"Использование Су- Джок технологии в работе учителя-логопеда с детьми, у которых наблюдаются дизартрические расстройства".
Автор: Лукошкова Светлана Владимировна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: ТМБ ДОУ "Центр развития ребенка - детский сад "Белоснежка" Населённый пункт: Дудинка, Красноярского края Наименование материала: Статья Тема: "Использование Су- Джок технологии в работе учителя-логопеда с детьми, у которых наблюдаются дизартрические расстройства". Раздел: дошкольное образование
Таймырское муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад «Белоснежка»
«Использование Су- Джок технологии в работе
учителя-логопеда с детьми, у которых наблюдаются
дизартрические расстройства».
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
В.А. Сухомлинский
От того насколько хорошо развиты тонкие движения кистей зависит
речь и интеллектуальное развитие ребенка. Всё большое признание среди
педагогов, логопедов, дефектологов приобретает технология Су-Джок
терапии.
Практическим инструментом Су-Джок терапии является массажный
чудо-шарик с эластичными кольцами.
Шариком можно стимулировать зоны на ладонях, а массажные колечки
надеваются на пальчики.
Мой практический опыт применения Су-Джок терапии показывает, что
эта технология активизирует развитие речи ребенка, оказывает
стимулирующее воздействие на речевые области в коре головного мозга,
способствует коррекции произношения (автоматизации звука), развивает
лексико-грамматические категорий речи, совершенствует навыки
пространственной ориентации.
Кроме
того,
систематический
массаж
и
разнообразные
игры
с
шариками и кольцами Су-Джок позволяют:
o
нормализовать
мышечный
тонус
(что
особенно
важно
для
детей
с
различными
двигательными
расстройствами,
детским
церебральным
параличом, минимальной мозговой дисфункцией);
o
активизировать
межполушарное
взаимодействие,
синхронизировать
работу обоих полушарий мозга;
Учитель – логопед Лукошкова Светлана Владимировна
Таймырское муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад «Белоснежка»
o
стимулировать речевые области в коре головного мозга;
o
повысить
энергетический
уровень
ребенка,
развить
тактильную
чувствительность;
o
развить познавательную и эмоционально-волевую сферы ребенка.
В
зависимости
от
интенсивности
процедуры
осуществляется
расслабляющее
или
тонизирующее
действие.
Так
мягкие
медленные
движения
массажным
кольцом
с
постепенным
увеличением
или
уменьшением
силы
давления
на
кольцо
вызывают
расслабление,
что
используется, например, при псевдобульбарной дизартрии, при повышении
мышечного тонуса у детей - дизартриков.
Интенсивный
массаж
Су-Джок
кольцом
пальцев
показан
для
укрепления и повышения тонуса мышц артикуляционного аппарата, а также
при гипотонусе, парезах и параличах, наблюдаемых у детей с бульбарной
дизартрией.
Массаж пальцев Су-Джок массажным кольцом оказывает благотворное
влияние на организм в целом: усиливает обменные процессы, повышает
устойчивость к инфекциям, нормализует аппетит и сон, снимает усталость и
стресс, улучшает кровообращение, поднимает жизненный тонус.
Использование массажных шариков Су-Джок особенно эффективно
при
гипотонусе
артикуляционных
мышц
и
общей
мускулатуры,
так
как
подобный массаж способствует повышению тонуса и работоспособности, а
также укрепляет защитные силы организма.
Внимание! Массажное кольцо нельзя неподвижно и долго оставлять на
пальце ребенка во избежание пережатия тканей.
Перед применением массажных приёмов технологии Су- Джок
необходимо осмотреть состояние и целостность кожных покровов кистей
каждого ребёнка, во избежание травмирования или распространения любого
воспаления. Массаж грецкими орехами также можно отнести к методу Су
Джок терапии.
