Напоминание

"Физическая культура, здравоохранение и образование"


Автор: Масалова Ольга Тургуновна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБДОУ ДС №4 "Морозко"
Населённый пункт: ХМАО - Югра город. Мегион
Наименование материала: Доклад
Тема: "Физическая культура, здравоохранение и образование"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Физическая сила и ловкость издавна были качествами, привлекавшими внимание человека. Первым идеалом его был богатырь, который при помощи физической силы мог отражать враждебные действия людей и животных, вступать в борьбу даже с силами природы. При таком культе силы естественно стремление каждого человека довести себя до известного совершенства в смысле силы путем физических упражнений. Общество, с благоговением взиравшее на Илью Муромца, Добрыню Никитича, не могло не проникаться желанием подражать таким личностям. Поэтому первоначальные игры и развлечения людей в часы досуга представляют из себя чаще всего физические упражнения, в которых страсть к охоте находится в связи с не только необходимостью добывания пищи и с самозащитой, но очень рано переходит в спорт, развивающий в человеке наиболее уважаемое им качеств - смелость, л о в к о с т ь , ф и з и ч е с к у ю с и л у . Но относясь с уважением к физической силе, нашим предкам были чужды стремления к насилию. Пословица «лежачего не бьют» соблюдалась с незапамятных времен. Недаром другие народы всегда с похвалой отзывались о благодушии славян. Илья Муромец представляется в былинах человеком с открытой душой, незлобивым, избегающим проявления необузданной силы. Физическая сила в форме единоборства применялась часто в столкновениях с врагами и в общественных отношениях. Знаменитый князь Святослав является как бы былинным богатырем со всеми его положительными и отрицательными чертами: он жаждет померяться силой с врагом, ищет всякого случая для этого, забывает даже о делах управления и в то же время никогда не нападает украдкой, врасплох. «Иду на вас!» - посылает он сказать всякому врагу, выступая против него. Летопись сохранила нам рассказы о других богатырских подвигах: известен рассказ о победе Мстислава, князя тмутараканского в поединке с Редедею, предком наших черкесов (1022г.), рассказ о борьбе Яна Усмошевца, разрывающего руками несколько сыромятных кож сразу - с печенегским богатырем (992г.). В общественных отношениях физическая сила применялась при судебной практике: часто прибегали к п о е д и н к у т я ж у щ и х с я к а к « с у д у Б о ж и ю » . Христианство сильно повлияло на судьбу культа физической силы, создав новый тип богатыря- подвижника, ведущего упорную борьбу со своими страстями, подвергающего себя всевозможным лишениям. Со времени распространения христианства физическая сила, как идеал жизни, уступает место духовному самосовершенствованию, но отнюдь не теряет еще своего значения. Языческие игрища, требующие часто проявления физической силы и ловкости, вызывают преследования со стороны церкви. Но охота, как занятие, приносящее большую пользу, езда на лошадях, стрельба из лука и применение холодного оружия - все это должно было остаться и требовало постоянных физических упражнений. До какой степени охота как спорт увлекала людей можно судить по известному «Поучению» Владимира Мономаха. Убеждая детей не бояться смерти ни на войне, ни на охоте и бодро «творить свое мужское дело» он приводит целый ряд эпизодов из своей жизни: «Коней диких вязал я своими руками по 10 и по 20, два тура метали меня вместе с конем на рогах, кабан отхватил меч с бедра, медведь набросился на меня и опрокинул вместе с конем, часто падал я с коня, дважды разбил голову, повредил руки и
ноги, не щадя своей головы, будучи еще юношей». Мономах решительно высказывается за то, что себя беречь не следует, лучше представить это Божию промыслу. Во всех этих речах виден любитель дела, ярый спортсмен, а не т о л ь к о ч е л о в е к , о х о т и в ш и й с я п о н е о б х о д и м о с т и . Отходя постепенно на задний план перед духовными упражнениями, физические сохранились еще в придворных и народных забавах. Бои кулачные и палочные всегда составляли любимое развлечение русских. В Лаврентьевской летописи (1068г.) можно прочесть: «видим бо игрища утолочена и людий много множество на них, яко упихати начнут друг друга, позоры деюще от беса замышленного дела». Духовенство энергично восставало против этой «забавы богомерзской». Хотя нет никаких данных о том, входили ли физические упражнения в программу воспитания в XIII-XVI веках, но обряд «сажания на коня» отрока существовал. Несомненно, что и тогда и позже, до XVII века, детей княжеских и боярских учили конной езде и воинским упражнениям. Не перевелись еще богатыри, вроде Пересвета и Осляби, сложивших свои кости на Куликовом поле (1380г.) Но тип южного князя-героя сменяется типом князя северного, хозяина- скопидома и лишь Дмитрий Донской (1350-1389г.