Проект "Формирование нравственной культуры дошкольников"
Автор: Кладова Ольга Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №67" Населённый пункт: Пермский край,город Березники Наименование материала: методическая разработка Тема: Проект "Формирование нравственной культуры дошкольников" Раздел: дошкольное образование
Проект « Формирование нравственной культуры дошкольников»
Автор: Кладова Ольга Александровна,
воспитатель высшей квалификационной категории
МАДОУ «Детский сад № «67»
г. Березники, Пермский край
Цели и задачи проекта
Цель: Поднять значимость педагогов дошкольного учреждения и семьи в формировании нравствен -
ного воспитания детей дошкольного возраста и их личную ответственность при подготовке детей к
школе.
Задачи:
- Создание единого семейно - педагогического микроклимата в формировании нравственной культу-
ры детей дошкольного возраста
- Определение механизмов и этапов, путей в формирования нравственной культуры дошкольника
- Формирование нравственных представлений дошкольников, как основы развития их нравствен-
ных чувств, сознания, культуры их поведения и выражения.
- Воспитание опыта нравственного поведения, мотивов, социально ценного поведения, единство
нравственного сознания, чувств и поступков
Механизм реализации проекта
Первый этап проекта. «Развитие эмоциональной сферы дошкольника»
Цель. Определение механизма в проведении 1 этапа проекта в целях в формировании эмоцио-
нальной сферы ребенка.
Предполагаемые способы решения задач
№
Наименование.
Содержание.
Срок.
1.
Создание
методического обеспече-
ния для реализации 1 эта-
па проекта
Разработка картотеки: дидактических игр,
упражнений, наглядного материала, разработка
конспектов занятий, составление тематического пла-
на, игр в совместной деятельности
сентябрь
2.
Диагностика
(стартовое изучение эмо-
ционального состояния де-
тей )
Заполнение индивидуальных карт развития эмоцио-
нальной сферы ребенка
сентябрь
3.
2.Знакомство
с пиктограммами
«Почтальон принес письмо». Каждый ребенок получа-
ет конверт с пиктограммой. Старается изобразить ее
сам, и объяснить какое чувство он показал.
2. Д/и «Напиши письмо сказочному герою». Дети вы-
сказывают положительное или отрицательное отноше-
ние к сказочному герою, опираясь на мимику и харак-
тер.
октябрь
4.
Проведение
словесных и
дидактических игр «Эмо-
ции в природе», «Все ра-
боты
хороши»,
«Сказоч-
ные эмоции» «Сюрприз»,
«Королевство
к р и в ы х
зеркал»
1.
«Облака».
Воспитатель
читает
стихотворение,
а
дети изображают облака в соответствии с текстом.
2. «Березки». Дети изображают деревья в разное время
года, следуя словам воспитателя.
3. «Снежинки». Дети рассказывают, что чувствует его
снежинка, глядя на схематично изображенную эмоцию
в центре снежинки.
4. «Маски». На водящего надевают маску животного
(он не знает кого). Кто-то из детей изображает это жи-
вотное, водящий должен угадать.
ноябрь
5. «Снеговик». Дети изображают снеговиков, по ко-
манде «Наступила весна», снеговики «тают» (расслаб-
ляются).
«Мыльные
пузыри».
Воспитатель
или
ребёнок
имитирует
надувание
мыльных
пузырей,
а
остальные изображают полёт этих пузырей.
6.«Оживи камешки». На берегу «реки» лежат «камеш-
ки» (силуэты животных). Воспитатель может их ожи-
вить, если дети точно покажут движениями, кого сим-
волизирует выбранный ими «камушек»и отгадают это
животное.
7. «Мыльные пузыри». Воспитатель или ребёнок ими-
тирует
надувание
мыльных
пузырей,
а
остальные
изображают полёт этих пузырей.
5
Развлечение для
родителей с детьми
«Страна
сказочных
эмо-
ций»
Рассказ воспитателя о путешествии по стране Сказок.
