Автор: Ахмадуллин Альберт Назирович Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МАОУ "Гимназия № 16" Населённый пункт: г. Уфа, Республика Башкортостан Наименование материала: Методическая статья Тема: "Достучаться до сердец..." Раздел: полное образование
Ахмадуллин Альберт Назирович
учитель русского языка и литературы МАОУ «Гимназия № 16» гор. Уфы
Республики Башкортостан.
Общий педагогический стаж – 15 лет.
Тема самообразования: «Формирование нравственных основ на уроках русского языка и
литературы».
Достучаться до сердец…
Научить и душой обогреть –
в этом учительской профессии суть…
Нравственность… Каждый по-своему понимает это слово… Уважение к старшим,
любовь к родине, память об ушедших поколениях, бережное отношение к окружающему
миру
и
постоянное,
неустанное,
душевное,
личностное
совершенствование
каждого
разумного человека…
Безусловно,
современный
мир
с
его
стремительным
потоком
полон
неожиданностей, опасностей, жестокости… Как не потеряться в этом хаосе? И чтобы не
раствориться в этом безликом и неустойчивом мире, человеку необходимо иметь основу –
стержень, благодаря которому человек и остаётся человеком. А кто поможет ему в этом с
самых ранних лет? Конечно учитель! Миссия учителя состоит в том, чтобы своим словом
преподать самую трудную на свете науку – быть и оставаться высоконравственными
людьми.
Профессия
учителя
от
Бога,
а
все
профессии
от
учителя…
Какая
глубина
и
философия заложена в этих словах! Труд учителя сродни труда хлебороба и строителя – из
зёрен добра и справедливости выращивает он души учеников, из кирпичиков знаний
складывает их разум, помогает найти свой путь в жизни, свой гражданский долг…Учитель
формирует фундамент знаний своих учеников, основы нравственного мировоззрения и
характера
как
никакая
другая
профессия,
учитель
работает
на
завтрашний
день,
воспитывая человека своей страны.
Учитесь делать из себя людей,
И только в этом – ваше оправданье…
В
этих
незамысловатых
строках
великого
башкирского
поэта
Мустая
Карима
говорится
о
том,
что
человек
не
должен
стоять
на
месте,
а
постоянно
расти
и
совершенствоваться, не забывая о своём нравственном начале. Именно учитель помогает
формирующейся личности идти по ступенькам взросления…
Каждый раз, входя в класс и начиная урок, я всматриваюсь в глаза своих учеников.
У каждого из них своё мышление и мировоззрение, свой путь на этой земле. Я учу их
мыслить
сопереживать,
чувствовать,
видеть
прекрасное,
отличать
добро
от
зла,
справедливость
от
подлости,
благородство
от
ничтожества…
Вместе
с
детьми
мы
отправляемся в прекрасный мир книг величайших авторов, чьи имена вписаны золотыми
буквами в сокровищницу мировой литературы…
Литература
–
учебник
жизни.
В
этом
предложении
заключается
одна
и
из
непреходящих
человеческих
истин
–
учиться
жить,
вбирая
в
себя
самое
лучшее
и
прекрасное, что есть в этом неспокойном мире.
Воспитание нравственности в человеке немыслимо без уважения и любви к своему
отечеству. Я внушаю ребятам мыль о том, что нельзя быть Иванами-непомнящими… Для
того, чтобы быть истинными патриотами своей страны, нужно помнить её историю и
культуру. И снова возвращаюсь к творчеству Мустая Карима:
За правдой я по свету не брожу
С весами справедливости в руках,
Я истину в отчизне нахожу,
В её полях, озёрах родниках…
В этих поэтических строках Мустая Карима видно отношение человека к природе,
земле, к родному краю – истина глубоко нравственная и гражданская. Это одна из
наиболее значимых непреходящих ценнстей…
Я пытаюсь помочь ученику найти своё «Я», получив возможность раскрыть свои
способности. А лучшим помощником здесь остаётся литература… Я призываю своих
учеников быть всегда с искусством слова, открывая для себя каждый раз что-то новое,
когда им хорошо в жизни, а когда не очень. Я надеюсь, что они привьют свою любовь к
чтению и своим детям.
Достучаться до сердец… Я хочу верить, что это мне удаётся…