Учитель – логопед Лукошкова Светлана Владимировна
Таймырское муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад «Белоснежка»
В своей логопедической практике я использую комплексы
упражнений Су – Джок с детьим имеющими минимальные дизартрические
расстройства. Обучение комплексу провожу в три этапа.
I
ЭТАП
Все упражнения комплекса
выполняются в исходном
положении сидя.
1 упражнение.
« С о г р е е м
с в о и
л а д о ш к и
д о
о щ у щ е н и я
с и л ь н о г о
ж а р а » .
Интенсивное
растирание
ладонных
поверхностей кистей друг о друга.
Упражнение
стимулирует
работу
всех органов и систем организма.
Выполняется не менее 2 раз в день.
2 упражнение.
«Давайте
нарисуем
на
большом
пальце
лицо
человечка».
А
теперь
побарабаним
кончиками
больших
пальцев
по
столу,
затем
сильно
разотрём кончики больших пальцев.
Упражнение
стимулирует
развитие
головного мозга и интеллекта.
Выполняется не менее 2 раз в день.
II
ЭТАП
В комплекс к первым двум
упражнениям включаю новые
упражнения.
3 упражнение.
«Разотрем
ладошкой
правой
руки
верхнюю
(тыльную
поверхность)
л е в о й
л а д о ш к и » .
А к ц е н т
н а
растирание кончиков пальцев (зона
соответствия зоны головы).
Выполняется не менее одного раза в
день.
III
ЭТАП
В комплекс к первым трём
упражнениям включаем
новые упражнения.
4 упражнение.
В ы п о л н я е т с я
с
п о м о щ ь ю
специального массажного шарика.
Массируем
все
зоны
и
точки
с о о т в е т с т в и я
н а
л а д о н н ы х
поверхностях кистей.
Выполняется не менее 1 раза в день.
Учитель – логопед Лукошкова Светлана Владимировна
Таймырское муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад «Белоснежка»
Игра «Чудесный шарик»
(Выполняем движения в соответствии с текстом)
Этот шарик непростой, - любуемся шариком на левой ладошке
Он колючий, вот какой. - накрываем правой ладонью
Будем с шариком играть - катаем шарик горизонтально
И ладошки согревать.
Раз катаем, два катаем - катаем шарик вертикально
И ладошки согреваем.
Раз катаем, два катаем - катаем шарик горизонтально
И ладошки согреваем.
Катаем, катаем, катаем - катаем шарик вертикально
Сильней на шарик нажимаем.
Как колобок мы покатаем, - катаем шарик в центре ладошки
Сильней на шарик нажимаем.
Выполняем движения в
соответствии с текстом в
правой руке
В ручку правую возьмём,
В кулачок его сожмём.
Раз сжимаем, два сжимаем
Шарик мы не выпускаем.
Выполняем движения в
соответствии с текстом в левой
руке
В ручку левую возьмём,
В кулачок его сожмём.
Раз сжимаем, два сжимаем
Шарик мы не выпускаем.
Выполняем движения в соответствии с текстом
Мы положим шар на стол
И посмотрим на ладошки,
И похлопаем немножко,
Потрясём свои ладошки.
Мы немного отдохнём,
Заниматься мы начнём.
Дети закрывают глаза и отдыхают, положив голову на стол, а в это время
шарик «исчезает» и появляются пружинки.
Учитель – логопед Лукошкова Светлана Владимировна
Таймырское муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад «Белоснежка»
Список использованной литературы
1. Амосова Н. С. Самомассаж рук при подготовке детей с речевыми
нарушениями к школе: Логопед, № 6, 2004. – С.78 -82.
2. Крупенчук О.И. Уроки логопеда: Пальчиковые игры / Крупенчук О.И. -
Литера, 2008 – С. 32.
3. Новиковская О. А. Ум на кончиках пальцев: веселые пальчиковые игры /
О.А. Новиковская - М. АСТ, 2007 С. 94
4. Османова Г.А. Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики:
Популярная логопедия / Османова Г.А – КАРО, 2008 – С. 160
5. Светлова И. Развиваем мелкую моторику. – М., 2002. – С.