На пути будут встречаться сказочные домики, в кото-
рых живут герои сказок. Герои будут выходить к де-
тям, если они правильно угадают эмоцию, изображён-
ную на двери домика. 1 Домик «Страх». Сказка «За-
юшкина избушка». С участием родителей разыграть
сценку, когда лиса выгоняет зайца.
ноябрь
6
« С о л н е ч н ы й
к р у г »
Проблемная
группа
для
педагогов
1.Обсуждение проблем проявления негативных эмо-
ций у детей. Совместное проигрывание психологиче-
ских игр и упражнений для принятия ребенком норм
бесконфликтного общения.
ноябрь.
7.
«Что мы знаем об эмоци-
ях детей»
Педагогический ринг
1.Закрепление
знаний
воспитателей
о
проявлении
эмоций, чувств детей в разных жизненных ситуациях.
2. Подведение итогов 1 этапа проекта
ноябрь
Второй этап проекта «Знакомство с моральными чертами характера».
Цель: Определение механизма в проведении 2 этапа проекта в целях знакомства до школьников с
моральными чертами характера.
№
наименование
содержание
Срок.
1
Проведение
дидактических и
словесных игр на прояв-
ление навыков вежливо-
сти,
хорошего тона,
внимания, сочувствия к
сверстникам
1.
Игра
«Цветик
-
семицветик».
Предложить
макет
цветика
-
семицветика
с
отрывными
ле -
пестками (сзади написаны положительные черты
характера
человека).
Поочерёдно
отрываем
ле-
пестки, знакомимся с чертами характера человека
и сопоставляем их к героям знакомых сказок (До-
брая-Золушка, трудолюбивая - падчерица, смелый
- поросёнок Наф-Наф и т.д.).
2.
Словесная игра «Назови наоборот».
Дети берут любой лепесток, воспитатель называет
положительную черту характера, а ребёнок называ-
ет отрицательную - противоположную.
3.«Раскрась героя сказки». Предложить раскраски с
героями сказок, раскрасить положительных героев -
в светлые цвета, отрицательных - в тёмные.
декабрь
2.
Игры на проявления бла-
городства
1. Музыкально-хороводная игра «Добрый жук».
2. Чтение стихов детьми о разных чертах характера.
декабрь
2
3. Словесная игра «Каким я вырасту человеком?»
4. Конкурс детских рисунков «Мой любимый ска-
зочный герой».
3.
Беседа
об отрицательных чертах
характера
. Чтение сказки «Айога» (высокомерие), Л.Н.Тол-
стого «Лгун» (о лживости), «Бабушка Вьюга» (о ле-
нивости).
2. Беседа о прочитанном. Вывод: самому не красиво
быть высокомерным, лживым и ленивым. Люди ча-
сто не общаются с такими людьми.
3. Словесная игра «Сказка на новый лад».
Детям
предлагается
исправить
героев,
закончить
сказку по-другому.
январь
4.
С о з д а н и е
в м е с т е
с
детьми макета
«Коробочка добрых дел»
1. Совместное изготовление с детьми
«Коробочки добрых дел» на каждого ребёнка, укра-
шение её цветной бумагой.
2. Объяснить цель и порядок использования коро-
бочки. В течение недели за каждое хорошее дело,
будут даваться фишки, которые ребёнок будет скла-
дывать
в
свою
коробочку,
например:
добросо-
вестное дежурство, забота о товарище, проявление
вежливости, трудолюбия и т.д.
3. В конце недели подвести итог,
подсчитать фишки, выявить победителя.
январь.
5.
Конкурс
«Герои нашей
группы»
1. Предварительная работа: Изготовить медали для
каждого
ребёнка
в
группе,
стараясь
выделить
у
каждого положительную черту.
2. Кот Леопольд приходит в группу с медалями и
предлагает подружиться с ним, так как он знает, что
в этой группе очень дружные, смелые, трудолюби-
вые, честные ребята.
