Напоминание

"Роль школьной библиотеки в информационном пространстве инновационного развития школы"


Автор: Антипова Людмила Генадьевна
Должность: педагог-библиотекарь
Учебное заведение: МБОУ Харётская СОШ
Населённый пункт: С. Харёты
Наименование материала: доклад
Тема: "Роль школьной библиотеки в информационном пространстве инновационного развития школы"
Раздел: полное образование





Назад





Доклад на тему: «Роль школьной

библиотеки в информационном

пространстве инновационного развития

школы»

2 0 1 0 6

г о д .

Подготовила Антипова Людмила Генадьевна

Библиотекарь Харетской средней школы

«Роль

школьной

библиотеки

в

информационном

пространстве

школы.»
В условиях информационного общества складывается новый образ школьной библиотеки и ш к о л ь н о г о б и б л и о т е к а р я . На смену принципу «образование на всю жизнь» пришёл принцип «образование в течение всей жизни». Причина такой замены обусловлена вхождением человечества в информационное общество. Оно характеризуется усилением роли информации и знаний в современной цивилизации, стремительным развитием новых информационных технологий, вторгшихся практически во все сферы жизни современного человека. Учёные всё ещё продолжают спорить о преимуществах и пагубных последствиях грядущего информационного общества, но бесспорным остаётся его неотвратимость и неизбежность. Следовательно, сам собой напрашивается вывод о необходимости специальной подготовки человека к жизни в информационном обществе, формирования особых знаний и умений по р а б о т е с и н ф о р м а ц и е й . Роль, значение школьной библиотеки в информационном пространстве школы определяется теми целями и задачами, которые стоят сегодня перед библиотекой и четко сформулированы в единственном пока обновленном документе «Примерном положении о библиотеке ОУ», вышедшем в 2004 году. Главной задачей школьной библиотеки, в соответствии с этим «Положением», является «
обеспечение

участникам

общеобразовательного

процесса



обучающимся,

педагогическим

работникам,

родителям

обучающихся

-

доступ

к

информации,

знаниям,

идеям,

культурным

ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов ОУ на

различных

носителях :бумажном, магнитном, цифровом и на иных носителях»
Из главной задачи библиотеки вытекают и основные функции современной школьной библиотеки: • комплектование универсального фонда библиотеки учебными, художественными, научными, справочными, педагогическими и научно-популярными документами на т р а д и ц и о н н ы х и н е т р а д и ц и о н н ы х н о с и т е л я х ; • пополнение фонда информационными ресурсами сети Интернет, базами и банками д а н н ы х д р у г и х у ч р е ж д е н и й и о р г а н и з а ц и й ; • осуществление размещения, организации и сохранности всех этих документов;
• организация и ведение каталогов, картотек, в том числе и электронного каталога, как п е ч а т н ы х и с т о ч н и к о в , т а к и н а э л е к т р о н н ы х н о с и т е л я х . И еще одна очень важная функция закрепляется за библиотекой: библиотекарь обязан помогать учителям, учащимся добывать информацию, как из традиционных источников, так и из любого электронного источника. Таким образом, библиотека сегодня является очень
важным, емким структурным подразделением ОУ, играющим первостепенную