Учитель – логопед Лукошкова Светлана Владимировна
Одно из направлений моей педагогической деятельности
коррекционная и развивающая работа по укреплению мышц и
совершенствованию движений кистей рук у детей с использованием су-джок
терапии в процессе коррекции речи.
Дети с удовольствием выполняют несложные манипуляции с
массажным мячиком су-джок. Особенно если эти упражнения
сопровождаются стихотворной формой.
Стихи для занятия с мячиком Су-Джок
-1-
Дружно мяч в руки возьмём
По ладошкам проведём.
Пусть бежит наш мячик
колкий,
Делают массаж иголки.
По ладошкам пробежит
Нам здоровье укрепит.
Массажировать мы сами
Каждый пальчик не устали.
Осталось с силой потереть
И не будем мы болеть.
-2-
Колкий мячик в руки взяли
И в руках его помяли.
Сначала в левой мы помнем,
Потом в правой мы сожмём.
А теперь между ладошек
Побежит, не упадет,
Нам здоровье принесёт.
-3-
Вот ладошка лежит
По ней мячик побежит.
Потихонечку, легонько
Ведь его иглы не колки.
Вверх и вниз, вверх и вниз.
Смотри мячик, не скатись.
Мы с тобой играемся,
Здоровья набираемся.
-4-
Мяч «Су – Джок» в руки
возьмем
И в ладонях разотрем.
Бегает проворно, ловко
А в руках у нас сноровка
И девочки, и мальчики
Держат мячик в пальчиках
На ладошку он им давит
И здоровья всем прибавит.
-5-
Мяч на стол я положу
И рукой его вожу.
Левой, правой и обратно
Чтоб рукам было приятно.
Стихи для игры с массажером «су – джок»
Ежик колет нам ладошки,
Поиграем с ним немножко.
Ежик нам ладошки колет –
Ручки к школе нам готовит.
Мячик-ежик мы возьмем, (подбрасываем мячик вверх)
Покатаем и потрем. (прокатываем между ладошек)
Вверх подбросим и поймаем, (опять подбрасываем мячик)
И иголки посчитаем. (пальчиками мнем иголки мячика)
Пустим ежика на стол, (кладем мячик на стол)
Ручкой ежика прижмем (ручкой прижимаем мячик)
И немножко покатаем… (катаем мячик)
Потом ручку поменяем (меняем руки)
Я мячом круги катаю,
Взад - вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку.
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.
Раз – два – три – четыре – пять, /разгибать пальцы по одному/
Вышли пальцы погулять,
Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.
А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.
На правой руке:
Этот малыш-Илюша, (на большой палец)
Этот малыш-Ванюша, (указательный)
Этот малыш-Алеша, (средний)
Этот малыш-Антоша, (безымянный)
А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья. (мизинец)
На левой руке:
Эта малышка-Танюша, (на большой палец)
Эта малышка-Ксюша, (указательный)
Эта малышка-Маша, (средний)
Эта малышка-Даша, (безымянный)
А меньшую зовут Наташа, (мизинец)
Массаж Су – Джок шарами. /дети повторяют слова и выполняют
действия с шариком в соответствии с текстом/
Я мячом круги катаю,
Взад - вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку.
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.
2. Массаж пальцев эластичным кольцом. /Дети поочередно надевают
массажные
кольца
на
каждый
палец,
проговаривая
стихотворение
пальчиковой гимнастики/
Раз – два – три – четыре – пять, /разгибать пальцы по одному/
Вышли пальцы погулять,
Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.
А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.
3.
Использование
Су
–
Джок
шаров
при
автоматизации
звуков.
