Напоминание

"Использование Су- Джок технологии в работе учителя-логопеда с детьми, у которых наблюдаются дизартрические расстройства".


Автор: Лукошкова Светлана Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ТМБ ДОУ "Центр развития ребенка - детский сад "Белоснежка"
Населённый пункт: Дудинка, Красноярского края
Наименование материала: Статья
Тема: "Использование Су- Джок технологии в работе учителя-логопеда с детьми, у которых наблюдаются дизартрические расстройства".
Раздел: дошкольное образование





Назад




Таймырское муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад «Белоснежка»
«Использование Су- Джок технологии в работе

учителя-логопеда с детьми, у которых наблюдаются

дизартрические расстройства».
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». В.А. Сухомлинский От того насколько хорошо развиты тонкие движения кистей зависит речь и интеллектуальное развитие ребенка. Всё большое признание среди педагогов, логопедов, дефектологов приобретает технология Су-Джок терапии. Практическим инструментом Су-Джок терапии является массажный чудо-шарик с эластичными кольцами. Шариком можно стимулировать зоны на ладонях, а массажные колечки надеваются на пальчики. Мой практический опыт применения Су-Джок терапии показывает, что эта технология активизирует развитие речи ребенка, оказывает стимулирующее воздействие на речевые области в коре головного мозга, способствует коррекции произношения (автоматизации звука), развивает лексико-грамматические категорий речи, совершенствует навыки пространственной ориентации. Кроме того, систематический массаж и разнообразные игры с шариками и кольцами Су-Джок позволяют: o нормализовать мышечный тонус (что особенно важно для детей с различными двигательными расстройствами, детским церебральным параличом, минимальной мозговой дисфункцией); o активизировать межполушарное взаимодействие, синхронизировать работу обоих полушарий мозга; Учитель – логопед Лукошкова Светлана Владимировна
Таймырское муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад «Белоснежка» o стимулировать речевые области в коре головного мозга; o повысить энергетический уровень ребенка, развить тактильную чувствительность; o развить познавательную и эмоционально-волевую сферы ребенка. В зависимости от интенсивности процедуры осуществляется расслабляющее или тонизирующее действие. Так мягкие медленные движения массажным кольцом с постепенным увеличением или уменьшением силы давления на кольцо вызывают расслабление, что используется, например, при псевдобульбарной дизартрии, при повышении мышечного тонуса у детей - дизартриков. Интенсивный массаж Су-Джок кольцом пальцев показан для укрепления и повышения тонуса мышц артикуляционного аппарата, а также при гипотонусе, парезах и параличах, наблюдаемых у детей с бульбарной дизартрией. Массаж пальцев Су-Джок массажным кольцом оказывает благотворное влияние на организм в целом: усиливает обменные процессы, повышает устойчивость к инфекциям, нормализует аппетит и сон, снимает усталость и стресс, улучшает кровообращение, поднимает жизненный тонус. Использование массажных шариков Су-Джок особенно эффективно при гипотонусе артикуляционных мышц и общей мускулатуры, так как подобный массаж способствует повышению тонуса и работоспособности, а также укрепляет защитные силы организма. Внимание! Массажное кольцо нельзя неподвижно и долго оставлять на пальце ребенка во избежание пережатия тканей. Перед применением массажных приёмов технологии Су- Джок необходимо осмотреть состояние и целостность кожных покровов кистей каждого ребёнка, во избежание травмирования или распространения любого воспаления. Массаж грецкими орехами также можно отнести к методу Су Джок терапии. Учитель – логопед Лукошкова Светлана Владимировна
Таймырское муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад «Белоснежка» В своей логопедической практике я использую комплексы упражнений Су – Джок с детьим имеющими минимальные дизартрические расстройства. Обучение комплексу провожу в три этапа.
I

ЭТАП
Все упражнения комплекса выполняются в исходном положении сидя.
1 упражнение.
« С о г р е е м с в о и л а д о ш к и д о о щ у щ е н и я с и л ь н о г о ж а р а » . Интенсивное растирание ладонных поверхностей кистей друг о друга. Упражнение стимулирует работу всех органов и систем организма. Выполняется не менее 2 раз в день.
2 упражнение.
«Давайте нарисуем на большом пальце лицо человечка». А теперь побарабаним кончиками больших пальцев по столу, затем сильно разотрём кончики больших пальцев. Упражнение стимулирует развитие головного мозга и интеллекта. Выполняется не менее 2 раз в день.
II

