Развитие познавательной-исследовательской деятельности детей раннего возраста средствами развития предметно пространственной среды.
Автор: Сморгович Олеся Альбертовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ д/с "Мастерок" Населённый пункт: Абакан Наименование материала: Статья Тема: Развитие познавательной-исследовательской деятельности детей раннего возраста средствами развития предметно пространственной среды. Раздел: дошкольное образование
Развитие познавательной-исследовательской деятельности детей раннего возраста
средствами развития предметно пространственной среды.
Детство – пора поисков ответов на разные вопросы. На протяжении всего дошкольного детства наряду с
игровой деятельностью огромное значение для развития ребенка приобретает познавательная деятельность,
которая представляет собой главным образом, поиск знаний самостоятельно или под тактичным руководством
взрослого в процессе сотрудничества.
На сегодняшний день развитие познавательных способностей, активности детей дошкольного возраста -
одна из актуальных проблем современности. Существует мнение, что нужно как можно раньше научить ребенка
читать, считать. Однако важнее развить у него мышление, внимание, речь, пробудить интерес к окружающему
миру, сформировать умение делать открытия и удивляться им.
Китайская пословица гласит «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».
Это отражает всю сущность окружающего мира. Усваивается все прочно только тогда, когда ребенок слышит,
видит и делает сам. Одним из эффективных методов работы является исследовательская деятельность, а именно
экспериментирование.
Познавательно-исследовательская
деятельность
зарождается
в
раннем
детстве,
поначалу
представляя
собой простое, как будто бесцельное
экспериментирование, с вещами, в ходе которого дифференцируется
восприятие,
возникает
простейшая
категоризация
предметов
по
цвету,
форме,
назначению,
осваиваются
сенсорные эталоны, простые орудийные действия.
Исследовательская активность - естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира,
он хочет его познавать.
Задача педагога - не пресекать исследовательскую, поисковую активность детей, а наоборот, активно
помогать!
Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных
практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и
практическое упражнение в их воспроизведении позволяет детям стать первооткрывателями, исследователями
того мира, который их окружает. Дошкольникам свойственна ориентация на познание окружающего мира и
экспериментирование с объектами и явлениями реальности.
Уже с раннего возраста ребенок приступает к активному познанию большого мира. Постигать этот мир
только посредством слова ребенку очень сложно, так как многие понятия и явления, которые он пытается
осмыслить и постичь, сложны, противоречивы и идут вразрез
с его личным опытом. Для формирования у
ребенка правильного, неискаженного представления о мире слову педагога нужна серьезная поддержка в виде
различных средств наглядности: специального оборудования, картин и иллюстраций, наглядных пособий, книг
и многое другое, одним словом предметно – пространственная развивающая среда.
Развитие
ребенка
зависит
от
того,
где,
в
каком
окружении
он
растет,
кто
его
воспитывает
и
как
организовано
воспитание.
Окружающая
среда,
в
которой
живет
ребенок,
может
быть
монотонной,
неординарной, разнообразной, меняющейся. Ее
правильная организация
и умелое включение
ребенка в
процесс активного взаимодействия с окружающими миром составляют важную сторону педагогической работы
в детском саду и начинать создавать такую развивающую среду необходимо уже с группы раннего возраста.
Каждый ребенок в своем развитии испытывает несомненное влияние со стороны семьи, ее быта, культурных
предпочтений, формы занятости старших и содержания семейных досугов. В настоящее время доказано, что
многие достижения зрелой личности, так же как и ее трагедии, закладываются в первые месяцы и годы жизни
человека. Обогащенный
процесс
развития личности в раннем возрасте
- это
гарантия физического
совершенствования,
обновления и дальнейшего
обогащения интеллектуального
и духовного потенциала
общества.
Важнейшим
механизмом
полноценного
развития
личности,
начиная
с
раннего
детства,
является
деятельность
ребенка,
ее
разнообразные
виды:
игра,
общение,
труд,
конструирование,
учебная,
художественная, двигательная
и другие.