3. Награждает каждого ребёнка за ту черту харак-
тера,
которой
он
обладает
или
ко гд а - т о
проявил(приводит конкретные примеры).
4. Парад всех награждённых и хоровое исполнение
песни «Если с другом вышел в путь».
январь
6.
Интегрированное
занятие
«Горы героев»
1. Изготовление карты страны «Совята».
2. Предложить придумать названия городам, рекам,
морям, горам и назвать их именами лучших детей в
группе
(гора
доброты-«Данилов
камень»,
река
дружбы-«Машутка», город мастеров-«Александр и
т.д.)
3. Путешествие по карте. Поместить карту в роди-
тельский уголок, предложив придумать оставшиеся
названия.
февраль.
7.
КВН
с
родителями
и
с
детьми
«Что
такое
хорошо,
что
такое плохо»
1. Представление команд и жюри.
Приветствие команд.
2.
Конкурсы:
«Скажем
наоборот»,
«Помоги
разобраться»
(педситуации),
«Конкурс
чтецов»,
«Угадай сказочного героя», «Закончи пословицу»,
Нарисуй доброго или злого героя», «Цветик семи-
цветик» (на лучшее пожелание).
3. Жюри оценивает конкурсы, оглашает результат.
Вручение призов.
февраль
8.
Вечер встречи
1. Пригласить всех бабушек и внуков в зал.
февраль
3
«Бабушкин сундучок»
2. Заходит «Бабушка-Загадушка» в зал, здоровается
и обращает внимание на необычный сундучок, в ко-
тором хранятся пословицы и поговорки, предлагает
открыть и поиграть.
3. Игра с бабушками «Закончи пословицу».
4. Игра с детьми «Кто больше назовёт пословиц?»
5. Конкурс для бабушек «Собери рассыпанную по-
словицу».
6. «Полянка новых пословиц» «Бабушка-Загадуш-
ка» предлагает посетить «полянку», где их встреча-
ет Лесовичок и знакомит с новыми пословицами.
9.
Консультация для воспи-
тателей
«Месяц добрых
сказок»
1. Сообщение «Роль русских народных сказок в
нравственном развитии ребёнка».
Анкетирование воспитателей «Что и как вы читаете
детям?».
3. Выставка «Книжки в подарок малышам».
февраль
10.
Круглый стол для педаго-
гов
«Поговорим
по
ду-
шам»
.1.Выступление на тему «Социально-нравственное
развитие детей».
2. Решение педситуаций: ребёнок-ребёнок, ребёнок-
воспитатель, ребёнок-родитель, воспитатель-роди-
тель.
февраль.
Третий этап проекта «Развитие коммуникативных способностей ребёнка»
Цель: Определение механизма в проведении 3 этапа проекта в целях развития у дошкольников ком-
муникативных способностей.
Предполагаемые способы решения задач.
Наименование
Практическая часть
срок
1.
Комплексное
занятие «Что такое хо-
рошо и что такое пло-
хо»
1. Чтение В.Маяковского «Что такое хорошо и что
такое плохо». Обсуждение поступков детей.
2. Дид./игра «Так и нее так»
Дети по карточке определяют поступок ребёнка и
подбирают противоположный.
3. Игра «Вежливые отгадки ».
Дети стоят в кругу, после четверостишья один из
них говорит комплимент водящему с завязанными
глазами, тот отгадывает, кто это произнёс.
март
2.
Игра-занятие «Вредные
советы»
1. Знакомство с писателем Г. Остером и его книга-
ми.
2. Рассматривание иллюстраций «Вредные советы».
3. Выборочное чтение стихов с обсуждением услы-
шанного.
4. Заучивание наиболее понравившегося стиха.
март
3.
Конструирование Изго-
товление
подарков
папам
и
ма-
мам
1. Рассказ воспитателя о праздниках: День защит-
ника Отечества и 8 Марта.