ЭТАП
В комплекс к первым двум упражнениям включаю новые упражнения.
3 упражнение.
«Разотрем ладошкой правой руки верхнюю (тыльную поверхность) л е в о й л а д о ш к и » . А к ц е н т н а растирание кончиков пальцев (зона соответствия зоны головы). Выполняется не менее одного раза в день.
III

ЭТАП
В комплекс к первым трём упражнениям включаем новые упражнения.
4 упражнение.
В ы п о л н я е т с я с п о м о щ ь ю специального массажного шарика. Массируем все зоны и точки с о о т в е т с т в и я н а л а д о н н ы х поверхностях кистей. Выполняется не менее 1 раза в день. Учитель – логопед Лукошкова Светлана Владимировна
Таймырское муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад «Белоснежка»
Игра «Чудесный шарик»
(Выполняем движения в соответствии с текстом) Этот шарик непростой, - любуемся шариком на левой ладошке Он колючий, вот какой. - накрываем правой ладонью Будем с шариком играть - катаем шарик горизонтально И ладошки согревать. Раз катаем, два катаем - катаем шарик вертикально И ладошки согреваем. Раз катаем, два катаем - катаем шарик горизонтально И ладошки согреваем. Катаем, катаем, катаем - катаем шарик вертикально Сильней на шарик нажимаем. Как колобок мы покатаем, - катаем шарик в центре ладошки Сильней на шарик нажимаем.
Выполняем движения в

соответствии с текстом в

правой руке
В ручку правую возьмём, В кулачок его сожмём. Раз сжимаем, два сжимаем Шарик мы не выпускаем.
Выполняем движения в

соответствии с текстом в левой

руке
В ручку левую возьмём, В кулачок его сожмём. Раз сжимаем, два сжимаем Шарик мы не выпускаем.
Выполняем движения в соответствии с текстом
Мы положим шар на стол И посмотрим на ладошки, И похлопаем немножко, Потрясём свои ладошки. Мы немного отдохнём, Заниматься мы начнём. Дети закрывают глаза и отдыхают, положив голову на стол, а в это время шарик «исчезает» и появляются пружинки. Учитель – логопед Лукошкова Светлана Владимировна
Таймырское муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад «Белоснежка»
Список использованной литературы
1. Амосова Н. С. Самомассаж рук при подготовке детей с речевыми нарушениями к школе: Логопед, № 6, 2004. – С.78 -82. 2. Крупенчук О.И. Уроки логопеда: Пальчиковые игры / Крупенчук О.И. - Литера, 2008 – С. 32. 3. Новиковская О. А. Ум на кончиках пальцев: веселые пальчиковые игры / О.А. Новиковская - М. АСТ, 2007 С. 94 4. Османова Г.А. Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики: Популярная логопедия / Османова Г.А – КАРО, 2008 – С. 160 5. Светлова И. Развиваем мелкую моторику. – М., 2002. – С. Учитель – логопед Лукошкова Светлана Владимировна
Одно из направлений моей педагогической деятельности коррекционная и развивающая работа по укреплению мышц и совершенствованию движений кистей рук у детей с использованием су-джок терапии в процессе коррекции речи. Дети с удовольствием выполняют несложные манипуляции с массажным мячиком су-джок. Особенно если эти упражнения сопровождаются стихотворной формой.
Стихи для занятия с мячиком Су-Джок

-1-
Дружно мяч в руки возьмём По ладошкам проведём. Пусть бежит наш мячик колкий, Делают массаж иголки. По ладошкам пробежит Нам здоровье укрепит. Массажировать мы сами Каждый пальчик не устали. Осталось с силой потереть И не будем мы болеть. -2- Колкий мячик в руки взяли И в руках его помяли. Сначала в левой мы помнем, Потом в правой мы сожмём. А теперь между ладошек Побежит, не упадет, Нам здоровье принесёт. -3- Вот ладошка лежит По ней мячик побежит. Потихонечку, легонько Ведь его иглы не колки. Вверх и вниз, вверх и вниз. Смотри мячик, не скатись. Мы с тобой играемся, Здоровья набираемся. -4- Мяч «Су – Джок» в руки возьмем И в ладонях разотрем. Бегает проворно, ловко А в руках у нас сноровка И девочки, и мальчики Держат мячик в пальчиках На ладошку он им давит И здоровья всем прибавит. -5- Мяч на стол я положу И рукой его вожу. Левой, правой и обратно Чтоб рукам было приятно.
Стихи для игры с массажером «су – джок»