/ребенок
поочередно
надевает
массажное
кольцо
на
каждый
палец,
одновременно
проговаривая
стихотворение
на
автоматизацию
поставленного звука Ш/
На правой руке:
Этот малыш-Илюша, (на большой палец)
Этот малыш-Ванюша, (указательный)
Этот малыш-Алеша, (средний)
Этот малыш-Антоша, (безымянный)
А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья. (мизинец)
На левой руке:
Эта малышка-Танюша, (на большой палец)
Эта малышка-Ксюша, (указательный)
Эта малышка-Маша, (средний)
Эта малышка-Даша, (безымянный)
А меньшую зовут Наташа. (мизинец)
Ребенок катает шарик между ладонями, одновременно
проговаривая стихотворение на автоматизацию звука Ж.
Ходит ежик без дорожек,
Не бежит ни от кого.
С головы до ножек
Весь в иголках ежик.
Как же взять его?
4. Использование Су – Джок шаров при совершенствовании лексико-
грамматических категорий
Упражнение
«Один-много».
Логопед
катит
«чудо-шарик»
по
столу
ребенку, называя предмет в единственном числе. Ребенок, поймав ладонью
шарик, откатывает его назад, называя существительные во множественном
числе.
Аналогично провожу упражнения «Назови ласково», «Скажи
наоборот»
5. Использование Су – Джок шаров для развития памяти и внимания
Дети выполняют инструкцию: надень колечко на мизинец правой руки,
возьми шарик в правую руку и спрячь за спину и т.д.; ребенок закрывает
глаза, взрослый надевает колечко на любой его палец, а тот должен назвать,
на какой палец какой руки надето кольцо.
6. Использование шариков при выполнении гимнастики
И.п.: ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль туловища, в правой
руке шар.
1 - руки развести в стороны;
2 - руки поднять вверх и переложить шар в другую руку;
3 - руки развести в стороны;
4 - опустить руки.
7. Использование шариков для звукового анализа слов
Для
характеристики
звуков
используются
массажные
шарики
трех
цветов: красный, синий, зеленый. По заданию логопеда ребенок показывает
соответствующий обозначению звука шарик.
8.
Использование
шариков
при
совершенствовании
навыков
употребления предлогов
На столе коробка, по инструкции логопеда ребенок кладет шарики
соответственно: красный шарик - в коробку; синий – под коробку; зеленый –
около
коробки;
Затем
наоборот,
ребенок
должен
описать
действие
взрослого.
9. Использование шариков для слогового анализа слов
Упражнение «Раздели слова на слоги»: Ребенок называет слог и берет
по одному шарику из коробки, затем считает количество слогов.
10.
Компьютерная
презентация:
Сказка
«Ежик
на
прогулке»
/Приложение №1/
Это лишь некоторые примеры использования су – джок терапии в
нашей работе. Творческий подход, использование альтернативных методов и
приемов способствуют более интересному, разнообразному и эффективному
проведению
коррекционно-образовательной
и
совместной
деятельности
педагогов и детей в детском саду.
Неоспоримыми достоинствами Су – Джок терапии являются:
Высокая
эффективность
–
при
правильном
применении
наступает
выраженный эффект.
Абсолютная
безопасность
–
неправильное
применение
никогда
не
наносит вред – оно просто неэффективно.
Универсальность - Су – Джок терапию могут использовать и педагоги в
своей работе, и родители в домашних условиях.
Простота
применения
–
для
получения
результата
проводить
стимуляцию биологически активных точек с помощью Су – Джок шариков.
/они свободно продаются в аптеках и не требуют больших затрат/
Таким
образом,
Су
-
Джок
терапия
-
это
высокоэффективный,
у н и в е р с а л ь н ы й ,
до с т у п н ы й
и
а б с ол ю т н о
б е з о п а с н ы й
м е т од
самооздоровления и самоисцеления путем воздействия на активные точки,
расположенные на кистях и стопах, специальными массажными шарами,
использование
которых
в
сочетании
с
упражнениями
по
коррекции
звукопроизношения
и
развитию
лексико-грамматических
категорий
способствует
повышению
физической
и
умственной
работоспособности
детей, создает функциональную базу для сравнительно быстрого перехода
на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность
для оптимальной целенаправленной речевой работы с ребенком, оказывая
стимулирующее влияние на развитие речи.
