, тогда как мальчики — с более сложными познавательными процессами. На девочек больше влияет наследственность, а на мальчиков – среда. У девочек больше развито слуховое, а у мальчиков – зрительное восприятие и многое другое. Однако, по мнению ученых, здесь также очень много спорного, проблематичного, неясного. Единодушны ученые лишь в одном — формирование гендерной устойчивости определяется социокультурными нормами и обусловлено в первую очередь отношением родителей к ребёнку, характером родительских установок и привязанностей как матери к ребёнку, так и ребёнка к матери, а также от воспитанием его в дошкольном образовательном учреждении. Остановимся подробнее на психолого-педагогических проблемах, связанных с гендерным воспитанием детей в дошкольном образовательном учреждении.
По ряду характеристик социального и эмоционального развития ребёнка важную роль играют не только родители, но и сверстники. В среде сверстников фиксируются нарушения неписанного гендерного кода и жестоко наказываются его нарушители. Дети не приемлют в своём обществе поведенческих отклонений и нарушений полоролевой идентификации. При этом женственных мальчиков отвергают мальчики, но охотно принимают девочки, и наоборот — маскулинных девочек отталкивают девочки, но принимают мальчики. Ряд исследователей считает, что главную роль при формировании гендерного образа, соответствующей модели поведения играет не идентификация или желание уподобиться некоему образцу, а депривация, эмоциональный дефицит: ребёнка привлекает пол того значимого лица, от которого он был в детстве отчуждён. Дети, чьё поведение соответствует гендерным ожиданиям, чувствуют себя отличными от сверстников противоположного пола, которых они воспринимают как непохожих, экзотических по сравнению со сверстниками собственного пола. Хотя несоответствие гендерным стереотипам создаёт психологические трудности для всех детей, у мальчиков, независимо от их будущей сексуальной ориентации, такие проблемы встречаются гораздо чаще и они выражаются следующими причинами: 1) для мальчиков на всех этапах формирования гендерной устойчивости требуются дополнительные усилия, без которых развитие автоматически идёт по женскому типу; 2) мужские качества традиционно ценятся выше женских, и давление на мальчиков в направлении дефеминизации значительно сильнее, чем на девочек в сторону демаскулинизации (женственный мальчик вызывает неодобрение, насмешки, а маскулинная девочка воспринимается спокойно и даже положительно); 3) в раннем детстве мальчики и девочки находятся под влиянием матерей и вообще женщин, поэтому с возрастом мальчиков необходимо
переориентировать на мужские образцы поведения, так как нетипичное гендерное поведение в детстве имеет для мужчин, независимо от их сексуальной ориентации, множество отрицательных последствий. Таким образом, можно заключить, что в дошкольном образовательном учреждении требуется формировать и развивать правильный гендерный подход в воспитании девочек и мальчиков, начиная с младшего дошкольного возраста.


В раздел образования