Напоминание

"Влияние степени сформированности тонких движений пальцев рук на уровень развития речи детей дошкольного возраста".


Автор: Абрамова Валентина Михайловна
Должность: воспитатель доу
Учебное заведение: Муняковский детский сад "Росинка"
Населённый пункт: Деревня Ершово
Наименование материала: Статья
Тема: "Влияние степени сформированности тонких движений пальцев рук на уровень развития речи детей дошкольного возраста".
Раздел: дошкольное образование





Назад





Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Муняковский детский сад «Росинка» администрации муниципального

образования –

Старожиловский муниципальный район Рязанской области.

Консультация для воспитателей

«Влияние степени сформированности тонких

движений пальцев рук на уровень развития

речи детей дошкольного возраста».

Подготовила и провела

Абрамова В.М. воспитатель

первой квалификационной категории

Ершово


2016
Учёные доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно влияют на кору головного мозга ребёнка. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребёнка. Даже не услышав ни одного слова от ребёнка, опытный педагог может определить, как у него развита речь. Ничего удивительного в этом нет. Это особенности развития ребёнка. необязательно слышать речь ребёнка. Можно посмотреть на развитие мелкой моторики рук и всё станет ясно. Ещё в прошлом веке знаменитый педагог Мария Монтессори заметила связь между развитием тонких движений и речью ребёнка. После многолетних наблюдений она сделала вывод, что если с речью не всё в порядке, в этом наверняка виновата мелкая моторика рук.. Позже был раскрыт секрет волшебной взаимосвязи мелкой моторики и развития речи. Биологами было установлено, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены близко. И, если мы развиваем мелкую моторику, то тем самым активизируем и соседние зоны мозга, отвечающие за речь. В наше время сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН РФ доказали, что тонкие движения пальцев рук положительно влияют на развитие детской речи. Что же происходит, когда ребёнок занимается, например, пальчиковой гимнастикой? 1. выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи. 2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивает умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышает речевую активность ребёнка. 3. Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять. 4. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. 5. Развивается память ребёнка, так он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений. 6. У малыша развивается воображение и фантазия. Ребёнок может научиться «рассказывать» руками целые истории. 7. В результате освоения движения кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма. Поэтому очень важно развивать мелкую моторику рук. Но важно помнить о том, что даже если речь ребёнка развита хорошо, это не говорит о том, что моторика рук тоже развита хорошо. Как же родителям определить эту грань _
норма или отклонение? Да очень просто. Если ребёнок совсем маленький, попросите его показать один пальчик. Потом два, потом три. Малыш справился с задание? Можно утверждать, что это говорящий ребёнок. Если же пальцы напряжены, сгибаются и разгибаются только вместе или, напротив, вялые и не делают изолированных движений, то это не говорящие дети. Так же если ваш ребёнок в 4 года не может застегнуть пуговицу, в 5 лет из пластилина катает только колбаску и ничего больше не лепит, а в 6 лет пришить пуговицу непосильная задача для него – необходимо срочно бить тревогу. Уровень развития мелкой моторики рук – один из важнейших показателей интеллектуальной готовности к обучению в школе. Не зря известный педагог Сухомлинский писал:»Истоки способностей и дарований детей – на кончиках пальцев». Ведь овладеть письмом ребёнок сможет, если его пальчики хорошо слушаются. Речевые области мозга ребёнка формируются под влиянием импульсов, поступающих от кистей, а точнее, от ладоней и пальцев рук. Ведь на ладонях и пальцах находится огромное количество рецепторов, биологически активных точек, активизирующих деятельность мозга.. Поэтому важно, чтобы движения рук, мелкие движения пальцев были разнообразными и энергичными, чтобы работало как можно больше пальцев и как можно больше пальцев. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов рук, точнее от пальцев. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Как часто приходится слышать от учителей: «Чем больше строк пишет ребёнок, тем хуже становится каллиграфия. Строчек не видит, интервалов между буквами не соблюдает». Если развита мелкая моторика рук, у ребёнка будет красивый почерк, и вообще это поможет избежать многих проблем в обучении в школе. Также это будет способствовать и развитию творческих способностей детей. И кто знает, может это даст ребёнку шанс стать неординарной личностью. Развитый мозг и не развитая рука – вполне закономерное явление при современном образе жизни. Но это не должно ввергать педагогов и родителей в панику : слабую руку дошкольников можно и нужно развивать. Начинать заниматься развитием мелкой моторики рук необходимо с раннего возраста. Что же может развить мелкую моторику рук? Это развитие навыков самообслуживания, конструирование, игры с пальчиками, массаж, детское творчество, игры с мелкими предметами. Задания выполняются в медленном темпе. Сначала одной, затем другой рукой, а в конце двумя руками. Взрослые следят за правильностью постановки кисти руки ребёнка и чёткостью переключения с одного движения на другое. Указания должны быть спокойные, доброжелательные, точные. Во время занятий нужно учитывать индивидуальные особенности ребёнка, его возраст, настроение, желание и возможности. Главное, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции. Итак, если будут
развиваться пальцы рук, будут развиваться речь и мышление ребёнка, отпадут проблемы обучения не только в первом классе, но и в дальнейшем.


В раздел образования