Сочетание таких упражнений, как пальчиковая гимнастика, самомассаж
с
упражнениями
по
коррекции
звукопроизношения
и
формированию
лексико-грамматических
категорий,
позволяет
значительно
повысить
эффективность
коррекционо-логопедической
деятельности
в
условиях
детского
сада,
оптимизировать
выполнение
речевых
упражнений
в
домашних условиях.
Следовательно,
использование
Су
–
Джок
терапии
способствует
коррекции речевых нарушений у детей.
СКАЗКА «Ежик на прогулке»
/Упражнения с шариком массажером Су – Джок с использованием
компьютерной презентации/
Цель: воздействовать на биологически активные точки по системе Су -
Джок, стимулировать речевые зоны коры головного мозга.
Оборудование: Су - Джок шарик - массажер.
Жил да был ежик в лесу, в своем домике - норке (зажать шарик в
ладошке).
Выглянул ежик из своей норки (раскрыть ладошки и показать шарик) и
увидел солнышко. Улыбнулся ежик солнышку (улыбнуться, раскрыть одну
ладошку веером) и решил прогуляться по лесу.
Покатился
ежик
по
прямой
дорожке
(прямыми
движениями
по
ладошке раскатывать шарик), катился - катился и прибежал на красивую,
круглую полянку (ладошки соединить в форме круга). Обрадовался ежик и
стал бегать и прыгать по полянке (зажимать шарик между ладошками)
Стал
цветочки
нюхать
(прикасаться
колючками
шарика
к
кончику
пальца
и
делать
глубокий
вдох).
Вдруг
набежали
тучки
(зажать
шарик
в
одном
кулачке,
в
другом,
нахмуриться),
и
закапал
дождик:
кап-кап-кап
(кончиками пальцев в щепотке стучать по колючкам шарика).
Спрятался ежик под большой грибок (ладошкой левой руки сделать
шляпку и спрятать шарик по ним) и укрылся от дождя, а когда закончился
дождь, то на полянке выросли разные грибы: подосиновики, подберезовики,
опята, лисички и даже белый гриб (показать пальчики).
Захотелось ежику обрадовать маму, собрать грибы и отнести их домой,
а их так много … как понесет их ежик? Да, на своей спинке. Аккуратно
насадил ежик грибочки на иголки (каждый кончик пальчика уколоть шипом
шарика) и довольный побежал домой (прямыми движениями по ладошке
раскатывать шарик).
Приложение №2
Упражнения с шариком массажером Су – Джок:
1. Берём 2 массажные шарика и проводим ими по ладоням ребёнка
(его руки лежат на коленях ладонями вверх), делая по одному движению на
каждый ударный слог:
Гладь мои ладошки, ёж!
Ты колючий, ну и что ж!
Потом ребёнок гладит их ладошками со словами:
Я хочу тебя погладить,
Я хочу с тобой поладить.
2. На поляне, на лужайке /катать шарик между ладонями/
Целый день скакали зайки. /прыгать по ладошке шаром/
И катались по траве, /катать вперед – назад/
От хвоста и к голове.
Долго зайцы так скакали, /прыгать по ладошке шаром/
Но напрыгались, устали. /положить шарик на ладошку/
Мимо змеи проползали, /вести по ладошке/
«С добрым утром!» - им сказали.
Стала гладить и ласкать
Всех зайчат зайчиха-мать. /гладить шаром каждый палец/
3. Шла медведица спросонок, /шагать шариком по руке/
А за нею – медвежонок. /шагать тихо шариком по руке/
А потом пришли детишки, /шагать шариком по руке/
Принесли в портфелях книжки.
Стали книжки открывать /нажимать шариком на каждый палец/
И в тетрадочках писать.