На разных этапах
воспитания те или иные виды деятельности
выступают в качестве ведущих: в период раннего детства - предметная деятельность (в быту, игре и т. д.) [112].
Для
обеспечения
подлинного
развития
познавательной
активности
детей
раннего
возраста,
необходимо
единство развивающей предметно – пространственной среды и содержательного общения взрослых и детей.
Развивающая предметно – пространственная среда функционально моделирует, когда с ней или в ней дети
начинают действовать. Иными словами, развивающая среда строится с целью предоставления детям как можно
больше возможностей для активной целенаправленной деятельности, в том числе и развитию познавательной
активности, т. е. ребенок
действует, значит, он активен, он развивается, вследствие этого и формируется
личность. [112].
Каждая деятельность служит у ребенка удовлетворению каких-либо потребностей. Потребности ребенка
всегда социально обусловлены, но среди
них можно
выделить
потребности различной направленности:
витальные,
направленные на
жизнеобеспечение;
познавательные, определяемые родовым человеческим
качеством искать и исследовать новое в своем окружении, близком и далеком; общественные - потребность в
общении с другими людьми и другие.
Потребность ищет свой предмет, который бы отвечал данной потребности, удовлетворял
бы его. Так,
познавательная
потребность
удовлетворяется
лишь
там,
где
ее
предмет
(материальный
или
духовный)
неисчерпаем.
Для удовлетворения этой и других потребностей ребенку необходимы объекты деятельности, в которых
для него есть какая-то интересная цель. Эта цель направляет действия ребенка. Цель, в свою очередь, всегда
дана, как писал А. Н. Леонтьев, в определенных условиях. [13-21]. Применительно к проблеме развивающей
предметно
–
пространственной
среды
это
положение
конкретизируется
через
проблемность
предметной
ситуации действий ребенка. Пример этого - любая головоломка, интересная полоса препятствий на спортивно-
игровой
площадке
или
модульно
игровая
среда.
Каждому
опытному
воспитателю
ясно,
что
основным
развивающим моментом перечисленных средств является их проблемность, состоящая в том, что ребенок,
действуя с ним, обнаруживает и практически решает целый комплекс задач, возникающих у него
по роду
деятельности. Иногда он и сам ставит себе эти задачи (особенно благодатна в этом плане игра), ищет способы
достижения
той или иной цели, что является
его первыми шагами творчества, порождает инициативу,
активизирует уже имеющиеся знания.
Таким образом, предметная среда
в целом или ее отдельные
фрагменты – это всегда поле детской
деятельности Хорошая развивающая предметно – пространственная среда тем и моделирует функциональное
развитие деятельности ребенка, развивает
познавательную активность ребенка раннего возраста, что в ней
заложена «информация», которая сразу себя не обнаруживает полностью, а побуждает ребенка к поиску.
Таким образом, в детском учреждении, где созданы указанные выше возможности, дети не слоняются без дела,
не страдают от отсутствия впечатлений, а стремятся к содержательному деловому и личностному общению со
сверстниками и взрослыми. Проблемность предметной ситуации деятельности порождает у детей вопросы,
питает их инициативу, воображение, побуждает к творчеству. Можно с уверенностью сказать, что развитие
познавательной активности успешнее проходит в том детском учреждении, где создана развивающая предметно
– пространственная среда и педагогический коллектив
ее активно использует. А так как ранний возраст
наиболее синзетивен, как говорилось выше, то и организацию развивающей предметно – пространственной
среды необходимо создавать уже в группах раннего возраста. [152].
К настоящему времени можно выделить две концепции предметно - развивающей среды в детских садах.
Первая была разработана учеными в центре «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца под руководством С. Л.
Новоселовой и была представлена в 1995 году. Концепция, в целом, основывается на деятельном подходе. Автор
концепции
обращает
внимание,
что
культурное
окружение
и
предметная
среда
являются
мощным
обогащающим
фактором
детского
развития.
Концепция
предусматривает
создание
вариативных
дизайн
-
проектов развивающей предметной среды детских садов, школ и других учреждений для детей. Разрабатывая
базовые компоненты развивающей
предметной среды дошкольных образовательных учреждений и учебно-
воспитательных комплексов, автор выделяет определенные требования к развивающему характеру предметной
среды, ее вариативности.