Ежик колет нам ладошки, Поиграем с ним немножко. Ежик нам ладошки колет – Ручки к школе нам готовит. Мячик-ежик мы возьмем, (подбрасываем мячик вверх) Покатаем и потрем. (прокатываем между ладошек) Вверх подбросим и поймаем, (опять подбрасываем мячик) И иголки посчитаем. (пальчиками мнем иголки мячика) Пустим ежика на стол, (кладем мячик на стол) Ручкой ежика прижмем (ручкой прижимаем мячик) И немножко покатаем… (катаем мячик) Потом ручку поменяем (меняем руки) Я мячом круги катаю, Взад - вперед его гоняю. Им поглажу я ладошку. Будто я сметаю крошку, И сожму его немножко, Как сжимает лапу кошка, Каждым пальцем мяч прижму, И другой рукой начну. Раз – два – три – четыре – пять, /разгибать пальцы по одному/ Вышли пальцы погулять, Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой. Этот пальчик для того, чтоб показывать его. Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине. Этот пальчик безымянный, он избалованный самый. А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал. На правой руке: Этот малыш-Илюша, (на большой палец) Этот малыш-Ванюша, (указательный) Этот малыш-Алеша, (средний) Этот малыш-Антоша, (безымянный) А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья. (мизинец) На левой руке: Эта малышка-Танюша, (на большой палец) Эта малышка-Ксюша, (указательный) Эта малышка-Маша, (средний) Эта малышка-Даша, (безымянный) А меньшую зовут Наташа, (мизинец) Массаж Су – Джок шарами. /дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом/ Я мячом круги катаю,
Взад - вперед его гоняю. Им поглажу я ладошку. Будто я сметаю крошку, И сожму его немножко, Как сжимает лапу кошка, Каждым пальцем мяч прижму, И другой рукой начну. 2. Массаж пальцев эластичным кольцом. /Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики/ Раз – два – три – четыре – пять, /разгибать пальцы по одному/ Вышли пальцы погулять, Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой. Этот пальчик для того, чтоб показывать его. Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине. Этот пальчик безымянный, он избалованный самый. А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал. 3. Использование Су – Джок шаров при автоматизации звуков. /ребенок поочередно надевает массажное кольцо на каждый палец, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию поставленного звука Ш/ На правой руке: Этот малыш-Илюша, (на большой палец) Этот малыш-Ванюша, (указательный) Этот малыш-Алеша, (средний) Этот малыш-Антоша, (безымянный) А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья. (мизинец) На левой руке: Эта малышка-Танюша, (на большой палец) Эта малышка-Ксюша, (указательный) Эта малышка-Маша, (средний) Эта малышка-Даша, (безымянный) А меньшую зовут Наташа. (мизинец)
Ребенок катает шарик между ладонями, одновременно

проговаривая стихотворение на автоматизацию звука Ж.
Ходит ежик без дорожек,
Не бежит ни от кого. С головы до ножек Весь в иголках ежик. Как же взять его? 4. Использование Су – Джок шаров при совершенствовании лексико- грамматических категорий Упражнение «Один-много». Логопед катит «чудо-шарик» по столу ребенку, называя предмет в единственном числе. Ребенок, поймав ладонью шарик, откатывает его назад, называя существительные во множественном числе.
Аналогично провожу упражнения «Назови ласково», «Скажи

