"Роль школьной библиотеки в информационном пространстве инновационного развития школы"
Автор: Антипова Людмила Генадьевна Должность: педагог-библиотекарь Учебное заведение: МБОУ Харётская СОШ Населённый пункт: С. Харёты Наименование материала: доклад Тема: "Роль школьной библиотеки в информационном пространстве инновационного развития школы" Раздел: полное образование
школы.»
В условиях информационного общества складывается новый образ школьной библиотеки и
ш к о л ь н о г о
б и б л и о т е к а р я .
На смену принципу «образование на всю жизнь» пришёл принцип «образование в течение
всей
жизни».
Причина
такой
замены
обусловлена
вхождением
человечества
в
информационное общество. Оно характеризуется усилением роли информации и знаний в
современной
цивилизации,
стремительным
развитием
новых
информационных
технологий, вторгшихся практически во все сферы жизни современного человека. Учёные
всё
ещё
продолжают
спорить
о
преимуществах
и
пагубных
последствиях
грядущего
информационного общества, но бесспорным остаётся его неотвратимость и неизбежность.
Следовательно, сам собой напрашивается вывод о необходимости специальной подготовки
человека к жизни в информационном обществе, формирования особых знаний и умений по
р а б о т е
с
и н ф о р м а ц и е й .
Роль,
значение
школьной
библиотеки
в
информационном
пространстве
школы
определяется теми целями и задачами, которые стоят сегодня перед библиотекой и четко
сформулированы в единственном пока обновленном документе «Примерном положении о
библиотеке
ОУ»,
вышедшем
в
2004
году.
Главной
задачей
школьной
библиотеки,
в
соответствии
с
этим
«Положением»,
является
« обеспечение
участникам
общеобразовательного
процесса
–
обучающимся,
педагогическим
работникам,
родителям
обучающихся
-
доступ
к
информации,
знаниям,
идеям,
культурным
ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов ОУ на
различных
носителях :бумажном, магнитном, цифровом и на иных носителях» Из
главной
задачи
библиотеки
вытекают
и
основные
функции
современной
школьной
библиотеки:
•
комплектование
универсального
фонда
библиотеки
учебными,
художественными,
научными,
справочными,
педагогическими
и
научно-популярными
документами
на
т р а д и ц и о н н ы х
и
н е т р а д и ц и о н н ы х
н о с и т е л я х ;
•
пополнение
фонда
информационными
ресурсами
сети
Интернет,
базами
и
банками
д а н н ы х
д р у г и х
у ч р е ж д е н и й
и
о р г а н и з а ц и й ;
•
осуществление
размещения,
организации
и
сохранности
всех
этих
документов;
• организация и ведение каталогов, картотек, в том числе и электронного каталога, как
п е ч а т н ы х
и с т о ч н и к о в ,
т а к
и
н а
э л е к т р о н н ы х
н о с и т е л я х .
И еще одна очень важная функция закрепляется за библиотекой: библиотекарь обязан
помогать учителям, учащимся добывать информацию, как из традиционных источников,
так и из любого электронного источника. Таким образом, библиотека сегодня является
очень важным, емким структурным подразделением ОУ, играющим первостепенную
роль
в
создании
информационного
пространства
школы .
Этот
вопрос
сегодня,
практически решен и документально. Еще в 1995 году было издано письмо Министерства
образования РФ «О создании медиацентров ОУ» (от 04. 01. 95 № 5/11), где указывалось,
что
«медиацентры
могут
создаваться,
как
правило,
на
базе
библиотек».
В
помощь
работникам ОУ, библиотекарям школ разработано «Положение о школьной медиатеке»,
выпущено методическое пособие Е.П. Ястребцевой «Медиатека! Как создать в школе
медиатеку».
Как
показывает
практика,
представленная
на
страницах
педагогических,
библиотечных изданий, наиболее эффективным является создание медиатек, медиацентров
именно
на
базе
библиотек
ОУ.
Самая
распространенная
форма
модели
школьной
б и б л и о т е к и
–
б и б л и о т е к а
-
и н ф о р м а ц и о н н ы й
ц е н т р .
