Напоминание

Проект "Формирование нравственной культуры дошкольников"


Автор: Кладова Ольга Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №67"
Населённый пункт: Пермский край,город Березники
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Проект "Формирование нравственной культуры дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Проект
«
Формирование нравственной культуры дошкольников»
Автор: Кладова Ольга Александровна, воспитатель высшей квалификационной категории МАДОУ «Детский сад № «67» г. Березники, Пермский край
Цели и задачи проекта

Цель:
Поднять значимость педагогов дошкольного учреждения и семьи в формировании нравствен - ного воспитания детей дошкольного возраста и их личную ответственность при подготовке детей к школе.
Задачи:

-
Создание единого семейно - педагогического микроклимата в формировании нравственной культу- ры детей дошкольного возраста - Определение механизмов и этапов, путей в формирования нравственной культуры дошкольника - Формирование нравственных представлений дошкольников, как основы развития их нравствен- ных чувств, сознания, культуры их поведения и выражения. - Воспитание опыта нравственного поведения, мотивов, социально ценного поведения, единство нравственного сознания, чувств и поступков
Механизм реализации проекта

Первый этап проекта. «Развитие эмоциональной сферы дошкольника»

Цель.
Определение механизма в проведении 1 этапа проекта в целях в формировании эмоцио- нальной сферы ребенка.
Предполагаемые способы решения задач



Наименование.

Содержание.

Срок.

1.
Создание методического обеспече- ния для реализации 1 эта- па проекта Разработка картотеки: дидактических игр, упражнений, наглядного материала, разработка конспектов занятий, составление тематического пла- на, игр в совместной деятельности сентябрь
2.
Диагностика (стартовое изучение эмо- ционального состояния де- тей
)
Заполнение индивидуальных карт развития эмоцио- нальной сферы ребенка сентябрь
3.
2.Знакомство с пиктограммами «Почтальон принес письмо». Каждый ребенок получа- ет конверт с пиктограммой. Старается изобразить ее сам, и объяснить какое чувство он показал. 2. Д/и «Напиши письмо сказочному герою». Дети вы- сказывают положительное или отрицательное отноше- ние к сказочному герою, опираясь на мимику и харак- тер. октябрь
4.
Проведение словесных и дидактических игр «Эмо- ции в природе», «Все ра- боты хороши», «Сказоч- ные эмоции» «Сюрприз», «Королевство к р и в ы х зеркал» 1. «Облака». Воспитатель читает стихотворение, а дети изображают облака в соответствии с текстом. 2. «Березки». Дети изображают деревья в разное время года, следуя словам воспитателя. 3. «Снежинки». Дети рассказывают, что чувствует его снежинка, глядя на схематично изображенную эмоцию в центре снежинки. 4. «Маски». На водящего надевают маску животного (он не знает кого). Кто-то из детей изображает это жи- вотное, водящий должен угадать. ноябрь
5. «Снеговик». Дети изображают снеговиков, по ко- манде «Наступила весна», снеговики «тают» (расслаб- ляются). «Мыльные пузыри». Воспитатель или ребёнок имитирует надувание мыльных пузырей, а остальные изображают полёт этих пузырей. 6.«Оживи камешки». На берегу «реки» лежат «камеш- ки» (силуэты животных). Воспитатель может их ожи- вить, если дети точно покажут движениями, кого сим- волизирует выбранный ими «камушек»и отгадают это животное. 7. «Мыльные пузыри». Воспитатель или ребёнок ими- тирует надувание мыльных пузырей, а остальные изображают полёт этих пузырей.
5
Развлечение для родителей с детьми «Страна сказочных эмо- ций» Рассказ воспитателя о путешествии по стране Сказок. На пути будут встречаться сказочные домики, в кото- рых живут герои сказок. Герои будут выходить к де- тям, если они правильно угадают эмоцию, изображён- ную на двери домика. 1 Домик «Страх». Сказка «За- юшкина избушка». С участием родителей разыграть сценку, когда лиса выгоняет зайца. ноябрь
6
« С о л н е ч н ы й к р у г » Проблемная группа для педагогов 1.Обсуждение проблем проявления негативных эмо- ций у детей. Совместное проигрывание психологиче- ских игр и упражнений для принятия ребенком норм бесконфликтного общения. ноябрь.
7.
«Что мы знаем об эмоци- ях детей» Педагогический ринг 1.Закрепление знаний воспитателей о проявлении эмоций, чувств детей в разных жизненных ситуациях. 2. Подведение итогов 1 этапа проекта ноябрь
Второй этап проекта «Знакомство с моральными чертами характера».

