Основные формы рельефа Земли. Горы суши. Практическая работа "Установление взаимосвязей между строением земной коры и формами рельефа, определение их геологического возраста".
Автор: Котницкая Светлана Ивановна Должность: учитель географии Учебное заведение: "Медико-биологический лицей" Населённый пункт: город Симферополь Наименование материала: урок по географии Тема: Основные формы рельефа Земли. Горы суши. Практическая работа "Установление взаимосвязей между строением земной коры и формами рельефа, определение их геологического возраста". Раздел: среднее образование
Цели:
Систематизировать и углубить знания учащихся об основных формах
рельефа и их классификации по высоте, возрасту и внешнему виду;
Расширить первичные умения характеризовать географическое
положение гор по физической карте, составлять их характеристику.
Научить находить в разных источниках информацию, необходимую для
изучения гор, и анализировать ее.
Развивать практические навыки работы с картой, умение использовать
полученные
знания,
воспитывать
географическое
творческое
мышление.
Ожидаемые результаты:
Предметные: формирование
представлений
об
основных
формах
рельефа и их классификации по высоте, возрасту.
Метапредметные:
применение знаково-символических действий при
работе с контурной картой.
Коммуникативные: формирование умений работать в группах.
Регулятивные: умение нести ответственность за собственный выбор и
результаты своей деятельности.
Личностные: развитие
навыков
самостоятельной
работы
при
выполнении заданий.
Познавательные: умение проводить рефлексию своей деятельности.
Тип урока: комбинированный.
Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Оборудование: физическая карта полушарий, контурная карта полушарий,
учебники, иллюстрационный материал, контурные карты и атласы география
6 класс.
УМК: Учебник для 5-6 кл. общеобразовательных учреждений/А.И. Алексеев,
В.В. Николина, Е.К. Липкина (Полярная звезда); 2014г.
Ход урока:
1.
Организационный
этап (приветствие
учащихся,
фикс ация
отсутствующих, проверка готовности необходимых для урока учебных
принадлежностей, создание благоприятной психологической ситуации,
ориентирование на успешную плодотворную деятельность).
2.
Постановка цели занятия перед учащимися. Целеполагание:
Учитель подводит учащихся к самостоятельному формулированию целей
и задач урока, совместно определяют место урока в разделе. Применяется
метод иллюстрации и демонстрации, беседа.
Учитель: предоставляет иллюстрационный материал, характеризующий
формы рельефа, и исходя из ответов учащихся, совместно формулируют
тему урока и цели урока, создает готовность к предстоящей деятельности.
Записывается в тетради число и тема урока: «Главные формы рельефа Земли.
Горы суши».
3.
Актуализация знаний учащихся:
Географическая разминка.
Учащиеся задают друг другу вопросы по физической карте полушарий,
определяя положение крупнейших равнин.
Дальнейшая работа происходит по предложенным вариантам:
Вариант 1
Географический кросс.
Закончить предложение.
1. Равнины, абсолютная высота которых не превышает 200 м,
называются…
2. Вторичные равнины образуются на месте…
3. Наносами рек образованы такие равнины, как…
4. На территории России крупнейшими низменностями являются…
5. Горные породы, которые слагают равнины, имеют, как правило,
происхождение… .
Вариант 2
Игра « Верю – не верю»
Учащимся предлагается ответить на вопросы, которые начинаются со слов «
Верите ли вы, что …». Игра может проводиться со всем классом или в
группах. В первом случае учащиеся дают краткие ответы, в
другом –
развернутые, аргументированные.
1)
Верите ли вы, что
в мире
наибольшие площади занимают
равнины?
2)
Верите ли вы, что некоторые из равнин могут образовываться на
месте разрушенных гор?
3)
Верите ли вы, что все равнины на физической карте обозначены
зеленым цветом?
4)
Верите ли вы, что дно древнего моря может стать равниной?
5)
Верите ли вы, что в формировании Прикаспийской низменности
«брала участие» река Волга?
Вариант 3
Проблемный вопрос.
