Напоминание

"Ознакомление дошкольников с природой Белогорья"


Автор: Ерыгина Елена Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад комбинированного вида №9 г. Алексеевка Белгородской области"
Населённый пункт: г. Алексеевка Белгородской области
Наименование материала: статья
Тема: "Ознакомление дошкольников с природой Белогорья"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад ком- бинированного вида №9 г. Алексеевка Белгородской области» Тема: Ознакомление дошкольников с при- родой Белогорья. Воспитатель: Ерыгина Елена Ивановна Алексеевка 2016
«Бедное дитя, если оно выросло, не сорвав полевого цветка, не помявши на воле зеленой травы! Никогда оно не разовьется той полнотой и свежестью, к которой способна душа человеческая». К.Д. Ушинский. Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой и любовью, а живя там постоянно, с гордостью рассказывает он го- стю о красоте и богатстве родного края. В этом выражение глубокой любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце, как самое дорогое. Свою любовь к родным местам, знание того, чем знаменит родной край, какова его природа, каким трудом заняты люди, взрослые передают детям. Любовь к природе - это сложное чувство, которое слагается из эмоцио- нально-положительного отношения, устойчивого интереса к природе и жела- ния трудиться в природе, преобразуя и охраняя её. Выдающиеся педагоги всех времен придавали огромное значение общению детей с природой. В этом они видели средство всестороннего развития. При- рода окружает ребенка с ранних лет. И.Г. Песталоцци отмечал, что это источ- ник, благодаря которому ум поднимается от смутных чувственных восприя- тий к четким понятиям. Он писал: «С самых ранних этапов развития надо ве- сти ребенка во все многообразие окружающей его природы». К.Д. Ушинский считал логику природы самой доступной, наглядной и полезной для ребенка. Многие советские педагоги обращали внимание на необходимость открыть ребенку книгу природы как можно раньше, чтобы каждый день приносил что-то новое, « чтобы каждый шаг был путешествием к истокам - к чудесной красоте природы». (В.А. Сухомлинский). Сухомлинский писал о том, что че- ловек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и об-
лачков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и пережил восхи- щение красотой природы. Таким образом, впечатления о родной природе, полученные в детстве остав- ляют неизгладимый след в душе ребенка, а иногда определяют интересы и симпатии человека на всю жизнь. Одной из основных задачвоспитания дошкольников, стоящих на современ- ном этапе перед воспитателем, по моему мнению, является воспитание у до- школьников любви к Родине, родному краю, чувства гордости за свою Роди- ну. Представление о Родине начинается у детей с картинки, слышимой ребен- ком музыки, окружающей его природы, жизни знакомых улиц. Природа по- стоянно окружает ребенка, очень рано входит в его жизнь. Малыш начинает знакомиться с нею еще до того, как произнесет первые слова, сделает первые самостоятельные шаги, откроет первую книгу. Оно сосредоточенно рассмат- ривает игрушки, изображающие петушка, рыбку, цветок, забавного лягушон- ка. На прогулке внимательно следит, как ветер раскачивает ветки деревьев, провожает взглядом летящую в небе птицу. У ребенка рано появляется стрем- ление к активному познанию природы. Она притягательна для него благодаря своему красочному миру, который дает малышу много ярких впечатлений, вызывает радостные переживания. Ознакомление дошкольников с природой Белогорья - первые шаги в познании родного края, воспитания любви к Родине. Понятие Родины связано с конкретными представлениями о том, что ребенку дорого и близко - с любовью к родителям, своему дому, природе, окружаю- щей его. Год от года оно расширяется, обогащается, совершенствуется. Начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог (воспита- тель), прежде всего, должен сам хорошо знать его, должен продумать, что це- лесообразно показать и о чём рассказать детям, особо выделить то, что харак- терно только для данной местности, данного края, что есть только здесь. Он должен подумать, как, через что можно показать связь родного села со всей