Цель:
Определение механизма в проведении 2 этапа проекта в целях знакомства до школьников с моральными чертами характера. № наименование содержание Срок. 1 Проведение дидактических и словесных игр на прояв- ление навыков вежливо- сти, хорошего тона, внимания, сочувствия к сверстникам 1. Игра «Цветик - семицветик». Предложить макет цветика - семицветика с отрывными ле - пестками (сзади написаны положительные черты характера человека). Поочерёдно отрываем ле- пестки, знакомимся с чертами характера человека и сопоставляем их к героям знакомых сказок (До- брая-Золушка, трудолюбивая - падчерица, смелый - поросёнок Наф-Наф и т.д.). 2. Словесная игра «Назови наоборот». Дети берут любой лепесток, воспитатель называет положительную черту характера, а ребёнок называ- ет отрицательную - противоположную. 3.«Раскрась героя сказки». Предложить раскраски с героями сказок, раскрасить положительных героев - в светлые цвета, отрицательных - в тёмные. декабрь 2. Игры на проявления бла- городства 1. Музыкально-хороводная игра «Добрый жук». 2. Чтение стихов детьми о разных чертах характера. декабрь 2
3. Словесная игра «Каким я вырасту человеком?» 4. Конкурс детских рисунков «Мой любимый ска- зочный герой». 3. Беседа об отрицательных чертах характера . Чтение сказки «Айога» (высокомерие), Л.Н.Тол- стого «Лгун» (о лживости), «Бабушка Вьюга» (о ле- нивости). 2. Беседа о прочитанном. Вывод: самому не красиво быть высокомерным, лживым и ленивым. Люди ча- сто не общаются с такими людьми. 3. Словесная игра «Сказка на новый лад». Детям предлагается исправить героев, закончить сказку по-другому. январь 4. С о з д а н и е в м е с т е с детьми макета «Коробочка добрых дел» 1. Совместное изготовление с детьми «Коробочки добрых дел» на каждого ребёнка, укра- шение её цветной бумагой. 2. Объяснить цель и порядок использования коро- бочки. В течение недели за каждое хорошее дело, будут даваться фишки, которые ребёнок будет скла- дывать в свою коробочку, например: добросо- вестное дежурство, забота о товарище, проявление вежливости, трудолюбия и т.д. 3. В конце недели подвести итог, подсчитать фишки, выявить победителя. январь. 5. Конкурс «Герои нашей группы» 1. Предварительная работа: Изготовить медали для каждого ребёнка в группе, стараясь выделить у каждого положительную черту. 2. Кот Леопольд приходит в группу с медалями и предлагает подружиться с ним, так как он знает, что в этой группе очень дружные, смелые, трудолюби- вые, честные ребята. 3. Награждает каждого ребёнка за ту черту харак- тера, которой он обладает или ко гд а - т о проявил(приводит конкретные примеры). 4. Парад всех награждённых и хоровое исполнение песни «Если с другом вышел в путь». январь 6. Интегрированное занятие «Горы героев» 1. Изготовление карты страны «Совята». 2. Предложить придумать названия городам, рекам, морям, горам и назвать их именами лучших детей в группе (гора доброты-«Данилов камень», река дружбы-«Машутка», город мастеров-«Александр и т.д.) 3. Путешествие по карте. Поместить карту в роди- тельский уголок, предложив придумать оставшиеся названия. февраль. 7. КВН с родителями и с детьми «Что такое хорошо, что такое плохо» 1. Представление команд и жюри. Приветствие команд. 2. Конкурсы: «Скажем наоборот», «Помоги разобраться» (педситуации), «Конкурс чтецов», «Угадай сказочного героя», «Закончи пословицу», Нарисуй доброго или злого героя», «Цветик семи- цветик» (на лучшее пожелание). 3. Жюри оценивает конкурсы, оглашает результат. Вручение призов. февраль 8. Вечер встречи 1. Пригласить всех бабушек и внуков в зал. февраль 3
«Бабушкин сундучок» 2. Заходит «Бабушка-Загадушка» в зал, здоровается и обращает внимание на необычный сундучок, в ко- тором хранятся пословицы и поговорки, предлагает открыть и поиграть. 3. Игра с бабушками «Закончи пословицу». 4. Игра с детьми «Кто больше назовёт пословиц?» 5. Конкурс для бабушек «Собери рассыпанную по- словицу». 6. «Полянка новых пословиц» «Бабушка-Загадуш- ка» предлагает посетить «полянку», где их встреча- ет Лесовичок и знакомит с новыми пословицами. 9. Консультация для воспи- тателей «Месяц добрых сказок» 1. Сообщение «Роль русских народных сказок в нравственном развитии ребёнка». Анкетирование воспитателей «Что и как вы читаете детям?». 3. Выставка «Книжки в подарок малышам». февраль 10. Круглый стол для педаго- гов «Поговорим по ду- шам» .1.Выступление на тему «Социально-нравственное развитие детей». 2. Решение педситуаций: ребёнок-ребёнок, ребёнок- воспитатель, ребёнок-родитель, воспитатель-роди- тель. февраль.
Третий этап проекта «Развитие коммуникативных способностей ребёнка»