роль

в

создании

информационного

пространства

школы
. Этот вопрос сегодня, практически решен и документально. Еще в 1995 году было издано письмо Министерства образования РФ «О создании медиацентров ОУ» (от 04. 01. 95 № 5/11), где указывалось, что «медиацентры могут создаваться, как правило, на базе библиотек». В помощь работникам ОУ, библиотекарям школ разработано «Положение о школьной медиатеке», выпущено методическое пособие Е.П. Ястребцевой «Медиатека! Как создать в школе медиатеку». Как показывает практика, представленная на страницах педагогических, библиотечных изданий, наиболее эффективным является создание медиатек, медиацентров именно на базе библиотек ОУ. Самая распространенная форма модели школьной б и б л и о т е к и – б и б л и о т е к а - и н ф о р м а ц и о н н ы й ц е н т р . Составными частями такой библиотеки - медиатеки являются:  библиотека с ее традиционным печатным книжным фондом, периодическими изданиями, читальным залом и местом для просмотра микрофиш и тиражирования материалов на множительной технике. Здесь же должен быть помещен компьютер с целью АРМ библиотекаря, принтер , сканер, ксерокс;  компьютерная зона-место или помещение с 2-3-мя компьютерами, где учителя, учащиеся могут самостоятельно или с помощью библиотекаря, медиаспециалиста получать информацию, используя фонд электронных документов и возможности Интернет-ресурсов; компьютеры должны быть подключены к Интернету.  медиатека - включает в себя как электронные учебники, так и другие электронные документы.  видео-,аудио- и фонотека, а также техника и места для работы с данными документами. Таким образом библиотека превращается в информационный центр, где пользователи могут не только читать книги, периодику, но и получать доступ к СD-дискам, прослушивать и просматривать видео- и аудиозаписи для подбора материалов к докладам, сочинениям, рефератам, для подготовки к урокам, диспутам, семинарам. Одновременно школьник учится работать с «ключами» медиатеки: электронными каталогами, банками данных и другими программными средствами, справочными и энциклопедическими изданиями. Сотрудничая с учителями, библиотечный специалист содействует им в развитии учебных программ, разработке и проведении уроков с использованием ИКТ, ведет информационную работу, по формированию информационной культуры.
Понятие «информационная культура личности» в последние годы существенно потеснило привычные ранее «библиотечно-библиографические знания», «культуру чтения», и это не случайно. Современная трактовка информационной культуры предполагает синтез старой, преимущественно книжной, библиотечной культуры и культуры, связанной с новыми информационными технологиями. Информационная культура личности – это одна из составляющей общей культуры человека. Её важнейшим компонентом, наряду с системой информационных знаний и умений (умение вести самостоятельный поиск, анализ и синтез информации с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий), является информационное мировоззрение – это система взглядов, характеризующих сознательное отношение человека к информации и информационным ресурсам, понимание их роли и места в жизни современного общества, осмысленное отношение к необходимости получения специальной информационной подготовки. В целом информационная культура сейчас обоснованно трактуется как важнейший фактор успешной профессиональной и непрофессиональной деятельности, а также социальной з а щ и щ ё н н о с т и л и ч н о с т и в и н ф о р м а ц и о н н о м о б щ е с т в е . И вот тут свою миссию, свою роль должна выполнить школьная библиотека. Иными словами, речь идёт об особой роли школьной библиотеки в деле формирования информационной культуры подрастающего поколения. Действительно, где, как не в школьной библиотеке, юные граждане могут получить систематическую информационную подготовку, уяснить неразрывную связь учёбы, образования с многообразными современными источниками информации: от книги до Интернета? Где, как не в школьной библиотеке им предстоит убедиться в истинности старинной, но не устаревшей поговорки: «Без чтения нет учения»? Где, как не в школьной библиотеке, им приоткроется истина о том, что овладение знаниями невозможно без упорного труда по разысканию, анализу и с и н т е з у , о с м ы с л е н и ю и н ф о р м а ц и и ? Конечно, школьные библиотеки сталкиваются с серьёзными проблемами, решение которых сегодня – это перспективное видение будущего развития образования в целом. Для получения реальных качественных изменений в развитии школьных библиотек необходимо пополнять ресурсную базу, потому что без богатых информационных ресурсов, как и без новых информационных технологий, школьная библиотека будет ассоциироваться со скучным, убогим, архаичным и малоинтересным для учащихся местом. На современных юных потребителей информации вовсе не действуют лозунги и призывы, им подавай И н т е р н е т и п е р с о н а л ь н ы й к о м п ь ю т е р . Наша школа всегда находила и внедряла передовое в педагогической практике, а школьная библиотека всегда была неотъемлемой частью образовательного процесса. Сначала планировали о создании школьного информационного пространства и роли библиотеки в э т о м п р о с т р а н с т в е . Пришлось приложить немало совместных усилий, чтобы расширить помещение обычной школьной библиотеки и организовать место для двух компьютеров. Постепенно собирается и систематизируется видео-, аудио-фонд.


В раздел образования