1) Почему равнины наиболее заселены и освоены человеком, чем горы, а ведь
в
горной
местности
самый
чистый
воздух
и
наибольшее
количество
долгожителей?
Учащиеся
воспроизводят
полученные
знания,
осознают
их,
обобщают
факты,
связывают
старые
знания
с
новыми
усвоенными
и
закрепляют
материал предыдущих уроков, отвечая на вопросы:
- Что такое рельеф?
-Под воздействием каких процессов формируется рельеф?
- Что относится к внутренним и внешним силам и к чему они приводят?
4.
Мотивация
Вступительное слово учителя.
Владимир Высоцкий в одной из своих песен
написал такие строки: «
Лучше гор могут быть только горы, на которых еще не бывал». Много
альпинистов
утверждают,
что
нет
ничего
прекраснее
в
мире,
чем
застывшая красота горных вершин. И несмотря на то, что альпинистов в
горах
часто
подстерегает
опасность,
они
снова
и
снова
стремятся
покорить новые, более неприступные высоты. Чем же так манят горы? На
сегодняшнем уроке мы попробуем раскрыть некоторые тайны природы,
выяснив,
как
образуются
горы,
какие
процессы
берут
участие
в
их
формировании, где на Земле можно увидеть высочайшие горные вершины.
5. Изучение нового материала.
1. Горы и их классификация.
Работа с учебником и дополнительным раздаточным материалом.
Задание.
1)
Дайте определение понятиям: горы, горная долина, горный хребет,
горная страна. Запишите эти определения в тетрадь.
2)Составьте схематический рисунок строения горы.
Подпишите: подножье горы, вершину и склон.
– Что же такое вершина?.. Склон?.. Подошва?.. (выводятся определения)
Вершина – самая верхняя часть горы, макушка горы.
Склон – расстояние между вершиной и подошвой.
Подошва – переход склона (горы) в равнину.
Подпишите составные части горы на рисунке в своих раздаточных
листках.
3)
Заполните таблицу « Классификация гор»
(предполагаемая таблица)
По высоте
По
происхождению
По внешнему
виду
По возрасту
- Низкие (до
1000м): Урал,
Крымские
- Средние (1000-
2000 м):
Скандинавские,
Карпаты
- Высокие
( свыше 2000 м):
Гималаи, Анды
- Тектонические
(образуются
вследствие
движений
литосферных
плит)
Складчатые,
складчато-
глыбовые.
Гималаи, Альпы,
Анды,
Кордильеры
- Вулканические
(связаны с
процессами
вулканизма) влк.
Килиманджаро
(Африка)
- С
заостренными
вершинами:
Гималаи,
Альпы, Кавказ
- С округлыми
вершинами:
Карпаты
- С плоскими
вершинами:
Крымские
-Молодые
(процесс
горообразования
еще не завершен,
приблизительно
моложе 60 млн.
лет): Альпы,
Памир
- Старые (возраст
образования
превышает 60
млн. лет): Урал,
Скандинавские
2. Характеристика отдельных горных систем.
Работа в группах.
Учитель объединяет учеников в группы, знакомит их с порядком работы,
критериями оценивания, требованиями к графическому изображению гор
на контурных картах и правильности их текстового обозначения.
Каждая
группа
должна
составить
описание
определенного
горного
массива ( по выбору учащихся), подписать его на контурной карте и
данную работу оформить в виде предложенной таблицы:
План характеристики
Характеристика
горного массива (в
сопровождении
учителя)
Характеристика горного
массива
(самостоятельно)
1.Географическое
положение: на каком
материке и в какой его
части расположены(-а)
2.Какие географические
объекты окружают (по
сторонам горизонта)
3. Используя масштаб
карты, рассчитайте
протяженность объекта,
например: Север - Юг
Запад – Восток
4.Максимальная и средняя
высота
5.Природные особенности в
пределах данного объекта
3. Практическая работа
«Установление взаимосвязей между строением
земной
коры
и
формами
рельефа,
определение
их
геологического
возраста».