2. Изготовление подарков папам и мамам (по жела-
нию дедушкам и бабушкам).
3. Словесная игра «Лучшее поздравление и пожела-
ние.
4. Обыгрывание этюда «Поздравляю с праздником».
февраль
март
4.
Этическая
беседа
Вве-
1. Приходят 2 игрушки «Би-Ба-Бо» Миша и Денис.
апрель
4
дение правил в группе
Приносят два рисунка, но не знают, хорошие или
плохие поступки совершают на них дети. Ребята
объясняют.
2.. Игра «Хороший поступок».
Поочерёдно рассматриваются картинки с разными
игровыми и жизненными ситуациями, дети дают
оценку и вводят новое правило (Будь добрым, поде-
лись с друзьями, Вместе всегда веселее, Помни о
благодарности, говори волшебные слова и т.д.).
3. Итог: Старайтесь запомнить эти правила и вы-
полнять в жизни!
5.
Игра-занятие
«Будь воспитан и веж-
лив всегда и везде»
1. Чтение книги «Мчит по рельсам электричка».
2. Чтение стихов детьми «Театральная трагедия»,
«Почему в музей не ходят кенгуру?».
Беседа по услышаному.
2.Обыгрывание этюдов:
«У постели больного», «У вас гости», «Вы в го-
стях», «В больнице», «В парикмахерской», «В му-
зее», «В театре».
3. Словесная игра «Добрые слова».
апрель
6.
Речевой этикет
Игры:
1. «Речевой этикет».
Обыграть различные варианты комплиментов: одо-
брение
внешности,
личности,
деловых
качеств.
Учить развёртывать эти фразы.
2. «Разноцветный букет».
Каждый
ребёнок
представляет
себя
цветком
и
рассказывает о себе, находит другой «цветок» для
создания букета, объясняя свой выбор. Объединя-
емся в букет дружбы.
3. «Назови себя».
5. «Волшебники».
Детям предлагается вообразить, что они волшебни-
ки и могут исполнить желания своих близких лю-
дей.
май
7.
Вечерний
факультатив для
родителей
и
детей
«А
вот когда мы были ма-
ленькими…»
1.Выставка «Моя любимая игрушка».
(представлены игрушки родителей, когда они были
маленькими)
2.Совместное проигрывание игр, в которые играли
родители в детстве. Обучение правилам этих игр.
3.Фотовыставка «А вот когда мы были маленьки-
ми…» (представлены фотографии родителей в дет-
стве).
4.Чаепитие
с
выпечкой,
сделанной
руками
роди-
телей дома.
март
8.
Показ спектакля
родителям
«Вежливое слово».
1.Предварительная работа:
Чтение
текста,
распределение
ролей,
заучивание
слов, работа над выразительностью.
Изготовление декораций и шапочек для зверей.
2.Показ спектакля.
3.Предложить родителям поместить в книгу отзы-
вов
свои
впечатления
и
пожелания
по
работе
с
детьми.
май
5
9.
Деловая игра
для
воспитателей
«Ре-
чевой этикет».
1.Сообщение
на
тему
«Психологические
игры
и
упражнения для принятия ребёнком норм бескон-
фликтного общения».
2.Игры для развития речевого этикета:
.
май
10.
Психолого-педагогиче-
ский тренинг
для воспитателей
«Роль педагога в бес-
конфликтном
общении
детей в группе»
1. Сообщение на тему «Роль педагога в бескон-
фликтном общении в группе».
2. Предложение педагогам разнообразных ситуаций
из жизни детей в группе. Необходимо оценить их
поведение, выбрать себе ту или иную роль, отрабо-
тать методы активизации детей в той или иной дея-
тельности, передачи им положительного опыта.
3. Разыгрывание детских ситуаций между воспита-
телями
(«В
группе
новенькая»,
«Одинокий
ребёнок»,
«Решение
конфликтов»,
«Выбор
темы
игры», «Распределение ролей», «Выбор сюжета»).
апрель
6