наоборот»
5. Использование Су – Джок шаров для развития памяти и внимания Дети выполняют инструкцию: надень колечко на мизинец правой руки, возьми шарик в правую руку и спрячь за спину и т.д.; ребенок закрывает глаза, взрослый надевает колечко на любой его палец, а тот должен назвать, на какой палец какой руки надето кольцо. 6. Использование шариков при выполнении гимнастики И.п.: ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль туловища, в правой руке шар. 1 - руки развести в стороны; 2 - руки поднять вверх и переложить шар в другую руку; 3 - руки развести в стороны; 4 - опустить руки. 7. Использование шариков для звукового анализа слов Для характеристики звуков используются массажные шарики трех цветов: красный, синий, зеленый. По заданию логопеда ребенок показывает соответствующий обозначению звука шарик. 8. Использование шариков при совершенствовании навыков употребления предлогов На столе коробка, по инструкции логопеда ребенок кладет шарики соответственно: красный шарик - в коробку; синий – под коробку; зеленый – около коробки; Затем наоборот, ребенок должен описать действие взрослого. 9. Использование шариков для слогового анализа слов
Упражнение «Раздели слова на слоги»: Ребенок называет слог и берет по одному шарику из коробки, затем считает количество слогов. 10. Компьютерная презентация: Сказка «Ежик на прогулке» /Приложение №1/ Это лишь некоторые примеры использования су – джок терапии в нашей работе. Творческий подход, использование альтернативных методов и приемов способствуют более интересному, разнообразному и эффективному проведению коррекционно-образовательной и совместной деятельности педагогов и детей в детском саду. Неоспоримыми достоинствами Су – Джок терапии являются: Высокая эффективность – при правильном применении наступает выраженный эффект. Абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред – оно просто неэффективно. Универсальность - Су – Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях. Простота применения – для получения результата проводить стимуляцию биологически активных точек с помощью Су – Джок шариков. /они свободно продаются в аптеках и не требуют больших затрат/ Таким образом, Су - Джок терапия - это высокоэффективный, у н и в е р с а л ь н ы й , до с т у п н ы й и а б с ол ю т н о б е з о п а с н ы й м е т од самооздоровления и самоисцеления путем воздействия на активные точки, расположенные на кистях и стопах, специальными массажными шарами, использование которых в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий способствует повышению физической и умственной работоспособности детей, создает функциональную базу для сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной целенаправленной речевой работы с ребенком, оказывая стимулирующее влияние на развитие речи. Сочетание таких упражнений, как пальчиковая гимнастика, самомассаж с упражнениями по коррекции звукопроизношения и формированию лексико-грамматических категорий, позволяет значительно повысить
эффективность коррекционо-логопедической деятельности в условиях детского сада, оптимизировать выполнение речевых упражнений в домашних условиях. Следовательно, использование Су – Джок терапии способствует коррекции речевых нарушений у детей. СКАЗКА «Ежик на прогулке» /Упражнения с шариком массажером Су – Джок с использованием компьютерной презентации/ Цель: воздействовать на биологически активные точки по системе Су - Джок, стимулировать речевые зоны коры головного мозга. Оборудование: Су - Джок шарик - массажер. Жил да был ежик в лесу, в своем домике - норке (зажать шарик в ладошке). Выглянул ежик из своей норки (раскрыть ладошки и показать шарик) и увидел солнышко. Улыбнулся ежик солнышку (улыбнуться, раскрыть одну ладошку веером) и решил прогуляться по лесу. Покатился ежик по прямой дорожке (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик), катился - катился и прибежал на красивую, круглую полянку (ладошки соединить в форме круга). Обрадовался ежик и стал бегать и прыгать по полянке (зажимать шарик между ладошками) Стал цветочки нюхать (прикасаться колючками шарика к кончику пальца и делать глубокий вдох). Вдруг набежали тучки (зажать шарик в одном кулачке, в другом, нахмуриться), и закапал дождик: кап-кап-кап (кончиками пальцев в щепотке стучать по колючкам шарика). Спрятался ежик под большой грибок (ладошкой левой руки сделать шляпку и спрятать шарик по ним) и укрылся от дождя, а когда закончился дождь, то на полянке выросли разные грибы: подосиновики, подберезовики, опята, лисички и даже белый гриб (показать пальчики). Захотелось ежику обрадовать маму, собрать грибы и отнести их домой, а их так много … как понесет их ежик? Да, на своей спинке. Аккуратно насадил ежик грибочки на иголки (каждый кончик пальчика уколоть шипом
шарика) и довольный побежал домой (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик). Приложение №2 Упражнения с шариком массажером Су – Джок: 1. Берём 2 массажные шарика и проводим ими по ладоням ребёнка (его руки лежат на коленях ладонями вверх), делая по одному движению на каждый ударный слог: Гладь мои ладошки, ёж! Ты колючий, ну и что ж! Потом ребёнок гладит их ладошками со словами: Я хочу тебя погладить, Я хочу с тобой поладить. 2. На поляне, на лужайке /катать шарик между ладонями/ Целый день скакали зайки. /прыгать по ладошке шаром/ И катались по траве, /катать вперед – назад/ От хвоста и к голове. Долго зайцы так скакали, /прыгать по ладошке шаром/ Но напрыгались, устали. /положить шарик на ладошку/ Мимо змеи проползали, /вести по ладошке/ «С добрым утром!» - им сказали. Стала гладить и ласкать Всех зайчат зайчиха-мать. /гладить шаром каждый палец/
3. Шла медведица спросонок, /шагать шариком по руке/ А за нею – медвежонок. /шагать тихо шариком по руке/ А потом пришли детишки, /шагать шариком по руке/ Принесли в портфелях книжки. Стали книжки открывать /нажимать шариком на каждый палец/ И в тетрадочках писать.


В раздел образования