Цель:
закрепить
знания
о
расположении
крупнейших
тектонических
структур
и
форм
рельефа
Земли;
научиться
правильно
обозначать
на
контурной карте объекты географической номенклатуры.
Ход работы
1.
На контурной карте « Физическая карта мира» обозначьте штриховкой
те районы суши, где проходят сейсмические пояса и в рельефе им
соответствуют
горы.
Перечислите
крупнейшие
горные
системы,
которые оказались в районах расположения сейсмических поясов.
2.
Используя карту строения земной коры и физическую карту мира,
определите участки земной коры и крупные формы рельефа, которые
им соответствуют. Заполните таблицу ( по образцу)
Участок земной
коры
Формы рельефа
Название
Геологическое
время
образования
Древние
платформы
Сибирская
Плоскогорье(равнина)
Среднесибирское
Докембрий –
древнейший
участок земной
коры.
Молодые
платформы
Области
складчатости
3. Вывод.
(В ходе выполнения практической работы учащиеся сопоставляют
карты атласа, заполняют таблицу и в результате приходят к выводу , что
древним
платформам
в
рельефе
соответствуют
равнины,
а
областям
складчатости, как правило, нагорья и горы разной высоты. Наибольшие
горные системы образуются в местах столкновения литосферных плит.)
6. Этап закрепления изученного
Для закрепления учебного материала проводится короткая игра. В форме
фронтальной
работы
проверяется
активность
класса
и
умение
быстро
ориентироваться в физической карте мира.
Географический тренинг. Игра "Самые - самые"
Задание: Работая
с
физической
картой
полушарий
(атлас
стр.14)
найдите
ответ.
1.
Самые длинные горы на Земле. (Анды)
2.
Самые высокие горы на суше. (Гималаи)
3.
Самая высокая гора мира. (Джомолунгма или Эверест)
4.
Самая большая горная страна в Азии. (Тибет)
5.
Самая высокая вершина Кавказских гор. (Эльбрус)
7. Этап контроля и самоконтроля
Для проверки усвоения знаний по теме проводится короткая проверка.
Самостоятельная работа по рядам в течение 3-4 минут, по окончании
самопроверка.
Учащимся предлагается выполнить самостоятельно задания по рядам.
Работают в паре.
1 РЯД.)
Найти соответствие между горами и материком, показать его стрелками.
Гималаи
Кордильеры
Анды Северная Америка
Уральские Австралия
Драконовы Евразия
Большой Водораздельный хребет Африка
Кавказ Южная Америка
Атлас
2 РЯД.) Найти соответствие между горами и вершиной, показать его
стрелками.
Гималаи Народная
Кордильеры Косцюшко
Анды Мак-Кинли
Уральские Эльбрус
Большой Водораздельный хребет Аконкагуа
Кавказ Эверест
3 РЯД.) Напишите название гор, одна из точек которых имеет координаты:
А) 30о с.ш 80о в.д. - Гималаи
Б) 40о с.ш. 110о з.д. - Кордильеры
В) 60о с.ш. 60о в.д. - Уральские
8. Подведение итогов урока
– Что нового вы узнали сегодня на уроке? Какие формы работы вам
больше всего понравилось? ( беседа с учениками)
Выставление оценок за урок.
9. Объяснение домашнего задания.
Дидактическая
задача
этапа:
сообщить
учащимся
о
домашнем
задании,
разъяснить
методику
его
выполнения,
дать
возможность
проявления
творческих способностей для повышения мотивации учения и интереса к
предмету
§ 25, задание 3,5 письменно.
Составить кроссворд из 5-6 названий гор и горных систем.
10.Этап рефлексии
Для самооценки своей учебной деятельности на уроке, анализа самого себя,
своего
психологического
состояния
и
своих
достижений
применяется
игровой момент.
Изобразите в тетради в виде смайла ваше настроение на уроке. Оцените свою
работу на уроке и поставьте в тетради себе оценку за весь урок.