Принципы построения развивающей среды в концепции С. Л. Новоселовой:
1.
Развивающий характер.
2.
Вариативность среды.
3.
Обеспечение
составных
элементов
среды,
соотносимости
с
макро
–
и
микро
–
пространством
деятельности среды.
4.
Комфортность среды.
5.
Проблемность предметной среды.
Вторая концепция разработана научным коллективом под руководством В. А. Петровского и опубликована в
1989 году. В этой концепции получили дальнейшее развитие основные идеи общей концепции дошкольного
воспитания применительно к организации условий жизни детей в детском саду, сформулированы принципы
построения предметной среды. Принципы, направлены на создание благоприятных условия для реализации
личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка. Это означает, что стратегия и тактика
построения жилой среды определяется особенностями личностно - ориентированной
модели воспитания.
Основные положения личностно – ориентированной модели обнаруживают себя в следующих принципах
построения развивающей среды в детском саду.
1.
Принцип дистанции, позиции при взаимодействии. Реализация в среде детского сада требует создания
условий, позволяющие и взрослому и ребенку установить контакт, а для его осуществлений
найти верную
дистанцию и занять правильную позицию.
2.
Принцип
активности,
самостоятельности,
творчества.
В
детском
саду
должна
быть
возможность
развития у детей активности взрослыми. Она должна провоцировать возникновение и развитие познавательных
процессов ребенка, его волевых качеств, эмоций и чувств.
3.
Принцип стабильности-динамичности развивающей среды. В проекте среды детского сада должна быть
заложена возможность ее изменений, ребенку необходимо предоставить возможность менять окружающую
среду, вновь и вновь созидать ее в соответствии со своими вкусами и настроениями.
4.
Принцип комплексирования и гибкого зонирования. Жизненное пространство в детском саду должно
быть таким, чтобы оно давало возможность построения непересекающихся сфер активности. Это позволит
детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься одновременно разными видами
деятельности, не мешая друг другу.
5.
Принцип
эмоциогенности
среды,
индивидуальной
комфортности
и
эмоционального
благополучия
каждого ребенка и взрослого. В среде
детского сада и взрослый, и ребенок, должны чувствовать себя
комфортно и иметь возможности для развития своей личности.
6.
Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды. Дети
должны иметь возможность воспринимать в среде детского сада различные
культуры и различные стили
искусства, а также иметь возможность самим заниматься художественным творчеством.
7.
Принцип открытости-закрытости. Проекты детских садов должны иметь
характер открытой, не
замкнутой системы, способной к изменению, корректировке, развитию. Принцип открытости – закрытости
представлен в нескольких аспектах: открытость Природе, проектирование, способствующее единству Человека
и Природы; открытость Культуре в ее прогрессивных проявлениях; открытость Обществу; открытость своего
«Я», собственного внутреннего мира.
Предложенные принципы и рекомендации к их осуществлению являются своеобразным руководством к
реализации в детских садах личностно-ориентированного подхода воспитания детей, но вне данного подхода,
развивающая среда, построенная по этим принципам, как отмечают авторы проекта, превратиться в «мертвую,
претензионную, дорогостоящую игрушку».
Таким образом, рассмотренные концепции развивающей предметно-пространственной среды показывают
разнообразие концептуальных подходов. Эти подходы неодинаковы, они дополняют друг друга.