страной. Любой край, область, даже небольшое село неповторимы. В каждом месте своя особенная неповторимая природа, есть особенные, дорогие его жителям тропинки, особенные деревья. При ознакомлении детей с природой своего края я стараюсь обратить внима- ние на особенности местности, его климата, красоту реки, разнообразие рас- тительного и животного мира. Организуя работу с детьми по ознакомлению с родным краем, я определила цели этой работы: - воспитывать эмоционально - положительное отношение к природе, разви- вать умение видеть и понимать ее красоту; - воспитывать интерес и желание больше узнать о природе родного края; - воспитывать бережное отношение к природе, желание трудиться в природе; - учить определять свое отношение к природе, передавать его в рассказах, ри- сунках; - знакомить с лекарственными растениями Белгородской области; - знакомить с «Красной книгой» Белгородской области (растения и живот- ные). Я составила свой план знакомства детей с близким природным окружением: - река; - городской парк; - деревья и кустарники участка; - цветы на клумбах; - труд человека в природе; - звери в лесу; - птицы; - насекомые;
- ягоды и грибы; - луговые и полевые цветы; - огород (овощи и фрукты); - лекарственные растения; - ядовитые растения и животные; - редкие растения из «Красной книги»; - правила поведения в природе. Отдельный этап – знакомство дошкольников с памятниками природы родного города. Это: - Корабельная дубрава. Старовозрастные насаждения дуба черешчатого воз- растом более 100 лет находятся в Городищенском лесничестве. В настоящее время дубрава представляет собой генетический резерват. Дуб черешчатый - долговечное, очень мощное дерево до 50 м. высотой, в сомкнутых насажде- ниях со стройным стволом, высоко очищенным от сучьев, при одиночных по- садках на открытых местах - с коротким стволом и широкой, раскидистой, низкопосаженной кроной. Кора на стволах до 40 лет гладкая, оливково-бурая, позже серовато-бурая, почти черная. Ветви многократно изогнутые или скру- ченные, очень массивные. Растет медленно, наибольшая энергия роста в 5-20 лет. Одна из наиболее долговечных пород, живет до 1500 лет. - Меловая гора (1 км к северу от г. Алексеевка). Выходы карбонатных пород с произрастающей на них кальцефитной степью. Встречаются редкие виды кальцефильных растений Красной книги РФ (лев- кой душистый, дубровник беловойлочный, ивнянка меловая и др.) В пределах города меловые холмы называются Белой и Лысой горой .В окрестностях Алексеевки сильно развита овражно-балочная сеть .Этому способствовала большая относительная высота водораздела над уровнем реки и рыхлый со- став подпочв - лёссы и лёссовидные суглинки .
- Озеро Лебяжье. Это гидрологический заказник, в котором охраняются эко- системы озера. - Участок крымской сосны, памятник природы (г. Алексеевка, ул. Ленина) Культурные насаждения крымской сосны - это памятник природы, располо- женный в центре города. Для работы по ознакомлению дошкольников с природой Белогорья у нас имеется природоведческая литература, фотографии, дидактические пособия, игры экологического содержания. В группе создан уголок природы, который знакомит детей с комнатными растениями, условиями необходимыми для их роста и развития, для наблюдений и труда в природе. На территории детского сада имеется экологическая тропа с описанием природных объектов и рече- вым материалом к ним. Экологическая тропа выполняет познавательную, раз- вивающую, эстетическую и оздоровительную функцию. Экологическая тропа позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. На тропинке можно проводить наблюдения, игры, театрализованные занятия, экскурсии. Очень важно помнить об интегрированном подходе: на тропинке я с детьми наблюдаю, рассматриваю, обсуждаю, анализирую и т. д., но свои впечатления об увиденном они затем выражают в НОД. Экскурсии — особая форма организации работы по экологическому вос- питанию, одна из очень трудоёмких и сложных форм обучения. На экскурси- ях я знакомлю детей с растениями, животными и одновременно с условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе. Благодаря экскурсиям развивается наблюдатель- ность, возникает интерес к природе. Находясь в лесу, на берегу озера, мы с детьми собираем разнообразный природный материал для последующих на- блюдений и работ в группе, в уголке природы. Красота природы, окружаю- щая их, вызывает глубокие переживания, способствует развитию эстетиче- ских чувств.