г.) блеснул ярким метеором с р е д и ч и н н о г о р я д а п р е е м н и к о в « К о л и т ы » . С XVII века даже упомянутые упражнения при дворе как будто забываются как тепличные растения и результаты налицо: царь Михаил «скорбел ножками» так, что даже до кареты его носили на руках, царь Алексей Михайлович страдал от тучности и, подобно отцу, умер до 50-летнего возраста, царь Федор Алексеевич почти не вставал с постели, царь Иоанн Алексеевич был «скорбен главою». Относительно смерти одного из сыновей царя Алексея иностранец Рейтенфельд со слов врачей писал: «Воспитание в одиночестве при сидячем образе жизни причиняет в большинстве случаев слабым их телам жесточайшие болезни старшего сына царя (подразумевается царевич Алексей Алексеевич) скоротечно сразил никакой иной злой недуг, как недостаток движения и деятельности при полном одиночестве». Из многочисленных сыновей царя Алексея один только Петр вышел здоровым, да и то потому, что по случайному стечению обстоятельств воспитывался не во дворце, а в селе, на лоне природы. В школах до Петра Великого не интересовались физическими упражнениями. Это происходило главным образом от того, что все школы находились в ведении духовенства, менее всего заинтересованного физическим развитием учащихся. Но в народе забавы не прекращались, в Московскую эпоху русской истории, как и в древности, кулачные бои и бои с медведями с о с т а в л я л и л ю б и м ы е з р е л и щ а . Вот что пишет немецкий дипломат Герберштейн, бывший в Москве в 1517 году: «В праздничные дни молодые люди и мальчики обыкновенно собираются в городе на обширное и известное всем место, чтобы все могли их видеть и слышать. Их сзывают, подавая сигнал свистом. По этому сигналу они немедленно сходятся в рукопашный бой, колотят друг друга кулаками, стараются повалить соперника. Кто дольше остается на месте и мужественней переносит удары, того хвалят перед другими и он считается победителем. Этот род борьбы установлен для того, чтобы юноши привыкали сносить побои и п е р е н о с и т ь т е р п е л и в о в с я к и е у д а р ы » .
Любимым придворным зрелищем были медвежьи бои и нередко находились бойцы, уложившие в единоборстве множество лесных богатырей. Царь Алексей Михайлович особенно любил такие зрелища. Петр Великий, проведший детство на лоне природы, среди разнообразных физических упражнений в форме военных забав и потех со сверстниками, явился на троне первым государем нового времени, высоко ценившим физическое развитие молодежи. Постоянно работая умственно и физически он требовал того же от окружающих. Взгляды его на этот предмет отразились и на новых школах, им открытых. Почти во всех школьных программах того времени встречаются те или иные физические упражнения: танцы, конная езда, фехтование и так далее. Даже в духовных школах, по «Духовному регламенту» полагалось «на всяк день два часа определить на гуляние семинаристом, а гуляние было бы с играми честными и телодвижными летом в саду, а зимою в своей же избе, ибо сие и здравию полезно есть и скуку отгоняет». В одном из появившихся тогда же педагогических сочинений говорится: «Также и телесные экзерцитации (упражнения) в презрение ставить не надлежит, посылать детей в игры таковыя, чтобы там как возможно трудилися, как ради телесной красоты, так для оказания себя в мужестве. Упражняться молодцам надлежит в воинских делах, в б р о с а н и и к о п и й и с т р е л и л о в и т в е » . Заметим, что Петр Великий не любил охоты, считая ее праздной забавой, и на два царствования охота исчезла из обихода придворной жизни. Ее ввели с н о в а т о л ь к о Д о л г о р у к и е п р и П е т р е I I . Педагогические взгляды Екатерины II требовали упражнений юношей как необходимого элемента воспитания. Но прошло еще полвека пока правительство обратило внимание на правильную постановку занятий гимнастикой в школах. Зарубежные специалисты Паули, де-Рон, Бертлинд открывали в Петербурге гимнастические школы, прилагали много усилий, чтобы распространить в обществе здравые взгляды на значение физических упражнений. В 80-х годах пользовался известностью Ухов, преподававший ш в е д с к у ю г и м н а с т и к у в у ч е б н ы х з а в е д е н и я х . В Москве пропагандировал занятия шведской гимнастикой некто Мандолини, в 1870-х годах открылись даже курсы по подготовке учителей гимнастики, но они существовали недолго. Все эти попытки завести обучение гимнастике и пробудить интерес к физическим упражнениям задевали только верхи русского общества и почти не касались народа, который продолжал культивировать физическую силу прежним первобытным способом, устраивая к у л а ч н ы е б о и ч а щ е в с е г о н а л ь д у р е к . В конце XIX века вопрос о физическом развитии молодежи получил правильную постановку. Явились, наконец, энергичные проповедники теории, которая в древности была азбучной истиной: здоровый дух должен обитать в здоровом теле. Первым, сказавшим веское слово в защиту этой теории, был Петр Францевич Лесгафт (1837-1909), работавший в Петербурге. Крупным ее поборником стал Владислав Станиславович Пирусский (1857- 1 9 3 3 ) , п о л в е к а п р о р а б о т а в ш и й в Т о м с к е .


В раздел образования