Одним из необходимых условий образования дошкольников в условиях ФГОС ДО становится создание
развивающего пространства, способствующего формированию личности каждого ребёнка, полноценному его
развитию
в
соответствии
с
индивидуальными
способностями
и
склонностями,
становлению
гуманных
отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
В
соответствии
с
ФГОС
ДО
и
общеобразовательной
программой
ДОО
развивающая
предметно-
пространственная среда создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его
возможностей, уровня активности и интересов. Для выполнения этой задачи РППС должна быть:
- содержательно-насыщенной – включать средства обучения (в том числе технические), материалы (в том числе
расходные), инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить
игровую,
познавательную,
исследовательскую
и
творческую
активность
всех
категорий
детей,
экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе развитие
крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей
во взаимодействии с предметно пространственным окружением; возможность самовыражения детей;
-
трансформируемой
–
обеспечивать
возможность
изменений
РППС
в
зависимости
от
образовательной
ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей;
-
полифункциональной
–
обеспечивать
возможность
разнообразного
использования
составляющих
РППС
(например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов) в разных видах
детской активности;
-
доступной
–
обеспечивать
свободный
доступ
воспитанников
(в
том
числе
детей
с
ограниченными
возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды
детской активности;
- безопасной – все элементы РППС должны соответствовать требованиям по обеспечению надѐжности и
безопасность их использования, такими как санитарно-эпидемиологические правила и нормативы и правила
пожарной безопасности. [ ].
Определяя
наполняемость
РППС,
следует
помнить
о
концептуальной
целостности
образовательного
процесса. Для реализации содержания каждого из направлений развития и образования детей ФГОС ДО
определяет пять образовательных областей социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие,
речевое
развитие,
художественно-эстетическое
развитие
и
физическое
развитие.
Принимая
во
внимание
интегративные качества образовательных областей, игрушки, оборудование и прочие материалы для реализации
содержания одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации содержания других
областей,
каждая
из
которых
соответствует
детским
видам
деятельности
(игровой,
двигательной,
коммуникативной,
познавательно-исследовательской,
изобразительной,
конструирования,
восприятия
художественной литературы и фольклора, музыкальной и др.).
Также
при
организации
РППС
взрослым
участникам
образовательного
процесса
следует
соблюдать
принцип
стабильности
и
динамичности
окружающих
ребенка
предметов
в
сбалансированном
сочетании
традиционных
(привычных)
и
инновационных
(неординарных)
элементов,
что
позволит
сделать
образовательный
процесс
более
интересным,
формы
работы
с
детьми
более
вариативными,
повысить
результативность дошкольного образования и способствовать формированию у детей новых компетенций,
отвечающих современным требованиям.
В то же время, следует помнить о том, что пособия, игры и игрушки, предлагаемые детям, не должны быть
архаичными, их назначение должно нести информацию о современном мире и стимулировать поисково-
исследовательскую детскую деятельность.
Для обеспечения ребенку свободного выбора предметов и оборудования РППС, возможности действовать
индивидуально
или
со
сверстниками,
при
формировании
РППС
необходимо
уделять
внимание
ее
информативности, предусматривающей разнообразие тематики материалов и оборудования . [6-7].
Развивающая
предметно-пространственная
среда
—
это
организованное
жизненное
пространство,
способное
обеспечить
социально-культурное
становление
дошкольника,
его
способностей,
удовлетворить
потребности актуального и ближайшего творческого развития ребёнка.
Из этих
принципов вытекают требования к организации развивающей предметно-пространственной
среды, которые необходимы для успешного развития и воспитания ребенка.
Библиографический список
1.
Теплюк С. Н., Лямина Г. М., Зацепина М. Б. «Дети раннего возраста в детском саду».
Программа и методические рекомендации. – 2-е изд. , испр. и доп. – М. : Мозаика-Синтез, 2007.
- с.112.
2.
Павлова Л. Н., Волосова Е.Б, Пилюгина Э.Г. «Раннее детство: познавательное развитие».
Методическое пособие. – М. : Мозаика-Синтез, 2006. – с.152.
3.
Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Рабинович П.Д., Марич Е.М. Организация
развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным
государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические
рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и
родителей детей дошкольного возраста / О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова, П.Д.
Рабинович, Е.М. Марич. – М.: Федеральный институт развития образования, 2014. С. 6-7.
4.
Леонтьев А.Н. «О формировании способностей» /А.Н. Леонтьев, - М.: Педагогика, 1996г. С. 13-
21.
5.
Федеральный
государственный
стандарт
дошкольного
образования
:
Письма
и
приказы
Минобрнауки, - М: ТЦ Сфера, 2015г.