Составными частями такой библиотеки - медиатеки являются:
библиотека
с
ее
традиционным
печатным
книжным
фондом,
периодическими
изданиями, читальным залом и местом для просмотра микрофиш и тиражирования
материалов на множительной технике. Здесь же должен быть помещен компьютер с
целью АРМ библиотекаря, принтер , сканер, ксерокс;
компьютерная зона-место или помещение с 2-3-мя компьютерами, где учителя,
учащиеся могут самостоятельно или с помощью библиотекаря, медиаспециалиста
получать информацию, используя фонд электронных документов и возможности
Интернет-ресурсов; компьютеры должны быть подключены к Интернету.
медиатека - включает в себя как электронные учебники, так и другие электронные
документы.
видео-,аудио-
и
фонотека,
а
также
техника
и
места
для
работы
с
данными
документами.
Таким образом библиотека превращается в информационный центр, где пользователи
могут
не
только
читать
книги,
периодику,
но
и
получать
доступ
к
СD-дискам,
прослушивать и просматривать видео- и аудиозаписи для подбора материалов к докладам,
сочинениям, рефератам, для подготовки к урокам, диспутам, семинарам. Одновременно
школьник учится работать с «ключами» медиатеки: электронными каталогами, банками
данных
и
другими
программными
средствами,
справочными
и
энциклопедическими
изданиями.
Сотрудничая
с
учителями,
библиотечный
специалист
содействует
им
в
развитии учебных программ, разработке и проведении уроков с использованием ИКТ,
ведет
информационную
работу,
по
формированию
информационной
культуры.
Понятие «информационная культура личности» в последние годы существенно потеснило
привычные ранее «библиотечно-библиографические знания», «культуру чтения», и это не
случайно. Современная трактовка информационной культуры предполагает синтез старой,
преимущественно
книжной,
библиотечной
культуры
и
культуры,
связанной
с
новыми
информационными
технологиями.
Информационная
культура
личности
–
это
одна
из
составляющей общей культуры человека. Её важнейшим компонентом, наряду с системой
информационных знаний и умений (умение вести самостоятельный поиск, анализ и синтез
информации
с
использованием
как
традиционных,
так
и
новых
информационных
технологий),
является
информационное
мировоззрение
–
это
система
взглядов,
характеризующих сознательное отношение человека к информации и информационным
ресурсам, понимание их роли и места в жизни современного общества, осмысленное
отношение
к
необходимости
получения
специальной
информационной
подготовки.
В
целом информационная культура сейчас обоснованно трактуется как важнейший фактор
успешной профессиональной и непрофессиональной деятельности, а также социальной
з а щ и щ ё н н о с т и
л и ч н о с т и
в
и н ф о р м а ц и о н н о м
о б щ е с т в е .
И вот тут свою миссию, свою роль должна выполнить школьная библиотека. Иными
словами,
речь
идёт
об
особой
роли
школьной
библиотеки
в
деле
формирования
информационной
культуры
подрастающего
поколения.
Действительно,
где,
как
не
в
школьной библиотеке, юные граждане могут получить систематическую информационную
подготовку,
уяснить
неразрывную
связь
учёбы,
образования
с
многообразными
современными источниками информации: от книги до Интернета? Где, как не в школьной
библиотеке им предстоит убедиться в истинности старинной, но не устаревшей поговорки:
«Без чтения нет учения»? Где, как не в школьной библиотеке, им приоткроется истина о
том, что овладение знаниями невозможно без упорного труда по разысканию, анализу и
с и н т е з у ,
о с м ы с л е н и ю
и н ф о р м а ц и и ?
Конечно, школьные библиотеки сталкиваются с серьёзными проблемами, решение которых
сегодня
–
это
перспективное
видение
будущего
развития
образования
в
целом.
Для
получения реальных качественных изменений в развитии школьных библиотек необходимо
пополнять ресурсную базу, потому что без богатых информационных ресурсов, как и без
новых
информационных
технологий,
школьная
библиотека
будет
ассоциироваться
со
скучным, убогим, архаичным и малоинтересным для учащихся местом. На современных
юных потребителей информации вовсе не действуют лозунги и призывы, им подавай
И н т е р н е т
и
п е р с о н а л ь н ы й
к о м п ь ю т е р .
Наша школа всегда находила и внедряла передовое в педагогической практике, а школьная
библиотека
всегда
была
неотъемлемой
частью
образовательного
процесса.
Сначала
планировали о создании школьного информационного пространства и роли библиотеки в
э т о м
п р о с т р а н с т в е .
Пришлось приложить немало совместных усилий, чтобы расширить помещение обычной
школьной библиотеки и организовать место для двух компьютеров. Постепенно собирается
и систематизируется видео-, аудио-фонд.