Прогулки также широко используются для экологического воспитания детей. Я знакомлю детей с изменениями природы по сезонам (продолжитель- ность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). На прогулках я организую игры с природным материалом (песок, вода, снег, ли- стья, плоды). Для таких игр на участке имеем такое оборудование, как ящик с песком, совочки, формочки, печатки. Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Кроме этого используются разнообразные игровые упражнения «Найди по описанию», «Что, где растёт», «Узнай и назови», «Вершки- корешки», «Загадки о животных» на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных (по звукам, следам и т. д.). Дети очень любят играть в игры с игрушками, приводимыми в движение ветром. Через игры дети могут определить силу и направление ветра, его контрастность. Для установления причин явлений, связей и отношений между предмета- ми и явлениями я стараюсь использовать как можно больше опытов. Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. Проводятся опыты чаще всего в старших группах, а в младшей и средней группах используются отдельные поисковые действия. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Уточняются их зна- ния о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, рас- тений, об их изменениях и т. д.) Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мысли- тельную деятельность. Часто в НОД я использую художественную литературу. Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Прежде всего, я использую литературу, рекомендованную программой детского сада. После чтения с детьми провожу беседу, задаю вопросы, вижу в глазах детей сочув - ствие, сопереживание или радость, восторг. Очень приятно, когда дети зада- ют вопросы, где проявляется у них забота и любовь о друзьях наших мень-
ших: «А его кто-нибудь спасёт?», «А они не замёрзнут?», «А почему ему ни- кто не помог?» Очень важно донести до детей смысл произведения. В детском саду проводятся конкурсы детских рисунков «Времена года», «Мир глазами детей», «Как я провёл лето», «Листопад», «Зимушка- зима», «Тает снежок, ожил лужок». Или такие конкурсы: «Лучшая поделка из при- родного материала», «Осенняя фантазия» и т.д. Дети стараются дома при- влечь родителей, бабушек, дедушек, сестёр и братишек в изготовление поде- лок. Детей это очень радует и забавляет. За совместную работу, дети и роди- тели получают благодарность и сюрпризы. Одна из форм экологического воспитания являются праздники и развле- чения. Роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздей- ствии на эмоциональную сферу личности ребенка. Важно в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотво- рений, игр, отгадывание загадок на темы природы, сколько включённость де- тей в переживание событий, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей. По ходу сюжета разыгрываемой детьми сказки, отдельного эпизода я стараюсь вызвать у детей переживание гуманных чувств, сочув- ствия, острого желания помочь героям или решить возникшую проблемную ситуацию. Очень тесно веду работу по экологическому воспитанию с семьёй. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить глав- ную задачу-воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей ис- пользую как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы), так и нетрадиционные (деловые игры, прямой телефон, круглый стол, дискуссии). Эффективной формой работы с родителями является, например, круглый стол «Воспитание доброты к природе». Начать можно с прослушивания маг- нитофонной записи рассказов детей о своих питомцах. Для родителей, дети которых проявляют жестокость к животным, цель беседы - не навреди. Для
родителей, дети которых проявляют равнодушие, цель — заинтересовать. Поэтому для каждой подгруппы родителей целесообразно организовать отдельную беседу. Ещё одна моя форма работы с семьёй — педагогические ширмы, в кото- рых родителям необходимо давать чёткие, конкретные, практические советы по узкой теме. Через ширмы я знакомлю детей и родителей с народными при- метами, но обязательно с заданием: почему так говорят? В дальнейшем планирую продолжать свою работу в следующих направлени- ях: - продолжить знакомить детей с растениями и животными Белогорья, в том числе и с редкими; - продолжать знакомить дошкольников с памятниками природы родного горо- да Алексеевки, а также просто ее природными достопримечательностями. - продолжать обустраивать клумбы для цветов, грядки для овощей и фито- грядки на участке детского сада для выращивания лекарственных растений, характерных для нашего родного края; - расширять словарный запас детей, закреплять имеющиеся знания с помо- щью дидактических игр, чтения художественной литературы; - пополнять свои наработки новыми материалами и новой литературой. В результате проделанной работы я отмечаю, что систематическое проведе- ние экскурсий, прогулок в природу, отбор объектов для наблюдений, посте- пенное усложнение образовательного материала, его повторение дали воз- можность закрепить первоначальные представления детей о природе родного Белогорья, установить причинную связь между явлениями. Дети уже более внимательны, стали бережнее относиться к природе, ко всему живому, заботиться о тех, кто рядом, проявлять сочувствие и оказывать по- мощь. Речь детей стала более гибкой и связной. Последовательнее и интерес- нее стали рассказы детей, расширился их словарный запас, богаче стало их
творческое воображение. В разговорах и рассказах дети чаще стали пользо- ваться правильными и точными названиями цветов, грибов, ягод, животных. У дошкольников сформировался определенный запас знаний о растениях и животных Белгородской области, расшилось представление о труде людей в нашем краю, о профессиях, о значении охраны природы. У детей появилась любознательность и наблюдательность, стал расти интерес к природе, к род- ному краю, родному городу. Очень важно самому воспитателю быть заинтересованным, владеть богат- ством родного языка, постоянно пополнять запас знаний, быть примером для своих воспитанников, чего я и стремлюсь достичь. Надеюсь и в дальнейшем вести детей в мир природы, удивительный и прекрасный, щедро делиться своими знаниями.


В раздел образования