Цель:
Определение механизма в проведении 3 этапа проекта в целях развития у дошкольников ком- муникативных способностей.
Предполагаемые способы решения задач.
Наименование Практическая часть срок 1. Комплексное занятие «Что такое хо- рошо и что такое пло- хо» 1. Чтение В.Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо». Обсуждение поступков детей. 2. Дид./игра «Так и нее так» Дети по карточке определяют поступок ребёнка и подбирают противоположный. 3. Игра «Вежливые отгадки ». Дети стоят в кругу, после четверостишья один из них говорит комплимент водящему с завязанными глазами, тот отгадывает, кто это произнёс. март 2. Игра-занятие «Вредные советы» 1. Знакомство с писателем Г. Остером и его книга- ми. 2. Рассматривание иллюстраций «Вредные советы». 3. Выборочное чтение стихов с обсуждением услы- шанного. 4. Заучивание наиболее понравившегося стиха. март 3. Конструирование Изго- товление подарков папам и ма- мам 1. Рассказ воспитателя о праздниках: День защит- ника Отечества и 8 Марта. 2. Изготовление подарков папам и мамам (по жела- нию дедушкам и бабушкам). 3. Словесная игра «Лучшее поздравление и пожела- ние. 4. Обыгрывание этюда «Поздравляю с праздником». февраль март 4. Этическая беседа Вве- 1. Приходят 2 игрушки «Би-Ба-Бо» Миша и Денис. апрель 4
дение правил в группе Приносят два рисунка, но не знают, хорошие или плохие поступки совершают на них дети. Ребята объясняют. 2.. Игра «Хороший поступок». Поочерёдно рассматриваются картинки с разными игровыми и жизненными ситуациями, дети дают оценку и вводят новое правило (Будь добрым, поде- лись с друзьями, Вместе всегда веселее, Помни о благодарности, говори волшебные слова и т.д.). 3. Итог: Старайтесь запомнить эти правила и вы- полнять в жизни! 5. Игра-занятие «Будь воспитан и веж- лив всегда и везде» 1. Чтение книги «Мчит по рельсам электричка». 2. Чтение стихов детьми «Театральная трагедия», «Почему в музей не ходят кенгуру?». Беседа по услышаному. 2.Обыгрывание этюдов: «У постели больного», «У вас гости», «Вы в го- стях», «В больнице», «В парикмахерской», «В му- зее», «В театре». 3. Словесная игра «Добрые слова». апрель 6. Речевой этикет Игры: 1. «Речевой этикет». Обыграть различные варианты комплиментов: одо- брение внешности, личности, деловых качеств. Учить развёртывать эти фразы. 2. «Разноцветный букет». Каждый ребёнок представляет себя цветком и рассказывает о себе, находит другой «цветок» для создания букета, объясняя свой выбор. Объединя- емся в букет дружбы. 3. «Назови себя». 5. «Волшебники». Детям предлагается вообразить, что они волшебни- ки и могут исполнить желания своих близких лю- дей. май 7. Вечерний факультатив для родителей и детей «А вот когда мы были ма- ленькими…» 1.Выставка «Моя любимая игрушка». (представлены игрушки родителей, когда они были маленькими) 2.Совместное проигрывание игр, в которые играли родители в детстве. Обучение правилам этих игр. 3.Фотовыставка «А вот когда мы были маленьки- ми…» (представлены фотографии родителей в дет- стве). 4.Чаепитие с выпечкой, сделанной руками роди- телей дома. март 8. Показ спектакля родителям «Вежливое слово». 1.Предварительная работа: Чтение текста, распределение ролей, заучивание слов, работа над выразительностью. Изготовление декораций и шапочек для зверей. 2.Показ спектакля. 3.Предложить родителям поместить в книгу отзы- вов свои впечатления и пожелания по работе с детьми. май 5
9. Деловая игра для воспитателей «Ре- чевой этикет». 1.Сообщение на тему «Психологические игры и упражнения для принятия ребёнком норм бескон- фликтного общения». 2.Игры для развития речевого этикета: . май 10. Психолого-педагогиче- ский тренинг для воспитателей «Роль педагога в бес- конфликтном общении детей в группе» 1. Сообщение на тему «Роль педагога в бескон- фликтном общении в группе». 2. Предложение педагогам разнообразных ситуаций из жизни детей в группе. Необходимо оценить их поведение, выбрать себе ту или иную роль, отрабо- тать методы активизации детей в той или иной дея- тельности, передачи им положительного опыта. 3. Разыгрывание детских ситуаций между воспита- телями («В группе новенькая», «Одинокий ребёнок», «Решение конфликтов», «Выбор темы игры», «Распределение ролей», «Выбор сюжета»). апрель 6


В раздел образования