"Влияние степени сформированности тонких движений пальцев рук на уровень развития речи детей дошкольного возраста".
Автор: Абрамова Валентина Михайловна Должность: воспитатель доу Учебное заведение: Муняковский детский сад "Росинка" Населённый пункт: Деревня Ершово Наименование материала: Статья Тема: "Влияние степени сформированности тонких движений пальцев рук на уровень развития речи детей дошкольного возраста". Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Муняковский детский сад «Росинка» администрации муниципального
образования –
Старожиловский муниципальный район Рязанской области.
Консультация для воспитателей
«Влияние степени сформированности тонких
движений пальцев рук на уровень развития
речи детей дошкольного возраста».
Подготовила и провела
Абрамова В.М. воспитатель
первой квалификационной категории
Ершово
2016
Учёные доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на
формирование «речевых» зон и положительно влияют на кору головного
мозга
ребёнка.
Разнообразные
действия
руками,
пальчиковые
игры
стимулируют процесс речевого и умственного развития ребёнка.
Даже не услышав ни одного слова от ребёнка, опытный педагог может
определить, как у него развита речь. Ничего удивительного в этом нет. Это
особенности развития ребёнка. необязательно слышать речь ребёнка. Можно
посмотреть на развитие мелкой моторики рук и всё станет ясно.
Ещё в прошлом веке знаменитый педагог Мария Монтессори заметила связь
между развитием тонких движений и речью ребёнка. После многолетних
наблюдений она сделала вывод, что если с речью не всё в порядке, в этом
наверняка
виновата
мелкая
моторика
рук..
Позже
был
раскрыт
секрет
волшебной взаимосвязи мелкой моторики и развития речи. Биологами было
установлено, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и
движение пальцев рук, расположены близко. И, если мы развиваем мелкую
моторику, то тем самым активизируем и соседние зоны мозга, отвечающие за
речь.
В наше время сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН
РФ доказали, что тонкие движения пальцев рук положительно влияют на
развитие детской речи.
Что же происходит, когда ребёнок занимается, например, пальчиковой
гимнастикой?
1. выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно
приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому
усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге,
стимулирует развитие речи.
2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивает
умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи,
повышает речевую активность ребёнка.
3.
Малыш
учится
концентрировать
своё
внимание
и
правильно
его
распределять.
4. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими
стихотворными
строчками,
то
его
речь
станет
более
чёткой,
ритмичной,
яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.
5.
Развивается
память
ребёнка,
так
он
учится
запоминать
определённые
положения рук и последовательность движений.
6. У малыша развивается воображение и фантазия. Ребёнок может научиться
«рассказывать» руками целые истории.
7. В результате освоения движения кисти рук и пальцы приобретут силу,
хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение
навыком письма.
Поэтому очень важно развивать мелкую моторику рук. Но важно помнить о
том, что даже если речь ребёнка развита хорошо, это не говорит о том, что
моторика рук тоже развита хорошо. Как же родителям определить эту грань _
норма или отклонение? Да очень просто. Если ребёнок совсем маленький,
попросите
его
показать
один
пальчик.
Потом
два,
потом
три.
Малыш
справился с задание? Можно утверждать, что это говорящий ребёнок. Если
же
пальцы
напряжены,
сгибаются
и
разгибаются
только
вместе
или,
напротив, вялые и не делают изолированных движений, то это не говорящие
дети. Так же если ваш ребёнок в 4 года не может застегнуть пуговицу, в 5 лет
из пластилина катает только колбаску и ничего больше не лепит, а в 6 лет
пришить пуговицу непосильная задача для него – необходимо срочно бить
тревогу.
Уровень развития мелкой моторики рук – один из важнейших показателей
интеллектуальной готовности к обучению в школе. Не зря известный педагог
Сухомлинский писал:»Истоки способностей и дарований детей – на кончиках
пальцев». Ведь овладеть письмом ребёнок сможет, если его пальчики хорошо
слушаются.
Речевые
области
мозга
ребёнка
формируются
под
влиянием
импульсов, поступающих от кистей, а точнее, от ладоней и пальцев
рук.
Ведь
на
ладонях
и
пальцах
находится
огромное
количество
рецепторов,
биологически
активных
точек,
активизирующих
деятельность
мозга..
Поэтому
важно,
чтобы
движения
рук,
мелкие
движения
пальцев
были
разнообразными и энергичными, чтобы работало как можно больше пальцев
и
как
можно
больше
пальцев.
Речь
совершенствуется
под
влиянием
кинетических импульсов рук, точнее от пальцев. Обычно ребёнок, имеющий
высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у
него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Как часто приходится слышать от учителей: «Чем больше строк пишет
ребёнок, тем хуже становится каллиграфия. Строчек не видит, интервалов
между буквами не соблюдает».
Если развита мелкая моторика рук, у ребёнка будет красивый почерк, и
вообще это поможет избежать многих проблем в обучении в школе. Также это
будет способствовать и развитию творческих способностей детей. И кто
знает, может это даст ребёнку шанс стать неординарной личностью.
Развитый мозг и не развитая рука – вполне закономерное явление при
современном образе жизни. Но это не должно ввергать педагогов и родителей
в панику : слабую руку дошкольников можно и нужно развивать.
Начинать заниматься развитием мелкой моторики рук необходимо с раннего
возраста. Что же может развить мелкую моторику рук? Это развитие навыков
самообслуживания, конструирование, игры с пальчиками, массаж, детское
творчество, игры с мелкими предметами.
Задания выполняются в медленном темпе. Сначала одной, затем другой
рукой,
а
в
конце
двумя
руками.
Взрослые
следят
за
правильностью
постановки
кисти
руки
ребёнка
и
чёткостью
переключения
с
одного
движения на другое. Указания должны быть спокойные, доброжелательные,
точные. Во время занятий нужно учитывать индивидуальные особенности
ребёнка, его возраст, настроение, желание и возможности. Главное, чтобы
занятия приносили детям только положительные эмоции. Итак, если будут
развиваться пальцы рук, будут развиваться речь и мышление ребёнка, отпадут
проблемы обучения не только в первом классе, но и в дальнейшем.